Научная статья на тему 'Профессиональное воспитание в вузе: компетентностный подход'

Профессиональное воспитание в вузе: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1853
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОТРЯД / КУРАТОР СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ / UPBRINGING PROCESS IN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / PEDAGOGICAL TEAM / CURATOR OF THE STUDENT GROUP / VOCATIONAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Ирина Викторовна

В статье раскрываются основные подходы к проектированию воспитательной работы в вузе в условиях перехода на стандарты нового поколения; анализируется опыт оценивания эффективности воспитательного процесса в зарубежной и отечественной практике. На примере подготовки бакалавров педагогики демонстрируется интеграция учебной и внеучебной деятельности как условие успешного формирования профессиональной компетентности бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vocational Upbringing in an Institution of Higher Education: The Competence Approach

The basic approaches to the design of upbringing work at an institution of higher education in the conditions of transition to a new generation standards are revealed in the paper. The experience of evaluation of efficiency of upbringing process in the foreign and domestic practice is analyzed. By the example of bachelor of pedagogy the integration of academic and extra-curricular activity as a condition for the successful formation of bachelors’ professional competence is demonstrated in the article.

Текст научной работы на тему «Профессиональное воспитание в вузе: компетентностный подход»

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО:ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОИСК

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

В статье раскрываются основные подходы к проектированию воспитательной работы в вузе в условиях перехода на стандарты нового поколения; анализируется опыт оценивания эффективности воспитательного процесса в зарубежной и отечественной практике. На примере подготовки бакалавров педагогики демонстрируется интеграция учебной и внеучебной деятельности как условие успешного формирования профессиональной компетентности бакалавров.

В связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) перед всеми российскими высшими учебными заведениями стоит задача освоения научно-методических подходов в области образования и воспитания студентов в соответствии с требованиями нормативных документов. В последнее время внимание инициаторов образовательной деятельности сосредоточено на Болонском процессе. Одно из направлений развития Болонского процесса в Европе - формирование общих подходов к обеспечению и оценке качества высшего образования на основе компетентностного подхода.

Отметим, что зарубежная образовательная практика не делит образовательный процесс на учебный и воспитательный. Понятия «обучение» и «воспитание» в английском языке

И.В. Руденко

Ключевые слова:

профессиональное воспитание, воспитательный процесс в вузе, компетентностный подход, педагогический отряд, куратор студенческой группы.

обозначены одним термином «education». Однако неверно было бы считать, что вопросы организации работы со студентами остаются вне поля зрения аккредитационных агентств. Если внимательно изучить процедуру оценивания в зарубежной практике, то можно сделать вывод о тесной взаимосвязи воспитательного процесса с обучением, преподаванием, профессиональной подготовкой.

Введение процедуры оценки воспитательной деятельности при прохождении вузом государственной аккредитации (№1938 от 30.09.2005) в России способствовало повышению ответственности учебного заведения за организацию этой работы. В работе со студентами при аккредитации вуза уделяется внимание трем основным направлениям:

- наличию условий для профессионального роста (информированность абитуриентов о получаемой квалификации; условия практической занятости студентов, в том числе по профилю специальности; наличие системы работы с выпускниками);

- поддержке академической активности студентов (наличие института кураторства; наличие структур студенческого самоуправления; организация НИРС; организация коррекционной помощи);

- поддержке личностного развития студентов (организация мероприятий культурного, спортивного, просветительского плана; наличие структур психологической помощи; наличие системы материальной поддержки студентов) [1].

Показатели оценивания свидетельствуют о том, что факторы качества и конкурентоспособности вуза связаны и с качеством воспитания . Между тем объективность процедуры оценивания, сравнимости результатов будет связана с минимально достаточным и однозначно понимаемым процессом и предметом оценивания. Чтобы позитивная тенденция модернизации образовательной деятельности вуза не превратилась в цензуру и форму сдерживания научного поиска, необходимо экспертную деятельность строить корректно. Если опираться на Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013г), в котором воспитание рассматривается как «специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства», то становится ясно, какие показатели должны оцениваться. К ним, на наш взгляд, должны быть отнесены созданные вузами условия для организации воспитательной работы (весьма сравнимый показатель) и стимулы для воспитания личности студентов.

В образовательном стандарте психолого-педагогического направления записано: «Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ».

