Научная статья на тему 'Особенности воспитательной деятельности в современной высшей школе'

Особенности воспитательной деятельности в современной высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6666
709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ / КАЧЕСТВО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатхуллин Булат Эльфатович

В статье рассматриваются особенности воспитательной деятельности в вузе; субъект и объект воспитательных воздействий, качество воспитания в вузе. Автор раскрывает современный подход к воспитанию в вузе и воспитательному процессу, дает определения воспитания в вузе, определяет цели, задачи и принципы воспитательной деятельности в высшем учебном заведении. В статье даются характеристики воспитательной и гуманитарной среды вуза; выделяются элементы, обеспечивающие целенаправленность, организацию и содержание структуры управления воспитательной деятельностью в вузе; рассматривается качество воспитания как системная характеристика воспитания; определяются уровни организации воспитательной деятельности. Автор отмечает проблемы, связанные с несформированностью навыков учебной деятельности, отсутствием самостоятельности и инициативности многих выпускников школ. В содержании статьи подчеркивается, что результатом невысокого статуса воспитания является также отсутствие как общей концепции воспитания в системе высшего образования, так и собственных или адаптированных методик, технологий, форм организации воспитательной деятельности в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фатхуллин Булат Эльфатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной деятельности в современной высшей школе»

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Б. Э. Фатхуллин

В статье рассматриваются особенности воспитательной деятельности в вузе; субъект и объект воспитательных воздействий, качество воспитания в вузе. Автор раскрывает современный подход к воспитанию в вузе и воспитательному процессу, дает определения воспитания в вузе, определяет цели, задачи и принципы воспитательной деятельности в высшем учебном заведении. В статье даются характеристики воспитательной и гуманитарной среды вуза; выделяются элементы, обеспечивающие целенаправленность, организацию и содержание структуры управления воспитательной деятельностью в вузе; рассматривается качество воспитания как системная характеристика воспитания; определяются уровни организации воспитательной деятельности. Автор отмечает проблемы, связанные с несформированностью навыков учебной деятельности, отсутствием самостоятельности и инициативности многих выпускников школ. В содержании статьи подчеркивается, что результатом невысокого статуса воспитания является также отсутствие как общей концепции воспитания в системе высшего образования, так и собственных или адаптированных методик, технологий, форм организации воспитательной деятельности в вузах.

Ключевые слова: культурологическая парадигма, воспитательная система, воспитательная деятельность, субъект и объект воспитательных воздействий, качество воспитания.

Современные экономические и социальные реформы в нашей стране оказали определенное влияние на мировоззренческие ориентации молодежи, изменились установки на получение высшего образования. Тем не менее, воспитание в высшей школе остается одним из важных педагогических задач. Традиционный подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов - это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств - направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.

Воспитание - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-

экономических условиях специально подготовленными для этого людьми (в широком педагогическом смысле).

Воспитание - целенаправленное формирование у личности конкретных качеств в соответствии с направлениями воспитания (в узком педагогическом смысле).

Учитывая многообразие разночтений в традиционном определении воспитание в высшей школе мы понимаем как специальную работу сотрудников вуза, направленную на становление у студентов системы убеждений, нравственных норм и общекультурных качеств, предусмотренных стандартами образования. Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся воспитательных задач, встающих перед преподавателями.

В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура преподавателя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер. [2]

Воспитательный процесс в образовательном учреждении - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся,

где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.

Понятие «воспитательная работа» может использоваться в двух значениях: как воспитательная работа педагога-воспитателя и как воспитательная работа образовательного учреждения.

Специфические особенности организации воспитательного процесса в вузе зависят от ряда факторов:

во-первых, от характеристики самого образовательного учреждения, т. е. назначения педагогической системы;

во-вторых, от системы условий и влияний, создаваемых образовательным учреждением для развития и самореализации личности обучающегося.

Воспитательная деятельность в вузе является тем видом системообразующей деятельности, благодаря которому создаётся и поддерживается внутреннее единство и устойчивость системы образования.

