КАФЕДРА ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Педагогические науки
УДК: 37.037.1
Дудникова Т.А.
Заместитель директора по социально-воспитательной работе Филиала СГПИ в г.Железноводске, Россия
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:
ТЕХНОЛОГИИ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ
В статье представлен системный взгляд на процесс воспитания, его технологичность, что составляет главный воспитательный потенциал в профессиональной подготовке будущих специалистов. В современной практике образовательного процесса разработано и апробировано множество педагогических технологий, но технология творчества в системе социально-воспитательной работы занимает приоритетные позиции.
Ключевые слова: личность, технология коллективной творческой деятельности, социально-воспитательная работа, организационно-деятельностный подход, сотрудничество, творческий потенциал.
Особое значение приобретают сегодня проблемы изучения воспитательного потенциала педагогического образования. Главной задачей педагогического вуза является подготовка будущего учителя, способного к профессионально-педагогическому творчеству с развитым стремлением к самовоспитанию, обладающего гуманистическим мировоззрением, жизненной стойкостью и адаптивностью в условиях нестабильности и сложности социальных процессов, происходящих в стране. Общество всегда предъявляло высокую планку требовательности к духовности и нравственности учителя, а реалии сегодняшнего дня, к сожалению, свидетельствуют о том, что высшая школа пока не может удовлетворить требования, предъявляемые обществом к качеству подготовки выпускника к его будущей работе. Этому есть объективные причины. Во-первых, педагогическое образование на сегодняшний день не является престижным, а поэтому качественно изменился состав пришедших учиться педагогической профессии. Так из числа студентов, обучающихся на первом курсе, 60% являются носителями ярко выраженного индивидуализма, эгоистического настроя. Появилась тенденция быть грамотным потребителем, но не созидателем. В связи с этим многим представителям студенческой молодёжи присущи учебно-профессиональный негативизм, инфантилизм, отсутствие профессионального и личностного самоопределения, что свидетельствует о незрелости личности с точки зрения возрастных норм. [1] Да и система современного образования диктует жёсткие правила жизнедеятельности учебным заведениям педагогического профиля. А отсюда и изменение требований к организации воспитательной работы, осуществляемой в педагогическом вузе, которые отнесены в разряд социально-значимых приоритетов. Но воспитание будущего специалиста нельзя сводить лишь к социализирующему эффекту, оно должно быть направлено на поддержку индивидуального самоопределения личности во всей ее полноте и неповторимости.
Учитывая тенденции развития современного образования, и то, насколько качественно изменился состав обучающихся ныне студентов, мы не можем использовать формы работы, которые вчера давали положительный результат. Социально-воспитательный процесс сегодня должен отличаться обязательно технологичностью и включать следующие блоки:
- диагностический;
- содержательно-целевой;
- организационно-деятельностный;
- технологический;
- результативно-оценочный;
- корректирующий.
Современный выпускник педагогического вуза должен обладать сложной системой личностных качеств и целым арсеналом профессиональных знаний и умений. Таково веление времени, таково требование общества и государства.
Где и как воспитать воспитателя? Что и кому для этого следует делать? Проблема эта комплексная. В основе комплексного подхода к воспитанию будущего учителя, воспитателя лежат три принципа:
- принцип единства трех частей подготовки — нравственной, общекультурной, психолого-педагогической;
- принцип единства общей и специальной психолого-педагогической подготовки;
- принцип единства воспитания студентов в учебной работе и внеклассной, общественно значимой.