При всем положительном, что рождается в ходе модернизации, главным остаётся личность студента. В этой связи принципы проектирования образовательных программ, а значит, и разработки программ воспитания выглядят весьма актуально и убедительно.

Статус воспитания как социально ценной духовно-практической деятельности в вузе задаёт необходимость определения и корреляции результатов этой деятельности на этапах профессионального образования с требованиями федерального образовательного стандарта высшей школы. Воспитательный процесс, осуществляемый в учебной и внеучебной деятельности, является педагогически управляемым: в ходе его реализации можно влиять на формирование навыков общения, умения устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, осуществлять работу по повышению общего культурного уровня студентов. Это подтверждает, что внеучебная деятельность также эффективна в формировании компетентностей студентов и может реализовываться в соответствии с задачами профессиональной подготовки, т.е. способствовать формированию профессиональной компетентности.

Следовательно, воспитание в вузе необходимо рассматривать в профессиональном контексте, а его результаты соотносить с формированием общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Формирование компетентностной модели выпускника поставило перед разработчиками ООП задачу установления отношений между компетенциями и дисциплинами. Было бы неверно, если воспитательная работа и важный её компонент - внеучебная деятельность - выпадал и из профессионального контекста. Исследователь И.А. Зимняя выделяет три группы компетентностей воспитательной направленности:

- компетентности, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения: здоровьесбережения, компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития;

- компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы: социального взаимодействия, компетентность в общении;

- компетентности, относящиеся к деятельности человека: познаватель-

ной деятельности, компетентность деятельности (игра, труд, учение), информационных технологий [4].

Сформулированные в образовательных стандартах группы общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций можно рассматривать с точки зрения решения воспитательных задач. Именно поэтому в системе документов ООП в Тольяттинском государственном университете была попытка интегрировать в матрице компетенций, а также в описании образовательных технологий, используемых при ООП, учебную и внеучебную деятельность.

Формы, методы и средства внеучебной работы по формированию у студентов общекультурных компетенций, представленных в ФГОС

№ Компетенции Формы, методы, средства воспитательной, внеучебной и социальной деятельности

1 Навыки межличностных отношений Формы: 1. Учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: Студенческий парламент, Студенческий комитет, Студенческий центр добровольчества, SPC "Formula TSU" и т.д. 2. Круглые столы, конференции, семинары, проектные, рабочие, творческие группы, например встречи с иностранными студенческими делегациями и т.д. 3. Дебат-клуб, КтД.

Методы: деловые переговоры, публичные выступления, беседы, дебаты, заседания, обсуждения, процедуры выборов и т.п.

Средства: 1. Непосредственные: дискуссии, вну-трикомандная коммуникация и т.п. 2. Дистанционные: социальные сети, например, "В контакте", "Одноклассники", Образовательный портал и т.п.

2 Работа в команде Формы: соревнования, конкурсы, занятия в творческих коллективах, спортивных секциях, командах, тренировки, подготовка мероприятия, социальное проектирование, волонтерская деятельность, флешмоб и т.п.

Методы: личный пример руководителя, тренера и т.п.; убеждение, мотивация, поощрение.

Средства: положение о конкурсе, соревновании; приз, победа (кубок, медаль, грамота и т.п.); реклама (анонс, буклеты и т.п.).

3 Приверженность этическим ценностям и здоровому образу жизни Формы: 1) профилактические и пропагандистские беседы, лекции, встречи; 2) акции, смарт-мобы, флешмобы и т.п.; 3) спортивные секции, соревнования, волонтерская деятельность, PR-технологии.

Методы: личное и общественное порицание; личный пример ППС, других сотрудников, студенческих лидеров; реклама.

Средства: сайт, газета, буклеты

4 Принятие различий и мультикультур-ности Формы: акции, встречи, конференции, правовые лекции и т.п.

Методы: личный пример, демонстрация модели отношения и поведение.

Средства: сайт, газета, буклеты.

5 Способность адаптироваться к новым ситуациям Формы: 1) мероприятия,направленные на адаптацию студентов: вводные лекции по истории ТГУ, "посвящение в студенчество" и т.п. 2) работа кураторов, КТД.

Методы: беседы, примеры, демонстрация модели поведения и действий и т.п.

