УДК 378.14 H. С. Бейлина
ББК 74.5
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье поднимается проблема кураторства в высшей школе. Особое внимание уделяется вопросу формирования социальной компетентности у студентов средствами кураторской деятельности. Рассматривается роль интеграции обучения и воспитания в процессе формирования социальной компетентности, а также анализируется спецкурс «Основы социально-профессиональной адаптации».
Ключевые слова: компетентностный подход, социальная
компетентность, кураторская деятельность.
N. S. Beilina
FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF THE STUDENTS BY MEANS OF MENTORING ACTIVITIES
In this article raises the problem of coaching in the higher school. Special attention is paid to the issue of the formation of social competence of the students by means of mentoring activities. Examines the role of integration of training and education in the process of formation of social competence, as well as the special course «Basics of social and professional adaptation».
Key words', competence approach, social competence, curator activity.
Современное образование сегодня существует в условиях реформирования, основу реформирования составляет новый социальнопедагогический портрет выпускника. Современному обществу нужен высококвалифицированный, конкурентоспособный специалист, способный адаптироваться к быстро изменяющимся условиям труда, легко осваивать новые технологии, умеющий разрешать нестандартные задачи, выходить из трудно разрешимых ситуаций.
Для эффективного решения задачи, стоящей перед системой образования, изменяется и цель образования. Если долгие годы в нашей стране главной целью процесса образования были глубокие теоретические знания, то в настоящее время энциклопедические знания - это средство решения сложных, проблемных ситуаций, они являются основой для эффективной практической деятельности. Основным подходом, который стоит в центре образовательной системы, становится компетентностный подход, который и вытесняет знаниевый.
Главный акцент в компетентностном подходе делается на способность человека действовать в нестандартных и проблемных ситуациях. Набор таких ситуаций, к которым должен быть готов выпускник, зависит от специальности, которой обучаются студенты.
Данные способности необходимо развивать, начиная с первого курса. Специалисты американского высшего образования считают, что можно добиться хороших результатов в развитии студентов, когда академическая и внеучебная деятельность будут одинаково ответственны за обучение студентов [2]. Поэтому в процессе формирования социальной компетентности у студентов принимают участие, как преподаватели учебных спецкурсов, так и кураторы учебных групп.
Институт кураторства появился в России еще в начале XX века, особое внимание ему уделялось в 60-е - 80-е гг. XX века. Тогда ученые-исследователи рассматривали данный институт с точки зрения воспитательной функции. В перестроечный период институт кураторства подвергся реорганизации, а потом и совсем распался.
Начиная с 90-х г.г. XX века в России начинает вновь возрождаться институт кураторства. Это было связано с внедрением в среднее и профессиональное образование личностно-ориентированного и компетентностного подходов.
В современном образовании все чаще стала подниматься проблема кураторства, но, в основном, данную проблему рассматривают все же в контексте воспитательного процесса. Деятельность куратора развивалась от функций агитатора на начальном этапе до руководства всеми сферами жизнедеятельности студенческой группы и усиления воспитательных функций в развитии самоуправления на последующих стадиях [1].
Но нельзя забывать, что в настоящее время образование претерпевает модернизацию и реформирование. Данные изменения затрагивают не только глобальное изменение структуры и содержания образования, а также и модернизацию деятельности участников образовательного процесса, обеспечивающих учебный процесс студентов (преподавателей, кураторов и др). Одна из важных целей, которую ставит перед собой возрожденный институт кураторства, является педагогическая поддержка необходимая студентам. Данная поддержка на разных курсах носит разный уровень вовлеченности в жизнь студентов, например, на первом курсе необходимо оказывать студентам помощь в адаптации к вузу. Работа куратора, направленная на адаптацию первокурсников к вузу, осознание места и роли
вуза в социальном пространстве, способствует повышению уровня профессиональной подготовки бакалавров.
Наряду с профессиональной поддержкой студентов первого года обучения в период адаптации, куратор должен также принимать активное участие в формировании у студентов навыков самостоятельной работы. Многие студенты испытывают серьезные затруднения в организации своего учебного времени, в выполнении таких самостоятельных заданий, как конспектирование, реферирование и т.д. Также у первокурсников отсутствуют навыки учета своих индивидуальных физиологических особенностей в организации самостоятельной работы.