Исходя из концептуальных идей и принципов модернизации образования, одним из стратегических направлений в профессиональной подготовке сегодня мы называем повышение культуроемкости в сфере образования и воспитания. И только при таком условии будет актуальным и целесообразным поиск способов, технологий насыщения среды развития студента подлинными ценностями мировой и национальной культуры, которая, в свою очередь, будет способствовать формированию духовно богатой и нравственной личности [2]. Своеобразие педагогической культуры наших студентов состоит в том, что она формировалась, прежде всего, в семье, в школе, в классе, в котором он учился до поступления. С первых дней студенчества мы стараемся помочь каждому стать членом большого и дружного коллектива, почувствовать, что он часть целого и в то же время одно звено в общей цепи воспитательной системы, которой присущи:
- взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса — педагогов, учащихся родителей;
- взаимосвязь компонентов (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного процесса воспитания);
- взаимосвязь учебной и внеаудиторной деятельности;
- взаимосвязь с социумом;
- взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего учебного заведения (наше учебное заведение уже 90 лет в образовании!).
Системный взгляд на процесс воспитания, его технологичность и есть главный воспитательный потенциал в профессиональной подготовке будущих специалистов. В современной практике образовательного процесса разработано и апробировано множество педагогических технологий, но в системе социально-воспитательной работы Филиала приоритетной вот уже многие годы остается технология КТД. За многие годы работы накоплен большой опыт форм и способов ее организации, многие их них стали традиционными. В качестве примера можно привести некоторые мероприятия годового круга. Конкурс «Ступень к Парнасу» и «Зеленое яблоко», «Адаптационный интенсив-сбор», литературные вечера клуба «Парус» и содержательная деятельность СПО «Данко» и ТО «Лучик», интеллектуальная игра «Экспресс Победы», конкурс «Шаг в профессию». Цели их разнообразны, в основном они несут дополнительную информацию, расширяют кругозор, развивают профессиональные качества будущего специалиста, но главное — это то, что использование технологии И. П. Иванова взрывает обстановку монотонности умственного труда новыми чувствами, эмоциями, переживаниями. Организованная деятельность становится ареной не только для талантливых, волевых и амбициозных студентов, но и служит средством самоутверждения, самореализации и тренировки воли для робких,
застенчивых и комплексующих студентов. Использование технологии КТД для организации вышеназванных мероприятий совмещают в себе многие виды деятельности: от сочинения сценария до шитья костюмов, изготовления декораций и работы на сцене. Использование технологии творчества позволяет сплотить коллектив, создать хороший психологический климат, потому что в процессе технологично организованного дела всем одинаково хорошо, так как царит ощущение «нужности», важности в общем деле каждого, независимо от степени талантливости и от роли, которую он выполняет [3]. Именно технология КТД позволяет проявить и развивать ответственность, организаторские и творческие способности и почувствовать радость от результата своего труда.
Технология КТД — это технология творческого развития, интенсивного формирования профессионально-компетентного специалиста. Как известно, нравственные ценности усваиваются в процессе переживаний, а не путем логического понимания. Технологично организованный воспитательный процесс высветил идею сотрудничества и содружества студентов и преподавателей, которое мы выстроили таким образом: интерес + активность + общение + личность педагога + актуальность + проблемная ситуация + волевое напряжение + успех + сотрудничество = содружество.
Сегодня в сфере воспитания будущего педагога существует и используется множество различных технологий, но проблема качественной подготовки и воспитания личности будущего специалиста пока остаётся не решённой. И проблема здесь не в количестве и новизне применяемых технологий, а в овладении ими, в умении запускать в рабочий обиход не просто средства и инструментарий (часто не дающие результата), а содержательную духовную пищу, на которую проявляется повышенный спрос. Именно такие технологии и при таком условии отличаются реальностью и воспроизводимостью, выходят на личность с её внутренним миром.
Литература
1. Апраксина Н. Д. Преодоление учебно-профессионального инфантилизма студентов в процессе социокультурного развития в вузе. — автореферат дис.. .канд.пед.наук-М., 2008.
2. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М.: Издательский центр «Академия». — 2002. — 208 с.
3. Марфутенко Т. А, Проблема формирования творческого потенциала личности в высших педагогических учебных заведениях // Система ценностей современного общества: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 2 / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. — С.235-240.