УДК 378.016:78
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. В. Снигирев
ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Актуализированы потенциальные возможности внеаудиторной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки. Представлены критерии и определены педагогические условия, способствующие формированию профессионально-педагогической компетентности у студентов музыкально-педагогического факультета.
The possibilities of extra-curricular activity as a means of professional training of would be music teachers are shown in this article. It also gives criteria and defines the pedagogical conditions necessary to develop professional competence of the music department students.
Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, профессионально-педагогическая компетентность, учитель музыки, педагогические условия.
Среди приоритетных направлений Национального проекта образования особо выделяется такой аспект, как формирование свободной личности, которая может реализовать себя в современном демократическом обществе. Сегодня школа нуждается в учителе, который способен к решению педагогических и социальных проблем в соответствии с требованиями новой образовательной парадигмы. Это должен быть специалист, хорошо ориентирующийся в обилии педагогических технологий, умеющий вырабатывать собственную стратегию профессионального поведения, готовый к активной инновационной педагогической деятельности и творческому росту.
Интеграционные процессы в современном образовании реализуются на нескольких уровнях: ценностном, содержательном, техническом. В частности, сущность интеграции на содержательном уровне состоит в том, что «развивается компетентностный подход в содержании школьного и педагогического образования, направленный на формирование социальных, поликультурных, лингвистических, информационных, предметно-
деятельностных компетенций учителя и учащихся» [1, 9]. Реализация «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» предполагает, прежде всего, обновление содержания подготовки учителя, способного решать сложные социальнопедагогические задачи. Однако анализ литературы по данной проблеме и реальной школьной практики свидетельствуют о том, что «профессиональная компетентность современного учителя и его ментальность не всегда соответствуют требованиям модернизации базового образования» [2, 57].
Следует заметить, что актуальность проблемы формирования профессиональнопедагогической компетенции в последнее время подчеркивается во многих исследованиях (И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, О. Е. Лебедев, Н. В. Гоноболин, Н. К. Кушков, Н. Д. Левитов, Н. Д. Никандрова и др.).
В рамках нашего исследования мы рассматриваем проблему формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки. О многопро-фильности профессии учителя музыки писали видные деятели отечественной музыкальной культуры Б. Г. Асафьев, Б. Л. Яворский, А. Б. Гольденвейзер, Д. Б. Кабалевский, О. А. Апраксина, Э. Б. Абдулин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова и др. Специфика будущей профессии требует от учителя музыки личной универсальности: наряду с музыкально-теоретическими, музыкально-практическими знаниями, умениями, навыками, учитель должен иметь психолого-педагогическую подготовку, обладать навыками организации воспитательного процесса как в учебное, так и во внеучебное время. Правильно организованный педагогический процесс должен воспитывать у будущего учителя потребность не только в общении с миром искусства, но и в профессиональном развитии. Среди многообразия средств формирования профессионально-педагогической компетентности студентов музыкально-педагогического факультета особую значимость приобретает внеаудиторная деятельность.
Современные исследования по формированию профессионально-педагогической компетентности музыкантов средствами внеаудиторной деятельности представлены работами И. У. Аушевой, В. Г. Лысенко, Л. Л. Мельниковой, Э. Н. Скуратовой, Г. А. Хали-ковой и другими. Для нашего исследования несомненный интерес представляют научные работы А. И. Ахулковой, А. Г. Лариновой, И. Р. Левиной, С. В. Милициной, В. И. Поповой, Е. В. Павловой, Т. В. Фуртас, В. В. Шишкиной, где доказано, что включение студентов в активную внеаудиторную деятельность способствует интенсивному развитию у них интеллектуальной и эмоциональной сферы, адекватной оценки явлений действительности, а также дает возможность проявить свои музыкально-практические (профессиональные) знания, умения и навыки.
Кроме того, как показывает практика, учитель музыки современной школы является главным организатором творческой жизни школы. Анализируя работу выпускников последних лет, следует заметить расширение спектра музыкальной внеаудиторной деятельности. Это организация массовых школьных праздников, руководство различными музыкальными кружками, составление компьютерных музыкально-художественных программ, компьютерное музицирование, руководство чувашским и русским фольклорными коллективами и т. д. Умение проявить себя в различных видах музыкального творчества становится важным фактором конкурентоспособности в условиях развития современного музыкального образования.
Вместе с тем в педагогической теории и практике не до конца выявлен потенциал внеаудиторной деятельности в системе формирования профессионально-педагогической компетентности педагогов-музыкантов; не нашли отражения особенности подготовки студентов к организации разнообразных видов и форм внеурочной деятельности школьников. Таким образом, возникновение проблемы и актуальность ее исследования обусловлены обострением противоречия между необходимостью использования возможностей внеаудиторной деятельности в формировании профессионально-педагогической компе-
тентности будущего учителя музыки и недостаточной разработанностью содержания и научно-методического обеспечения данного процесса.