Средства: программа адаптации первокурсников.

Этот таблица представляет лишь несколько компетенций, заложенных в стандартах нового поколения, но позволяет продемонстрировать, что социально-воспитательный компонент является важной составляющей новых образовательных программ.

Содержание воспитательной деятельности может базироваться на трёх фундаментальных принципах, которые являются основополагающими при проектировании основной образовательной программы в целом: системности, студентоцентрированности, преемственности. Принцип системности, используемый при проектировании образовательной программы, предусматривает соблюдение соответствия целей, содержания, методов, форм, средств, технологий и механизмов оценивания результатов воспитательного процесса. Принцип студентоцентрированности означает переориентацию образовательного процесса на компетенции и результаты воспитания. При этом важно подчеркнуть, что указанный принцип для отечественного образования не есть нечто новое по своей сути, он непосредственно связан с личностно-деятельностным/личностно-ориен-тированным образованием, основы которого заложены отечественными психологами и педагогами. Образовательный и воспитательный процесс, ориентированный на студента, в большей степени определяется тем, чего

хотят достичь обучающиеся. Преемственность означает «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию».

Таким образом, при проектировании социально-воспитательного компонента вуза можно выделить три уровня задач.

Стратегический уровень опирается на правовую базу и целевую направленность стандартов. С одной стороны, компетентностный подход даёт возможность уточнить цели воспитания и придать им измеряемую форму - компетенций как результатов профессионального воспитания. С другой стороны, в вузе должна быть создана социокультурная среда, обеспечивающая всестороннее развитие личности студента.

Концептуальный уровень социально-воспитательного компонента разрабатывается с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций в каждом вузе.

Организационныйуровень направлен на создание модели, в структуре которой представлены все субъекты, обеспечивающие организацию воспитательного процесса в вузе, интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Приведём пример такой интеграции. Традиционные формы внеучебной работы в Тольяттинском государственном университете стали основой для разработки учебных дисциплин. В гуманитарно-педагогическом институте на протяжении 10 лет успешно действует студенческий педагогический отряд «Успех» - орган студенческого самоуправления ТГУ. Основной целью педагогического отряда «Успех» является создание условий для развития у студентов профессиональных навыков социально-педагогической работы. Активисты педагогического отряда живут интересной, разнообразной, насыщенной жизнью. Ежегодно педагогический отряд реализует около 30 проектов различной направленности для молодежи города, шефствует над школой - интернатом и детским домом, проводит благотворительные акции, а также, являясь органом студенческого самоуправления, принимает активное участие в обсуждении всех вопросов жизнедеятельности института и университета. При разработке учебного плана было решено поддержать инициативу и творчество студентов и предоставить членам педотря-да в качестве дисциплин по выбору сквозной практико-ориентированный курс «Социально-воспитательные технологии». Дисциплина начинается на 3-м курсе, состоит из 3 модулей: «Социально-воспитательные технологии: волонтерство»; «Социально-воспитательные технологии: досуг»;

«Социально-воспитательные технологии: каникулы». Ее трудоёмкость измеряется в кредитах, которые получают обучающие. Результат оценивается в том числе и компетентностном аспекте. Сквозной учебный курс позволил углублять профессиональные знания студентов по вопросам организации воспитательной работы с детьми и молодёжью, а значит, и формировать профессиональные компетенции, обозначенные в стандарте. Включение курса в план на протяжении трёх последующих семестров создало особую атмосферу на факультете - уважения и признательности тем студентам, кто занимался и продолжает заниматься практической работой с детьми. Интеграция учебной и внеучебной деятельности в данном случае способствовала выбору студентами индивидуальной образовательной траектории, позволила определиться в выборе второго уровня обучения (магистратуры по направлению «Педагогика и психология воспитания»).

В современных условиях меняется и роль преподавателя как субъекта воспитания и обучения в вузе. В настоящее время актуальной становится проблема деятельности педагога-куратора студенческой группы, его роли в системе профессионального воспитания. Анкетирование и интервьюирование студентов Самарского государственного технического университета (245 чел.), Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (158чел.), Тольяттинского государственного университета (143чел.) подтвердили, что куратор студенческой группы является одной из значимых фигур во внеучебной системе вуза; именно от взаимодействия с ним студенты ждут помощи в адаптации к вузу (98%), установлении благоприятного психологического климата в группе (66%), составлении индивидуальных программ профессионального самосовершенствования (82%) и др. Эффективность деятельности куратора будет зависеть от его включенности в общий процесс профессиональной подготовки. Педагог-куратор в многообразии функций (профессионал-специалист, воспитатель-наставник, общественник, личность-индивидуальность) - активный субъект профессионального воспитания. А это значит, что его деятельность может быть компетентностно ориентированной.

