УДК 378.14
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© 2017
Бейлина Наталья Семеновна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Психология и педагогика» Самарский государственный технический университет (443100, Россия, Самара, улица Молодогвардейская, 244, e-mail: [email protected])
Аннотация. Одним из главных педагогических факторов становления бакалавра как профессионала является использование современных ресурсов воспитательной деятельности. В статье анализируются наиболее эффективные современные формы воспитательной деятельности, рассматриваются актуальные методы воспитательной деятельности вуза. Автор опирается на систему воспитательной деятельности, созданную в Самарского государственного технического университета. Важнейшим направлением внеучебной деятельности в СамГТУ является деятельность куратора студенческой группы. На примере реализации программы кураторских часов, разработанной на факультете гуманитарного образования Самарского государственного технического университета, анализируется использование современных форм воспитательной деятельности, а также системы методов Н.М. Борытко, которые являются, на наш взгляд, наиболее емкой системой методов воспитания. Данная классификация методов дополнена автором некоторыми рефлексивными и проективными методами. В статье подчеркивается, что все рассмотренные формы и методы воспитательной деятельности способствуют формированию необходимых современному профессионалу компетенций, а также повышению уровня подготовки современных бакалавров. В заключении статьи приводятся результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в Самарском государственном техническом университете, которая демонстрирует влияние данных форм и методов воспитательной деятельности на формирование важнейших компетентностей бакалавров.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, методы воспитательной деятельности вуза, компетентностный подход, компетентность, деятельность куратора студенческой группы
FORMS AND METHODS OF EDUCATIONAL ACTIVITY ORGANIZATION OF A HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR IMPLEMENTING THE COMPETENT APPROACH
© 2017
Beilina Natalia Semenovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department "Psychology and Pedagogy" Samara State Technical University (443100, Russia, Samara, Molodogvardeyskaya street, 244, e-mail: [email protected])
Abstract. One of the main pedagogical factors of bachelor's establishment as a professional is the use of modern educational activity resources. The article analyzes the most efficient up-to-date forms of educational activity and examines the topical methods of educational activity in ahigher education institution. The author rests upon the educational activity system of Samara State Technical University. The most important area of extra-curricular activities in SSTU is activity of student group curator.The use of the up-to-date educational activity forms and Borytko's system of methods which, in our opinion,is the most substantial system of educational methods is analyzed in the article based on the example of the curatorial hour program developed on the humanities faculty of Samara State Technical University. The classification of methods is supplemented by the author with some reflexive and projective methods.In the article it is stressed that all analyzed forms and methods help to develop competence which is required for modern experts and also help to increase the level of training of modern bachelors. In conclusion the results are given about experimental work conducted in Samara State Technical University which demonstrates the influence of the forms and educational activity methods on forming of the most important competences of bachelors.
Keywords: educational activity, educational activity methods in the higher education institution, competence, activity of student group curator.
В первое десятилетие XXI века в социальной профессиональной сфере произошла глобальная перестройка в системе профессионального образования. Повышение качества и эффективности подготовки бакалавров в вузах России - одна из важных задач государственной современной политики РФ. О важности данной задачи свидетельствуют Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.), Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Решить задачу повышения качества и эффективности подготовки современных бакалавров возможно с помощью закрепленного в Болонской декларации (1999г.) компетентностного подхода.
От современного бакалавра требуются мобильность, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе, готовность свободно взаимодействовать в социуме. Данные качества предполагают эффективное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни, использование новых технологий в социально-профессиональной сфере.
Одним из важнейших педагогических факторов профессионального становления бакалавров различных направлений подготовки является использование ресурсов воспитательной деятельности. В настоящее время все российские вузы, опираясь на Федеральные государственные стандарты, осваивают научно-методические
подходы в области образования и воспитания в соответствии с требованиями, прописанными в нормативных документах. С сентября 2005 года введена процедура оценки воспитательной деятельности при прохождении вузом государственной аккредитации (№ 1938 от 30.09.2005). Как отмечают специалисты, данное нововведение способствовало повышению ответственности учебного заведения за организацию данного вида работы [1].
Вопросам реализации воспитательной деятельности в аспектах компетентностного подхода посвящены работы таких ученых, как Н.М. Борытко[2] , П.И. Бабочкина[3], А.В. Баранов[4], Н.А. Баранова[5], И.В. Бухалова[6], Г.Г. Габдуллина [7], Н.А. Дегтярева[8], Н.А. Нефедова[9], A.B. Пономарева[10], М.С. Якушкина[11] и др.
