Научная статья на тему 'Культурно-образовательная среда факультета как фактор профессиональной подготовки педагога-музыканта'

Культурно-образовательная среда факультета как фактор профессиональной подготовки педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИ-МУЗЫКАНТЫ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL PREPARATION / TEACHER-MUSICIANS / CULTURED WAYEDUCATIONAL MEDIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенюкова Г. Г., Хрисанова Е. Г.

Проведен анализ сущности и особенностей культурно-образовательной среды факультета педагогического вуза, осуществляющего подготовку педагогов-музыкантов. Среда рассматривается как совокупность условий для культурного и профессионального становления будущих педагогов-музыкантов. Выделены культурная и образовательная составляющие такой среды, которые взаимопроникают друг в друга. Образовательный процесс строится как освоение образцов музыкального искусства, культурная среда как включение студентов в музыкально-культурную деятельность предполагает освоение образцов-идеалов и расширение их музыкального кругозора. Рассмотрен педагогический потенциал культурно-образовательной среды музыкально-педагогического факультета. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенных путей создания культурно-образовательной среды для совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенюкова Г. Г., Хрисанова Е. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHERMUSICIANS

Is carried out the analysis of essence and special features of a cultured wayeducational medium of the departments of pedagogical Institute of Higher Education, which accomplish training teachermusicians. Medium is considered as the totality of conditions for the cultural and professional making of future teachermusicians. Are isolated cultural and educational components of such medium, which interpenetrate into each other: educational process is built as the mastery of the models of musical skill, culture medium as the start of students in musicalcultural activity assumes the mastery of modelideals and the expansion of their musical horizon. The pedagogical potential of in a cultured wayeducational medium of musicalpedagogical department is examined. The obtained results testify about the effectiveness of the ways of creating in a cultured wayeducational medium for improving the professional training of teachermusicians proposed.

Текст научной работы на тему «Культурно-образовательная среда факультета как фактор профессиональной подготовки педагога-музыканта»

2. Поэтапная программа формирования навыков использования гимнастических упражнений у взрослых должна включать: проектную деятельность как ведущую для формированию индивидуальной программы здоровья, различные сочетания индивидуальных и групповых форм и методов работы с учетом целей и задач этапа, учебные задачи, направленные на ознакомление, освоение, совершенствование двигательных навыков, связанные с индивидуальным выбором, рефлексию обучающихся собственных изменений в области владения гимнастическими упражнениями.

3. Положительная динамика показателей эффективности обучения двигательным навыкам (активность освоения гимнастик, осознание индивидуальной необходимости занятий, удовлетворенность физическим «Я») свидетельствуют о том, что проектирование индивидуальных программ здорового образа жизни педагогов- не только необходимое условие педагогической деятельности, но и вполне значимый компонент системы повышения квалификации.

Библиографический список

1. Фохтин, В. Г. Атлетическая гимнастика без снарядов. - М., 1991.

2. Лопуга, Е.В. Суставная пластическая гимнастика. Базовый комплекс упражнений / Е.В. Лопуга, А.А. Буряк, А.Н. Волкова. - Барнаул, 2009.

Bibliography

1. Fokhtin, V. G. Atleticheskaya gimnastika bez snaryadov. - M., 1991.

2. Lopuga, E.V. Sustavnaya plasticheskaya gimnastika. Bazovihyj kompleks uprazhneniyj / E.V. Lopuga, A.A. Buryak, A.N. Volkova. - Barnaul, 2009.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 378.016: 78

Tenjukova G.G., Khrisanova E.G. CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE TEACHER- MUSICIANS. Is carried out the analysis of essence and special features of a cultured way- educational medium of the departments of pedagogical Institute of Higher Education, which accomplish training teacher- musicians. Medium is considered as the totality of conditions for the cultural and professional making of future teacher- musicians. Are isolated cultural and educational components of such medium, which interpenetrate into each other: educational process is built as the mastery of the models of musical skill, culture medium as the start of students in musical- cultural activity assumes the mastery of model- ideals and the expansion of their musical horizon. The pedagogical potential of in a cultured way- educational medium of musical- pedagogical department is examined. The obtained results testify about the effectiveness of the ways of creating in a cultured way- educational medium for improving the professional training of teacher- musicians proposed.

