Научная статья на тему 'Роль внеаудиторной работы в формировании базовых компетенций специалиста-технолога'

Роль внеаудиторной работы в формировании базовых компетенций специалиста-технолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВУЗА / СИСТЕМА ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА / EXTRA-CURRICULAR EDUCATIONAL WORK / PERSONAL CREATIVE DEVELOPMENT / SELF-DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вольнякова Ольга Александровна, Юркина Лера Валерьевна

В статье изложен опыт организации внеучебной деятельности, построенной на идее всесторонне развитой личности. Изложены основные положения воспитательной концепции МИТХТ, которые реализуются в различных видах внеаудиторной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extra-curricular educational work in forming the basic competences

The experience of organization of extra-curricular educational work in M.V. Lomonosov Moscow State Academy of Fine Chemical Technology is described. This work promotes to disclose creativity of students, to form moral and aesthetic values, spiritual culture, stable outlook, active civil position, to encourage the process of young people's socialization.

Текст научной работы на тему «Роль внеаудиторной работы в формировании базовых компетенций специалиста-технолога»

академии. На заседаниях Ученого совета в торжественной обстановке вручаются дипломы докторов наук и аттестаты профессоров, дипломы лауреатов и медали научно-технических выставок, олимпиад, различных конкурсов.

Авторитетные научно-педагогические школы, высокая квалификация профессорско-преподавательского состава позволяют академии решать нестандартные задачи и находиться на передовых рубежах российского высшего образования, науки и техники.

Литература

1. Мосичева И.А., Шестак В.П., Соколова М.В., Застрожнова Е.М. Кадры высшей квалификации для инновационной России // Высшее образование в России. 2010. №2. С. 3-11.

2. Медведев В., Татур Ю. Подготовка препо-

давателей высшей школы: компетент-ностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

3. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Подго-

товка преподавателя высшей школы -стратегическая задача // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 38-44.

SIMONOV-EMELIANOV I. TRAINING OF INSTITUTE SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL STAFF

The key problem of the article is training of a new generation of institute scientific-pedagogical personnel Moscow State Academy of Fine Chemical Technology has managed to succeed in solving staff problems due to purposeful reasonable politics and the adjusted system of organizational steps.

Keywords: institute pedagogical staff, personnel politics, scientific-educational environment.

О.А. ВОЛЬНЯКОВА, доцент Л.В. ЮРКИНА, доцент

Роль внеаудиторной работы в формировании базовых компетенций специалиста-

технолога

В статье изложен опыт организации внеучебной деятельности, построенной на идее всесторонне развитой личности. Изложены основные положения воспитательной концепции МИТХТ, которые реализуются в различных видах внеаудиторной деятельности.

Ключевые слова: воспитательная концепция вуза, система внеучебной деятельности, творческая самореализация личности студента.

Современные стратегии подготов-

ки специалистов нацелены на достижение ими высокого уровня профессиональных знаний в единстве с устойчивой мировоззренческой и гражданской позицией, сформировавшимися нравственными и эстетическими ценностями, развитой политической и правовой культурой. В рамках инновационной модели образования предполагается формирование не просто человека, имеющего багаж знаний и умений в определенной сфере деятельно-

сти, но воспитание творческой личности, способной учиться в течение всей жизни.

Один из путей решения этой проблемы - возвращение в образовательную систему идеи разносторонне и гармонично развитой личности. Именно таким путем пошла наша академия. Эта классическая идея хорошо согласуется с нетрадиционным - компе-тентностным - подходом к стандартизации содержания образования, выдвинутым в проектах стандартов тре-

тьего поколения [1-4]. Комплексная характеристика компетентности хими-ка-технолога включает как узкопрофессиональные качества, так и нравственные, эстетические, экологические, экономические, гражданско-правовые, политические, психологические аспекты общения с миром [5].

Проблему воспитания специалиста и человека в техническом вузе рассматривал В.А. Сухомлинский. Еще в 50-х годах ХХ в. он отмечал, что негуманитарные учебные заведения попадают в своеобразную зону риска - их выпускник страдает некоторой однобокостью, которая связана с характером преподаваемых дисциплин и организацией воспитательной работы [6]. Безусловно, комплекс технических дисциплин способствует становлению различных качеств личности, в том числе творческого подхода к жизненным и профессиональным задачам. При этом не стоит забывать об огромной роли гуманитарного знания в воспитательной работе негуманитарных высших учебных заведений: через него в технократическом обществе происходит аккумуляция гуманистического потенциала культуры, осуществляется передача ценностей от поколения к поколению. Однако сегодня ясно, что гуманитаризация содержания образования может лишь частично решить поставленную проблему; для воспитания свободной от стереотипов, творческой личности необходимо развитие всех сторон ее души.