Одна из главных задач куратора помочь студентам в организации их самостоятельной работы, в повышении уровня их готовности к самоуправлению, а также в формировании ответственного отношения к
По мнению Л. Д. Воломейкина, Н. Е. Нехаева в вузовском расписании должно найтись место для предмета «Введение в университетскую жизнь», что значительно расширит пространство деятельности куратора[3].
Таким образом, мы можем говорить о том, что одной из важных задач куратора является формирование и развитие социальной компетентности студентов. С этой целью и был разработан спецкурс «Основы социальнопрофессиональной адаптации», который Данный курс подробно рассмотрен в статье автора «Спецкурс как средство формирование социальной компетентности».
Курс состоит из 3 модулей:
1 модуль. Социальная адаптация
2 модуль. Деловая карьера и профессиональная адаптация
3 модуль. Карьера и вредные привычки
Каждый модуль соответствует определенным социальным компетенциям:
- умение применять знание основ психологии, педагогики, этики в профессиональной деятельности, в построении отношений с разными категориями людей.
- умение системно действовать в нестандартных ситуациях.
- готовность решать сложные вопросы, работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство.
- готовность использовать новые идеи и инновации в профессиональной деятельности для достижения цели.
- умение постоянно изучать аудиторию, учитывать ее мнение.
6з
Таблица 1
Матрица соответствия модулей спецкурса социальным компетенциям
Социальные компетенции Модули спецкурса «Основы социальнопрофессиональной адаптации»
Социальная адаптация Деловая карьера и профессиональная адаптация Карьера и вредные привычки
Умение применять знание основ психологии, педагогики, этики в профессиональной деятельности, в построении отношений с разными категориями людей.
Умение системно действовать в нестандартных ситуациях
Готовность решать сложные вопросы, работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство
Готовность использовать новые идеи и инновации в профессиональной деятельности для достижения цели.
Умение постоянно изучать аудиторию, учитывать ее мнение.
Из таблицы следует, что модули и темы спецкурса формируют социальные компетенции, входящие в состав социальной компетентности студентов, а значит и повышают уровень развития данной компетентности.
Таким образом, кураторская деятельность на первом курсе направлена на формирование социальной компетентности, так как только интегративное соединение обучения и воспитания в полной мере позволяет формировать данную компетентность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кролевецкая E.H. Развитие субъект-субъектных отношений во взаимодействии куратора и студенческой группы: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2006. - С. 30.
2. Мартынова М.Д. Специфика внеучебной работы со студентами в американском вузе / М. Д. Мартынова // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2003. - №4. -С.12-15.
3. Фоломейкина Л.Д., Нехаева Н.Е. Работа куратора в свете специализации студента // Студенчество. Диалоги о воспитании. - 2006. - № 4. - С.12.
REFERENCES
1. Krolevetskaia E.N. Razvitiesub"ekt-sub"ektnykh otnoshenii vo vzaimodeistviikuratora i studencheskoi gnippy: dis. ... kand. ped. nauk. [The development of subject-subject relations in the interaction of a curator and student groups. Ph.D. Diss.]. Belgorod, 2006. 30 p.
2. Martynova M.D. The specificity of extracurricular work with students at the American University. Studenchestvo: Dialogi o vospitanii - Students. Dialogues on upbringing, 2003. no.4. pp.12-15 (in Russian).
3. Folomeikina L.D., Nekhaeva N.Ye. The work of a curator in the light of the specialization of the student. Studenchestvo: Dialogi o vospitanii - Students. Dialogues on upbringing, 2006. no.4. p.12 (in Russian).
Информация об авторе
Бейлина Наталья Семеновна (Россия, г. Самара) - Заведующий сектором научнотехнической библиотеки. Самарский государственный технический университет. E-mail: [email protected]
Information about the author
Beilina Natal'ia Semenovna (Russian Federation, Samara) - Head of the sector of scientific-technical library. Samara state technical university. E-mail: [email protected]