Key words: professional preparation, teacher-musicians, cultured way- educational medium.

Г.Г. Тенюкова, д-р пед. наук, проф., декан факультета художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВПО «Чувашский гос. педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Е-mail: [email protected];

Е.Г. Хрисанова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский гос.

педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Е-mail: [email protected]

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФАКУЛЬТЕТА КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Проведен анализ сущности и особенностей культурно-образовательной среды факультета педагогического вуза, осуществляющего подготовку педагогов-музыкантов. Среда рассматривается как совокупность условий для культурного и профессионального становления будущих педагогов-музыкантов. Выделены культурная и образовательная составляющие такой среды, которые взаимопроникают друг в друга. Образовательный процесс строится как освоение образцов музыкального искусства, культурная среда - как включение студентов в музыкально-культурную деятельность предполагает освоение образцов-идеалов и расширение их музыкального кругозора. Рассмотрен педагогический потенциал культурно-образовательной среды музыкально-педагогического факультета. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенных путей создания культурно-образовательной среды для совершенствования профессиональной подготовки педагогов-музыкантов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагоги-музыканты, культурно-образовательная среда.

Высшее образование XXI века более чем когда-либо призвано формировать личность с высокой культурой. Восстановление значимости культуры, освоение ее содержания, насыщение преподавания учебных дисциплин знаниями из области общемировой и национальной культуры должно составить основу интеллектуального развития личности и содержания культурнообразовательного взаимодействия в вузе.

Создание культурно-образовательной среды способствует включению студента в культурно-социальные связи различного типа и уровня; развитию его мотивационно-смысловой сферы; построению учебного процесса на основе формирования продуктивного опыта; индивидуализации процесса обучения на ос-

нове формирования и реализации индивидуальных образовательных программ. Соответственно актуальной является проблема выявления сущностно-содержательных характеристик культурно-образовательной среды факультета и путей реализации ее педагогического потенциала для совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта.

В свете вышесказанного целью настоящего исследования является уточнение сущностно-содержательных характеристик культурно-образовательной среды факультета, выявление ее педагогического потенциала и путей реализации этого потенциала для совершенствования профессиональной подготовки пе-дагога-музыканта.

В исследовании был использован комплекс методов: анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике; опрос студентов и преподавателей, анализ результатов творческой деятельности студентов и преподавателей музыкально-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева».

Среда представляет собой условие, совокупность условий, компонентов, выступающих стимулами, раздражителями, агентами влияния на человека. Выделяют естественную среду как совокупность природных факторов, и искусственную среду, которую создал человек и которая представлена продуктами его труда. По мнению Л.П. Буевой, среда включает материальные и духовные компоненты, при этом она складывается из взаимодействия факторов, отражающих уровень общественного сознания, его содержание, формы, средства и методы воздействия на личность в системе образования [1].

Такое понимание «среды» характерно и для определения понятия «культурная среда», употребляемого в различных областях научного знания. С философско-педагогической точки зрения, культурная среда рассматривается как стойкая совокупность предметных и духовных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект (личность, группа, общество) и которые влияют на его деятельность по созданию и освоению духовных и материальных ценностей, на формирование его духовных потребностей, интересов, ценностных ориентаций в сфере культуры (Ю.Р Вишневский) [2]. Культурная среда определяется социологами культуры как характеризующая содержательную, качественную, ценностную сторону социальных процессов, воздействующих на личность.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что появление термина «культурно-образовательная среда» было связано с активизацией роли образования в информационном, постиндустриальном обществе, в котором существенно возрастает роль знаний и информации, а культура пронизывает все сферы и уровни бытия человека. Е.П. Белозерцев трактует культурно-образовательную среду как совокупность различных условий, в которых люди живут, учатся и трудятся, человек развивается. Согласно его пониманию, культурно-образовательная среда - это средоточие природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность сельского и городского населения [3].