Именно эти задачи отражены в разработанной в МИТХТ концепции воспитательной работы: «обеспечение оптимальных условий для становления и самоактуализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, способностями к профессиональному, ин-

теллектуальному и социальному творчеству».

Положения воспитательной концепции реализуются в различных видах деятельности. Мы выделяем воспитывающий потенциал специальных дисциплин, особое внимание уделяя гуманитарному знанию, отдельно рассматриваем культуру педагогического общения. Наконец, самая сложная часть работы по воспитанию специалиста - внеаудиторная воспитательная работа, которая является важным дополнением к аудиторной, способствуя воплощению идеи становления разносторонне и гармонично развитой личности. В.А. Сухомлинский наставлял своего сына, студента технического вуза, следующими словами: «Воспитывай в себе Человека - вот что самое главное. Инженером можно стать за пять лет, учиться же на человека надо всю жизнь. Воспитывай в себе человеческую душу. Самое главное средство самовоспитания души - красота. Красота в широком смысле - и искусство, и музыка, и сердечное отношение к

людям» [7]. Этим заветам мы и следуем. Наши студенты часто шутят: «Нам некогда учиться», - такой искрящийся, волшебный коктейль создают самые разные стороны, виды и типы творческой деятельности.

Прежде всего следует отметить, что огромный воспитательный потенциал несет в себе музей МИТХТ, где выставлены уникальные экспонаты, связанные с именами великих ученых В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского, Н.А. Преображенского, Ф.Ф. Кошелева, С.С. Наметкина, Н.И. Гельперина и других. В историческом зале представлены документы и артефакты, относящиеся к самым первым годам деятельности Московских высших женских курсов: подлинные фотографии выпускниц физико-математического отделения естественно-научного факультета (1904 г.), настоящие физические приборы того времени, фото ру-ководителейи организаторов факультета, дипломы выпускниц МВЖК. На стендах, посвященных истории химико-фармацевтического факультета 2-го МГУ (1918-1930 гг.), представлены авторские записи С.С. Намёткина 20-х годов, подлинники дипломов, альбом выпускников 1928/1929 уч. г. и фото учебных лабораторий. На стендах, посвященных Великой Отечественной войне, - список студентов и сотрудников МИТХТ, павших за Родину. Множество других экспонатов отражают послевоенную историю МИТХТ, а также современную жизнь академии.

Отдельный зал посвящен М.В. Ломоносову, имя которого присвоено МИТХТ в 1940 г., одновременно с Московским государственным университетом. На его стендах отражены различные стороны многогранного таланта этого российского ученого и гражданина. В преддверии З00-летнего юбилея со дня рождения М.В. Ломоносова

в академии запланировано множество мероприятий, связанных с этой датой. Во многих из них главными участниками являются студенты. Так, по их инициативе был создан Ломоносовский клуб, на заседаниях которого студенты самостоятельно подбирают материал и выступают с докладами, касающимися самых разных сторон жизни и творчества нашего знаменитого соотечественника. Летом 2009 г. члены Ломоносовского клуба совершили поездку в Санкт-Петербург, посетили Музей М.В. Ломоносова в Кунсткамере, возложили цветы на могилу ученого. Результатом исследования, проведенного в Санкт-Петербурге, стали несколько стенных газет, статей и фильмов, созданных студентами о петербургском периоде жизни Ломоносова. Сейчас студенты очень увлечены подготовкой путеводителя по ломоносовским местам Москвы и готовятся самостоятельно проводить по ним экскурсии для всех желающих. Эта гражданско-патриотическая направленность внеучебной работы очень важна, так как воспитать уважение к минувшему - основная задача образования, именно на этом фундаменте строятся все его будущие успехи.

Также в МИТХТ создан военнопатриотический клуб, участники которого увлекаются исторической реконструкцией, разыскивают родственников участников ВОВ - сотрудников МИТХТ, занимаются подготовкой к соревнованиям по спортивному ориентированию. Студенты принимают активное участие в переносе памятника ветеранам Великой Отечественной войны, расположенного около одного из старых корпусов академии, на площадку возле главного здания МИТХТ. Это особенно важно в связи с празднованием 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, так как способствует патриотическому воспи-

танию молодежи, пробуждая чувство гордости за славную историю как нашей великой страны, так и ее «малой родины».

