Научная статья на тему 'Воспитательная работа'

Воспитательная работа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4324
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитательная работа»

Л. ПРОХОРОВА, доцент, начальник Управления по работе со студентами

Развитие процесса воспитания, наряду с обучением, является одним из приоритетных направлений в работе РГСУ. Поэтому в задачи университета входит подготовка не только профессионала, но и богатой духовно-нравственной личности, патриота и гражданина своей страны, способного к самореализации, самовоспитанию, самообразованию, самообучению.

Целью воспитательного процесса является гармоническое развитие личности студента, будущего конкурентоспособного специалиста, формирование у него потребности в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии; создание условий для формирования у каждого студента социально-ценностных качеств, взглядов, убеждений.

Социальный заказ общества в системе высшего профессионального образования выражается в выдвижении главной цели педагогического процесса - всесторонней подготовке человека к успешному труду, решению социально значимых задач, в гармоничном личностно-профессиональном развитии молодого специалиста. Эту цель достаточно определенно понимают все субъекты программы «Воспитание » в РГСУ: профессорско-преподавательский состав, кураторы студенческих академических групп, Ученый совет, ректорат и органы студенческого самоуправления, которые становятся все более активными участниками образовательного процесса. Планирование воспитательной работы осуществляется на основе учета потребностей студентов, а также в соответствии с нормативной базой РФ и университета.

Воспитательным советом РГСУ принята концепция воспитательной работы, в основу которой положено понимание воспитания как создания условий для формиро-

Воспитательная работа

вания и развития личности студента. На основе разработанной концепции формируется целостное, системно образуемое учебно-воспитательное пространство. Направления работы и система формирования учебно-воспитательного пространства конкретизированы по сферам деятельности с учетом индивидуальности, профессиональной ориентации студентов и особых подходов к этому вопросу различных факультетов РГСУ. Факультетские планы воспитательной работы разрабатываются с учетом специфики конкретных условий и представляют собой вариативную составную часть единого плана воспитательной работы, но вместе с тем обладающую особенностями в зависимости от специальностей, форм обучения и курсов. При этом они предусматривают преемственность, дополняемость.

Задачи и направления воспитательной работы в РГСУ эффективно осуществляются через механизм реализации целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации. К числу таких программ относятся программы «Абитуриент», «Духовно-нравственное воспитание членов корпорации РГСУ», «Выпускники», «Патриотическое воспитание студентов, аспирантов и сотрудников РГСУ».

Приоритетными направлениями воспитательной работы являются: развитие творческого потенциала студентов в процессе обучения, укрепление студенческой дисциплины и повышение успеваемости, формирование здорового образа жизни, развитие студенческого самоуправления и студенческой науки, гражданско-правовое воспитание, общественно-полезный труд,

правовая и социальная защита студентов, историко-патриотическое воспитание, воспитательная работа со студентами, проживающими в общежитиях, физкультурноспортивная деятельность, школа творческого актива, культурно-массовая работа.

В реализации воспитательной деятельности особое место занимает поиск наиболее эффективных способов привлечения внимания студентов, пробуждение их активности и повышение результативности педагогического воздействия. Чрезвычайно важным в РГСУ является воспитание корпоративности, сохранение и приумножение традиций и приобщение к ним студентов. Для этого в университете работает музей истории РГСУ, ведется летопись и фотоархив, обновляется галерея лучших педагогов и студентов, проводятся традиционные мероприятия: День знаний, День университета, День студента РГСУ, дни факультетов, выпускные вечера.

При организации воспитательной работы мы стремимся к вовлечению в воспитательный процесс всех структурных подразделений университета; к организации коллективного взаимодействия, творческого сотрудничества, к повышению эффективности воспитательного процесса; оптимальному планированию воспитательной работы на кафедрах, факультетах и других подразделениях университетах; к ориентации на конкретный конечный результат воспитательных усилий; к созданию особого духовно-нравственного климата в университете и доминирующих в нем идеалов, ценностей, традиций, норм и правил, взаимоотношений, обеспечивающих социальную защищенность студен-

тов, формирование морально-психологической атмосферы в академической группе, на курсе, факультете; к эффективному использованию гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе; к сочетанию задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи.

Таким образом, субъектами воспитания выступают органы управления, студенческое самоуправление, преподаватели, кураторы и сотрудники университета.

