Научная статья на тему 'Формирование социальной компетентности у студентов младших курсов в процессе кураторской деятельности'

Формирование социальной компетентности у студентов младших курсов в процессе кураторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕУЧЕБНАЯ И КУРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENT APPROACH / SOCIAL COMPETENCY / UNIVERSALLY CULTURAL AND PROFESSIONAL CAPACITIES / OUTSIDE REGULAR HOURS AND CURATOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеканушкина Елена Николаевна, Бейлина Наталья Семеновна

Рассматриваются цели, задачи, содержание, методика формирования и развития социальной компетентности у студентов младших курсов во внеучебной кураторской деятельности. Представленысодержание и структура авторского факультативного курса «Я и моя профессия» и методика его освоения студентами во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUNIOR COURSE STUDENT SOCIAL COMPETENCE FORMATION IN THE PROCESS OF CURATOR ACTIVITY

In the article the objectives, tasks, content and methods of junior courses students’ social competence formation and developmentduringoff-hour curator activity are considered. The content and structure of an authentic optional course “My profession and me” as well as the method of mastering the course by the students during their off-schedule time are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетентности у студентов младших курсов в процессе кураторской деятельности»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.Н. Чеканушкина, Н.С. Бейлина

Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]

Рассматриваются цели, задачи, содержание, методика формирования и развития социальной компетентности у студентов младших курсов во внеучебной кураторской деятельности. Представленысодержание и структура авторского факультативного курса «Я и моя профессия» и методика его освоения студентами во внеучебное время.

Ключевые слова: компетентностный подход, социальная компетентность, общекультурные и профессиональные компетенции, внеучебная и кураторская деятельность.

Глобальные изменения, которые происходят в социальной и профессиональной сфере в последние десятилетия, повлекли за собой значительную перестройку в системе профессионального образования. Приоритетным направлением государственной политики в области высшего профессионального образования стала реализация требований и рекомендаций Болонской декларации, основной идеей которых является компетентностный подход к обучению студентов. Актуальным становится формирование у студентов мобильности, профессиональной и социальной компетентности, способности быстро и эффективно адаптироваться к часто изменяющимся условиям в обществе, а также готовности взаимодействовать с различными социальными субъектами и системами.

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать достижению его основной цели - подготовки квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [2].

Данные характеристики специалиста становятся ресурсом развития российского общества, так как определяют эффективное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни, использование новых технологий в социальной и профессиональной сфере, успешность в основных видах деятельности. Для выполнения данного государственного заказа по подготовке профессионалов высокого уровня, соответствующихтребова-ниям времени, а также федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, необходимо развивать вышеперечисленные способности и умения начиная с первого курса.Одним из важнейших педагогических факторов профессионального становления бакалавров различных направлений подготовки является использование ресурсов внеучебной деятельности.

Елена НиколаевнаЧеканушкина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физическоговоспитанияи спорта.

Наталья СеменовнаБейлина, аспирант.

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности студентов, направленный на их творческое саморазвитие и самореализацию во внеучебное время и повышение качества их профессионального образования, а следовательно, и профессиональной подготовки [3]. Внеучебная деятельность располагает условиями для самореализации, самораскрытия личности, помогает студентам приобрести умение работать в коллективе, проводить переговоры, управленческие навыки, а также навыки бесконфликтного общения. В процессе внеучебной работы студенты преодолевают сложный процесс социально-профессиональной адаптации более успешно.

В Самарском государственном техническом университете успешно функционирует система внеучебной воспитательной, социальной работы. Целью внеучебной деятельности вуза является создание оптимальных условий для активной жизнедеятельности студентов, гражданского самоопределения, самореализации, максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В университете осуществляется работа студенческих клубов, отражающих разные направления: военно-патриотический клуб «Тайфун», студенческий отряд правопорядка «Вектор», который занимается воспитательно -профилактической работой в вузе, экологический клуб «ЭКО», клуб «Философия кино», духовно-просветительский культурный центр, литературный клуб, активно функционирует волонтерское движение и т.д.

Приоритетным направлением внеучебной работы является кураторская деятельность, способствующая эффективному достижению главной цели вуза: получить на выходе высококвалифицированного, конкурентоспособного профессионала, умеющего адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Одной из основных форм групповой работы куратора является кураторский час. В связи с этим нами в рамках кураторских часов был разработан курс «Я и моя профессия», программа которого победила в конкурсе «Лучший куратор академический группы СамГТУ» в номинации «Современные технологии и работа куратора».

Занятия по данному курсу проводились со студентами первого курса факультета гуманитарного образования и были ориентированы на формирование и развитие компетенций, входящих в интегративную структуру социальной компетентности.

Социальная компетентность (СК)- это интегративное качество личности, позволяющее человеку адаптироваться, конструктивно и бесконфликтно взаимодействовать в современном обществе, продуктивно выполнять профессиональные задачи и играть различные социальные роли. По мнению Р. Горальда, «социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: включение в социум, возможность трудоустройства, создание семьи, успешность карьеры и т. д. Залогом успешного функционирования человека в изменяющихся социальных обстоятельствах является выработка поведенческих сценариев, отвечающих новой социальной действительности и ожидаемых партнерами по взаимодействию» [4].