Воспитательная система понимается нами как единство цели (совокупности идей, ради которых организована система); воспитательной деятельности по достижению поставленных целей; субъекта деятельности (организаторов и участников деятельности); объекта воспитательных воздействий; отношений (рождающихся в деятельности и интегрирующих субъект и объект); среды (освоенной субъектом); управления (интегрирующего компоненты в це-

лостную систему, обеспечивающую ее развитие). Воспитательная система вуза проходит стадии становления, организационного оформления, обновления и перестройки.

Целью воспитательной деятельности как основы воспитательной системы в вузе является, прежде всего, формирование у студентов гражданственности, ответственности за свою профессиональную подготовку, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, раскрытие творческого потенциала, формирование человека физически и духовно развитого, адаптированного к современным условиям жизни, конкурентоспособного на рынке труда.

Для достижения этой цели в вузах необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:

- формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности; создание в университете условий для формирования лидерских качеств студентов, конкурентоспособности выпускников на рынке труда, коммуникативных способностей обучающихся через развитие информационно-коммуникационных технологий;

- формирование мотивации на здоровый образ жизни, неприятие асоциальных явлений;

- создание условий для непрерывного развития творческих способностей студентов, приобщение их к достижениям отечественной и мировой культуры; воспитание интеллигентности; установление в вузе культа нравственности, высокого художественного вкуса;

- формирование ценностных ориентиров, патриотизма, устойчивых

нравственных принципов и норм, укрепление активной жизненной позиции;

- создание сплочённого внутри-вузовского коллектива, комфортных социально-психологических условий для коммуникативно-личностного развития будущих специалистов;

- укрепление и сохранение лучших традиций, существующих в университете, в среде российского студенчества и направленных на воспитание у студентов представлений о престижности выбранного ими вуза, профессии;

- создание системы подготовки и переподготовки кадров в области организации воспитательной деятельности для всех категорий ее организаторов;

- создание корпоративной культуры вуза, определяющей систему ценностей, которая объединяет студентов, сотрудников и преподавателей университета для достижения общих целей, реализации культурной миссии «классического» университета;

- развитие и совершенствование работы органов студенческого самоуправления как одного из необходимых условий современного развития вузовского сообщества.

В основе принципов организации воспитательной деятельности в вузах должно лежать единство, целостность, взаимосвязь учебного и вне-учебного процессов.

Основными принципами организации воспитательной деятельности в высшем учебном заведении могут являться:

- научность подходов в определении целей и задач воспитания, в раз-

работке форм и методов реализации основных направлений; реализация воспитательной функции университета в единстве учебной и внеучебной воспитательной работы;

- диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса, демократичность внутренней жизни университета, предполагающая «педагогику сотрудничества»; - активное взаимодействие студентов и администрации университета, факультетов;

- преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта воспитательной работы, сохранение и развитие традиций университета;

- инициатива и самостоятельность каждого из участников воспитательного процесса; саморазвитие субъектов воспитательной системы на основе диалектического разрешения противоречий между свободой и ответственностью, традицией и творческой инициативой;

- открытость воспитательной системы университета - усиление роли партнёрских связей в реализации воспитательной функции образования;

- плюрализм и вариативность воспитательных практик, увеличение степени свободы студента, личностно-деятельностная направленность образования, оптимизация процессов социализации и индивидуализации; воспитание нового жизнеспособного поколения на основе гармонизации общественно ориентированного и индивидуалистического типов личности

- полноценная и равноправная информированность участников и

организаторов воспитательного процесса;

- активное использование событийного подхода;

- толерантное отношение к различным культурам, этносам, убеждениям;

- опора на базовые потребности личности (здоровье, социальная защищенность, психологический комфорт, наличие условий для самореализации).

Реализация задач воспитательной деятельности в вузах на основе отмеченных принципов должна осуществляться через разработку и выполнение тематических, комплексных целевых программ, планирование работы на уровне факультета, университета, организацию массовых студенческих мероприятий и мероприятий, направленных на индивидуальное творческое развитие, поддержку развития творческих коллективов, развитие научно-методического, нормативно-правового обеспечения организаторов воспитательной деятельности, ежегодную оценку качества и эффективности организации воспитательной работы.

Учебная воспитательная деятельность является неотъемлемой частью воспитания в вузе, осуществляется в рамках учебного процесса и обуславливается, прежде всего, государственным образовательным стандартом, регламентируется соответствующими документами и реализуется в соответствующих формах деятельности.

