УДК 378
МОДЕЛИРОВАНИЕ - ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© 2017
Алиева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор
Институт стратегии развития образования РАО (105062, Россия, Москва, улица Макаренко 5/16, e-mall: [email protected]) Руденко Ирина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Реализация компетентностного подхода в системе высшего образования ставит перед современной практикой задачу поиска специфического потенциала воспитательной внеучебной деятельности в решении проблемы формирования профессиональных компетенций студентов. Недостаточная теоретико-методологическая и практическая разработанность организации воспитательного процесса как инновационного блока образовательной системы современного вуза, способного обеспечить эффективное индивидуально-личностное и профессиональное становление студента актуализирует проблему, связанную с моделированием этого процесса в вузе. В статье рассматриваются в контексте реализации компететностного подхода особенности проектирования воспитательной деятельности современного вуза. Авторы определяют на основе изучения трудов Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, И.А. Заярной, А.В. Хуторского и др. «универсальную» сущность общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов, для того, чтобы в дальнейшем определить эффективные способы их формирования в воспитательной деятельности вуза. Авторы статьи доказывают, что воспитательная деятельность вуза эффективно проектируется на основе использования научного метода моделирования. В статье раскрывают особенности использования данного научного метода в практике профессионального воспитания. По мнению авторов, моделирование в воспитательном процессе - особый стиль научного мышления и общей познавательной стратегии. В статье определены этапы моделирования, а также приведён пример разработки модели формирования компетенций в воспитательной деятельности гуманитарного вуза Тольяттинского государственного университета. Авторы предложили и описали основные компоненты модели, среди которых целевой, содержательный, организационно-деятельностный, результативный. Авторы приходят к выводу о том, что модель формирования ОПК студентов - перспективный способ реализации компетентностного подхода при организации воспитательной деятельности.
Ключевые слова: высшее образование, компетентностный подход, воспитательная деятельность, моделирование, общепрофессиональные и общекультурные компетенции; типовая модель.
MODELING - A PROMISING METHOD OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY TO IMPLEMENT THE ^MPETENCE APPROACH
© 2017
Alieva Ludmila Vladimirovna, doctor of pedagogical sciences, professor Institut of Educational Development Strategy of Russian Academy of Education (105062, Russia, Moscow, Makarenko st, 5/16, e-mail: [email protected]) Rudenko Irina Victorovna, doctor of pedagogical sciences, professor Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya st., 14, e-mail: [email protected])
Abstract. The implementation of the competence approach in the system of higher education puts before modern practice the task of finding a specific potential of educational extracurricular activities in solving the problem of forming the professional competencies of students. Inadequate theoretical, methodological and practical statusof the organization of the educational process as an innovative block of the educational system of a modern university able to provide an effective individual and personal and professional formation of the student actualizes the problem related to modeling this process in the university.This article discusses peculiarities of designing the educational activity of a modern university in the context of implementing the competence approach. On the basis of the study of the works of E.F. Zeer, I.A. Zimnyaya, I.A. Zayarnaya, A.V. Khutorsky and others, the authors determine the "universal" essence of general cultural and general professional competences of students, in order to further determine effective ways of their formation in the educational activity of the university. The authors of the article prove that the educational activity of the university is effectively designed based on the use of the scientific method of modeling. This article reveals the peculiarities of using this scientific method in the practice of professional education. According to the authors, modeling in the educational process is a special style of scientific thinking and a general cognitive strategy. The article defines the stages of modeling, as well as provides an example of the development of the model of the formation of competences in the educational activities of the humanities university of Togliatti State University. The authors proposed and described the main components of the model which are target, content, organizational/ activity, and result ones. The authors draw a conclusion that the model of formation of the general professional competencies of students is a promising way of implementing the competence approach in the organization of educational activities.
Keywords: higher education, competence approach, educational activities, modeling, general professional and general cultural competence; standard model.