Целью курса является формирование социальной компетентности у студентов первокурсников.

Задачи курса:

- получение пропедевтических знаний по социальной психологии, этике и психологии деловых отношений; по спецификеделового общения в сфере рекламы и РЯ; по конфликтологии; по построению успешной карьеры; по формированию здорового образа жизни;

- приобретение умений эффективно выстраивать взаимоотношения; бесконфликтно взаимодействовать в коллективе; управлять своим эмоциональным состоя-

нием; планировать карьеру; ответственно подходить к вопросам психологического и физического здоровья;

овладение способностью к быстрому принятию важных реше-ний,урегулированию конфликтных ситуаций,ведению деловых переговоров и бесед; усвоение искусства самопрезентации.

Курс направлен на развитие и формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью»:

ОК-3 - готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-6 - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-8 - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ПК-9 - обладание базовыми навыками общения, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения, деловые отношения с представителями различных государственных, финансовых, общественных структур, политических организаций, СМИ, информационными, рекламными, консалтинговыми агентствами;

ПК-18 - способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях, способность к выработке нестандартных решений;

ПК-22 - способность участвовать в формировании эффективных внутренних коммуникаций, нацеленность на создание и поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, мотивацию сотрудников на активную деятельность и развитие организации; осуществление работы по повышению квалификации и общего культурного и профессионального уровня сотрудников.

В результате изучения курса студент должен приобрести:

- знания: основных (пропедевтических) теоретических положений в области социальной психологии,психологиии этики делового общения, конфликтологии, базовых психологических понятий, специфики делового общения в сферерекламы и РЯ;

- умения: бесконфликтно взаимодействовать в социуме,успешно планировать свою профессиональную карьеру, аргументировано выражать свое мнение по тому или иному вопросу, самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и навыки, вести здоровый образ жизни;

- навыки: самопрезентации,веденияделовых переговоров и бесед, владения способами профилактики различного рода зависимостей.

Курс «Я и моя профессия» рассчитан на 36 часов и состоит из трех модулей: «Студент и микросоциум вуза» (14 ч.); «Деловая карьера будущих профессионалов» (12 ч.); «Мотивация здорового образа жизни в студенческой среде» (10 ч.), темы которые способствуют формированию определенных общекультурных и профессиональных компетенций бакалавра направления подготовки «Реклама и связи с общественностью», составляющих социальную компетентность. Например, формированию ОК-6 способствуют такие темы, как «Карьера. Успех», «Невербальная коммуникация», «Психология делового контакта», «Вредные привычки и их последствия», а ПК-22 - темы «Адаптация первокурсников к условиям обучения и социального взаимодействия в университете», «Межличностное общение», «Эмоции и стресс. Механизмы адаптации человека».

Содержание теоретической части носит в основном пропедевтический характер, поскольку многие из предложенных тем будут более полно раскрыты на соответствующих учебных дисциплинах на более старших курсах. На лекционных занятиях

анализируются следующие проблемы: адаптация, трудности адаптации к вузовской жизни, группа и коллектив, общение, его виды и приемы повышения эффективности общения, эмоции, стресс и здоровье; язык тела и защитные барьеры в общении, особенности делового общения в сфере рекламы и PR, вредные привычки и здоровье, последствия курения для молодого человека и др. Важной дидактической задачей является эффективное использование различных педагогических технологий в процессе изучения данного курса, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности студентов, овладению знаниями и умениями социальной психологии и педагогики, позволяющими сформировать у нихсоциальную компетентность. В процессе преподавания курса «Я и моя профессия», направленного на формирование СК, мы использовали современные образовательные технологии: модульную, проектную, проблемное обучение, а также активные методы обучения.

Например, при изучении темы «Адаптация первокурсников к условиям обучения и социального взаимодействия в университете» и «Курение и алкоголизм» использовали активный метод обучения, такой как лекция-конференция, которая по форме проведения напоминает пресс-конференцию, но имеет некоторые особенности. Преподаватель строит изложение материала, основываясь на вопросах, которые заранее задавались ему студентами в письменном виде. В конце лекции преподаватель дает итоговую оценку адресованных ему вопросов, анализируя уровень знаний и интересы студентов. В процессе лекции-конференции он также информирует каждого студента индивидуально, за счет чего и происходит активизация деятельности обучающихся. Лекция-конференция направлена на стимулирование мыслительной деятельности, углубление, расширение, закрепление и совершенствование знаний, развитие умений анализировать, систематизировать научную информацию, а также учит концентрировать внимание. Данный метод часто применяется во внеучебной деятельности.

