Научная статья на тему 'Образовательно-воспитательный потенциал проектной деятельности студентов в воспитательной работе куратора педагогического вуза'

Образовательно-воспитательный потенциал проектной деятельности студентов в воспитательной работе куратора педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРАТОР / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Текина К.В.

В работе произведена оценка эффективности использования проектной деятельности в работе со студентами вуза. Рассмотрено современное понимание кураторства и роль куратора в реализации проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательно-воспитательный потенциал проектной деятельности студентов в воспитательной работе куратора педагогического вуза»

УДК: 37.037.1

Текина К.В.

старший преподаватель, Филиал ГСПИ в г. Железноводске, Россия

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КУРАТОРА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В работе произведена оценка эффективности использования проектной деятельности в работе со студентами вуза. Рассмотрено современное понимание кураторства и роль куратора в реализации проектов.

Ключевые слова: куратор, проектная деятельность, образование, студент.

В современных условиях реформирования образования главной целью становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Профессиональные знания, умения и навыки студентов являются лишь инструментом, способным принести обществу не только пользу, но и вред в зависимости от того, каковы нравственные качества профессионала.

В Филиале СГПИ в г. Железноводске большое внимание уделяется кураторам, деятельность которых направлена на формирование личности студентов. Большая часть абитуриентов поступает в педагогические вузы с отсутствующей или «размытой» профессиональной ориентацией. Очевидно, что в этой усложнившейся ситуации резко возрастает роль кураторов академических групп, особенно на младших курсах. Для воспитания студентов и формирования их профессиональной ориентации сложно и практически невозможно найти готовые решения проблем. Методы и формы работы кураторов во многом зависят от их опыта, авторитета, характера. Но ясно одно: хороших результатов куратор может добиться только при каждодневной, добросовестной работе и при индивидуальном подходе к каждому студенту. Традиционно деятельность куратора академической студенческой группы охватывает решение вопросов, связанных с учебным процессом в вузе, внеучебной деятельностью студентов, индивидуальными проблемами студентов, межличностными отношениями в группе, включением студентов в социально значимую и общественную деятельность.

Куратор сегодня — это педагог-профессионал, организующий через разнообразные виды деятельности систему отношений в академической группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса социализации, защиту интересов студентов. Для того, чтобы успешно реализовать задачи, стоящие перед куратором, ему необходимо уметь организовывать эффективное взаимодействие со студентами, решать возникающие конфликтные ситуации, знать возрастные и личностные проблемы и затруднения, с которыми сталкиваются молодые люди. Не секрет, что большинство из них носят психологический характер и требуют в своем решении опоры на психологические знания. Обращение к истории вопроса показывает, что потребность в кураторе как направляющем педагоге, сопровождающем процесс профессионального становления будущего специалиста, существовала всегда [1, с. 45].

Куратор — (лат. сш^юг, от cura — попечение) прежнее название попечителя университета. Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященных кураторской работе, является «Инструкция для кураторов Томского технологического института», утвержденная в 1903 г. Императором Николаем II. В ней была обозначена основная функция куратора «ходатайствовать перед академическими органами

об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, а также заботиться об удовлетворении духовных и материальных потребностей студентов, в том числе устройства научных и литературных кружков, учреждения кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир». Прошло более ста лет, но потребность в работе куратора не отпала, а, наоборот, возросла. Практика работы учреждений образования, история высшей школы и педагогики свидетельствуют о приоритетной роли куратора в воспитательном процессе. В Филиале СГПИ в г.Железноводске сложилась следующая модель деятельности куратора со студентами:

1. Целеполагание. Цель — развитие личности студента, создание таких условий, чтобы на каждом занятии формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На занятии — постоянный диалог преподаватель — студент.

2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой студент, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — студент. Педагог специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность студента. Студент является субъектом учебной деятельности. Деятельность идёт не от преподавателя, а от студента. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения «педагог — студент» субъект — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей студента, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Важно отметить, что практически все существующие образовательные технологии являются ориентированными на формирование личностного опыта студентов.

В своей деятельности мы выделили основные направления работы куратора академической группы:

1. Проведение мероприятий по профилактике правонарушений, в т.ч. ознакомление группы с: Уставом института; правами и обязанностями студентов; Правилами внутреннего распорядка Филиала института, приказами ректора института, в области профилактики правонарушений.

2. Проведение мероприятий, направленных на социальную поддержку студентов, ознакомление студентов с Положением о стипендиальном обеспечении студентов; Положением о стипендиальной комиссии; материалами по социальной поддержке льготных категорий студентов (сироты, инвалиды, матери-одиночки и т.д.); иная текущая информация в области социальной поддержки и защиты студентов.

3. Помощь в организации работы студенческого актива группы.

4. Проведение внутригрупповых мероприятий, в том числе: по сплочению коллектива; культурных (походы в театры, кино, выставки); спортивных (участие в соревнованиях в качестве участников или болельщиков); развлекательных; дискуссионных (тематических, по разбору сложных ситуаций).

