Научная статья на тему 'Педагогический потенциал певческой культуры в образовательном процессе музыкально-педагогического вуза'

Педагогический потенциал певческой культуры в образовательном процессе музыкально-педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
281
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР ТАТАР-КРЯШЕН / ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ / CHRISTENED TATARS SONG FOLKLORE / VOCAL TRAINING OF THE FUTURE MUSICAL TEACHERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахметова Л. А.

В статье Л.А.Ахметовой «Песенное наследие крещеных татар в образовательном процессе музыкально-педагогического вуза» выявляется педагогический и художественный потенциал традиционного песенного фольклора крещеных татар; на основе собственного педагогического и творческого опыта автора характеризуются формы и методы применения традиций песенного творчества данной этнической группы как ценного учебного материала в процессе вокальной подготовки и творческой практики будущих педагогов-музыкантов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article of L.A.Akhmetova titled «Christened Tatars Song Heritage at the musical training process of the musical pedagogical institution» there is the pedagogical and artistic potential of the Christened Tatar traditional song folklore brought out; on the basis of her experience the author characterize the usage of these ethnic group song creation tradition as valuable educational material in the vocal training process and creation experience of the future music teachers.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал певческой культуры в образовательном процессе музыкально-педагогического вуза»

ПЕСЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ТАТАР-КРЯШЕН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация: в статье Л.А.Ахметовой «Песенное наследие крещеных татар в образовательном процессе музыкально-педагогического вуза» выявляется педагогический и художественный потенциал традиционного песенного фольклора крещеных татар; на основе собственного педагогического и творческого опыта автора характеризуются формы и методы применения традиций песенного творчества данной этнической группы как ценного учебного материала в процессе вокальной подготовки и творческой практики будущих педагогов-музыкантов.

Ключевые слова: песенный фольклор татар-кряшен, вокальная подготовка будущих педагогов-музыкантов.

Abstract: in the article of L.A.Akhmetova titled «Christened Tatars Song Heritage at the musical training process of the musical pedagogical institution» there is the pedagogical and artistic potential of the Christened Tatar traditional song folklore brought out; on the basis of her experience the author characterize the usage of these ethnic group song creation tradition as valuable educational material in the vocal training process and creation experience of the future music teachers.

Index term: christened Tatars song folklore, vocal training of the future musical teachers.

Истоки музыкального искусства татар-кряшен восходят к древнейшим традициям Волго-Камской этнокультурной области. Музыкально-поэтический фольклор данной этнической группы татарского народа теснейшим образом переплетен с разветвленной системой обрядности, объединившей черты языческого и православного культов. Кряшенские напевы выделяются своей самобытностью в рамках общей системы татарского фольклора, определяемой, прежде всего, коллективным многоголосным исполнением. Специальные

циклы напевов сопровождают ритуалы празднества, связанные со сменой времен года и земледелием (Нардуган, Карга боткасы); христианские праздники, отмечаемые в своеобразных фольклоризированных формах: Раштуа (Рождество), Питрау (Петров день), Олы квн (Пасха) и др.

Напевы татар-кряшен обладают высоким нравственно-эстетическим потенциалом. Как пишет Ф.Салитова: «Трудно переоценить значение таких напевов в патриотическом, экологическом и эстетическом воспитании. Они формировали у детей и взрослых любовь к родине, трепетное, уважительное отношение к природе, учили воспринимать красоту реального мира, понимать ценность земного бытия» [2, с.37].

Песенное творчество татар-кряшен находит сегодня достаточно разнообразное претворение в различных отраслях музыкальной культуры и образования в Татарстане и регионах компактного проживания татарской диаспоры в следующих формах: в быту как живая традиция народного творчества; в сценическом воспроизведении фольклорными коллективами и народными исполнителями; на концертной эстраде в репертуаре профессиональных исполнителей; в композиторском творчестве; как объект исследования этномузыкологов; в религиозной практике; в музыкальном просветительстве; в общем и профессиональном музыкальном образовании.