В современной педагогической науке имеется богатая палитра методов воспитательной деятельности. В психолого-педагогической литературе существует множество классификаций методов воспитательной работы. Наиболее емкой, на наш взгляд, является классификация, предложенная Н.М. Борытко[12]. Данная классификация в процессе опытно-экспериментальной работы в Самарском государственном техническом университете и Тольяттинском государственном университете была дополнена активными формами и методами, от-
вечающими интересам современных студентов [12,13]. Формы представлены тремя группами: массовые (флеш-мобы, праздники, акции); коллективные (клубные дни, труниру и др.); индивидуальные (тренировки, выступления, презентации и др.). Они позволяют формировать у студентов позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности, самореализовываться и самоутверждаться в социально-профессиональном пространстве.
Перечисленные выше формы воспитательной деятельности активно используются в воспитательной системе Самарского государственного технического университета. Так, например, студенты СамГТУ активно принимают участие в флешмобах, организованных отделом по воспитательной и социальной работе. (Флешмоб, посвященный Дню донора; флешмоб «23 февраля» и др.). Флешмоб - сравнительно новая форма воспитательной деятельности. Флешмоб дословно переводится с английского языка как «мгновенная толпа». Студентов данная форма привлекает своей необычностью, возможностью проявить себя творчески, самореализоваться. Участие в флешмобе развивает коммуникативные способности, умение быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Традицией СамГТУ является проведение фотомарафона, который проводит Духовно-просветительский культурный центр СамГТУ. Ежегодно тематика марафона меняется (фотомарафон, приуроченный к Году российской истории: «Самара историческая - Самара православная»»; марафон, посвященный к 100-летнему юбилею Самарского государственного технического университета и т.д.). К участию в фотомарафоне привлекаются студенты первого курса, а также студенты, которые занимаются в студенческом клубе по курсу «Социокультурный облик православной России в синодальный период (XVIII - начала XX вв.)». Фотомарафон проводится в форме квеста. Участники марафона, разбившись на команды, отвечают на вопросы, прокладывают маршрут по городу, получают зашифрованные задания. Данная форма способствует формированию и развитию таких важных для современного бакалавра качеств и способностей, как мобильность, умение работать в команде, принимать решения в нестандартных ситуациях, бесконфликтно взаимодействовать в социуме.
Еще одной традицией Самарского государственного технического университета является проведение отделом по воспитательной и социальной работе и Духовно-просветительским культурным центром ежегодных праздников: «Блинная вечеринка», «Пасхальный фестиваль». Данные мероприятия способствуют повышению уровня духовной культуры студентов, сплочению студенческого коллектива, стимулируют их творческую активность, развивают коммуникативные способности.
Организация воспитательной деятельности в современном вузе невозможна без использования эффективных методов. Методы воспитательной деятельности можно разделить на 4 группы:
-рефлексивные: понимание, метод драматизации, сочинение-эссе, кейс-стади, диспут, дискуссии;
-проективные: тренинг, метод социальных проб, метод проектов, «мозговой штурм», деловая игра;
-ценностные: стимулирование, диалог, поощрение;
-комплексные: консультирование, анализ производственных ситуаций, метод воспитывающих ситуаций.
Одной из главных особенностей названных методов является то, что они основываются на деятельностном подходе. Рассмотрим примеры использования различных методов в процессе организации воспитательной деятельности в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ).
В СамГТУ, как во многих отечественных вузах, уделяется значительное внимание кураторской деятельности [14,15]. На современном этапе развития образования куратор является одной из ключевых фигур
воспитательнои системы вуза, он влияет на жизнедеятельность студенческой группы, отвечает за усиление воспитательных функций в развитии самоуправления. В Самарском государственном техническом университете на факультете гуманитарного образования разработана программа кураторских часов, ориентированная на студентов 1-3 курсов, которая способствует разнообразному использованию методов в воспитательной работе.
В работе со студентами первого курса на кураторских часах активно применяются такие методы, как кейс-стади, деловые игры, метод проектов, «мозговой штурм», элементы тренингов. Перечисленные методы способствуют формированию умения бесконфликтно взаимодействовать в социальной группе, создавать благоприятный климат в коллективе. Так, при изучении некоторых тем, например: «Стратегии поведения в конфликтах», куратор использует кейс-стади. Кейс-метод помогает студентам научиться работать с информацией, овладеть искусством ведения дискуссии и спора, а также формирует умение принимать решения в нестандартных ситуациях, творчески мыслить.
