УДК 378.14
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2013 Н.С.Бейлина
Самарский государственный технический университет
Статья поступила в редакцию 30.09.2013
В статье раскрывается сущность понятия «внеучебная деятельность», анализируется роль внеучебной деятельности в процессе формирования и развития социальной компетентности студентов, приводится перечень педагогических возможностей внеучебной деятельности, влияющих на формирование и развитие социальной компетентности. Особое внимание уделяется анализу опыта организации внеучебной деятельности кураторами учебных групп в Самарском государственном техническом университете (СамГТУ). Анализируется авторский курс «Я и моя профессия», который проводится в СамГТУ в рамках кураторских часов и ориентирован на формирование социальной компетентности студентов первого курса факультета гуманитарного образования. Ключевые слова: компетентностный подход; социальная компетентность; внеучебная деятельность в вузе; кураторская деятельность
Глобальные изменения, которые происходят в социальной и профессиональной сфере в последние десятилетия, повлекли за собой значительную перестройку в системе профессионального образования. Одной из важнейших задач современной государственной политики является повышение качества образования в России, повышение эффективности качества подготовки бакалавров. От современного выпускника требуется мобильность, профессиональная и социальная компетентность, способность быстро и эффективно адаптироваться к часто изменяющимся условиям общества, а также готовность взаимодействовать с различными социальными субъектами и системами. Данные характеристики специалиста становятся ресурсом развития российского общества, так как определяют эффективное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни, использование новых технологий в социальной и профессиональной сфере, успешность в основных видах деятельности. Современное развитие общества не мыслится без развития социального потенциала человека. В связи с этим актуализируется социально-историческая миссия воспитания как социального института1.
Для выполнения данного государственного заказа по подготовке профессионалов высокого уровня, соответствующим требованиям времени, а также Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, необходимо развивать вышеперечисленные способности и умения, начиная с
Бейлина Наталья Семеновна, заведующая сектором НТБ. E-mail: [email protected]
1 Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. -С.26 - 31.
первого курса. Отечественные и зарубежные специалисты в области высшего образования считают, что можно добиться хороших результатов в развитии студентов, когда академическая и внеучебная деятельность будут одинаково ответственны за обучение студентов2. Поэтому в процессе формирования социальной компетентности у студентов принимают участие преподаватели учебных дисциплин, кураторы учебных групп. Одним из важнейших педагогических факторов профессионального становления бакалавров различных направлений подготовки является использование ресурсов внеучебной деятельности.
Проанализировав существующие понятия «внеучебная деятельность», можно утверждать, что наиболее емким определением внучебной деятельности можно считать трактовку, предложенную В.Н.Худяковым, Е.И.Семушиной, Ф.Д.Симбиряковой: «внеучебная деятельность -это один из видов деятельности студентов, направленный на творческое саморазвитие и самореализацию личности во внеучебное время и повышение качества их профессионального образования, а, следовательно, их профессиональной подготовки»3. Исследователь В.И.Попова считает, что фундаментом для исследования структуры и особенностей внеучебной деятельности студентов является обоснование роли деятельности в развитии личности4. Внеучебная деятельность
2Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контекст // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 259 - 262.
3 Семушина Е.И. и др. Роль интеграции учебной и внеучебной деятельности в профессиональном воспитании студентов // Вопросы современной науки и практики. - 2010. - № 10 - 12(31). - С.158 - 163.
4 Попова В.И. Внеаудиторная деятельность студентов
педвуза: теория, опыт, перспективы: Монография. -
Оренбург: 2006.
Педагогика
включает в себя разнообразные виды деятельности (спортивную и художественную, развлека-тельно-досуговую и общественную деятельность), формирует социально-значимые отношения и нормы и правила гуманистического отношения к людям, профессиональные навыки, а значит, эффективно способствует стимулирования творческой и социальной активности будущего профессионала.
Внеучебная деятельность студентов, на наш взгляд, эффективно способствует формированию и развитию социальной компетентности студентов, так как располагает условиями для самореализации, самораскрытия личности, помогает студентам приобрести умение работать в коллективе, проводить переговоры, управленческие навыки, а также навыки бесконфликтного общения. В процессе внеучебной работе студенты преодолевают сложный процесс социально-профессиональной адаптации более успешно. Это происходит за счет того, что внеучебная деятельность не может существовать вне коммуникации. Погружаясь во внеучебную деятельность, студент постоянно находится в социуме, приобретает социальный опыт.
О.Ф.Кукуева утверждает, что внеучебная деятельность наиболее эффективна в формировании социальной компетентности, чем учебная5. Исследователь перечисляет эффективные педагогические возможности внеучебной деятельности, влияющие на формирование социальной компетентности: 1) внеучебной деятельностью юноши и девушки занимаются на основе сделанного ими свободного осознанного выбора (учебные занятия в вузе, по сути, до сих пор обязательны для посещения), который соответствует их индивидуальным потребностям и интересам. Сделать такой выбор позволяет смена видов деятельности; 2) внеучебная деятельность невозможна вне коммуникации, она протекает внутри микросоциума, в котором находится человек;
3) наиболее эффективно внеучебная деятельность развивается через досуговые формы;
4) «внеучебная деятельность «выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной образовательной «траектории ребенка» (студента), обеспечивает ему «ситуацию успеха», способствует самореализации учащегося и педагога»6; 5) в современных высших учебных заведениях организацию внеучеб-ной деятельности осуществляет проректор по
5 Кукуева О.Ф. Развитие социальной компетентности студентов педвуза средствами внеучебной деятельности // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 5. - С.84 - 87; Бейлина Н.С. Сущность понятия социальная компетентность // Вестник ЧГУ. - 2011. -№3. - С.97 - 99.