Внеучебная воспитательная деятельность - организованное взаимодействие преподавателя и студента, личности и группы, личности и

социума, направленное на развитие, совершенствование и самосовершенствование личности, формирование у нее социально полезных качеств. Вне-учебная воспитательная деятельность в вузе предполагает понимание сути ее взаимоотношений с процессом обучения, знание основных системных компонентов, понимание характера вузовского сообщества.

Мы считаем, что не нужно разделять понятия воспитание и внеучеб-ная деятельность, т.к. определяющим является их единство по целям и задачам, целостность учебно-воспитательного и внеучебного процессов в образовательной среде вуза.

К специфическим особенностям организации воспитательной деятельности высшего учебного заведения можно отнести следующее:

1. Ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника вуза.

2. Перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания и саморазвития. Развитие способностей студентов к самоопределению, саморазвитию и самореализации.

3. Решение вопросов социализации личности, укрепления и сохранения здоровья студентов, их психической и материальной поддержки. Формирование у подрастающего поколения ценности семьи, здорового образа жизни.

4. Профессиональная компетентность педагога высшего учебного заведения. Субъектом воспитательной деятельности в любой педагогической системе является, прежде всего, педагог - носитель ценностных ори-ентаций, культуры.

Субъекты воспитательной системы - это индивиды (преподаватель,

студент, сотрудник вуза, выпускник) и сообщество (студенческая академическая группа, студенческое объединение, студенческий коллектив вуза), объединенное определенной педагогической идеологией, а также субъектной позицией, занимаемой в процессе систематической созидательной деятельности.

Воспитательная среда - относительно устойчивая совокупность вещественных и личностных элементов, окружающих человека, непосредственно влияющих на процесс его социализации и индивидуализации. Высшее учебное заведение не только центр подготовки профессионалов, но и широкое культурно-образовательное и культурно-нравственное пространство, где преобладают гума-нистическо-нравственные ценности.

Современная воспитательная среда вуза должна представлять собой единство учебно-материального потенциала, высококвалифицированных педагогических кадров, структур, функционально занимающихся воспитательной и внеучебной деятельностью, студентов, системы музеев, центров культуры и досуга и др. Структуру воспитательной среды составляют: уклад вузовской жизни, его социальные стереотипы, ценности образования, традиции вуза, студенческий и преподавательский коллективы, внеучебные вузовские коллективы, уклад жизни в общежитии, пространственно-предметное окружение.

В структуре управления воспитательной деятельностью выделяются элементы, обеспечивающие ее целенаправленность, организацию и содержание:

- нормативно-правовая база вне-учебной работы;

- административно-организационные ресурсы;

- система планирования внеучеб-ной воспитательной деятельностью;

- финансовые ресурсы;

- органы студенческого самоуправления;

- система мониторинга состояния внеучебной воспитательной работы.

Следует серьезно задуматься о формировании специальной структуры управления воспитательной внеаудиторной работой в вузе, которая бы взяла под свой контроль разработку планов и новых технологий воспитательной деятельности, работу кураторов, организацию культурного досуга студентов, привлечение студенчества к соуправлению, оказание помощи студентам и выпускникам в трудоустройстве [3].

Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности преподавателей и развернутость взаимооценочной деятельности студентов. Вовлеченность в самооценочную деятельность способствует выходу студентов на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития.

Качество воспитания - это системная характеристика воспитания, отраженная в показателях и критериях оценки процесса и (или) результата воспитательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и (или) результата воспитательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом.

Обеспечение постоянного, системного мониторинга состояния воспитательной деятельности в вузе, изучение мнения студентов по вопросам организации внеучебной деятельности - одна из задач, решение которой должно способствовать постоянному развитию и совершенствованию воспитательной системы.

Воспитанность - интегративный результат социализации, воспитания и самовоспитания студента.