Нами был предпринят анализ различных трактовок сущности внеаудиторной деятельности, который показал, что она имеет собственную специфику, присущие только ей элементы, функции, принципы, содержание, формы, методы, критерии оценки, результаты деятельности. Так, смыслообразующим центром внеаудиторной деятельности студента является его жизненное пространство, в рамках которого он приобретает личностно значимый опыт, умения, навыки и знания, способы мышления и деятельности. С одной стороны, внеаудиторная деятельность регулируется самим студентом, а с другой - представляет собой специально организуемый процесс, так как осуществляется в период получения образования в вузе.
В соответствии с этим мы понимаем внеаудиторную деятельность студентов-музыкантов как деятельность, имеющую явно выраженную профессиональную направленность, предполагающую взаимодействие интеллектуальной и умственной сфер личности, осуществляемую во взаимодействии с учебной музыкально-педагогической деятельностью и в соответствии с интересами и склонностями студентов.
Для определения уровня сформированности профессионально-педагогической компетентности будущих учителей музыки в нашем исследовании мы использовали следующие критерии:
- мотивационно-ценностный компонент: потребность в музыкально-педагогической деятельности; интерес к предметам общепрофессиональной и предметной подготовки; стремление повысить свою музыкально-педагогическую культуру; наличие положительной мотивации к музыкально-творческой деятельности; осознание социальной роли учителя музыки; интерес к внеаудиторной работе;
- содержательный компонент, который подразумевает наличие: совокупного объема знаний (методологических, теоретических, методических), их системность, интегратив-ность, полноту, качество; собственных суждений;
- операционно-действенный компонент, включающий: умение применять знания при решении практических задач, умение планировать внеаудиторную музыкальнотворческую деятельность в соответствии с целями и задачами музыкального воспитания; умение самостоятельно разрабатывать и реализовывать на практике различные формы внеаудиторных музыкальных мероприятий, используя активные методы и инновационные технологии; умение предвидеть конечный воспитательный результат и критически анализировать собственную деятельность и деятельность учеников; наличие организаторских умений и навыков;
- личностно-творческий компонент определяет степень сформированности интегративных качеств будущего учителя (профессиональная направленность мышления, стремление к самопознанию, музыкально-педагогические, творческие способности, исполнительские умения и навыки, коммуникативность и артистизм).
Методика исследований. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в три этапа. Для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы; анализ нормативно-правовых документов; педагогическое наблюдение; анкетирование, беседа, тестирование; педагогический экспери-
мент; метод экспертных оценок; методы статистической обработки данных исследования; анализ результатов творческой деятельности студентов.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы анализировалась система организации музыкально-творческой деятельности (МТД) во внеаудиторное время, которая действует в процессе всего периода обучения на музыкальнопедагогическом факультете. Условно ее можно разделить на три направления. Первое непосредственно связано с учебной работой и является ее своеобразным завершением. Сюда относятся выступления студентов, предусматривающие связь со слушателями: академические концерты, отчетные концерты, беседы у рояля и т. д. Второе направление предусматривает выступления студентов в школе для детей. В процессе педагогической практики студенты с 1 по 5 курс выступают организаторами музыкально-эстетической деятельности школьников, проводят вечера классической и современной музыки, тематические лекции, концерты и т. д. Здесь будущие педагоги получают возможность выступать не только как исполнители, но и как лекторы-музыковеды, ведущие концертов, режиссеры. Третье направление связано с общественно-просветительской работой студентов. Ежегодно они участвуют примерно в 100 концертах, в городских и республиканских мероприятиях, работе агитбригад и т. д.
Результаты исследований и их обсуждение. Об уровне организации музыкальнотворческой деятельности на факультете можно судить по данным анкетирования студентов 2-4 курсов. Результаты показали, что во внеурочное время студенты предпочитают заниматься культурно-массовой (92%), научно-исследовательской (84%) и художественно-творческой (55%) работой, считают уровень материально-технического обеспечения этих видов деятельности высоким.
Среди видов внеаудиторной деятельности студентов-музыкантов можно выделить следующие: концерты, творческие конкурсы, участие в работе кружков, культурномассовые мероприятия. Концертно-исполнительская деятельность предполагает организацию концертов различных уровней. Это совместные концерты с ведущими солистами и музыкальными коллективами республики (Театром оперы и балета, хоровой капеллой «Классика», Чувашской государственной академической капеллой, Чувашской государственной филармонией). Так, в 2008 г. был проведен концерт хоровой музыки совместно с Союзом композиторов в рамках XVIII фестиваля музыки композиторов Поволжья и При-уралья. Тематические лекции-концерты проводятся не только на факультете, но и в различных образовательных и социально-культурных учреждениях республики, например, концерт-лекция «Вокальное творчество С. Максимова», концерт для комитета солдатских матерей, отчетные концерты студентов классов преподавателей кафедр факультета и т. д.
