Научная статья на тему 'Кафедра дорожно-строительных материалов'

Кафедра дорожно-строительных материалов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедра дорожно-строительных материалов»

улучшить как точность работы немецкой аппаратуры, так и основные технологические составляющие системы. Немецкие производители проявили большую заинтересованность в системе и после обстоятельного тестирования её в Германии дали высокую оценку качеству работ, выполняемых с российской стороны. На данный момент имеются намерения дальнейшего продвижения

системы за рубеж. Первыми откликнулись представители Португалии, Латвии и Израиля.

Предполагается, что внедрение такой системы позволит обеспечивать органы управления необходимой информацией о пассажиропотоках для решения задач совершенствования транспортного обслуживания населения и его перспективного развития.

Н. БЫСТРОВ, профессор Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)

Последнее десятилетие - сложный этап в деятельности высших учебных заведений страны. Фактическое прекращение государственной поддержки вузовской науки поставило всех нас в чрезвычайно трудные условия, когда решение задач сохранения и развития научно-технического потенциала стало зависеть в первую очередь от усилий руководства учебных заведений и конкретных кафедр. Нет необходимости подробно останавливаться на последствиях оттока квалифицированных кадров из вузов в условиях предельно низкой заработной платы (и отсутствия возможности ее увеличения за счет профессиональной деятельности). Для технических кафедр, к которым относится и кафедра дорожно-строительных материалов, проблема стала быстро усугубляться ввиду закрытия государственных источников поддержания и развития материальной базы, как научных исследований, так и учебного процесса.

Шансов получения заказов на научно-исследовательские разработки не было, и главной задачей мы определи-

Кафедра дорожно-

строительных

материалов

ли сохранение квалифицированных профессорско-преподавательских и научно-технических кадров.

Для этого необходимо было найти устойчивый источник финансирования, связанный именно с профессиональной деятельностью. Не без колебаний мы взяли заказ на исполнение ранее нехарактерных для нас технических работ в области контроля качества в дорожной отрасли.

Очень скоро мы пришли к выводу, что выполнение задания требует гораздо более высокой квалификации, а главное, - существенно более жесткого подхода к метрологическому обеспечению испытаний. В ходе исследований становились все более очевидными недостатки многих действующих нормативных документов, включая государственные стандарты и строительные нормы. Так постепенно стали складываться новые направления исследований, связанные с метрологией и стандартизацией.

По мере роста объемов работ и расширения географии их объектов возникла необходимость увеличения чис-

ленности инженерно-технических сотрудников. В результате уже в 1994 году число штатных сотрудников кафедры, работающих по хоздоговорам, составило 21 человек (в 1989 году их было 18).

Задача сохранения кадрового состава кафедры, таким образом, была решена, но осталась проблема малого объема собственно научно-исследовательских работ (10% в общем объеме хоздоговоров в 1995 году).

Это не могло нас устроить, так как реального роста научного потенциала кафедры при сохранении такого положения добиться было невозможно.

Рост объема НИР начался с 1996 года и определялся не только нашими усилиями, но и постепенным возрастанием спроса отрасли на прикладные, а затем и на поисковые исследования. Вскоре возникла необходимость создания специальных хозрасчетных структур - коллективов со своей тематикой работ, что повысило их ответственность за результаты своей деятельности при росте самостоятельности.

На данный момент на базе кафедры действуют следующие структурные подразделения МАДИ (ГТУ):

V Отраслевая научно-исследовательская лаборатория «Цемент»;

V Отраслевая научно-исследовательская лаборатория механических и теплофизических свойств дорожно-строительных материалов;

V Центр метрологии, испытаний и сертификации (ЦМИиС);

V Научно-исследовательский институт материалов и конструкций (НИИ МК).

Три года назад для проведения работ в области средств организации дорожного движения было создано ООО «МАДИ Дорконтроль».

Создание такой структуры организации научно-исследовательских и технических работ позволило существенно расширить межкафедральное взаи-

модействие и привлекать к работе специалистов других организаций.

На базе ЦМИиС МАДИ (ГТУ) с 1999 года проводятся обширные работы в области метрологии, стандартизации и сертификации

ЦМИиС аккредитован в Российской системе калибровки практически по всем видам измерений, проводимых в дорожной отрасли. Наличие собственной метрологической службы позволяет нам обеспечивать высокий уровень точности при проведении испытаний и измерений как в лаборатории, так и в полевых условиях.

Помимо этого ЦМИиС фактически является ведущей организацией в отрасли по метрологическому обеспечению измерений в дорожном хозяйстве. В 1999 году им была впервые проведена комплексная работа по оценке состояния измерений в испытательных лабораториях всех организаций, проводящих работы по реконструкции, ремонту и содержанию на автомобильной дороге М-1 «Беларусь». При этом в равной степени оценивался уровень испытаний, проводимых как заказчиком, так и подрядчиком. Подобные комплексные работы начинают постепенно входить в практику дорожного хозяйства, что позволяет повысить достоверность проводимых испытаний и является предпосылкой общего повышения качества проводимых работ.

Важнейшим обстоятельством является то, что ЦМИиС имеет полномочия не только осуществлять калибровку средств измерений, но и разрабатывать методики калибровки новых приборов.