Приведем пример деятельности куратора Н.С. Бейлиной ( кандидат педагогических наук, победитель конкурса «Лучший куратор» в Самарском государственном техническом университете), деятельности , направленной на формирование социальной компетентности [3]. Н.С.Бейлина выделяет следующие этапы своей работы.

Первый этап по формированию социальной компетентности у бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью» в Самарском госу-

дарственном техническом университете - адаптивно-познавательный (1-й курс) - ориентирован на адаптацию студентов в вузе и предоставление им теоретического пропедевтического блока информации по вопросам социальной психологии, конфликтологии, валеологии. Предварительно куратор проводит анализ ФГОС, Основной образовательной программы направления подготовки, изучает учебный план, осуществляет анализ умений, общекультурных и профессиональных компетенций, составляющих основу социальной компетентности; проводит адаптацию программы внеучебной работы под требования стандарта. В связи с тем, что кураторские часы стоят в расписании, деятельность на данном этапе куратор студенческой группы осуществляет в рамках авторской программы кураторских часов «Я и моя профессия». Целью данной программы является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, составляющих социальную компетентность.

Второй этап - проектно-деятельностный (2-й курс) - направлен на вовлечение студентов в проектную деятельность. Проектная деятельность способствует самореализации личности, удовлетворению интересов и потребностей. Куратор активно осуществляет консультативную деятельность, обеспечивая освоение студентами основ проектной деятельности, помогает включиться в проекты в соответствии с их интересами и возможностями.

На третьем этапе (3-й курс) - практико-преобразующем -осуществляется деятельность, направленная на самостоятельную работу студентов. На данном этапе в рамках кураторских часов создаются ситуации, максимально приближенные к профессиональным. Будущим бакалаврам предлагается самостоятельно разработать и реализовать проекты, связанные с их профессиональной сферой. Процесс реализации рассматриваемого этапа осуществляется в рамках студенческой лаборатории «Творчество и интеллект». Для успешного осуществления студенческой деятельности куратор привлекает средства массовой информации, крупные коммерческие компании и другие организации. Куратор на данном этапе оказывает содействие в получении студентом социально-профессионального опыта, а также создает условия для реализации научного и творческого потенциала студентов. Полученные в процессе исследовательской работы Н.С.Бейлиной данные позволили установить, что в результате системной деятельности куратора у бакалавров направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» значительно повысился уровень сформированности основных критериев социальной компетентности. Деятельность куратора студенческой группы в данном аспекте является инновационной по содержанию и формам рабо-

ты, так как направлена на решение новых задач современного образования - формирование компетенций. Однако эта функция в массовой практике не стала ещё потребностью значительной части педагогов-кураторов.

Таким образом, проблема реализации компетентностного похода в воспитательной деятельности вуза является актуальной в теории и практике высшего профессионального образования и требует дальнейшего теоретического осмысления. Эффективность профессиональной подготовки студентов вуза напрямую зависит от умелого использования потенциала, ресурсов и механизмов внеучебной работы, интеграции учебной и внеучеб-ной деятельности в решении общих задач по формированию профессионального компетентного выпускника.

Литература

1. Воспитательная деятельность образовательного учреждения: Методические рекомендации. М. : Росаккредитагентство, 2010. - С.3.

2. Зимняя И.А. Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы (дескрипторная характеристика как база оценивания) / Под науч. ред. профессора И.А. Зимней: Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика: Материалы XI симпозиума, г. Москва, 16-17 марта 2006г. М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 82 с.

3. Бейлина Н.С., Руденко И.В. Методика формирования социальной компетентности будущих бакалавров во внеучебной деятельности //Вкник Черкаського ушверситету. Науковий журнал. Сер1я: Педагопчш науки. -Черкаси, 2014. - № 4. - С.96-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.