Научная статья на тему 'Социально-воспитательные технологии в образовательном процессе вуза'

Социально-воспитательные технологии в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2930
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОКЕТИРОВАНИЕ / ФЛЕШМОБ / SOCIAL EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / COMPETENCE APPROACH / SOCIAL PROJECTING / FLASHMOB

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Ирина Викторовна

Статья посвящена рассмотрению сущности категории «социально-воспитательные технологии». Автор делает акцент на различии понятий «социально-воспитательные технологии» и «воспитательные технологии», приводит примеры использования их в практике образовательного процесса вуза в аспекте компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Educational Technologies in the Education Process of Higher School

The article is devoted to the essence of the category «social educational technology». The author makes an accent on the difference of conceptions: «social educational technology» and «educational technology», he brings forward examples of using them in the practice of educative process of Higher Educational Institution in the aspect of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Социально-воспитательные технологии в образовательном процессе вуза»

УДК 378 ББК Ч 481.2

И. В. Руденко

г. Тольятти

Социально-воспитательные технологии в образовательном процессе вуза

Статья посвящена рассмотрению сущности категории «социально-воспитательные технологии». Автор делает акцент на различии понятий «социально-воспитательные технологии» и «воспитательные технологии», приводит примеры использования их в практике образовательного процесса вуза в аспекте компетентностного подхода.

Ключевые слова: социально-воспитательные технологии, воспитательные технологии в вузе, компетентностный подход, социальное прокетирование, флешмоб.

I. V. Rudenko

Tolyatti

Social Educational Technologies in the Education Process of Higher School

The article is devoted to the essence of the category «social educational technology». The author makes an accent on the difference of conceptions: «social educational technology» and «educational technology», he brings forward examples of using them in the practice of educative process of Higher Educational Institution in the aspect of the competence approach.

Key words: social educational technology, educational technology, educational technologies in Higher Educational Institution, competence approach, social projecting, flashmob.

В связи с разработкой Основных образовательных программ нового поколения по требованиям ФГОС ВПО актуализировалась деятельность преподавательских коллективов вузов по изучению и обобщению собственного профессионального опыта и опыта коллег из других регионов по использованию образовательных технологий в учебном процессе.

Проблема технологизации образования связана с проблемой повышения продуктивности обучения и воспитания будущих специалистов, бакалавров, магистров.

Активное применение технологий в образовательной практике, по мнению академика РАО

Н. В. Бордовской, позволяет:

- повысить качество образовательного процесса, сделать обучение более комфортным. Повышается эффективность учебного процесса за счет представления и усвоения большего количества информации в единицу времени, самоорганизации образовательной деятельности, изменяется позиция всех субъектов - повышается мера ответственности за образовательные результаты и процесс их достижения. Повышается доступность учебных материалов и другой информации, свобода выбора способов и условий освоения образовательных программ;

- оптимизировать расходы на обеспечение образовательного процесса. Более эффективный образовательный процесс снижает нагрузку на учителя и ученика, преподавателя и студента, по-

зволяет оптимизировать ресурсы, сокращает время на репродуктивные виды работы, снижает относительные расходы на издание печатных учебных материалов;

- повысить уровень общей культуры молодого поколения в работе с информацией, техникой и людьми, над собой, делая его успешным и толерантным в жизни и профессии [4].

В науке нет однозначного толкования термина «образовательная технология», что в значительной мере обусловлено сложностью проблемы и разнонаправленностью путей реализации технологического подхода в образовательной практике. Как известно, термин «технология» первоначально стал применяться для планирования и более успешного достижения учебных целей. По определению Юнеско 1986 г., технология обучения - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов, ставящих своей задачей оптимизацию форм и способов организации учебного процесса. Изучение работ разных авторов: В. П. Беспалько, В. А. Сластенина, Г. К. Се-левко, В. М. Монахова и др. - позволило взять за основу определение Б. Т. Лихачева, которое стало базовым при разработке основных образовательных программ ФГОС ВПО.

В процессе развития образовательной практики наблюдается определенная эволюция используемых технологий, которая тесно связана с

самим процессом развития системы образования, ходом социального и научно-технического прогресса, требованиями общества и рынка труда. На разных этапах развития отечественной и мировой образовательной практики появляются созвучные времени образовательные технологии, которые затем переходят в разряд основных и традиционных. В классификации образовательных особое место занимают социально-воспитательные технологии.

Социальная деятельность человека как разновидность человеческой деятельности опирается на совокупность знаний, умений, способностей, черт характера и сердцевину личности - нравственность. Эта совокупность определяет неоднозначность «формулы успеха» педагога и порождает разнообразие мнений и суждений о существовании категории «социально-воспитательные технологии». Ведь технология - это то, что предопределяет и гарантирует результат любого процесса.