Для повышения у студентов уровня социальной компетентности и эффективной адаптации в социуме на практических занятиях использовалась технология активного обучения: элементы тренингов, деловые игры, кейс-стади, ситуационные задачи, а также множество различных диагностических методик по рассматриваемым на занятиях проблемам, которые способствуют эффективной адаптации студентов в социуме. Например, на практическом занятии по теме «Стратегии поведения в конфликтах» используются следующие тесты: «Конфликтная ли вы личность?»,тест-описание поведения Томаса; кроме того, студентам предлагается ряд ситуационных задач на определение типа конфликта, стратегии поведения в конфликтной ситуации и т.д.; при изучении тем «Здоровый образ жизни. Психологическое и физическое здоровье», «Профилактика различных видов зависимостей» используется современный и очень эффективный метод обучения - кейс-стади. Студентам предлагаются следующие кейсы: «Отказаться или попробовать?», «Здоровый образ жизни - личное или общественное дело?» и т.д. Данный метод формирует у студентов способность анализировать конкретные, реальные жизненные и производственные ситуации, работать с информацией, творчески мыслить, а также учит слушать, вести дискуссию, оценивать поведение других людей, убеждать окружающих, формирует умение быстро и нестандартно принимать решения. Особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на реальной основе.

Среди форм активного обучения наиболее эффективной является деловая игра. Она может использоваться как средство диагностики и прогнозирования поведения личности в различных производственных ситуациях, с которыми столкнутся будущие бакалавры.По мнению профессора А.А. Вербицкого [1],«деловая игра - это форма создания в образовательном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда».Игровая модель отражает социальные отношения, которые

выстраиваются на производстве, раскрывает социальные роли и профессиональные интересы участников. Основными целями деловой игры являются:

- получение студентами целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве;

- иммиграция уже усвоенных студентом с помощью других педагогических технологий теоретических знаний и частных компетенций в целостную систему;

- получение опыта социальных отношений, усвоение морально-нравственных норм, принятых в обществе, стране, производственном коллективе, данном вузе;

- формирование коммуникативных компетенций, опыта взаимодействия будущих специалистов, совместного принятия решений;

- формирование творческого профессионального мышления, познавательной и профессиональной мотивации.

Например, на практических занятиях при изучении тем первого модуля («Студент и микросоциум вуза») проводится игра «Студент», с помощью которой студент пытается сформулировать и осознать мотивы поступления в вуз, погрузиться в студенческую жизнь, познакомиться со структурными подразделениями университета, которые помогут ему в учебно-воспитательном процессе. При изучении тем модуля «Мотивация здорового образа жизни в студенческой среде» проводится деловая игра «Нет вредным привычкам!», которая нацелена на профилактику вредных привычек у студентов, мотивацию к осознанию главной потребности и ценности человека - здоровья. По теме «Профилактика различных видов зависимостей» предполагается просмотр двух документальных фильмов обучающего характера:«Смерть с дымком», «Технология спаивания - 2012». На занятии «Психологические особенности проведения деловых бесед, переговоров» проводится несколько тестирований, направленных на оценку у студентов умений и навыков делового общения, на выявление тактики ведения переговоров: «Моя тактика ведения переговоров», «Деловое общение: ваша самооценка», а также используются элементы тренинговых упражнений «Деловая беседа - переговоры», «Перетягивание газеты», деловой игры «Переговоры». Такая форма обучения способствует формированию ряда ОК, ПК.

Для оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, составляющих социальную компетентность, программой курса предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме письменных домашних заданий, устных докладов, ситуационных задач, творческих работ и промежуточный контроль в форме тестирования. Это позволяет проводить контроль на различных этапах формирования у студентов социальной компетентности. Если в процессе обучения обнаруживается недостаточный уровень сформиро-ванности какого-то из компонентов, то выявляются его причины и проводится соответствующая самокоррекция/коррекция учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения: Науч.-метод. пособие. Вып. 1.2-е изд. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. -52 с.

2. Зеер Э.,Сыманюк Э.Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. -2005. -№ 4. - С. 23 - 30.

3. Худяков В.Н., Семушина Е.И., Симбирякова Ф.Д.Роль интеграции учебной и внеучебной деятельности в профессиональном воспитании студентов // Вопросы современной науки и практики. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010. - Вып. 10 - 12(31). - С. 160.

4. Harrold R. Curricular and Extra-curricular Work // The Bulletin, March. - 2002.

Поступила в редакцию 14.10.2013; в окончательном варианте 14.10.2013

UDC 378

JUNIOR COURSE STUDENT SOCIAL COMPETENCE FORMATION

IN THE PROCESS OF CURATOR ACTIVITY

E.N. Chekanushkina, N.S. Baylina

SamaraStateTechnicalUniversity

244,Molodogvardeiskaya st., Samara, 443100

E-mail:[email protected]

In the article the objectives, tasks, content and methods of junior courses students' social competence formation and developmentduringoff-hour curator activity are considered. The content and structure of an authentic optional course "My profession and me" as well as the method of mastering the course by the students during their off-schedule time are presented. Key words: competent approach, social competency, universally cultural and professional capacities, outside regular hours and curator activity.

Original article submitted 14.10.2013; revision submitted 14.10.2013

Elena N. Chekanushkina, Candidate of Pedagogical Sciences, «Physical culture and sports» Department Senior Teacher. Natalya S. Baylina, Applicant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.