Основными уровнями организации воспитательной работы в вузе могут являться:

- бытовой, поведенческий, представленный повседневным укладом жизни студента, в котором важную роль играет предметно-вещная среда, эстетическое оформление, материальное окружение, ритуально-эстетическое обеспечение жизнедеятельности. Он обеспечивается совместной деятельностью студентов, администрации и всех работников вуза;

- профессионально и личностно-формирующий уровень, реализуемый в учебной и внеучебной деятельности, и выраженный в системе отношений, создающих психологически комфортную, высоконравственную, содержательную духовную среду; обеспечивается взаимодействием преподавателей и студентов во всех структурных учебных подразделениях;

- социально-гражданский уровень, характеризующийся различными формами активности студентов, развитым гражданским и правовым сознанием, готовностью достойно реализовать себя в общественно-полезной деятельности.

Можно отметить, что большой

процент поступающих сегодня в вуз имеет явные проблемы, связанные с активностью по освоению учебно-профессиональной деятельности. Отсутствие активной жизненной позиции является результатом системного кризиса в современной России, наиболее остро проявляющегося в сфере воспитания молодых граждан, вынужденных усваивать, а впоследствии и воспроизводить неустоявшиеся, противоречивые ценности и опыт. В последнее десятилетие отмечается устойчивая тенденция к увеличению процента выпускников школ (поступающих в вузы), которых характеризуют примитивные интересы и увлечения, несформированность навыков учебной деятельности, отсутствие самостоятельности и инициативности, неразвитая структура самосознания, слабое абстрактно-логическое мышление, инфантилизм, слабая психологическая защита от стрессов и от сложных жизненных ситуаций. Далеко не все будущие студенты могут реально оценить свои интересы и способности и соотнести их с особенностями и требованиями избираемой профессии [1].

Результатом невысокого статуса воспитания является также отсутствие как общей концепции воспитания в системе высшего образования, так и собственных или адаптированных методик, технологий, форм организации воспитательной деятельности в вузах. Руководители учебных подразделений не имеют единого мнения в определении места, роли, содержания и технологий воспитания. Нет программ и инструментария социологических опросов студентов, нацеленных на определение уровня

их удовлетворенности постановкой учебного процесса, степени включенности в соуправление учебно-воспитательной деятельностью, выявление ожиданий студентов от получаемого образования.

Однако не все зависит от программ и технологий. Даже если современные программы и технологии реализуются недостаточно, то учебные формы воспитательной работы - это то, чем преподаватели вузов занимаются каждый день, всю жизнь. Они могут иметь неспецифическую и специфическую составляющие. Неспецифическая воспитательная составляющая учебного процесса представляет собой воздействие всей организации, всей атмосферы, всего хода педагогического процесса на становление личностных качеств студента.

Специфическая составляющая - это воздействие содержания учебной дисциплины на становление личности студента. В процессе обучения любой дисциплине четкое объяснение материала, активное участие всех студентов в обсуждении, увлеченность изучаемым предметом, заинтересованность в конечном результате и т.д. формируют у студентов умение самостоятельно мыслить, любовь к знаниям и творческой работе. Нужно помнить, что обучение и воспитание взаимно стимулируют друг друга, иначе говоря, имеют положительную обратную связь. Улучшение обучения способствует лучшему воспитанию, и наоборот, совершенствование воспитания приводит к повышению эффективности учебного процесса.

Внеучебная воспитательная работа сегодня требует сохранения существующих эффективных форм, поиска

и создания новых форм и разработки воспитательных технологий.

Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом должна представлять собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности. Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности воспитателя, которое основано на целом ряде обязательно реализуемых принципов и задач.

Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной работы.

Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание

субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания.

Воспитание в вузе - это процесс постоянного творческого поиска. Сегодня оно может и должно быть понято не как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Воспитательная система вуза должна носить динамичный, творческий и демократический характер, постоянно развиваться и совершенствоваться.

Литература:

1. Авраамова Е. М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания / Е. М. Авраамова, Ю. Б. Верпаховская //Социологические исследования. - 2006. - №4. - С.37-46;

2. Аманбаева Л. И. Теоретические основы гражданского воспитания / Л. И Аманбаева. - М. - Якутск, 2006. - 310с.;

3. Вавилина Н. Д. Социальный мир молодежи / Н. Д. Вавилина, С. Б. Виноградов, А. Н. Вольский, А. В. Добровольский. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.