В данной публикации мы остановимся на последней из изложенных позиций с целью выявления педагогического потенциала певческой культуры татар-кряшен, степени ее задействованности и перспектив дальнейшего внедрения в современный воспитательно-образовательный процесс. Как справедливо указывает исследователь музыкальной культуры татар-кряшен Н.Альмеева: «Этнографический, культурологический фон в обучении традиционному пению должен непременно присутствовать и будить генетическую память детей, студентов, подпитывать их нравственность и духовность. В идеале в процессе познания традиционной культуры они должны очень полюбить ее. Тут открывается большое поприще для

этномузыколога-воспитателя любого уровня обучения, и не будет преувеличением назвать встающую перед ним задачу культурным миссионерством» [1, с.310].

Будучи непосредственно связанными в своей работе в вузе с подготовкой учителей музыки для общеобразовательных школ, мы стремимся пропагандировать музыкальное наследие татар-кряшен и в период учебного процесса, и в дальнейшем, при курировании педагогической и творческой деятельности своих выпускников, которые призваны стать специалистами, умеющими сохранять и пропагандировать фольклорные традиции. Система их подготовки должна включать не только формирование исполнительских навыков, но и освоение историко-теоретических знаний и методики преподавания основ народного творчества и исполнительства. Постижение фольклора через освоение исконных форм и жанров, глубинных основ стилистики традиционной вокальной культуры является главной целью обучения. Мы руководствуемся задачей не только пробудить у студентов интерес и любовь к татарским народным песням, но оснастить их навыками разностороннего применения фольклорного наследия в последующей педагогической деятельности.

Освоение студентами народных певческих традиций не может не опираться на пример носителей аутентичного фольклора. Здесь действуют свои законы, отличные от академической манеры пения, и их постижение обучаемым контингентом требует от педагога-вокалиста применения методических приемов, адекватных системе интонирования того или иного этноса или этнической группы.

При работе в вокальном классе песни татар-кряшен способны выступать эффективным педагогическим средством на всех ступенях образовательного процесса - от простейших попевок до развернутых мелодически и ритмически мелодий, которые последовательно развивают слуховые навыки и музыкальный кругозор студентов. Для начального периода обучения полезны

архаические напевы. Они доступны по музыкальному языку, привлекают наличием элементов игры, театральности, сочетанием слова, музыки и пластики. В дальнейшем, когда упражнения и художественный репертуар следует усложнять, для выработки свободы звукоизвлечения, развития певческого дыхания, выразительности и четкости дикции применимы кряшенские протяжные напевы, исполнительский стиль которых предусматривает значительное мастерство владения голосом. Это связано с их широким звуковысотным диапазоном, мелодической орнаментацией, ритмической свободой.

Наш многолетний педагогический и творческий опыт привел к выводу, что эффективной формой возрождения музыкальных традиций татарского народа является организация студенческих художественных коллективов. Эта работа ранее проводилась нами на базе музыкального факультета Татарского гуманитарно-педагогического университета, в дальнейшем - отделения искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета (ансамбли «Сафар», «Казан кызлары», «0мет» и др.). В последние годы наиболее успешные результаты демонстрирует студенческий фольклорный ансамбль «Салям», который знакомит широкую аудиторию с обрядами, песнями, инструментальным искусством, духовной музыкой татар-кряшен.

«Салям», в переводе с татарского - сэлэм (привет) был создан в 2007 году. Впервые ансамбль выступил на региональном фестивале «Рождественская звезда» и был удостоен звания лауреата. В последующем коллектив не пропускал ни одного кряшенского концерта, фестиваля, праздника, активно участвовал в конкурсах татарской песни. В 2009 году ансамбль «Салям» выпустил свой первый диск под названием «Керэшен халык щырлары» («Кряшенские народные песни»), в 2010 году стал лауреатом международного конкурса «Татар моды», также, записал свои песни на радио

«Ян,а гасыр» («Новый век»). С участием коллектива телевидением Татарстана снято несколько фильмов-концертов.

Состав ансамбля «Салям», как студенческого коллектива, постоянно обновляется. Примечательно, что он интернационален.

За прошедшие годы ансамбль приобрел статус творческой лаборатории, позволяющей совершенствовать формы и методы вокальной работы с певцами-«народниками» как будущими педагогами-музыкантами и пропагандистами народного творчества. Яркая мелодичность, ритмическая гибкость, богатство интонационных и динамических оттенков, вокальное удобство - эти качества делают народную песню незаменимым учебным материалом.