Введение
Недостаточная разработанность проблемы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательном процессе образовательных организаций в теории и практике воспитания придают ей особую актуальность, научную и практическую значимость в свете принятия новых стандартов высшего и среднего профессионального образования. Основой стандартов нового поколения [1,2] является компетентностный подход, который распространяется и на воспитательную деятельность вуза. Утвержденный в 2016 году «Стандарт воспитательной деятельности образователь-
ной организации высшего образования» среди основных принципов предусматривает организацию воспитания в контексте профессионального образования, единство учебной и внеучебной деятельности [3]. В связи с этим, целью проведённого исследования, результаты которого отражены в статье, является изучение возможностей воспитательной деятельности по реализации компетент-ностного подхода в вузе и создание модели воспитательной деятельности, направленной на формирование компетенций. На основе изучения трудов Э.Ф. Зеера[4], И.А. Зимней [5], И.А. Заярной [6], Ю.А. Кустова [7,8], И.В. Носко [9] А.В. Хуторского[10] в процессе исследо-
вания установлена новизна компетентностного подхода к воспитанию в системе высшего образованияю, которая базируется:
- на специфике профессионального воспитания [11];
- отказе от стереотипов в теории, практике воспитания, обучения молодежи и взрослых [12];
- создании многообразия объектов и субъектов воспитания в системе учебной и внеучебной, общественной деятельности вуза (многообразных объединений студентов и преподавателей) [13,14,15];
- на выборе инновационных проектных технологий, форм воспитания в сочетании с традиционными [16];
- на максимальном использовании современных СМИ как субъектов воспитательного пространства современного вуза,
- на разработке комплекса критериев и показателей результативности сформированности компетенций, относящихся в том числе к сфере внеучебной воспитательной деятельности [17, с.23].
Учитывая разнообразие направлений подготовки в современном вузе, остановимся на общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, которыми должны овладеть студенты как базой для формирования профессиональной компетентности. Общекультурные компетенции определяют сущность всех профессиональных видов деятельности. Ядро их образует адаптация, социализация, интеграция в социум и самореализация личности. Это определяющие компетенции, которые не ограничены, ни слишком специфичны, но являются до определенной степени универсальными. Структура общекультурных и общепрофессиональных компетенций - совокупности способностей и готовностей: изучать, думать, критически относиться, занимать собственную позицию, иметь собственное мнение, включаться в деятельность и вносить свой вклад; сотрудничать, адаптироваться в новых условиях. Эта их «универсальность» даёт возможность спроектировать процесс воспитательной деятельности, объединяющий студентов разных направлений вуза, на основе перспективного научного метода. В науке таким методом является моделирование, получившее в современной практике образования и воспитания признание разработкой многообразных моделей (теоретических, эмпирических, частных и типовых) с учетом сферы их функционирования.
Методика проведения исследования Моделирование в воспитательном процессе - особый стиль научного мышления и общей познавательной стратегии [18]. Моделирование - научный системный метод:
- теоретического и эмпирического познания объективных и субъективных реальностей человеческого общества с целью эффективного использования их потенциала в его совершенствовании и развитии;
- углубленного всестороннего, комплексного теоретического и эмпирического познания - изучения конкретного объекта (в нашем случае ОПК - объект), и на основе полученных данных определения модели как системы реализации этих данных в практической деятельности.
Моделирование - это сложный исследовательский процесс, который включает: создание начальной абстрактной модели на основе синтеза научных представлений о воспитании; ее корректировка на основе использования частных методик исследования, доведение до целостной модели-образа; анализ полученных данных в процессе моделирования и доведение модели до высокого уровня целостности (результата относительно устойчивого).
Современные научные подходы к воспитанию, представленные в концепциях, - методологический ориентир процесса моделирования и создания моделей, сущност-но отражающих тот или иной подход. Моделирование в воспитательной деятельности - это методологическое проектирование моделей воспитания, которые становят-
ся объектами познания (отличными от объектов - оригиналов), обладают собственной реальностью, целостностью, свободой, благодаря чему производят новое знание о воспитании, его процессах. Эти модели могут при определенных условиях заменить, обновить «образцы-оригиналы» и стать таковыми (в обновленном виде). Методологическая направленность моделирования - в определении технологии получения нового знания о воспитании, которое способствует рождению новой педагогической реальности.
Моделирование - методологический ключ к познанию воспитания как явления-реальности, процесса, педагогической системы. Воспитание как объект моделирования представлено реалиями, которые позволяют конструировать типы моделей - образы будущего воспитания. Моделирование - процесс, начальным этапом которого является создание абстрактной модели объекта, которая корректируется в процессе познания объекта, анализа и синтеза получаемых знаний и представлений, становится моделью более высокого порядка по мере освоения знаний об объекте. Другими словами, это процесс, на каждом новом этапе которого объект предстает как система, целостность (модель) - результат теоретического и практического познания объекта (получения нового знания, представления о нем).