Культурно-образовательная среда вуза является важным источником всестороннего развития личности студентов и преподавателей, создания нравственного, творческого и интеллектуального климата. С одной стороны, это пространство профессионального и культурного самоопределения личности студента в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями, с другой - это сфера формирования траекторий профессионально-личностного развития каждого обучающегося и создания педагогических условий их реализации.

Педагогический потенциал культурно-образовательной среды вуза заключается в том, что интериоризация средовых характеристик, осваивание и присваивание элементов среды, составляющих индивидуальное культурно-образовательное пространство студента, способствуют расширению границ его компетенции. Мы поддерживаем мнение И.Л. Набок, что чем шире культурно-образовательный средовой ресурс, тем шире и богаче индивидуальный опыт учащегося, выше его собственная ответственность за результаты реализации своих культурно-образовательных потребностей [4].

Особую роль играет культурно-образовательная среда в обучении студентов, так называемых, творческих факультетов, в частности, музыкально-педагогических факультетов. Ее специфика определяется целями и задачами основной образовательной программы подготовки бакалавра по профилю «Музыка». Профессия учителя музыки многогранна и требует от обучающегося владения многими специальными умениями и навыками, которые могут формироваться только при условии созданной на факультете современной культурно-образовательной среды.

В структуре культурно-образовательной среды факультета мы выделяем две составляющие: образовательную среду (учебную деятельность студентов) и культурную среду (концертноисполнительская и конкурсная деятельность будущих педагогов-музыкантов).

В.И. Слободчиков, анализируя представление об образовательной среде в системе развивающего образования, сделал вывод, что образовательная среда не есть нечто однозначное и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося. Это совместное проектирование и строительство предмета продуктивной деятельности, выстраивание определенных связей и отношений между субъектами образования [5]. Мы поддерживаем выдвигаемое ученым положение о том, что образовательная среда управляема и зависит от насыщенности ее образовательными ресурсами. Качество образовательной среды может определяться способностью этой среды обеспечивать всем субъектам образовательного процесса систему возможностей, связанных с удовлетворением их потребностей и трансформацией этих потребностей в жизненные ценности, что актуализирует процесс их личностного саморазвития. Ставя задачу создания культурно-образовательной среды факультета, мы исходили из убеждения о необходимости создания условий для гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сфер личности каждого студента, формирования у него нравственных ориентаций и образов-идеалов в контексте общемирового и национального культурно-музыкального наследия.

Образовательная среда музыкально-педагогического факультета имеет свою специфику. Как известно, подготовка пе-дагога-музыканта - длительный, трудоемкий процесс, который требует больших усилий не только студента, но и педагога. Нагрузка студента-музыканта в десятки раз превосходит усилия по подготовке любого другого специалиста, так как требует не только специальных способностей, но и невероятных усилий по их реализации. Например, для того чтобы выучить учебную программу на музыкальном инструменте из трех-четырех произведений необходимо заниматься не менее двух-трех часов в день. Наряду с лекционными и практическими занятиями, которые проходят в первой половине дня, студенты посещают индивидуальные занятия по четырем дисциплинам. В связи с переходом на бакалавриат произошло значительное уменьшение часов на изучение специальных дисциплин, хотя задачи подготовки педагога-музыканта остались прежними. Мы предположили, что устранению этого противоречия и совершенствованию профессионально-педагогической компетентности будущего педа-гога-музыканта может способствовать усиление роли культурной составляющей культурно-образовательного пространства факультета [6].