Чаще всего в научно-методической литературе и практике социальной деятельности термин «социально-воспитательные технологии» применяется как синоним понятий «социальновоспитательная система», «педагогическая система». Толкование социально-воспитательных технологий локального характера почти полностью перекрывается понятием «методика» данного вида деятельности. Разница между ними заключается в расстановке акцентов. В технологиях, как утверждает Г. К. Селевко, больше представлена целевая и процессуальная сторона; в методике - содержательная, качественная, вариативная. Между тем, технология отличается от методики:

- воспроизводимостью;

- наличием конкретных целей;

- определенной концепцией;

- поэтапной пошаговой структурой деятельности [3].

Ряд авторов понимает социально-воспитательные технологии, как:

- систему приемов, направленную на решение типовых задач;

- способ реализации обоснованной модели педагогической ситуации.

Решение вопроса о выделении социальновоспитательных технологий затрудняется поиском надежного инструментария, позволяющего получать устойчивые, прогнозируемые, а главное гарантированные результаты.

Что может быть конечной целью, результатом использования социально-воспитательных технологий? Человек «природный» превращается в человека «культурного», как считал С. И. Гессен, посредством воспитания образованности, гражданственности, цивилизованности. Без этих качеств нет личности, нет человека как предста-

вителя социума, человечества. Личность нельзя сформировать вне социальной сферы. «Лишь одновременное, параллельное развитие индивидуальных наклонностей и общих социальных навыков определяет путь нормального развития личности» [2]. Чтобы войти «во время», сделать его «своим», человек должен развить в себе способность к восприятию социального опыта (В. В. Зеньковский), а педагог - найти механизмы приобщения молодого поколения к общекультурным ценностям. Одним из этих механизмов можно считать социально-воспитательные технологии. Социально-воспитательные технологии включают человека в социальный контекст, обеспечивают усвоение и освоение определенных социальных норм. В этом их целевое назначение. Мы относим некоторые виды деятельности в социальной среде к технологиям (социальное проектирование, коллективную творческую деятельность, PR-технологии, волонтерство, дебаты и др.) потому, что именно их технологический алгоритм влияет на нормирование способов социальновоспитательной деятельности, улучшает ее качество и позволяет достигнуть эффективных результатов. То есть социально-воспитательная технология включает практические действия, направленные на готовность субъекта к воспитательной ситуации в социальной среде. Иными словами, понятие «социально-воспитательные технологии» связывается с определенными действиями индивида в социальной среде, влияющими на его личностное развитие.

Согласимся с мнением тех авторов, кто считает некорректным употребление понятия «технология» в контексте воспитания качеств личности (технология воспитания патриотизма, гуманности и т. д. ). Вряд ли качества личности могут выступать как гарантированный, устойчивый, прогнозируемый результат. Социально-воспитательные технологии, прежде всего, ориентированы на организацию различных видов деятельности в социальной среде. «Учебное заведение должно быть органом не только умственного воспитания, но и органом социального воспитания, цель которого привитие обучающимся высших идеалов общественности, формирование гражданской позиции, воспитание «вкуса» к социальной активности» [2].

Понимая технологию воспитания как «освоенную в практике профессионального сообщества последовательность форм и методов, разворачивающих воспитательный процесс от момента выдвижения цели до получения и оценки результатов» [1], будем считать социальновоспитательные технологии частью воспитательной деятельности вуза (технологии воспитательной деятельности вуза). А что такое технология воспитательной деятельности вуза?

Имея в виду, что цели профессиональной подготовки специалистов на современном этапе развития высшей школы формулируются в контексте компетентностно ориентированного подхода, представим «специальный набор, компоновку форм, методов, приёмов обучения, воспита-

тельных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса» (Б. Т. Лихачев), сложившиеся в Тольяттинском государственном университете, как технологию воспитательной деятельности вуза, где определенное место занимают социально-воспитательные технологии.

Таблица

Формы, методы и средства воспитательной, внеучебной и социальной работы Тальятинского госуниверситета по формированию общекультурных компетенций студентов, представленных в ФГОСе нового поколения (2010 г.)

м п/п Компетенции Формы, методы, средства воспитательной, внеучебной и социальной деятельности

І Навыки межличностных отношений Формы: 1) учебная группа, студенческие саморегулируемые организации, например: студенческий парламент, студенческий комитет, студенческий центр добровольчества, SPC «Formula TSU» и т. д.; 2) круглые столы, конференции, семинары, проектные, рабочие, творческие группы, например встречи с иностранными студенческими делегациями и т. д.; 3) дебат-клуб, КТД

Методы: деловые переговоры, публичные выступления, беседы, дебаты, заседания, обсуждения, процедуры выборов и т. п.