Результаты исследования
Процесс формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций студентов в вузе - объект педагогического моделирования в условиях образовательной, воспитательной и общественной деятельности вуза. В основе педагогического моделирования - воспитание как особый объект моделирования системы взаимодействия его субъектов (индивидуальных и коллективных); объективно-субъективный процесс развития и формирования человека (индивидуальности, личности, гражданина, профессионала).
Современные научные подходы к воспитанию - методологический ориентир моделирования. Моделирование в современном вузе правомерно рассматривать как результат смены методологических подходов к воспитанию как системному, динамичному объективно-субъективному явлению, исторической реальности, саморегулируемой и управляемой системы (синергетический, антропологический, аксиологический, герментевтический, акмеологический, системный, деятельностный, личностно-ориентированный, культурологический и др.)[19].
Кроме того, воспитательные ценности высшего образования, основные показатели качества воспитания в образовательной деятельности высших учебных заведений - методологические ориентиры социально-педагогического моделирования перспективных образцов воспитания студентов.
Модели воспитания, разрабатываемые без опоры на концепцию, интегрирующую в своей основе последние научные достижения о воспитании, страдают субъективностью, являются часто подтверждением того, что теории и практике не только известно, но уже прочно вошло в реальную действительность.
Исходя из содержательной характеристики общекультурных и профессиональных компетенций как качественного показателя образовательной деятельности вуза, процесс их формирования рассматриваем как ценностную основу воспитательного процесса - органичную часть педагогического процесса, структура которого составит основу структурных компонетов модели воспитательной деятельности. При этом основными этапами моделирования станут следующие:
1-ый этап - разработка и апробация Концепции как теоретической основы моделирования;
2-ой этап - апробация теоретических положений, подходов к разработке Модели (на основе концепции) в опытно-экспериментальной деятельности образовательной организации, деятельности творческих объедине-
ний (педагогов и студентов); в основной и внеучебной деятельности вуза, проведение промежуточных срезов по овладению студентами ОПК;
3-ий этап - корректировка положений Концепции, анализ промежуточных результатов и обоснование «перспективной Модели», ее содержания, блоков, критериев результативности.
Опираясь на методологические, теоретические подходы к моделированию, обосновываем типовую Модель формирования компетенций студентов в воспитательном процессе вуза. Модель формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций в воспитательной деятельности - одна из типовых моделей воспитания в вузе; образец качественной реализации его специфического профессионального воспитательного потенциала.
Предложенная модель, разработанная на основе исследовательской деятельности в гуманитарно-педагогическом институте Тольяттинского государственного университета, включает основные компоненты процесса воспитания (цель, содержание деятельности педагогов, студентов; формы и методы организации процесса формирования компетенций студентов; критерии и показатели результативности формирования ОПК на этапах их освоения студентами); фиксирует функции управления и самоуправления (см. рисунок 1)
Рисунок 1 - Типовая модель формирования компетенций студентов в воспитательном процессе вуза
Модель строится на основе системообразующих внешних и внутренних факторов (деятельности кафедр, программ интегрированного воспитания центров, клубов, кружков, общественных движений и объединений студентов); личностно-ориентированных и социально-ориентированных функциях субъектов воспитания[20].
Ценностно-целевой компонент - отражение общих и специфических ценностей-компетенций основной профессии, получаемой в вузе.
Содержательный компонент определяет приоритетные направления, виды, формы деятельности по формированию ОПК студентов (в основе содержания - программы, проекты, подпрограммы, формы и виды деятельности, связанные с профессиональной практикой, творчеством).
Организационно-деятельностный компонент - совокупность форм, методов, социально-воспитательных технологий и условий, созданных для успешной организации воспитательной деятельности.
Аналитико-результативный компонент - блок критериев и показателей результативности формирования общепрофессиональных компетентностей, выявленных с помощью специально разработанных методов в многообразной реальной профессионально ориентированной деятельности студента.
К ним относятся: анкетирование, тестирование, деловые игры, рефлексия, педагогическое наблюдение, самоанализ, самооценку и др. Важно рассматривать их как органичную составляющую Фонда оценочных средств, используемых в образовательной деятельности, с помощью которых диагностируются в определенной динамике компетенции студента (показатель его личностного роста и результат освоения ОПК).