5. Информирование студентов: о факультетских, вузовских, городских и иных (научных, культурно-массовых, спортивных, просветительских, досуговых и т.д.) мероприятиях; о документах, регламентирующих студенческую жизнь.

6. Работа с родителями студентов.

7. Помощь студентам в решении ряда вопросов, в том числе: жилищно-бытовых (поселение в общежитие); вопросах назначения стипендии (академической, социальной) [2].

Советом кураторов, отделом социально-воспитательной работы Филиала института, были выработаны требования к куратору:

- постоянное участие в жизни группы в течение учебного года;

- помощь в решении проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;

- контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов, проверка журнала посещаемости, посещение учебных занятий, беседы с преподавателями;

- помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;

- знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в группе;

- привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;

- приобщение к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;

- индивидуальная работа со студентами, как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в вузе, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин [1, с. 54].

Опыт нашей работы показал, что куратор группы должен уделять внимание вопросам взаимодействия студентов с сокурсниками, с преподавателями, личным проблемам студентов; работе с родителями, доведение до их сведения необходимой информации о посещаемости (не посещаемости), успеваемости (неуспеваемости), поведении студента в вузе; этическое и эстетическое воспитание студентов в группе; контроль за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими, правил внутреннего распорядка в институте; привитие интереса к культуре и искусству.

Куратору необходимо организовывать и проводить со студентами часы профессионального становления, направленные на развитие их личностных и профессиональных качеств; также необходимо вместе с группой принимать участие в мероприятиях, организуемых на факультете и в институте, а также за его пределами. Куратор в течение учебного года организует также внутригрупповые мероприятия, мероприятия между группами и курсами. Формы данных мероприятий: посещение культурных мест городов КМВ: театров, выставок, музеев; спортивные (футбол, волейбол, лыжные прогулки и т.д.); пешие походы, выезды на природу; поездки в другие города, по историческим местам; интеллектуальные игры; Дни именинников; издание настенной газеты; мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников; дискуссионные клубы и т.д., подведение итогов первого семестра и учебного года.

В последние годы проектная деятельность все шире используется нами в деятельности куратора студенческой группы. Несомненными преимуществами данной технологии в воспитательной деятельности куратора являются ее прикладной характер, огромный потенциал для коллективного творчества, а также развитие способностей каждого студента. Проектная деятельность — технология, направленная на выработку у студентов самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам [3 ].

Проектная деятельность относится к числу инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы профессионального образования; во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции и формировать необходимые профессиональные компетенции; в-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Проектная деятельность реализуется нами в Филиале института как в учебной, так и во внеучебной деятельности. В Филиале реализуются как индивидуальные проекты по отдельным дисциплинам и направлениям работы, так и групповые проекты, реализуемые

«массово» в отдельных группах или на отдельных курсах. Но данные формы работы невозможно использовать без непосредственной поддержки и помощи куратора проекта.

Проектная деятельность содержит:

- анализ проблемы;

- постановку цели;

- выбор средств ее достижения;

- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

- оценка полученных результатов и выводов.

Проектная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.

Целью проектной деятельности является понимание и применение студентами знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора.

В год Литературы в Филиале СГПИ в г.Железноводске для 1 и 2 курсов был реализован литературный театрализованный проект-фестиваль «Литература окрыляет ум и сердце», в котором студенты смогли реализовать свой творческий и актерский потенциал по различным литературным эпохам и инсценировали отдельные произведения русской литературы. Значительная роль в руководстве и разработке проекта была отведена кураторам академических групп, которые направляли деятельность студентов. Этот проект способствовал сплочению групп, повышению сценической культуры студентов, приобщению их к культурному и литературному наследию нашей страны. Являясь одним из видов искусства, — искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель.

Таким образом, роль литературы во все времена и в том числе в современности — помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение [1, с. 88]. Данный проект способствовал решению следующих задач:

- обучение студентов планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование у студентов навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- умение анализировать проблему (креативность и критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формирование позитивного отношения к работе (проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Как показал наш опыт, к результатам проектной деятельности студентов можно отнести:

- повышение мотивации студентов при решении задач;

- развитие творческих способностей;

- формирование чувства ответственности;

- создание условий для отношений сотрудничества между педагогом и студентом.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой наиболее оптимальный

вариант для организации активной деятельности студентов и развития их основных способностей и талантов. Литература помогает студентам понять и постичь самые сложные

и важные вопросы бытия, в произведениях разного времени поднимаются вечные вопросы и проблемы: проблема нравственности, проблема отцов и детей, проблема отношения человека к родине и др. [3]. Проектная деятельность студентов — это объективный процесс созидания действительности, который ведет к преобразованию самого субъекта деятельности и эффективная технология в работе куратора.

Литература

1. Винниченко Н. Л. Педагогические аспекты воспитательной деятельности куратора: учеб.-метод. пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 64 с.

2. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. —

186 с.

3. Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990. — 382 с.

4. Харченко И. И., Бусыгин В. П. Система высшего образования и вызовы модернизации // Экон. развитие России: региональный и отраслевой аспекты. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. — 2007. С. 19-63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.