В МИТХТ на протяжении всего периода существования вуза уделяется исключительное внимание творческому развитию личности, выходящему за рамки учебного процесса. В академии созданы все условия для личностной самореализации студентов в различных сферах художественной деятельности, для развития их способностей и талантов, формирования эстетического вкуса, приобретения ими навыков работы в творческих коллективах, плодотворного использования студентами свободного времени. Для этого созданы многочисленные творческие коллективы, где учащиеся могут проявить свои разнообразные творческие способности, удовлетворить свой интерес как к классическому, так и к современному искусству.

Так, в МИТХТ в течение нескольких лет существовала Академия старинного танца, с 2003 г. функционирует студенческий танцевальный ансамбль «Гемма». Благодаря своеобразному видению современного национального танца коллектив приобрел известность и популярность среди молодежи. Ансамбль «Гемма» выступает на концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Украины с программой, составленной из танцев народов мира и России, постоянно участвует в различных праздничных мероприятиях. За время существования ансамбль стал неоднократным дипломантом международного студенческого фестиваля «Фестос», лауреатом всероссийского фестиваля «Победа ради будущего» и всероссийского фестиваля «Салют Победы», международного фестиваля Евроклубов в 2005 г., VI Международного фестиваля «Сестрорецкое подворье» (г. Санкт-Петербург), Москов-

ского фестиваля студентов «Паруса надежды», международного форума «Студенческий марафон» (г. Сочи) и многих других. В общей сложности участниками ансамбля, а также еще пяти танцевальных коллективов восточных и современных танцев являются около 70 студентов.

Особой гордостью академии является Камерный хор, созданный в 2006 г. по инициативе Аллы Константиновны Фролковой. Этот коллектив - лауреат российских и зарубежных фестивалей, а также Серебряный дипломант V Всемирных хоровых игр, проводимых в Австрии. На юбилее корпорации «Лу-койл-Нефтехим» Камерный хор стал первым исполнителем гимна компании. Хор достойно представляет академию на различных мероприятиях самого высокого уровня, активно сотрудничает с другими хоровыми коллективами и оркестрами. Так, в ноябре 2007 г. Камерный хор МИТХТ совместно с другим ведущим хоровым коллективом - Большим академическим хором РХТУ им. Д.И. Менделеева и Польским симфони-

ческим оркестром «Stazsich» принял участие в проекте «Химические вузы -мировой культуре». Звучание шедевров оперной мировой музыки в живом исполнении симфонического оркестра, огромного сводного хора (120 человек) и ведущих солистов России произвело неизгладимое впечатление на слушателей. В июне 2009 г. Камерный хор МИТХТ стал организатором 1-й Творческой ассамблеи «Молодежь для России», где объединились лучшие молодежные самодеятельные хоровые коллективы Москвы.

У художественно одаренных студентов есть возможность заниматься творчеством в изостудии, выставляя свои работы как в стенах МИТХТ, так и за пределами вуза. Также для студентов работает театральная студия, недавним достижением которой является постановка мюзикла «Идеальный муж» по О. Уайльду, причем и музыка, и тексты написаны членами этого творческого коллектива.

Прикосновение к миру прекрасного, к произведениям мировой художественной культуры, воспитывает у студентов художественный вкус, формирует эстетические ценности - а без этого невозможно духовное развитие личности.

Студенты проявляют интерес и к современным видам творчества, реализуя свои способности в рок-клубе, фотоклубе. Участники этих объединений являются многократными лауреатами фестиваля студенческого творчества «Фестос». Клуб студенческой самодеятельности - также неоднократный лауреат и дипломант чемпионата вузов Москвы «Фестос», фестиваля студенческого творчества «Паруса Надежды», дипломант международных фестивалей в Испании (2008), Финляндии

- Швеции (2009).

Неизменным успехом у студенческой молодежи пользуется участие в

играх КВН; об этом свидетельствует тот факт, что в разное время в академии существует по 3-4 команды одновременно: «Дети из пробирки», «The Chemical Brothers», «Редкие Элементы», «Большая сборная». Эти команды

- непременные участники Сочинского фестиваля КиВиН.

В академии существуют давние традиции литературного творчества. В 2000 г. был опубликован сборник стихов и прозы преподавателей и выпускников вуза «Глоток кислорода». Некоторые из них стали в дальнейшем профессиональными поэтами и писателями. Через несколько лет возникла потребность в создании еще одного альманаха под тем же названием с целью отразить идею преемственности двух сборников. На этот раз наравне с преподавателями на литературном поприще выступили студенты. Из 30 авторов 23 являются учащимися. Однако в оглавлении различия исчезли: все авторы представлены только именем и фамилией. Таким образом, преподаватели и студенты образовали на страницах этой книги некое братство, объединенное стремлением к творческому самовыражению.