Понятие «культурная среда», введенное П.Н. Савицким, рассматривается чаще всего в контексте понятия «образ жизни». Культурная среда включает социально-культурные объекты, связанные с созданием и распространением культурных ценностей (А.И. Арнольдов); представляет собой предметно-пространственное окружение, вводящее человека в мир культурноэстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития [7].

Культурная составляющая музыкально-образовательной среды факультета представлена, прежде всего, творческими коллективами. Работа в творческих коллективах не только формирует профессиональные интересы и предпочтения, воспитывает творческую активность будущих музыкантов, но и становится площадкой творческой самореализации студентов. В настоящее время на факультете функционируют учебные хоры «Мечта», «Радуга», «Покров», оркестр народных инструментов, оркестр баянистов, фольклорный ансамбль «Юрай», музыкальный театр.

Полученные в учебном процессе и апробированные в творческих коллективах профессиональные навыки позволяют студентам принимать результативное участие в профессиональных конкурсах разных направлений и уровней, являющихся системообразующими в подготовке будущего педагога-музыканта.

Большой популярностью среди студентов пользуется ежегодный «Конкурс концертмейстеров», организованный кафедрой музыкальных инструментов. Студенты могут выступать в роли концертмейстеров или в роли солистов-вокалистов. Организуются творческие ансамбли, сочетающие разные музыкальные инструменты (бас-балалайка, ударные, губная гармошка и др.). Многие музыкальные сочинения исполняются в авторской интерпретации, с элементами театрализации, т.е. используются костюмы, подбираются аксессуары.

Всегда интересно проходит «Конкурс пианистов» на кафедре фортепиано. В числе его участников как студенты музыкально-педагогических факультетов вузов России, так и учащиеся

средних специальных учреждений, ученики детских музыкальных школ и школ искусств. Этот конкурс позволяет проследить этапы становления пианиста и выявить сильнейших. Многие его лауреаты стали студентами нашего факультета.

На кафедре сольного пения традиционными стали «Конкурсы студентов-вокалистов» (регионального уровня).

Большой опыт в проведении профессиональных конкурсов по хормейстерскому мастерству накоплен кафедрой хорового дирижирования. В течение учебного года проводится несколько конкурсов: «Конкурс дирижеров-хормейстеров» и «Конкурс ди-рижеров-первокурсников».

Уникальным в музыкально-педагогической среде является конкурс «Учитель музыки». Это единственный Всероссийский конкурс, в котором участвуют студенты как музыкально-педагогических факультетов, так и колледжей России. В последнем конкурсе наряду со студентами педагогических вузов из Москвы, Екатеринбурга, Чебоксар и других городов, участвовали учащиеся педагогических колледжей (Канаш, Тетюши, Ульяновск, Арск, Лениногорск, Оршанка). Конкурс проводится один раз в два года. Студентов-конкурсантов объединяет желание продемонстрировать профессиональную компетентность во всех музыкальных видах деятельности: это и игра на музыкальных инструментах, и вокальное исполнение музыкального сочинения, и разучивание школьной песни, рассказ нового материала.

Конкурсы являются определяющим критерием в формировании культурно-образовательной среды, поскольку их результаты отражают сформированность профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта.

Не менее важная составляющая культурно-образовательного пространства - это концертно-исполнительская деятельность, которая держится на энтузиазме и творческой устремленности руководителей коллективов, так как ни в одном учебном плане не заложены часы на дополнительные занятия, подготовку творческих проектов и концертов. Студенты факультета участвуют в проектах совместно с театром оперы и балета, участвовали в постановке спектаклей на Международных оперных фестивалях.

Формирование культурно-образовательной среды невозможно без личного примера педагогов, который имеет существенное значение в развитии профессиональной компетентности будущего учителя музыки. Высокая результативность творческой работы студентов обусловлена высоким исполнительским уровнем и педагогическим мастерством профессорско-преподавательского состава факультета. Преподаватели факультета -участники и победители международных, всероссийских и региональных фестивалей и конкурсов.