На кураторских часах также активно используется такой метод воспитательной деятельности, как деловая игра. В психолого-педагогической литературе встречается множество определений деловой игры. Наиболее ёмкое, на наш взгляд, определение дал профессор А.А. Вербиций: «Деловая игра - это форма создания в образовательном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерных для данного вида труда» [16]. Автор говорит о двух структурных моделях деловой игры: имитационной и игровой. Как показал практический опыт, игровая имитационная модель отражает социальные отношения, выстраивающиеся на предприятиях, а также раскрывает социальные роли и профессиональные интересы участников, способствует повышению мотивации студентов к будущей профессиональной деятельности. Данная форма воспитательной работы используется на кураторских часах, посвященных вопросам социально-психологической и профессиональной подготовки в вузе. Кураторы СамГТУ включают в программу занятий с первокурсниками игру «Студент», которая помогает бакалаврам осознать мотивы выбора своего направления подготовки, погрузиться в студенческую жизнь, пройдя в игре все этапы студенчества, начиная с адаптации к новому социуму до этапа дипломного проектирования. Данная игра позволяет также быстрее и эффективнее познакомить первокурсника со всеми учебно-вспомогательными подразделениями вуза.
Необходимо заметить что, в процессе проведения деловых игр в рамках кураторских часов происходит:
- приобретение бакалаврами опыта выполнения будущей профессиональной деятельности;
- интеграция ранее полученных и усвоенных студентами теоретических знаний и компетенций в целостную систему;
- приобретение умения бесконфликтно взаимодействовать в коллективе;
- получение опыта социальных отношений;
- формирование навыков совместного принятия быстрых и эффективных решений [15].
Нередко кураторы Самарского государственного технического на своих занятиях применяют один из эффективных ценностных методов - метод диалога. В рамках кураторских часов чаще всего кураторами СамГТУ используется лекция-диалог. По мнению Н.М. Борытко, лекция предназначена «не только для того, чтобы дать целостную картину изучаемого явления, а побудить к размышлениям и поискам, вызвать у будущего специалиста исследовательский интерес к профессиональной деятельности»[17]. Лекция-диалог выступает одним из важнейших средств мотивации бакалавров к
самообразованию. Достоинством лекции-диалога является возможность прямого контакта педагога-куратора со студентами. В рамках кураторских часов педагоги использую лекции разных видов - лекция-конференция, лекция-размышление, лекция-диалог, лекция-эссе. Например, при изучении темы: «Эмоции и стресс. Механизмы адаптации человека» применялась лекция-пресс-конференция. Куратор выстраивает ход занятия, основываясь на вопросах, которые ему задали студенты в письменном виде. Так, например, студентов СамГТУ в начале данной лекции интересовали следующие вопросы: «Что такое эмоции?», «Какие существуют эмоции?», «Что такое настроение?», «Какие существуют стадии стресса?» и другие. В процессе данной лекции преподаватель работает с каждым студентом индивидуально, информацию студент получает лично от преподавателя, благодаря этому обучающиеся активно участвуют в образовательной деятельности. Лекция стимулирует процесс мышления студентов, помогает развить умение концентрировать внимание, что необходимо для формирования многих компетенций, необходимых современному бакалавру.
Современный выпускник вуза в постоянно изменяющихся социальных условиях должен обладать способностью оперативно принимать решения. Данная способность наиболее эффективно формируется в процессе использования группы комплексных методов: консультирование, анализ производственных ситуаций, метод воспитывающих ситуаций. Так, например, в СамГТУ в рамках изучения значимой для бакалавров факультета гуманитарного образования темы: «Особенности делового общения в сфере реклама и PR», применялись комплексные методы: консультирование и анализ производственных ситуаций. Для более продуктивной работы по данной теме были приглашены представители крупных компаний Самарской области (региональный общественный фонд «Молодежь. Семья. Нравственность» и
др).