Желающих поделиться плодами своего литературного опыта оказалось гораздо больше, чем мог вместить сборник, поэтому был организован литературный вечер. Он прошел в атмосфере единения и благодарного чувства прикосновения к прекрасному -именно потому, что в зале и на сцене были единомышленники. Единение преподавателей и студентов, творцов и слушателей повысило ощущение ценности друг друга, приоткрыло уникальное духовное богатство каждого.

На базе культурно-досугового центра у нас существует множество других коллективов, отвечающих различным вкусам молодежи и помогающих студентам реализовать разнообраз-

ные способности и таланты. Недавно по инициативе учащихся в связи с необходимостью координации действий многочисленных кружков и студий возник Союз активной молодежи, который объединил всех занимающихся творчеством: это примерно половина обучающихся в МИТХТ! При Союзе работает Совет активной молодежи, состоящий из руководителей различных коллективов. В его задачи входит обсуждение планов деятельности и перспектив участия в различных мероприятиях, проводимых в академии, округе, городе, на региональном и всероссийском уровнях. Мы гордимся тем, что студенты проявляют заинтересованность и инициативу, а наши таланты достойно выступают на многих площадках и получают заслуженно восторженные отзывы.

С сентября 2003 г. в МИТХТ работает просветительский центр мировой культуры «Город Солнца». В его деятельности принимают участие студенты, преподаватели и сотрудники академии. Изучение культуры в центре многосторонне по содержанию (история, философия, искусство, религия, наука, быт) и разнообразно по форме (путешествия по городам и странам, экскурсии по улицам и музеям, просмотр и создание кино, посещение театров и театрализации, исполнение танцев, изучение иностранных языков, подготовка докладов, сборников, стенгазет, выставок, концертов). Деятельность «Города Солнца» носит динамичный характер. Сначала это был только

один клуб - «итальянский», но постепенно к нему присоединились другие. Теперь некоторые клубы существуют на постоянной основе: это Клуб Знатоков Москвы, Клуб любителей русской провинции, Театральный клуб, Музей кино, Клуб художественного творчества «Творцы». Другие клубы возникают периодически, в зависимости от потребностей участников (Итальянский, Немецкий, Китайский, Чешский, Бразильский, Узбекский, Испанский, Польский, Болгарский). Какие клубы появятся в дальнейшем - покажет время.

За свою историю члены «Города Солнца» побывали во многих странах: в Италии, Китае, Чехии, Польше, Узбекистане и др. Целью этих путешествий является не только знакомство с культурой разных стран, но и сбор материала для просветительской работы в институте. Чаще всего это не обычные поездки по турпутевкам, а настоящие путешествия, подготовленные собственными силами. До поездки члены клуба в течение нескольких месяцев разрабатывают маршрут, знакомятся с картами, достопримечательностями, культурными особенностями тех стран, которые предстоит посетить. По воз-

вращении участники экспедиции готовят газеты, устраивают вечера, где все желающие могут услышать рассказы о путешествии, получить ценные советы, посмотреть фотографии и фильмы, послушать музыку и даже отведать блюда национальной кухни.

В заключение необходимо еще раз отметить исключительную ценность проводимой внеаудиторной воспитательной работы. Она решает комплексные задачи самореализации личности студентов, формирования у молодежи нравственных и эстетических ценностей, устойчивого мировоззрения, активной гражданской позиции, активизирует процесс социализации молодых людей, дает новые возможности для коммуникации и, конечно, помогает в учебе. Однако самым главным результатом становится сохранение традиций формирования современного химика-технолога.

Литература

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадиг-

ма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции -новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-42.

3. Концепция модернизации российского

образования на период до 2010 года: Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 №393. М., 2002.

4. Синельников Б. Инновационные подходы к организации научно-образовательной деятельности в техническом вузе // Высшее образование в России. 2007. №12. С. 13-19.

5. http://www.edu.ru/db/portal/spe/ index.htm

6. СухомлинскийВ.А. Как воспитать настоя-

щего человека. Ижевск: Удмуртия, 1980.

7. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987.

VOLNIAKOVA O, YURKINA L. EXTRA-CURRICULAR EDUCATIONAL WORK IN FORMING THE BASIC COMPETENCES

The experience of organization of extra-curricular educational work in M.V. Lomonosov Moscow State Academy of Fine Chemical Technology is described. This work promotes to disclose creativity of students, to form moral and aesthetic values, spiritual culture, stable outlook, active civil position, to encourage the process of young people’s socialization.

Keywords: extra-curricular educational work, personal creative development, selfdevelopment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.