Вокальный ансамбль «Иволга», в составе которого доцент Таймасова РМ. (рук. Медведева И.А.) — лауреат I степени на Международном фестивале «Под небом Парижа» (Le ciel de Paris) (март 2012, г. Париж, Франция); лауреат в номинации «Хоровое искусство» I Российско-итальянского хорового конгресса-фестиваля памяти Святителя Николая (декабрь 2012, г. Бари, Италия). Ансамбль «Экспромт» в составе преподавателей музыкально-педагогического факультета Ильиной С.В., Матросовой Н.С., Ивановой А.В., Бакшаевой Е.В. - обладатель серебряного диплома интернационального хорового конкурса «Chorus inside Christmas» (декабрь 2011, г. Кьети, Италия); лауреат Международного фестиваля «Альпийская весна - 2012» (май 2012, Швейцария); дипломант хорового фестиваля «Ипполитовская хоровая весна - 2012» (апрель 2012, г. Москва). Фольклорный ансамбль «Юрай» под руководством профессора, ЗаслуженноБиблиографический список

го работника культуры России З.А. Козловой - участник Всероссийского фестиваля народного творчества «Родники Поволжья», дипломант краевого фестиваля национальных культур «Я горжусь тобой, Алтай», победитель в номинации «Лучший этнический номер» в фестивале «Дружба народов».

Оркестр народных инструментов «Перезвоны» под управлением Заслуженного работника культуры Чувашской Республики Т.М. Лукашевич - обладатель Гран-При на VIII Международном фестивале-конкурсе оркестров и ансамблей русских народных инструментов «Поющие струны России» (г. Анапа); обладатель Гран-при в номинации «Инструментальный жанр. Оркестр» Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «На крыльях таланта» (г. Чебоксары).

Хор «Мечта» под управлением профессора И.А. Медведевой неоднократно становился лауреатом международных и всероссийских конкурсов и фестивалей: Московского Международного конкурса-фестиваля «Московские звездочки» (г. Москва); XI Московского Международного детско-юношеского хорового фестиваля «Звучит Москва» (г. Москва); Международного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Праздник детства» (г. Санкт-Петербург) и др.

Хор «Покров» под управлением Н.С. Матросовой стал победителем на II Международном фестивале-конкурсе «Содружество талантов» (2010, г. Казань,); IV Международном фестивале некоммерческого хорового искусства thorns Inside 2011» (май 2011, г. Москва); Всероссийском фестивале-конкурсе «Молодые голоса России - 2011» (ноябрь 2011, г. Новочебоксарск); III Всероссийском конкурсе-фестивале детско-юношеского и молодежного творчества «Виктория» (2012, г. Нижний Новгород) и др.

Неотъемлемая составляющая культурно-образовательной среды - это педагогическое сообщество. Факультет стал центром музыкального образования Чувашской Республики. На базе факультета проводятся научно-практические конференции, круглые столы, творческие встречи, курсы повышения квалификации учителей музыки. Созданы условия для профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования. Учителя - методисты базовых школ являются также выпускниками нашего факультета, принимают самое активное участие в подготовке будущих учителей.

В целом следует считать, что культурно-образовательная среда факультета сформирована, и это позволяет осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Создание в вузе культурно-образовательной среды обеспечивает включение студента в культурно-социальные связи различного типа и уровня; развитие его мотивационно-смысловой сферы; построение учебного процесса на основе формирования продуктивного опыта; индивидуализацию процесса обучения на основе формирования и реализации индивидуальных образовательных программ.

Формирование культурно-образовательной среды как средства социализации и самореализации личности студента позволяет превратить факультет в особое интегрирующее сообщество разновозрастных групп, особую организацию жизни и деятельности студентов, всей системы их отношений с окружающим миром. Результат деятельности факультета - компетентные специалисты-профессионалы, которые становятся руководителями ведущих детских и взрослых творческих коллективов, солистами театров, артистами ансамблей песни и танца, успешными педагогами общеобразовательных и детских музыкальных школ.