Основные результаты и выводы
Модель формирования компетенций студентов в воспитательной деятельности - результат моделирования и научной оценки потенциала вуза, его традиций, инноваций, кадровой базы, региональных возможностей и ресурсов; инновационная социально-педагогическая реальность, интегрирующая современные междисциплинарные научные знания о воспитании как закономерном объективно-субъективном процессе совершенствования человека и человеческого общества в реальной образовательной деятельности.
Модель представляет перспективный образец оптимальной реализации потенциала воспитания в образовательной организации с учетом ее специфики: уровня образования, приоритетной направленности образовательных программ, возраста обучающихся, типа, статуса учреждения, резервов окружающего социума, профессиональных кадров.
Модель формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов в воспитательной деятельности вуза - необходимая составляющая образовательной деятельности организации по реализации компетентностного подхода.
Использование метода моделирования при организации воспитательного процесса способствует совершенствованию образовательной деятельности вуза. Моделирование процесса формирования компетенций студентов с учетом воспитательного потенциала образовательной организации позволяет создать реальные модели воспитания как позитивные образцы, которые обеспечат профессиональное развитие обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru (дата обращения: 31.03.2017г.).
2. Федеральный государственный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru (дата обращения: 31.03.2017г.).
3. Стандарт организации воспитательной деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. omgpu.ru/utverzMyon-standart-organizatii-vospitatelnoy-deyatelnosti-obrazovatelnyh-organizaciy-vysshego (дата обращения 31.03 2017г
4. Зеер Э.Ф. Концепция профессиоанльного развития человека в системе непрерывного образования //
Педагогическое образование в России. 2012. №5. С.122-127
5. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20-26.
6. Заярная И.А. Роль компетентностного подхода к подготовке профессионала как фактора повышения конкурентоспособности высшего учебного заведения // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-4. С.781-784.
7. Кустов Ю.А. Основные направления формирования общепрофессиональных компетенций студентов вузов на основе культурологического подхода// Известия Волгоградского унипверситета. 2016. №4. С.59-65
8. Кустов Ю.А. Формирование социально-культурной компетентности будущих специалистов как педагогическая проблема // Вестник Волжского университета имени В.Н.Татищева. Тольятти, 2013. №4(14). С. 118124.
9. Носко И.В. Общепрофессиональные компетенции в модели выпускника вуза - бакалавра педагогики // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: аспирантские тетради: научный журнал. №14(37). СПб.,2007. С.294-296
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 22.03.2017).
11. Rudenko I.V. Organizational and Pedagogical Conditions Development of General Competences Formation in the Educational Activities of the University/ Rudenko I.V., Fedorova N.I., Muskhanova I.V. // Journal of Sustainable Development. 2015. №6(Vol 8). S.45-51
12. Лившиц Ю.А. Формирование общепрофессиональных компетенций студентов в общеобразовательном пространстве гуманитарного вуза // Казанский педагогический журнал,2015. № 4. С.287-293.
13. Бейлина Н.С. Воспитательная деятельность куратора студенческой группы по формированию общекультурных и профессиональных компетенций // Вестник СамГТУ: Серия «Психолого-педагогические науки», 2015. №2(26) . С.6-16
14. Нефёдова Н.А. Теоретические и практические аспекты воспитания студентов высшего учебного заведения: программа повышения квалификации и методические рекомендации. М.: Изд. «МГОПУ», 2008. 128с.
15. Писаренко Д.А. Студенческое самоуправление как воспитательный ресурс вуза: история и современность // Фундаментальные и прикладные исследования в образовании. СПб, 2015. С.58-60
16. Селиванова Н.Л. Создание педагогических условий реализации перспективных моделей воспитания школьников и студентов // Сибирский педагогический журнал. 2015. №4. С.5
17. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: ч.1. Научный доклад / под ред. Л.В. Алиевой, - Тольятти: Кассандра, 2015. 74с.
18. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. №4(111). С.278-283.
19. Первутинский В.Г. Современные подходы к развитию профессиональной компетентности студентов // Материалы сайта кафедры акмеологии РГПУ им. Герцена [Электронный ресурс]: http://akmeo.rus.net/ index.php?id=l 19
20. Бархаев А.Б. Социально-психологические предпосылки вовлечения студенческой молодёжи в волонтёрскую деятельность // Учёные записки педагогического института ЗГУ им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. № 1.С. 51-58.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект «Теоретические основы формирования общепрофессиональных компетенций студентов в воспитательной деятельности образовательной организации» № 15-06-10308
Статья поступила в редакцию 26.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.