Репертуар - стержневой вопрос жизни творческого коллектива, его визитная карточка. В основе репертуара ансамбля «Салям» - народные песни крещеных татар. При этом коллектив пользуется не только изданными записями, но и выезжает в фольклорные экспедиции в кряшенские селения. От носителей традиционного пения, владеющих архаичной техникой обрядового интонирования, фиксируются образцы напевов, которые адаптируются применительно к конкретным голосам и количественному составу исполнителей, обогащаются инструментальным сопровождением. Участники ансамбля научились играть на нескольких инструментах (думбра, тальян-гармун, тамбур и др.).

Так постепенно традиционные кряшенские напевы обрели «вторую жизнь». Но, поскольку аутентичный фольклор не всегда привлекателен для молодежи, появились оригинальные аранжировки песен татар-кряшен, преломляющие элементы стилистики современной молодежной культуры. И тогда они получили «третью жизнь». Это направление, как нам представляется, отвечающее интересам юной аудитории и, одновременно, пропагандирующее традиции народа, позволит сохранить старинные напевы в памяти новых поколений.

Кроме того, ансамбль «Салям» исполняет песни татарских композиторов, так как они являются незаменимым средством воспитания серьезных музыкальных интересов и хорошего вкуса у участников ансамбля и слушателей - в основном учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений.

В своей работе в ансамбле мы, естественно, опираемся на народную манеру пения. При этом главным ориентиром для нас являются методические принципы, разработанные в трудах профессора Российской академии музыки им. Гнесиных Л.Шаминой [3].

Ритм, слово и звук составляют нашу главную заботу как руководителя ансамбля. С особым вниманием мы следим за дикцией. Правильное и осмысленное произношение слов - главное условие коллективного пения. Качеству, филировке звука посвящается значительная часть репетиционного времени. В ансамбле принято следующее деление партий: два мужских голоса и два-три женских голоса, в зависимости от исполняемой песни.

Занятия фольклорного ансамбля «Салям» (не только в рамках учебных часов, но и во внеаудиторноре время) условно можно разделить на три этапа: распевание (20 - 30 минут); работа над новыми песнями, закрепление усвоенных песен, сложных фрагментов (1 час); повторение концертного репертуара под аранжировку в аудиозаписи с движениями (30 минут). Разработанные нами специальные вокальные упражнения и принципы работы преследуют главную цель: развитие красивого «народного» голоса.

Упражнения тщательно подбираются. Они разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. В распевание включены настроечные упражнения, преследующие многообразные цели: развивать гармонический слух, расширять диапазон, вырабатывать чистоту интонации, четкость дикции, единую манеру звукообразования, ровность, подвижность, гибкость голосов и т.д. Первое упражнение направлено на разогрев связок, следующее разучивается для того, чтобы все слоги с разными гласными

звучали единообразно и в высокой позиции. Далее исполняется упражнение на выработку ровности звука и «народной» интонации. Затем, участникам ансамбля предлагается упражнение, исполняемое на одном удержанном дыхании. Специальное упражнение способствует развитию подвижности голоса, отработке чистоты интонирования.

На следующем этапе работы, для того, чтобы все певцы освоили свои партии, с каждой группой отдельно отрабатывается мелодическая линия. После того, как пройдена каждая партия, следует соединение всех голосов. При этом мы стараемся, чтобы каждый поющий слушал свою партию, сливался с нею. Далее отрабатываются наиболее сложные фрагменты различных песен. Обращается внимание и на ритмическое единение ансамбля: одновременное взятие дыхания, начала пения, снятия звука. Вырабатывается единый принцип регулирования громкости звука посредством певческого дыхания и использования резонаторов. Иногда, для выработки у певцов самостоятельности, участникам ансамбля дается какая-либо песня, к которой они сами подстраивают вторые и третьи голоса. Затем проводится анализ выполненной работы, и вносятся необходимые изменения.

В выступлениях ансамбля «Салям» большое внимание уделяется не только музыкальному, но комплексному сценическому воплощению этнотрадиций татар-кряшен. Основным принципом в работе является опора на синкретизм фольклора, когда в красочном эстрадном действе не только звучат народные песни, но демонстрируются самобытные традиционные костюмы, исполняются танцы, игры, наигрыши на старинных музыкальных инструментах; присутствуют предметы декоративно-прикладного искусства.