Ведущая роль в управлении воспитательной деятельности принадлежит ректору и Ученому совету РГСУ, утверждающим руководителей, обеспечивающих организацию и содержание процесса воспитания. Руководство воспитательным процессом осуществляет первый проректор - руководитель учебно-воспитательного комплекса. В 1999 г. создано Управление по работе со студентами. Координирующим органом воспитательной работы в РГСУ является Совет по воспитательной работе, функциями которого являются разработка основных направлений воспитательной работы, руководство деятельностью факультетских и кафедральных структур по организации воспитательной работы, содействие созданию новых организационных форм и

методов работы, обобщение опыта воспитательной деятельности в вузе, разработка рекомендаций по внедрению в учебно-воспитательный процесс новых направлений и технологий воспитания, совершенствование системы воспитания.

В университете созданы и эффективно работают важные для воспитательной работы структуры: Совет ветеранов, Художественный совет, Совет кураторов, профсоюз, кафедра физического воспитания и спорта.

Руководство воспитательным процессом на уровне факультета осуществляет Совет факультета под руководством декана и студенческий совет факультета, основными задачами которых являются реализация направления воспитательной работы со студентами факультета, информационное обеспечение студентов и сотрудников, оказание помощи в формировании и развитии органов студенческого самоуправления на факультете, организация работы кураторов академических групп.

На уровне кафедры руководство воспитательным процессом осуществляют заведующие кафедрами. Для координации и организации воспитательной работы на кафедрах назначены помощники заведующего кафедрой по воспитательной работе из числа профессорско-преподавательского состава. Для организации воспитательной работы с академической группой на 1-м и 2-м курсах назначаются кураторы, организация работы которых осуществляется на основании Положения о кураторе студенческой академической группы.

Всестороннему творческому развитию личности каждого студента способствуют создаваемые в вузе центры. Студенческий центр (в составе которого действуют студенческая редакция газеты и радиовещания, студенческая социальная служба, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», Школа самоуправления) и Социальнокультурный центр, объединивший различные творческие студенческие коллективы. Работа социально-культурного центра ведется по всем направлениям художествен-

ной самодеятельности: эстрадное и хоровое пение, хореография, театр и КВН, оригинальный жанр, изобразительное искусство. Среди творческихколлективов РГСУ есть лауреаты и победители различных фестивалей и конкурсов.

Академический хор РГСУ, объединяющий более 150 студентов, стал лауреатом I степени Международного конкурса хорового искусства им. В. А. Моцарта (Прага, май 2006), обладателем премии «Хрустальная роза» им. В. Розова (октябрь 2005) и участником телевизионной съемки открытия XIII Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос-2006 ». Академический хор под руководством д.ф.н. К. Н. Кострикова участвовал в концерте II Собора славянских народов (апрель 2006, Минск). Солистки Академического хора О. Раева и О. Карпова стали лауреатами XIII Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (апрель 2006).

Женский вокальный ансамбль «Криницы» является лауреатом Международного фестиваля творческой молодежи и студентов, проводимого Министерством культуры Украины (июнь 2006, Ялта).

Студенческий театр РГСУ, объединяющий более 200 студентов, стал лауреатом Театрального фестиваля самодеятельных коллективов Восточного административного округа г. Москвы (апрель 2006) и участником фестиваля «Российская студенческая весна-2006 » (май 2006). Команда КВН «Сборная РГСУ » стала лауреатом III степени турнира КВН на кубок префекта Восточного административного округа Москвы (ноябрь 2006), команда КВН РГСУ «Сборная неудачников » стала обладателем кубка «Надежда сезона» на «Весеннем кубке юмора» XIII Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос-2006 » (апрель 2006). В жанре эстрадного пения лауреатами различных конкурсов являются А. Малахова, Н. Приступа, С. Бочарова, Д. Ходяков, Д. Деняпкина.

В Танцевальном центре занимаются до 300 студентов, в том числе - участники и

победители университетских, городских и всероссийских конкурсов.

Театральная студия «Новый факультет » подготовила и представила несколько спектаклей «А зори здесь тихие», «Анна Франк», «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта » и др.

Творческие коллективы РГСУ проводят большую творческую работу, направленную на духовно-патриотическое воспитание молодежи и студентов. С каждым годом растет профессиональный уровень коллективов и их авторитет не только в России, но и за рубежом.