6Кукуева О. Ф. Развитие социальной компетентности.....
внеучебной работе, отдел по внеучебной работе со студентами, а также другие культурно-просветительские, спортивные и другие структурные подразделения.
В своей работе проректор по внеучебной работе, а также лица и структурные подразделения, осуществляющие данный вид деятельности, руководствуются Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.12.2012 г. № 273 - ФЗ7. Методическими рекомендациями Минобразования по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования, Уставом вуза, решениями Ученого совета, приказами и распоряжениями ректора, касающимися внеучебной работы в вузе. В структуру внеучебной деятельности входит: внеучебная деятельность студентов, внеучебная деятельность преподавателей со студентами, система управления внеучебной деятельностью. Внеучебная работа осуществляется на уровне вуза, факультета, кафедры и других структурных подразделений вуза по различным направлениям, отличающимся содержанием и формой.
Эффективность внеучебной работы во многом зависит от кадрового обеспечения. Во многих вузах до недавнего времени затруднительно было вменить в обязанности преподавателя той или иной дисциплины внеучебную нагрузку. Исследователь И.А.Винтин объясняет ситуацию тем, что «по сложившейся в последние десятилетия «традиции» устоявшейся в профессорско-преподавательских коллективах, внеучебной (воспитательной) работой должны заниматься конкретные люди, отвечающие за данное направление деятельности. Преподаватель должен качественно обучать, передавать знания и посредством этого готовить специалиста-профессионала»8
Однако в связи с внедрением в образовательный процесс Федерального государственного стандарта нового поколения ситуация начала изменяться: внеучебная деятельность становится одной из ведущих, преподаватели вузов всё активнее принимают непосредственное участие в её организации. Внеучебная деятельность в вузах строится по-разному, в процессе ее организации учитывается специфика того или иного вуза. Огромное внимание внеучебной деятельности уделяется в Самарском государственном техни-
7Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /base.consultant.ru /cons /cgi /online.cgi? req=doc; base=LAW;n=121834 (Дата обращения 30.09.2013).
8 Винтин И.А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении: Дис. ... д-ра пед. наук. -Саранск: 2006.
ческом университете. В СамГТУ создана система внеучебной деятельности, которую возглавляет проректор по воспитательной и социальной работе. Внеучебная работа состоит в создании условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В университете создана система студенческих клубов, отражающих разные направления внеучебной работы: военно-патриотический клуб «Тайфун», студенческий отряд правопорядка «Вектор» (СООПр), который занимается воспитательно-профилактической работой в вузе, экологический клуб «ЭКО», клуб «Философия кино», духовно-просветительский центр, активно функционирует волонтерское движение и т.д. Современные формы и методы внеучебной деятельности способствуют формированию социальной компетентности: круглые столы, конференции для студенческого актива, волонтерское движение, психологические тренинги и др.
Одним из эффективных и часто используемых направлений внеучебной работы является кураторская деятельность, направленная на формирование и развитие социальной компетентности студентов. В СамГТУ в рамках кураторских часов был разработан курс «Я и моя профессия» для бакалавров направления «Реклама и связи с общественностью». Данный курс рассчитан на 36 часов, ориентирован на первокурсников. Целью курса является формирование социальной компетентности у студентов первокурсников. Задачами изучения курса являются: 1) получение пропедевтических знаний по социальной психологии, этике и психологии деловых отношений; специфике делового общения в сфере рекламы и РИ; конфликтологии; успешной карьеры; формированию здорового образа жизни; 2) приобретение умений эффективно вы-
страивать взаимоотношения; бесконфликтно взаимодействовать в коллективе; управлять своим эмоциональным состоянием; планировать карьеру; ответственно подходить к вопросам психологического и физического здоровья; 3) овладение способностью к быстрому принятию важных решений; урегулированию конфликтных ситуаций; ведению деловых переговоров и бесед; усвоению искусства самопрезентации.
В курс «Я и моя профессия» включены модули «Деловая карьера будущих профессионалов», «Мотивация здорового образа жизни в студенческой среде» и др., темы которых способствуют формированию стремления к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства в рамках самообразования и внеучебных форм жизнедеятельности. Работа кураторов студенческих групп обеспечивает повышение основных знаний в области социальной психологии, психологии делового общения, конфликтологии. В процессе тренингов студенты учатся бесконфликтно взаимодействовать в социуме, аргументировано выражать свое мнение, приобретают навыки самопрезентации, ведения деловых переговоров, бесед. Это существенным образом добавляет и расширяет содержание учебных дисциплин, помогает студентам увереннее чувствовать себя в качестве будущих профессионалов. Эффективность кураторской работы связана с тем, что она опирается на интересы студентов, их инициативы, что в свою очередь способствует совершенствованию системы воспитательной работы вуза. «Воспитание в профессиональном контексте»9 - надёжный ориентир проектирования и организации профессиональной подготовки и повышения социальной компетентности выпускников.
9Руденко И.В. Воспитание в профессиональном контекст .... - С. 259 - 262.
THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS DURING THEIR EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES
© 2013 N.S.Beilina"
Samara State Technical University
The essence of the notion «extra-curricular activities» is discussed in this paper. The role of the extra curricular activities in the process of development and formation of students' social competence is analyzed. A list of pedagogical abilities which influence the formation and development of social competence is presented. Particular attention is given to the analysis of the experience of extra curricular activity organization by tutors of students' groups in Samara State Technical University. The author's course «Me and My Profession", which is held during tutor's period in SSTU and oriented on the formation of the Humanities department first-year students' social competence, is analyzed.
Key words: competence approach, social competence, extra-curricular activities in higher school, tutor's activity.
Natalia Semenovna Beilina, Head of Sector of scientific-technical library. E-mail: nabelina@yandex. ru