1. Буева, Л.П. Социальная среда и формирование гармонической личности. - М., 1971.

2. Вишневский, Ю.Р Социология молодежи: учеб. пособ. / Ю.Р Вишневский, В.Т. Шапко. - Екатеринбург; Нижний Тагил, 1995.

3. Белозерцев, Е.П. В.В. Розанов и И.А. Бунин об образовании в России // Материалы международной научной конф., посвященной 850-летию г. Ельца. - Елец, 1996.

4. Набок, И.Л. Педагогика межнационального общения. - М., 2010.

5. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. - М., 1997. - Вып. 7.

6. Тенюкова, Г.Г. Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки в процессе внеаудиторной деятельности / Г.Г. Тенюкова, Е.Г. Хрисанова // Наука и бизнес: пути развития. - 2о12. - № 2(08).

7. Савицкий, П.Н. Миграция культуры // Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. - София, 1921. - Кн. 1.

Bibliography

1. Bueva, L.P. Socialjnaya sreda i formirovanie garmonicheskoyj lichnosti. - M., 1971.

2. Vishnevskiyj, Yu.R. Sociologiya molodezhi: ucheb. posob. / Yu.R. Vishnevskiyj, V.T. Shapko. - Ekaterinburg; Nizhniyj Tagil, 1995.

3. Belozercev, E.P. V.V. Rozanov i I.A. Bunin ob obrazovanii v Rossii // Materialih mezhdunarodnoyj nauchnoyj konf., posvyathennoyj 850-letiyu g. Eljca. - Elec, 1996.

4. Nabok, I.L. Pedagogika mezhnacionaljnogo obtheniya. - M., 2010.

5. Slobodchikov, V.I. Obrazovateljnaya sreda: realizaciya celeyj obrazovaniya v prostranstve kuljturih // Novihe cennosti obrazovaniya: kuljturnihe modeli shkol. - M., 1997. - Vihp. 7.

6. Tenyukova, G.G. Formirovanie professionaljno-pedagogicheskoyj kompetentnosti buduthego uchitelya muzihki v processe vneauditornoyj deyateljnosti / G.G. Tenyukova, E.G. Khrisanova // Nauka i biznes: puti razvitiya. - 2012. - № 2(08).

7. Savickiyj, P.N. Migraciya kuljturih // Iskhod k Vostoku. Predchuvstviya i sversheniya. Utverzhdenie evraziyjcev. - Sofiya, 1921. - Kn. 1.

Статья поступила в редакцию 19.07.13

УДК 159.9

Ulitenko TV. THE PROBLEM COMPLEXITY OF A SUBJECTIVE PICTURE OF LIFE PATH OF PERSON. In the

article considers the opportunity to measure complexity of a subjective picture of life path of person. Invariant components of the concept of complexity were submitted, criteria of complexity were identified. Described the results of the research complexity of a subjective picture of life path of student's person.

Key words: complexity, criteria of complexity, the level of complexity, kauzometriya.

Т.В. Улитенко, ст. преп. каф. психологии Приамурского гос. университета им. Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Е-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ СЛОЖНОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается возможность измерения сложности субъективной картины жизненного пути личности. Представлены составляющие категории «сложность», определены критерии для измерения сложности субъективной картины жизненного пути личности. Описаны результаты исследования сложности СКЖП личности современных студентов.

Ключевые слова: сложность, критерии сложности, уровень сложности, каузометрия.

Проблема внутреннего мира личности была и остается одним из актуальных предметов в современной психологии. Изучение и анализ представлений человека о своём жизненном пути имеет большое значение для теоретического осмысления закономерностей и механизмов построения картины жизни. В современном мире усложняются науки о человеке, наиболее важным становится понимание изменений во внутреннем мире личности. Эти изменения приобретают особую значимость, поскольку субъективная картина жизненного пути - образ, который обусловливает регуляцию собственной жизни, влияет на самоопределение человека. Исследование жизненного пути человека, картины жизненного пути личности как многомерной реальности приобретает все большее практическое значение. Важно определить теоретическое основание понимания сложности субъективной картины жизненного пути (далее - СКЖП) личности.

