Рис. Определение яркости дорожной разметки
вильный выбор конкретного оборудования возможен только на основе анализа соотношения «цена - качество», а это невозможно сделать, если нет объективных данных о технических результатах применения конкретного вида оборудования.
На примере оборудования для дополнительного перемешивания асфальтобетонных смесей кафедрой разработана методика решения этой задачи. Для этой цели был проведен большой объем полевых и лабораторных испытаний, получены конкретные параметры технического эффекта, что позволило затем оценить и ожидаемый
экономический эффект от продления срока службы дорожных покрытий.
Сотрудники кафедры принимают участие в ряде общественных организаций и объединений, осуществляющих работы в области качества:
V Комитет по проблемам качества Российского Союза научных и инженерных общественных организаций.
V Комитет по качеству продукции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
V Экспертный Совет по доработке федерального закона о техническом регламенте по отрасли «Дорожное хозяйство» при Администрации Президента Российской Федерации.
V Академия проблем качества.
Важнейшим итогом научно-исследовательской работы кафедры мы считаем формирование кадрового резерва. Ежегодно мы принимаем на работу выпускников МАДИ (ГТУ). В 2004 году планируется завершение двух кандидатских диссертаций.
В целом накопленный нами опыт организации НИР свидетельствует о возможностях развития многих направлений отраслевой науки на базе кафедры высшего учебного заведения.
В. БОРЩ, аспирант, председатель студенческого профкома Е. МАКАРЕНКО, доцент, помощник ректора по воспитательной работе
Студенческая жизнь мадийцев - это не только постижение тайн разнообразных наук в стенах университета, но и не менее увлекательная «внеаудиторная» жизнь. Как представить студенческие годы без КВН, турпоходов, занятий спортом, стройотрядов, экскурсий, концертов и вечеринок в компании друзей-сокурсников? Студенты МАДИ во всем стремятся быть лучшими! И им это удаётся - будь то учёба или отдых,
Студенческая жизнь МАДИ
студенческие строительные отряды или КВН. Ну а теперь обо всём по порядку...
Студенческие традиции
Мадийцы - дружное студенческое братство. Подтверждение тому - Студенческий гимн и Клятва студента, которые знает каждый учащийся в университете, - ведь их сочинили сами студенты! Ежегодно первокурсники проходят ритуал посвящения в сту-
денты МАДИ, исполняют Гимн и произносят Клятву, а затем участвуют в различных конкурсах, знакомясь с историей вуза. Подобные мероприятия помогают первокурснику лучше адаптироваться к студенческой среде, найти друзей и ощутить себя членом большой и дружной семьи - мадийского студенческого братства.
Первая суббота апреля объявлена Днём встречи выпускников. Ежегодно в этот день студенты прошлых лет имеют возможность встретиться со своими однокурсниками, вспомнить былое, пообщаться с нынешними студентами.
Многие выпускники университета стали сегодня руководителями крупных предприятий автотранспортного комплекса, при этом они не теряют связи с вузом, помогают администрации с трудоустройством будущих специалистов. На встречу выпускников охотно приходят и студенты: кто же откажется от знакомства с интересными людьми, к тому же потенциальными работодателями!
Студенческое самоуправление в нашем университете реализуется на базе Первичной профсоюзной организации студентов (ППОС). Организация включает в себя профсоюзные студенческие организации факультетов и Студенческий совет общежитий МАДИ (ГТУ). Деятельностью ППОС руководит профсоюзный комитет, участвующий в решении вопросов социальной защиты студентов. Кроме того, он проводит культурно-массовую работу, обеспечивает частичную занятость студентов (студенческие строительные отряды), организует «каникулярный отдых и оздоровление».
Студенты - представители профкома - принимают участие в работе стипендиальных ко-
миссий факультетов, в распределении льготных путёвок, в работе студенческого санатория-профилактория, в оказании материальной помощи остронуждающимся коллегам. Мнение старост учебных групп учитывается при составлении расписания экзаменационной сессии. Председатель профкома входит в состав Ученого совета университета с правом голоса. Студенты участвуют в выборах ректора и деканов факультетов.
В 2003 г. по решению конференции студентов и аспирантов, проживающих в общежитиях, создан Студенческий совет общежитий - для контроля за использованием и эксплуатацией жилого фонда, содействия студентам в решении жилищных проблем, организации культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы со студентами и аспирантами, проживающими в общежитиях, и в решении ряда других вопросов.
Деятельность профкома организована на широком информационном поле, включающем десять стендов, газету «За автомобильно-дорожные кадры», два официальных веб-сайта (www.profkom-madi.ru и www.kvn-madi.ru).
При этом журналистская и редакционная деятельность, а также оформление информационных стендов осуществляется самими студентами.