Средства: 1) непосредственные: дискуссии, внутрикомандная коммуникация и т. п.; 2) дистанционные: социальные сети, например «В контакте», «Одноклассники», образовательный портал и т. п.

2 Работа в команде Формы: соревнования, конкурсы, занятия в творческих коллективах, спортивных секциях, командах, тренировки, подготовка мероприятия, социальное проектирование, волонтерская деятельность, флешмоб и т. п.

Методы: личный пример руководителя, тренера и т. п.; убеждение, мотивация, поощрение

Средства: положение о конкурсе, соревновании; приз, победа (кубок, медаль, грамота и т. п. ); реклама (анонс, буклеты и т. п.)

3 Приверженность этическим ценностям и здоровому образу жизни Формы: 1) профилактические и пропагандистские беседы, лекции, встречи; 2) акции, смарт-мобы, флешмобы и т. п.; 3) спортивные секции, соревнования, волонтерская деятельность, PR-технологии

Методы: личное и общественное порицание; личный пример ППС, других сотрудников, студенческих лидеров; реклама.

Средства: сайт, газета, буклеты

4 Принятие различий и муль- Формы: акции, встречи, конференции, правовые лекции и т. п.

тикультурно сти Методы: личный пример, демонстрация модели отношения и поведения

Средства: сайт, газета, буклеты

5 Способность адаптироваться к новым ситуациям Формы: 1) мероприятия, направленные на адаптацию студентов: вводные лекции по истории ТГУ, «посвящение в студенчество» и т. п.; 2) работа кураторов, КТД

Методы: беседы, примеры, демонстрация модели поведения и действий и т. п.

Средства: программа адаптации первокурсников

Таблица представляет лишь несколько компетенций, заложенных в стандартах нового поколения, но позволяет продемонстрировать логику планирования воспитательной деятельности вуза, направленной на формирование социальновоспитательного компонента профессиональной подготовки в аспекте компетентностного подхода. Опишем подробнее социально-воспитательные технологии, которые нашли отражение в таблице.

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального продукта (проекта), имеющего для участников процесса практическое значение.

Социальный проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Эти «шаги» придают определенную

технологичность процессу социального проектирования и позволяют выделить основные этапы:

1 этап: выбор проблемы, которая базируется на изучении общественного мнения.

2 этап: исследование проблемы. Осуществляется на основе получения дополнительной информации из газет, журналов, опросов-интервью, Интернета. Важность социальной проблемы изучается и с точки зрения тех, для кого эта проблема является значимой. Обычно это можно определить по результатам опроса. Этот этап можно считать качественно пройденным, если: ясно, какие обстоятельства побудили написать проект; проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества; исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта; масштабы проекта разумны; проект поддерживается статистическими и аналитическими данными, ссылками на экспертов, ключевые научнометодические источники; проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя; четко определен способ решения проблемы.

3 этап: определение цели, задачи проекта. Основные требования к формулировке цели таковы: достижимость в рамках этого проекта; безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ; соответствие компетентности, подготовленности, финансовоэкономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

4 этап: выработка проектной идеи. Все содержание проекта можно сначала представить в виде схемы, так как это позволяет легче представить «что», «где», «в какой последовательности будет проводиться при реализации проекта».

5 этап: подготовка календарного плана по проекту. План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и т. д. Все виды работ увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители.

6 этап: подготовка проекта бюджета.

№ Статьи расходов Имею- щиеся средства Необхо- димые ресурсы Итого

7 этап: определение обязанностей и их распределение.

8 этап: оценка эффективности результатов по проекту. Очень важно отразить систему показателей эффективности проекта. Показатели - инструмент, позволяющий точнее определить и разъяснить цель проекта и измерить его эффект; это

характеристика отдельной стороны объекта или процесса, имеющая количественно-качественное выражение. Однако в социальной сфере, а тем более в психолого-педагогической практике, показатели приобретают специфические черты. Достаточно мало универсальных критериев, которые однозначно подтвердили бы успешность того или иного социально полезного дела. Примерные ориентиры для оценки выполнения проекта могут быть следующими:

• количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий, др.);

• показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел -научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив, др.);

• показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность);

• показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации);

• технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников);

• экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материальнотехнических ресурсов).

9 этап: оформление проекта.

10 этап: определение перспектив развития проекта. Ответьте на вопросы: будет ли ваш проект долгосрочным, нужны ли дополнительные средства на его реализацию. Если да, то приступайте к фандрайзингу или пишите заявку на грант.