Одним из условий полноценного активного социального развития личности будущего специалиста является создание различных форм коллективной самоорганизации. В РГСУ при поддержке руководства университета успешно развивается система студенческого самоуправления. Большую роль в приобретении студентами опыта самоорганизации и позитивных действий в социальном окружении играет студенческий совет, избираемый самими студентами (студенческие советы имеются на каждом факультете и в общежитиях). В зависимости от желания, умения, способностей каждый студент - член совета выбирает себе направление, которым руководит в течение года. Среди направлений деятельности -учебная, научная, трудовая, культурномассовая, спортивная, информационная и др. Для того чтобы активисты приобретали навыки организаторской работы и сформировали для себя позитивные нравственные ценности, организуется учеба студенческого актива, во время которой теоретические знания закрепляются самыми разными формами практической деятельности - от игр и тренингов до защиты социальных проектов и организации мероприятий

Студенческий совет РГСУ, обладая широкими полномочиями и реальными возможностями в управлении жизнью университета, принял участие в разработке Коллективного договора, Правил внутреннего трудового и учебного распорядка, Поло-

жения об органах студенческого самоуправления. Студенческий совет РГСУ высказывает свое мнение и вносит предложения по вопросам, касающимся интересов студентов. Например, вопросы дисциплинарных взысканий или поощрений студентов рассматриваются ректоратом с учетом мнения студенческого совета.

Студенческий совет РГСУ, являясь лауреатом (2003) конкурса Министерства образования «Модели организации студенческого самоуправления», принимает активное участие в разработке методических рекомендаций Минобразования по развитию студенческого самоуправления в учебных заведениях России.

Члены Студенческого совета РГСУ заняли лидирующие позиции в городских молодёжных проектах. Руководящие посты в советах по молодёжной политике административных округов города заняли В. Овчинников, А. Авдеев (Восточный административный округ), В. Филиппов, М. Арутюнов, Р. Казаков (Северо-Восточный административный округ), Д. Будкин (Северо-Западный административный округ), Ю. Михайлова (Южный административный округ). Университет имеет наибольшую квоту участия в Студенческом правительстве дублёров г. Москвы. М. Сальникова является дублёром руководителя Департамента социальной защиты населения И. К. Сырникова, а Ю. Михайлова - дублёром префекта Южного административного округа. Студентка университета Д. Бело единогласно признана «Мисс студенческого мира - 2006». Студенческий совет имеет свои средства информации: радио, газету и интернет-сайт. Г азе-та студенческого совета «Студсовет.ги» на Московском фестивале студенческого творчества «Фестос-2006 » отмечена за лучшее отражение социальной тематики на страницах издания и награждена дипломом лауреата во всех номинациях («Лучшая вузовская пресса», «Лучший материал года», «Лучшая социально-политическая статья»), а ее редактор М. Арутюнов на Московском конкурсе молодых профессионалов «Викто-

рия» занял первое место в номинации «Профессионал года ».

В настоящее время в студенческой среде растет понимание собственной роли и значимости в делах университета. С целью роста социальной активности студентов, организации их досуга, функционирования центра вторичной занятости созданы студенческие отряды выходного дня по уборке территории в учебно-образовательном комплексе РГСУ и педагогические отряды. Вопросы правовой и социальной защиты студентов рассматриваются Студенческим советом на основании Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов РГСУ; положений О гранте Ученого совета, О порядке поощрения студентов и аспирантов РГСУ, О дополнительных видах морального поощрения преподавателей, сотрудников и студентов РГСУ, О поддержке молодых студенческих семей и семей с детьми и др. Приказами ректора студенты с ограниченными возможностями, студенты из малообеспеченных семей имеют право на бесплатное питание, материальные дотации, именные стипендии, дополнительные стипендии.

В РГСУ сложилась система стимулирования студентов к отличной учебе, участию во внеучебной деятельности университета, соблюдению норм, правил, традиций университета. По представлению Студенческого совета активисты получают поощрение в различной форме (гранты Ученого совета, дифференциация стипендиального обеспечения, награждение серебряными и золотыми медалями «Гордость и открытие Университета», благодарственные письма родителям, поощрительные поездки, ценные подарки, дотации, материальная помощь и др.). С целью воспитания у студентов более ответственного отношения к учебе, создания в группах здоровых студенческих коллективов, более широкого привлечения студентов к культурно-массовым, спортивным и другим общественным мероприятиям; а также для активизации различ-

ных форм учебно-воспитательной работы со студентами студенческими советами факультетов проводится конкурс на лучшую студенческую группу.