Работа профкома студентов высоко оценена Министерством образования РФ, вышестоящими профсоюзными организациями: в 2003 г. его председатель Виталий Борщ стал победителем Всероссийского конкурса «Студенческий Лидер», получив диплом III степени в номинации «Приз зрительских симпатий». Информационная работа профкома признана в 2003 году лучшей среди профсоюзных организаций студентов г. Москвы.
Студенческие строительные отряды
МАДИ - зачинатель студенческого стройотрядовского движения в нашей стране. Первый строительный отряд был организован ещё во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, когда институт был в эвакуации в Янги-Юле (Узбекистан). Этот отряд был награждён грамотой Верховного Совета Узбекской ССР за участие в строительстве Северо-Ташкентского канала. И в последующие годы стройотряды вуза успешно работали в области дорожного строительства, что подтверждают благодарственные письма от множества строительных организаций.
Возрождение традиций началось в 2002 г., когда по инициативе ректора и при поддержке профкома студентов был создан внутривузовский ССО численностью 26 человек (сегодня стройотряд формируется уже в количестве 100 человек) для ремонта аудиторного фонда университета в период летних каникул. В течение 2002-2003 гг. его силами было отремонтировано более 20 учебных аудиторий. Заработная плата бойцов определяется индивидуальным договором подряда и составляет от 3000 до 4000 рублей в месяц в зависимости от занятости работника и сложности выполняемых работ.
В 2002 г. был создан и первый в новейшей истории МАДИ стройотряд дорожников, сформированный из студентов 4-5 курсов дорожно-строительного факультета. Инициатором его создания стал заведующий кафедрой «Дорожно-строительные материалы» Николай Викторович Быстров.
Летом отряд отправился на трассу М7 Москва - Нижний Новгород. Это событие стало для ребят настоящей дорожной практикой и первой серьёзной работой на дороге. В 2003 году совместно с фирмой «Автодор-строй» были организованы уже два стройотряда для участия в дорожном строительстве - в г. Тамбове и г. Ефремове. У студентов появилась возможность на деле увидеть работу современной дорожно-строительной техники и самим на ней поработать. Таким образом, стройотряд - это возможность не только прилично подзаработать, но и пройти качественную производственно-технологическую практику. В 2004 году предполагается организовать ещё 2 стройотряда дорожников (общей численностью 50 человек) для работы на федеральной трассе «Амур» Чита-Хабаровск.
Досуг, отдых, спорт
Творческая самореализация в период обучения - немаловажный фактор становления общей культуры будущего специалиста. В МАДИ есть все условия для развития студенческого творчества: функционирует Актовый зал, на территории общежития создан студенческие клуб, организован Туристический клуб. Для студентов, активно участвующих в культурной жизни университета, разработана система поощрений.
Ежегодно на базе развлекательных центров г. Москвы проводятся вечера отдыха студентов, посвящённые разнообразным событиям: «Татьянин день», «День рождения МАДИ», «День всех влюблённых», «Международный женский день», «Посвящение в студенты» и др.
Силами самих учащихся проводятся и всевозможные культурно-массовые мероприятия (год от года количество их участников растет), пользующиеся большой популярностью у зрителей: творческие вечера, шоу-программы, концерты, КВН, где творчески одарённые студенты могут проявить таланты на внутривузовской сцене. Многие из этих мероприятий стали традиционными и проводятся ежегодно («Мисс МАДИ»,
шоу-программа, посвящённая Дню рождения МАДИ и др.). По итогам таких выступлений отбираются творческие студенческие коллективы для участия в межвузовских фестивалях студенческого творчества, из которых наиболее ярким и масштабным является московский фестиваль «ФЕСТОС».
Отдых и оздоровление студентов в период летних и зимних каникул - предмет особой заботы студенческого профкома. Зимой ребятам предоставляется возможность отдохнуть в санаториях и пансионатах Подмосковья, а летом - в здравницах Крыма. Ежегодно такой льготой пользуются более семисот студентов. Причем особым приоритетом при получении путёвок пользуются социально незащищённые категории студентов (сироты, инвалиды, студенты из неполных семей), а также студенты, добившиеся особых успехов в учёбе и общественной жизни университета.
В МАДИ традиционно большое внимание уделяется физкультуре и спорту, работают секции борьбы, самбо, каратэ, бокса, волейбола, баскетбола, футбола, настольного тенниса, бадминтона, спортивной гимнастики, аэробики, хоккея, автоспорта.
Организуются автопробеги. В университете регулярно проходит Спартакиада по 6 видам спорта; сборные команды участвуют в первенстве вузов г. Москвы по 30 видам спорта.