По инициативе ЦМИиС Госстандартом России совместно с Федеральной дорожной службой России был создан технический комитет по стандартизации «Дорожное хозяйство» № 418. Ранее такого комитета у дорожной отрасли не было. Эта инициатива была под-

держана дорожниками стран СНГ, и на базе российского ТК 418 был создан межгосударственный технический комитет «Дорожное хозяйство» (МТК 418). Секретариат обоих технических комитетов поручено вести МАДИ (ГТУ). Эта работа осуществляется сотрудниками кафедры.

Следует подчеркнуть, что данная задача возложена на МАДИ (ГТУ) как результат большого объема практических и научных работ, выполненных в университете за последнее десятилетие. Впервые организация стандартизации в дорожной отрасли возложена на высшее учебное заведение.

В 2003 году кафедрой был выполнен ряд работ, связанных с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании» в дорожном хозяйстве. Они должны создать основу практических шагов отрасли в новых условиях.

Если коротко охарактеризовать данные работы, то в них определены шаги по созданию новой системы технических нормативов в дорожной отрасли. Проведенный анализ показал, что в практической работе дорожные организации используют около двух тысяч государственных стандартов (это около 10% национальной базы стандартов) и несколько сотен других нормативных документов (СНиП, ВСН, ВН, ОСТ и др.). Из этого массива выбраны требования, которые должны быть включены в технические регламенты и стать обязательными для выполнения.

Получение быстрого доступа к фонду нормативных документов становится все более актуальной задачей для многих производственных организаций.

ЦМИиС при поддержке Росавтодо-ра и Госстандарта России проводит работы по информационному абонементному обслуживанию организаций дорожного хозяйства информацион-

но-технической документацией в электронном виде.

За последние три года удалось активизировать научные работы по традиционным для кафедры направлениям, связанным с дорожным материаловедением: вопросы долговечности цементобетона и асфальтобетона, повышения качества органических вяжущих материалов, и др.

При этом материальная база научных исследований начала улучшаться за счет модернизации существующего оборудования и приобретения нового.

Получены принципиально новые возможности для исследований асфальтобетона в широком диапазоне температур при различных видах нагру-жения, соответствующим реальным нагрузкам при движении транспорта. Создана лаборатория по испытаниям материалов для дорожной разметки, фактически лучшая в дорожной отрасли. Это позволило развернуть исследования в области повышения эксплуатационных характеристик дорожной разметки, что имеет важное значение для обеспечения безопасности дорожного движения (рис.).

Финансирование развития материальной базы в основном осуществляется за счет собственных средств, полученных за выполнение хоздоговорных работ.

В последние годы были выполнены ряды технических работ на важнейших дорожных объектах страны. Это первый участок кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, участок автомобильной дороги «Амур» Чита-Хабаровск и др.

Эти работы в первую очередь связаны с контролем качества и оценкой эффективности новых технологий и материалов. Последний вопрос приобретает все большую актуальность в связи с увеличением объемов закупки импортной техники и оборудования. Пра-

Рис. Определение яркости дорожной разметки

вильный выбор конкретного оборудования возможен только на основе анализа соотношения «цена - качество», а это невозможно сделать, если нет объективных данных о технических результатах применения конкретного вида оборудования.

На примере оборудования для дополнительного перемешивания асфальтобетонных смесей кафедрой разработана методика решения этой задачи. Для этой цели был проведен большой объем полевых и лабораторных испытаний, получены конкретные параметры технического эффекта, что позволило затем оценить и ожидаемый

экономический эффект от продления срока службы дорожных покрытий.

Сотрудники кафедры принимают участие в ряде общественных организаций и объединений, осуществляющих работы в области качества:

V Комитет по проблемам качества Российского Союза научных и инженерных общественных организаций.

V Комитет по качеству продукции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

V Экспертный Совет по доработке федерального закона о техническом регламенте по отрасли «Дорожное хозяйство» при Администрации Президента Российской Федерации.

V Академия проблем качества.

Важнейшим итогом научно-исследовательской работы кафедры мы считаем формирование кадрового резерва. Ежегодно мы принимаем на работу выпускников МАДИ (ГТУ). В 2004 году планируется завершение двух кандидатских диссертаций.

В целом накопленный нами опыт организации НИР свидетельствует о возможностях развития многих направлений отраслевой науки на базе кафедры высшего учебного заведения.

В. БОРЩ, аспирант, председатель студенческого профкома Е. МАКАРЕНКО, доцент, помощник ректора по воспитательной работе

Студенческая жизнь мадийцев - это не только постижение тайн разнообразных наук в стенах университета, но и не менее увлекательная «внеаудиторная» жизнь. Как представить студенческие годы без КВН, турпоходов, занятий спортом, стройотрядов, экскурсий, концертов и вечеринок в компании друзей-сокурсников? Студенты МАДИ во всем стремятся быть лучшими! И им это удаётся - будь то учёба или отдых,

Студенческая жизнь МАДИ

студенческие строительные отряды или КВН. Ну а теперь обо всём по порядку...

Студенческие традиции

Мадийцы - дружное студенческое братство. Подтверждение тому - Студенческий гимн и Клятва студента, которые знает каждый учащийся в университете, - ведь их сочинили сами студенты! Ежегодно первокурсники проходят ритуал посвящения в сту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.