Следующим видом внеаудиторной деятельности является участие студентов в конкурсах и фестивалях различного ранга. За последние годы лауреатами, дипломантами международных и всероссийских конкурсов стали: ансамбли народных инструментов -руководители Т. А. Лукашевич, А. Г. Возяков (г. Анапа, 2008 г.); А. Савух - первое место на Всероссийском конкурсе «Учитель музыки - 2009» (г. Чебоксары); Д. Сидоров - лауреат 15 Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна» (г. Казань, 2009 г.); Ю. Ф. Гинзбург (заочное отделение) - дипломант IV Международного конкурса еврейского искусства «Золотая Ханукия» в номинации «Композиция» (Германия, г. Берлин,
2007); хор студентов 3-го курса «Мечта» - лауреат Международного Московского кон-
курса-фестиваля детского и молодежного творчества «Кремлевские звездочки» (Москва,
2008); хор студентов старших курсов - лауреат Международного конкурса «Современное искусство и образование» (Москва, 2008), фольклорный ансамбль «Юрай» - лауреат Регионального фестиваля творчества молодежи и студентов «Шумбрат!» (Саранск, 2008).
Ежегодно на базе факультета проводятся региональные и вузовские творческие конкурсы различной тематической направленности. В 2008 году проведен конкурс сту-дентов-вокалистов «Народная песня и современная песня», Региональный конкурс пианистов «Танцевальные жанры в фортепианной музыке», Республиканский конкурс сту-дентов-дирижеров, посвященный 160-летию со дня рождения И. Я. Яковлева. Принимают участие и студенты заочного отделения, неоднократно они занимали призовые места. Особо следует выделить конкурс «Учитель музыки», регулярно проводимый на факультете, ставший настоящей школой музыкально-педагогического мастерства и творчества.
Третьим видом внеаудиторной деятельности студентов является работа кружков и студенческих проблемных групп. Для более полного раскрытия индивидуальности каждого студента на факультете работают следующие кружки: музыкальный театр (руководитель Л. И. Котельникова), эстрадный вокал (руководитель Е. В. Фефелова), оркестры народных инструментов (руководитель Т. М. Лукашевич), баянистов (руководитель А. В. Чернов, В. А. Телепов), духовой (руководитель П. В. Петров), фольклорный ансамбль (руководитель З. А. Козлова).
Четвертым видом внеаудиторной деятельности является участие студентов в массовых факультетских, вузовских, городских, республиканских мероприятиях: «Посвящение в студенты», «Перловка», «Студенческая весна», «Последний звонок» и др. Так, ежегодно 1 сентября на факультете проводится деловая игра с первокурсниками «Здравствуй, факультет». Такой вид деятельности помогает студентам старших курсов проявить свои организаторские и креативные способности, а первокурсникам, в свою очередь, быстрее адаптироваться. Достаточно высокий уровень готовности к музыкально-творческой деятельности наши студенты демонстрируют вовремя проведения инструктивных лагерных сборов. Нельзя не отметить концерты, осуществляемые в рамках профориентации. Большая работа в этом направлении ведется фольклорным ансамблем «Юрай» (рук. З. А. Козлова).
В последние три года активизировалась работа по сотрудничеству с детскими реабилитационными центрами, где студенты МПФ готовят и проводят с воспитанниками концертные мероприятия, конкурсы, праздники. Так, только в течение 2008/09 уч. года студентами было подготовлено более 10 мероприятий, среди которых «Осенний бал», участие в конкурсе трудовых бригад, концерты в рамках «Недели добра».
Внеаудиторная музыкально-творческая деятельность позволяет студентам раскрыть те качества, которые они не всегда могут проявить в учебной деятельности. Это способствует развитию мотивации к педагогической деятельности, побуждает студентов к развитию познавательной активности и, в целом, к созданию на факультете демократической творческой среды, атмосферы сотрудничества и взаимопонимания.
Анализируя внеаудиторную деятельность на музыкально-педагогическом факультете, необходимо выделить и ряд недостатков: не у всех студентов сформирована потребность участвовать во внеаудиторной деятельности, зачастую студенты испытывают
затруднения в организации праздников, шоу, в умении записывать фонограммы, составлять сценарии; оставляет желать лучшего и их речь.
Резюме. На основании результатов констатирующего этапа, а также изучения научной литературы и педагогического опыта мы определили педагогические условия, которые в наибольшей степени способствуют формированию профессиональнопедагогической компетентности будущих учителей музыки в процессе внеаудиторной деятельности. Ими являются:
- наличие преемственности в формировании профессионально-педагогической компетентности в учебной и внеучебной деятельности;
- разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс программы «Внеаудиторная деятельность как фактор формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки»;
- последовательное и целенаправленное вовлечение студентов в различные виды внеаудиторной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей и способностей;
- осуществление диагностики уровня сформированности профессиональнопедагогической компетентности у студентов музыкально-педагогического факультета.
Реализация данных условий в практике подготовки будущего учителя музыки позволит ему быть не только профессионально компетентным выпускником, но и конкурентоспособным, востребованным специалистом на рынке труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бражник, Е. И. Становление и развитие интеграционных процессов в современном европейском образовании : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Е. И. Бражник. - СПб., 2002. - 354 с.
2. Орлов, А. А. Педагогическое образование : поиск путей повышения качества / А. А. Орлов // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 57-64.
3. Современное воспитательное пространство педагогического вуза : сб. науч. тр. / науч. ред. Г. Н. Григорьев. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. - 69 с.