В 1961г. была организована волейбольная команда, которая «вырастила» четырех мастеров и трех кандидатов в мастера спорта. Секцией бадминтона подготовлены девять кандидатов в мастера спорта (за период с 1985 по 2003 гг.). Ежегодно 13 декабря проходят «фирменные» спортивные мероприятия: Авторалли-МАДИ, автомногоборье и Международная спартакиада автомобильно-дорожных вузов стран СНГ.
КВН и межвузовские фестивали
Студенческие коллективы университета принимают участие в разнообразных фестивалях студенческого творчества. В период с 2000 по 2004 гг. наиболее весомым было представительство МАДИ в межвузовском фестивале студенческого творчества «ФЕ-СТОС» (ежегодно 8-10 участников). Коллективы университета участвовали в номинациях «Эстрадный вокал», «Бардовская песня» и «Эстрадный танец», где неоднократно завоёвывали звания лауреатов и дипломантов. В 2003г. на базе МАДИ (ГТУ) прошёл отборочный этап номинации «Эстрадный вокал».
Мадийская команда КВН была одной из лучших среди вузов СССР. Еще в 1964 году наша команда стала первым чемпионом Всесоюзных игр КВН. И вот сегодня добрые традиции возрождаются: в университете вновь создана сборная команда МАДИ «Ближний Свет», которая с 2002 г. участвует в официальных играх Международного союза КВН и международных фестивалях команд КВН «КИВИН» (г. Сочи): в 2002 г. «Ближний Свет» становится одной из лучших команд лиги «Старт» (полуфиналы 2002, 2003 гг.), а с 2004 г. - участником центральной лиги МС КВН «Евролига» (г. Минск). В 2003г. наша команда одержала убедительную победу в турнире на приз
газеты «Московская правда». Создана дубль-сборная команда КВН - кадровый резерв основной команды, принимающая участие в играх лиги «ФЕСТОС».
С 2003 года функционирует внутриву-зовская лига «КВН-МАДИ-Альянс», - ее почётным президентом является ректор, член-корреспондент РАН В.М. Приходько, - объединяющая команды КВН школ, входящих в МЦАДО и факультетские коман-
ды КВН. Два раза в год проводятся открытые фестивали «КВН-МАДИ-Альянс»: весенний и осенний кубки. В весеннем кубке принимают участие школьные команды, в осеннем - факультетские. Следует отметить, что МАДИ сегодня - единственный вуз России, организовавший внутривузовс-кую лигу КВН. В играх лиги вне конкурса охотно принимают участие команды многих вузов Москвы и России.
З. САЗОНОВА, профессор Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)
В период студенчества для молодых людей вторым домом становится профессионально-образовательная среда университета. Она же является главным фактором, определяющим их жизненные ценности и идеалы. Благоприятная вузовская атмосфера закладывает основы профессиональной этики будущих инженеров и во многом компенсирует негативные последствия сегодняшней ценностно-деформированной идеологической атмосферы в обществе.
Два-три десятка лет назад практически каждый преподаватель МАДИ часть своего времени посвящал кураторской работе со студентами. Кураторы помогали ребятам быстрее адаптироваться к новым для них условиям высшей школы. Среди них, как водится, нередко встречались формалисты, но были и замечательные педагоги, общение с которыми оказывало весьма позитивное влияние на студентов - их духовный рост, развитие интеллекта и коммуникабельности.
Последнее десятилетие прошлого столетия было трудным временем борьбы за выживание, «кураторство» стало историей.
Переход из школьной жизни в студенчество - это стресс. То время, когда учитель не только знает своих учеников по имени, но и в значительной степени определяет содержание каждого школьного дня, без-
Есть ли будущее у «кураторов»?
возвратно уходит в прошлое. Первокурсник оказывается в сфере абсолютно новых контактов, обязанностей и ощущений. Успехов тебе, будущий инженер!
Примечательно, что в тех странах, где к самостоятельной работе детей приучают гораздо раньше, чем в России, студентов ни дня не оставляют наедине со своей самостоятельностью. В университетах Западной Европы и США они находятся под доброжелательной опекой наставников - тьюторов. Тьютор - это не «классный руководитель», он - коллега будущих инженеров по общей университетской работе и их старший друг.
Университет - очень сложная структура с множеством внешних и внутренних связей. Главные его составляющие - это коллективы студентов и преподавателей. Без разносторонних связей между ними немыслима эффективная совместная работа. Взаимодействие преподавателей и студентов только в рамках учебных контактов ограничивает возможности развития единого коллектива. Многолетний опыт моей работы в МАДИ доказывает, что первокурсники стремятся к разностороннему общению со своими наставниками. Они хотят знать обо всем: о содержании исследовательских работ, выполняемых на кафедрах, о характере дипломных проектов, о судьбе выпускников, об ис-