Идеи Г.П. Щедровицкого явились основополагающими для обращения к феномену сложности СКЖП личности. В психологическом исследовании упрощение оказывается недопустимым. Методология в современной науке предполагает рассмотрение объекта в виде сложной системы. Это приводит к изменению структуры и самого научного исследования, в ходе которого для поиска обобщений при феноменологическом описании достаточно иметь набор выделенных параметров [1].

В зарубежных психологических исследованиях понимание сложности субъективного мира личности подчеркивается в работах У.Дж. Мак-Гайра, Дж. Келли, К. Левина, Р Мэя, Ж. Нютте-на, М. Чиксентмихайи и др. В отечественной психологии к категории «сложность» обращались В.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, Р.М. Гинзбург, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Д.А. Леонтьев, В.В. Нуркова, А.В. Серый, Ю.И. Филимоненко, М.А. Холодная и др. В работах данных авторов под усложнением системы понимается увеличение протяженности, связанности элементов, структурированности, дифференцированности, многомерности психологического времени, увеличении количества разнородных компонентов. Сложность противопоставляется хаосу, энтропии и предполагает наличие относительной структуры и «двунаправленной каузальности» (У.Дж. Мак-Гайр). Отсутствие связей понимается как хаос. Особо подчеркнута целесообразная активность как свойство усложняющейся системы (В.Е. Клочко, Д.А. Леонтьев, М. Чиксентмихайи).

Проблема сложности уже стала предметом теоретического анализа в области психологического знания. Впервые проблему измерения простоты-сложности на примере каузометрии поставил Д.А. Леонтьев (в 2008 году). Он рассматривает слож-

ность как меру структурной организации. «Связи имеют функциональную природу, то есть характеризуют способы, которыми разные элементы могут интегрироваться в функциональные системы, обеспечивающие сложную целесообразную активность» [2, с. 63]. Стремление минимизировать усилия является параметром простоты различных аспектов личности. На наш взгляд, каузометрия выходит за пределы классического типа рациональности. Данный метод позволяет выявить меру сложности СКЖП, поскольку выявляет представленность разнородных связей в картине жизни.

В психологии жизненного пути сложность понимается как совокупность внутренних связей элементов объекта и его внешних связей с другими объектами (А.А. Кроник). «Эти связи определяют диапазон изменчивости объекта, число возможных степеней свободы в его взаимодействиях с другими объектами» [3, с. 17]. В целом, сложность предполагает связанность, вариативность или гибкость и непредсказуемость объекта в определенных пределах.

Отсутствие единства в трактовке «сложности» затрудняет выведение инвариантных содержательных характеристик данной категории. Нами выявлено, что «сложность» является не «количественным», а «качественным» термином, характеризующим состояние системы, ее внутреннюю организацию и обстоятельства, при которых такая организация складывается. Сложная система многомерна, восприимчива к незначительным воздействиям и тем самым способна менять свое состояние (активность).

Субъективная картина жизненного пути как объект психологического исследования представляет собой многомерный феномен. Под сложностью субъективной картины жизненного пути мы понимаем совокупность разнородных связей, образующих архитектонически-устойчивые отношения между событиями жизни. Эти связи определяют диапазон изменчивости или подвижности картины жизни. Чем сложнее СКЖП, тем вариативнее возможные изменения.

В результате теоретического анализа, были выявлены базовые критерии для характеристики сложности СКЖП. Критериями сложности СКЖП являются сетевидность (диффузность), многомерность, дифференцированность, протяженность пространственно-временной перспективы, структурированность (упорядоченность). В соответствии с критериями сложности СКЖП личности, мы определили показатели для измерения уровня сложности (см. ниже). Показатели изучались с помощью кау-зометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.