Очень большое значение в сценическом образе любого фольклорного ансамбля имеет традиционный костюм. Использование красочной национальной одежды татар-кряшен придает концертным программам ансамбля «Салям» особый этнокультурный колорит. Первые варианты создавались буквально по типам старинных бытовых костюмов молькеевских

и примешинских крещеных татар. Дальнейшие поиски привели к созданию ярких концертных костюмов по мотивам декоративно-прикладного искусства татар-кряшен. Наряды исполнительниц стали полихромными, украшенными многообразными аксессуарами; были изготовлены эксклюзивные украшения с нарочито подчеркнутыми деталями по образцу женских украшений кряшен XIX века. При этом удалось сохранить национальный колорит. Мужские костюмы сохраняются в стиле, более близком к подлинным образцам.

В сценической работе ансамбля «Салям» при постановке песенных композиций широко используются танцевальные движения, характерные для национальной хореографии. Возрождает ансамбль и старинные обряды. Например, в процессе одной из съемок для телевидения, воспроизводились фрагменты традиционной кряшенской свадьбы.

В целом, по итогам прошедших лет, можно утверждать, что ансамбль «Салям» приобрел собственный, неповторимый исполнительский почерк.

Общеизвестна проблема снижения уровня художественно-эстетических потребностей молодежи, основная масса которой сориентирована на массовую низкопробную музыкальную продукцию и мало осведомлена о ценности национальных музыкальных традиций. Способствовать решению этой проблемы может одна из самых распространенных форм освоения народных традиций в школе - фольклорный ансамбль. Учителя музыки, освоившие этот вид творческой деятельности в вузе, могут применить свои силы в работе со школьниками. Например, многие наши выпускники, выступавшие в период учебы в составе студенческих вокальных ансамблей, организовали собственные аналогичные школьные коллективы, которые успешно выступают на конкурсах и фестивалях детского творчества. Благодаря этому, решаются не только задачи музыкального воспитания и образования, но и создаются дополнительные благоприятные условия для межэтнического общения. С одной стороны, школьники получают возможность расширить свой кругозор, проникнуться уважением к культурным традициям разных

народов, с другой - приобщиться к художественному творчеству родного этноса.

Таким образом, музыкальные традиции татар-кряшен находят свое применение в системе подготовки педагогов-музыкантов и вокалистов, общем музыкальном образовании. Они способствуют освоению специфических принципов народного пения, расширению знаний в области народной музыки региона, формированию уважения к художественным традициям своего и соседних народов.

Однако программы учебных заведений Татарстана всех уровней все еще демонстрируют недостаточность использования потенциала как общетатарской, так и (в особенности) кряшенской музыкальной культуры в воспитании и образовании детей и молодежи, подготовке будущих музыкантов. Поэтому, обращаем внимание на необходимость максимально широкого использования региональных музыкальных традиций во всех сферах современного образования, что должно способствовать повышению эффективности реализации следующих важнейших задач в деле становления гармонично развитой личности:

• формировать гражданственность на основе изучения региональной музыкальной культуры;

• пробуждать интерес к участию в развитии музыкальных традиций своего региона;

• воспитывать любовь, как к общему многонациональному Отечеству - России, так и своей «малой» Родине;

• обеспечивать условия для этнической идентификации;

• расширять общий культурный кругозор.

В целом, традиционное народное песенное творчество и вокальное исполнительство предоставляет широчайшие возможности для формирования духовного облика детей и юношества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альмеева Н.Ю. Татарский песенный фольклор: проблемы вхождения в традиционное исполнительство / Н.Ю.Альмеева // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия. - Казань: Казан. гос. консерватория, 2009. - С. 307 - 320. С. 310].

2. Салитова Ф.Ш. Музыкально-педагогические традиции татарского народа. - Казань: Татар. гос. гуманитарно-педагогич. ун-т, 2008. — 188 с.С. 37.].

3. Шамина Л.В. Народное пение - компонент традиционной культуры. Теория и практика народного пения / Л.В.Шамина. - М.: Изд-во Росс. академии музыки, 2001. - Вып 1. - 36 с.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.