Новым явлением в социальном пространстве современной молодежи становится технология, получившая название «флешмоб». Феномен «флешмоба» совсем недавно обозначил себя в современной культуре и многими пока еще просто не замечен. Flash mob, или в переводе с английского «мгновенная толпа», относительно новый и стремительно набирающий популярность способ выразить себя.

Явление флешмобов началось после того, как в октябре 2002 вышла книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция» (англ. Smart Mobs: The Next Social Revolution), в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии (Интернет, сотовые телефо-

ны) для самоорганизации. Флешмоб (англ. flash -вспышка, mob - толпа, переводится как «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа») - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы) внезапно появляется в общественном месте, в течение нескольких минут с серьезным видом выполняют заранее оговоренные действия определенного характера (сценарий) и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны как ни в чем не бывало.

Психологический принцип флешмоба в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней как будто для них это вполне нормально и естественно. Во многих крупных городах мира уже сформировались группы, которые никогда не афишируют свои акции заранее. Стать участником флэшмоба можно лишь по приглашению, исходящему от одного из руководителей группы. Для того чтобы акция удалась, мобберы должны действовать в определенной степени слаженно. Как правило, все участники сверяют свои часы по определенному эталону -либо по часам на каком-нибудь здании, либо согласно показаниям определенного интернет-сайта. Все мероприятие рассчитано поминутно! Действо длится обычно четверть часа, не больше. Меньше - возможно.

Условия просты: несколько десятков или сотен людей - чем больше, тем лучше - договариваются в один момент времени в одном и том же месте совершить одно и то же действие. Например, открыть книгу (флешмоб «Читальный зал»).

Флешмоб нельзя отнести к несанкционированному митингу по той простой причине, что участники никак друг с другом не общаются и действуют максимально естественно.

Флешмоб - это представление, рассчитанное на случайных зрителей, у которых возникает букет чувств: полное непонимание, интерес, недоумение. Участники акции не получают и не платят никаких денег за участие в ней. Это совершенно добровольное занятие. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Среди возможных вариантов: развлечение, пропаганда определенных моральных норм, произведение впечатления на окружающих, самоутверждение (испытать себя: «Смогу ли я это сделать на людях?»), ощущение причастности к общему делу. Все акции флэшмоба происходят в общественных местах и в очень непродолжитель-

ные периоды времени. Людей завораживает эффект толпы. Иногда к мобберам присоединяются посторонние люди, те, кто о встрече заранее не договаривался. Потом акции обсуждаются на форуме, а о наиболее ярких и впечатляющих могут написать статьи журналисты.

Инициативная группа бросила клич в сети интернет о проведении флешмоба для поддержки Чеипионата мира-2018 по футболу в Самаре. Организаторы хотели показать в первую очередь, что Чемпионат мира - желаемое и ожидаемое событие в городе. Причем право проведения матчей организаторы рассматривали не только как возможность посмотреть мировое первенство по футболу «не по телевизору», но и как толчок к развитию города - новые дороги, строительные объекты, современный стадион и аэропорт, новые рабочие места - изменение облика города в целом.

Для участия во флешмобе организаторы рекомендовали принести с собой 26 декабря 2010 года в 14. 00 на пл. Славы один или два из указанных атрибутов: футбольный мяч, шарф ФК «Крылья Советов», флаг РФ, форму зарубежной сборной, воздушный шарик с гелием, а также нарисовать на щеке или на другой части лица флаг любой страны. Все это требуется для постановки флешмоба. Обязательный атрибут участника -любая красная материя или предмет: именно красный цвет - символ единения и солидарности участников флешмоба в желании принять ЧМ 2018 в Самаре.

Люди на вопрос «Что Вас привлекает в флэш-мобе?» отвечают почти одинаково: «это весело», «это похоже на приключение», «это какой-то элемент игры, секретности», «это позволяет нарушить привычный ход жизни».

Флешмобы все чаще находят место в студенческой среде, привлекая участников своей новизной и свободой сценария.

Таким образом, теория и практика образовательных технологий значительно расширяется и обогащается за счет социального опыта молодежи. Использование этого опыта в вузе вооружает организаторов воспитательной деятельности в вузе новыми современными формами работы со студентами. Социально-воспитательные технологии способствуют эффективному достижению конечной цели образовательной системы: готовят молодое поколение к жизни, воспитывают «вкус» гражданской активности.

Список литературы

1. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2005. 336 с.

2. Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918. С. 49.

3. Селевко Г. К., Селевко А. Г Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002. С. 24.

4. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. М.: Кнорус, 2010. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.