В процессе организации воспитательной деятельности значительное место отводится методу проектов. На факультете гуманитарного образования (ФГО) на начальном этапе первокурсники в процессе специальных тренингов обучаются умению работать в команде, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. В дальнейшем студенты 2-3 курса погружаются в изучение технологии социального проектирования. Результатом использования технологии социального проектирования является создание реального социального проекта, который имеет для участников важное практическое значение. Например, студенты 2 курса ФГО совместно с преподавателями разработали следующие проекты: «Детская творческая студия «Active house»», «Детский клуб «Подари улыбку детям», «Реклама научно-технической библиотеки (НТБ) в рекреационных зонах Самарского государственного технического университета». На 3 курсе студенты имеют возможность в рамках кураторских часов посещать студенческую лабораторию, в которой им предлагается заниматься социальным творчеством, самостоятельно реализовать на практике те знания, умения и навыки, которые они приобрели за время работы с куратором. Студенты, посещающие данную лабораторию, стали организаторами проектов, важных для вуза в целом: «Студенческий кукольный театр», «Турнир по футболу».
Все вышеперечисленные методы внеучебной воспитательной деятельности являются эффективными в процессе формирования компетенций, необходимых для успешной социально-профессиональной деятельности современного бакалавра. Данные методы также позволяют повысить качество подготовки студентов вуза. Результаты системной воспитательной работы на гуманитарном факультете СамГТУ показали, что у студентов гуманитарного факультета на 24 % повысился общий уровень сформированности профессиональных
компетенции.
Таким образом, проблема выбора форм и методов современной воспитательной деятельности вуза является одноИ из важнейших и актуальнейших проблем современного образования и воспитания. Эффективность профессиональной подготовки и адаптации студентов вуза, формирование у будущих выпускников необходимых в их профессиональной деятельности компетенций напрямую зависит от умелого использования потенциала воспитательной системы вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контексте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. №1. С. 259-262.
2. Борытко, Н.М. Соловцова, И.А., Байбаков А.М. Теория и методика воспитания. Волгоград: ВГИПК РО, 2006. 98 с.
3. Бабочкин, П.И. Студент как активный субъект образовательного процесса // Квартальновские научные чтения. М.: «Логос», 2014. С. 144-148.
4. Баранов А.В. Проблема перехода потенциального к актуальному в воспитательной деятельности вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. №2 (Т.16). С. 220-224.
5. Баранова Н.А. Воспитание в вузе как фактор становления личностно-профессиональной позиции будущего специалиста //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия : Психология. Педагогика. 2010. №2 (Т.16). С. 235-238.
6. Бухалова И.В. Внеучебная воспитательная работа как фактор личностно-профессионального становления будущего педагога: дис... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 197 с.
7. Габдуллин Г. Воспитательный потенциал гуманитарного образования в современных условиях // Alma mater. 2006. №2. С. 43-45.
8. Королев А.В., Чурсина Е.В., Сотник А.П. Воспитательная деятельность в организациях высшего образования в контексте изменчивости ценностей молодежи // Наука и образование: новое время. 2016. .№2 (13). С. 264-267.
9. Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. №3. С. 250-252 .
10. Пономарев А.В., Алешкин А.В. Теоретические подходы к определению потенциала воспитательной деятельности // Известия ВГПУ. Педагогические науки. 2017. № 1 (114). С.11-17
11. Якушкина М.С. Реализация воспитательного потенциала современного образовательного учреждения в рамках новых ФГОС // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2013. №4(24). С. 126- 131.
12. Руденко И.В. Социально-воспитательные технологии как современные формы организации воспитательной работы с молодёжью // Вопросы воспитания: научно-практический журнал. М.: РАО, 2012. №3. С.42-48.
13. Руденко И.В. Интерактивные технологии и методы в образовательном процессе высшей школы // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 37- 40.
14. Зелеева В.П. Роль куратора студенческой группы в организации воспитательной работы в вузе / В.П. Зелеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10 (82).
15. Бейлина Н.С. Формирование социальной компетентности будущих бакалавров в деятельности куратора студенческой группы: дис. ... канд. пед. наук /Н.С. Бейлина. Тольятти.: ТГУ, 2014. 190 с.
16. Вербицкий А.А.., Ларионова О.Г. Личностный и
компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
17. Борытко Н.М. Система профессионального воспитания в вузе. М.: АПКиППРО, 2005. 120 с.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект «Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательной деятельности образовательной организации.»(№ 15-06-10398)
Статья поступила в редакцию 26.04.2017.
Статья принята к публикации 22.06.2017.