Университет живет и работает под своим девизом - «Профессионализм. Ответственность. Престиж». Выбирая девиз, Ученый совет университета руководствовался тем, что в РГСУ учатся молодые люди, которые в недалеком будущем должны войти в разряд интеллектуальной и духовной элиты общества. Высокий профессионализм базируется только на крепкой нравственной основе - гражданственности, патриотизме, высокой культуре личности. В целяхподготовки высококлассных специалистов для работы в социальной сфере в университете стремятся к реализации творческого потенциала личности каждого члена коллектива, к созданию практических форм солидарности, к справедливому решению всех проблем. Сознавая эти задачи, студенты РГСУ добровольно принимают на себя обязательства следовать правилам, изложенным в Кодексе чести студента (выпускника) РГСУ. Кодекс чести студента (выпускника) РГСУ формулирует качества и черты личности, наиболее привлекательные и желательные с точки зрения нашего коллектива. Студент РГСУ стремится стать достойным гражданином своего Отечества, развить в себе позитивные качества творческой личности. Стремясь стать профессионалом в избранной специальности, студент РГСУ добросовестно учится, участвует в научной работе. В нашем университете приняты традиции уважительного отношения к преподавателям и сотрудникам, к людям старшего возраста, отвергается дискриминация по половому, национальному и религиозному признакам. Готовясь к работе в социальной сфере, студенты РГСУ проявляют сочувствие к социально незащищенным людям и, по возможности, заботятся о них. Учащиеся РГСУ категорически отказываются в стенах университета от употребления наркотиков, алкоголя, сквернословия. Кодекс

чести студента предусматривает и полный отказ от курения даже вне стен университета. Главная цель создания Кодекса чести студента - воспитать таких выпускников

РГСУ, которые бы всегда помнили, что они являются представителями университета, и старались не уронить его достоинство и престиж.

В. ЧЕШИХИНА, профессор, декан

Факультет социальной медицины и реабилитационных технологий - перспективный и приоритетный факультет РГСУ, созданный в 2004 г. Основным направлением в его работе является подготовка высококвалифицированных специалистов для реабилитации и абилитации различных социальных групп населения.

В последние годы значительный рост числа инвалидов и лиц с нарушениями в развитии, ухудшение соматического, психического и психологического здоровья населения требуют профессионально подготовленных специалистов для абилитации и реабилитации этих социальных групп населения. Подготовка таких специалистов открыта лишь в некоторых вузах России, они остро востребованы в современных условиях.

Для решения этой проблемы факультет готовит студентов по новым специальностям - «Адаптивная физическая культура», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», «Специальная психология».

Адаптивная физическая культура. Выпускникам присваивается квалификация специалиста по адаптивной физической культуре (АФК). Студенты изучают такие дисциплины, как анатомия и физиология человека, физическая реабилитация и лечебная физическая культура (ЛФК), биохимия и биомеханика, специальная психология и педагогика, теория и методика

Реабилитационные технологии как средство повышения качества жизни

АФК, массаж (классический и лечебный), спортивные и подвижные игры и др. Имеется возможность получить одну из специализаций: физическая реабилитация, лечебная физическая культура, спортивная подготовка инвалидов. Учебные и производственные практики организованы на различныхбазах (в т. ч. восстановительнореабилитационные центры, медицинские учреждения различного профиля, специализированные образовательные учреждения, спортивные школы). Выпускники по данной специальности находят работу в государственных органах управления физической культурой и спортом, восстановительных и реабилитационных государственных и коммерческих центрах, лечебно-профилактических учреждениях, физкультурно-оздоровительных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, образовательных учреждениях различных видов. Специалист по адаптивной физической культуре помогает человеку восстановить свое здоровье после перенесенных заболеваний и травм, обучает методам, формам двигательной активности.

Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм. Выпускники получают квалификацию специалиста по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму. Студенты изучают такие дисциплины, как анатомия и морфология человека, курорто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.