Научная статья на тему 'Педагогическая эмпирика в социокультурном пространстве вуза в современный период'

Педагогическая эмпирика в социокультурном пространстве вуза в современный период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / SOCIAL-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / UNIVERSITY SOCIAL-CULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Криницына Екатерина Владимировна

Акцентируется внимание на проблеме внедрения в социокультурном пространстве вуза социально-воспитательных технологий, раскрываются особенности и принципы их внедрения, представлены современные социально-воспитательные технологии, сделаны выводы о перспективах развития данных технологий в среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Криницына Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EMPIRICS IN MODERN UNIVERSITY SOCIAL-CULTURAL ENVIRONMENT

The article considers the problem of adopting social-educational technologies in university social-cultural environment, discloses their adoption’s peculiarities and principles, represents modern social-educational technologies and draws the conclusions of these technologies development perspectives in a certain university environment.

Текст научной работы на тему «Педагогическая эмпирика в социокультурном пространстве вуза в современный период»

УДК 378

Е. В. Криницына

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭМПИРИКА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Акцентируется внимание на проблеме внедрения в социокультурном пространстве вуза социально-воспитательных технологий, раскрываются особенности и принципы их внедрения, представлены современные социально-воспитательные технологии, сделаны выводы о перспективах развития данных технологий в среде вуза.

Ключевые слова: социально-воспитательные технологии, социокультурная среда вуза

В современный период существования профессионального воспитания студентов как особой категории педагогической деятельности педагогика высшей школы стремится к обобщению исторически накопленных идей и реализации их через применение новых технологий, которые связаны с активизацией социально-профессиональной позиции личности, развитием социального пространства взаимодействия, самореализацией, форсайтинговыми и иными технологиями педагогической практики.

При этом педагогическая практика применения этих социально-воспитательных технологий фактически реализуется как педагогическая эмпирика в социокультурном пространстве вуза, что требует исследования основ, проблем и особенностей внедрения социально-воспитательных технологий в вузе.

Понятийный анализ определяет суть педагогической практики как научно обоснованного действия педагога, нацеленного на аналитику его результатов, тогда как педагогическая эмпирика (греч. ешреша (река) - 'опыт') есть сфера опытного наблюдения, знания, полученного из опыта без анализа и рассмотрения во взаимосвязи.

В аспекте внедрения социально-педагогических технологий в социокультурном пространстве вуза в современный период выявляется противоречие на уровне педагогической практики и эмпирики, заключенное в подмене педагогического действия - распространения передового педагогического опыта на «моду» на социально-педагогическую технологию.

Понятия воспитательные технологии, образовательные технологии, социальные техноло-

гии, социально-воспитательные технологии становятся приоритетом в научных исследованиях (за последние 5 лет более 200 кандидатских диссертаций). Актуализируется применение данных технологий в вузе (А. А. Колчина [3], М. Г. Рез-ниченко [7], Т. В. Шестопалова [10] и др.).

Большинством педагогов социально-воспитательная технология рассматривается как совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленных воспитательных целей. При этом она опирается на соответствующее научное моделирование (проектирование), при котором однозначно задаются цели деятельности и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и оценки личностных свойств и качеств человека на конкретном этапе его развития [4; 5].

В научно-методической литературе и практике социальной деятельности термин социально-воспитательные технологии применяется как синоним понятий социально-воспитательная система, педагогическая система. Толкование социально-воспитательных технологий локального характера почти полностью перекрывается понятием методика данного вида деятельности. Разница между ними заключается в расстановке акцентов. В технологиях, как утверждает Г. К. Селевко, больше представлена целевая и процессуальная сторона; в методике - содержательная, качественная, вариативная. Между тем, технология отличается от методики воспроизводимостью, наличием конкретных целей, определенной концепцией, поэтапной пошаговой структурой деятельности [Цит. по: 8].

137

Социально-воспитательные технологии включают человека в культурный контекст социального взаимодействия и деятельности, обеспечивают усвоение и освоение определенных социальных норм, связаны с рядом действий индивида в социальной среде, влияющих на его личностное развитие, содержат практические действия, направленные на нормирование способов социально-воспитательной деятельности, улучшение ее качества для достижения положительных результатов.

Социально-воспитательные технологии в вузе обуславливаются особенностями социокультурной среды вуза и определяются проблемами воспитания и развития личности студента в данной среде.

Воспитательную деятельность можно определить как планируемую социально-педагогическую деятельность коллектива вуза, направленную на создание благоприятных условий полноценного развития личности студентов путем обогащения социокультурной среды вуза целенаправленно организуемыми событиями. Воспитательная деятельность в социокультурной среде вуза охватывает как сферу учебно-воспитательного процесса, так и всю совокупность внеучеб-ной жизнедеятельности вуза, преследуя основные цели: воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина и патриота, способного к качественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения; формирование у студентов социальных компетенций, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности [1].

Социокультурная среда предполагает наличие четырех обязательных составляющих: субъектов социокультурного процесса, профессионально-культурного сообщества, социокультурного процесса как такового и объективных условий его актуализации. Она имеет определенные границы, детерминированные во времени и в пространстве и являющиеся ее универсальными качествами.

Обобщая опыт, накопленный в гуманитарных вузах России и на основе исследова-

ния В. Д. Васильевой, Р. М. Петруневой, мы выделяем следующие элементы социокультурной среды вуза:

- система внеучебной (воспитательной) работы;

- социально значимая деятельность студентов и преподавателей;

- система научно-методического руководства гуманитарным образованием и воспитательной (внеучебной) работой;

- система повышения педагогической квалификации преподавателей;

- система психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

- система реализации художественных, нравственных, эстетических и иных устремлений студентов, преподавателей и сотрудников;

- система специальных программ развития личности;

- современные гуманитарно и личност-но ориентированные технологии обучения;

- система гуманитарных школ (второе высшее образование, центры иностранных языков и т. п.) [2].

Приведенная классификация носит весьма условный характер, реальные структуры более сложные, обусловлены многообразными, не всегда явными связями, непрерывно взаимодействуют с различными элементами целостной среды вуза и социумом, сочетают элементы учебной, внеучебной и частично трудовой деятельности, создают неповторимую, своеобразную траекторию вхождения студента в мир профессии. Постепенное усложнение социокультурной жизни студента может рассматриваться как самоизменение в профессиональной культуре, восхождение к профессиональной самоидентификации [Там же].

Для создания и реализации социально-воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования, состоящая из следующих этапов: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях), исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки.

138

К социально-воспитательным технологиям относятся: социальное проектирование, коллективная творческая деятельность, РЯ-технологии, волонтерство, дебаты, тренинги общения, личностного роста и др.; шоу-технологии; групповая проблемная работа; создание ситуации успеха, портфолио и др.

При этом реализация социально-воспитательной технологии ориентирована на принципы, связанные с организацией системы взаимодействия. К ним относится комфортоопределяющий принцип, представляющий собой непрерывную и целенаправленную систему управления аффек-тивно-мотивационной сферой каждого студента, стабилизирующую его состояние психологического комфорта в процессе взаимодействия в социокультурной среде вуза. Культуроорентиро-ванность как принцип определяет внедрение социально-воспитательных технологий как продвижение личности из объекта культуры в ее субъект, когда осознается личностный смысл культуры и ее значение для жизни в обществе через взаимодействие в социуме вуза. Принцип интерактивности предполагает направленность деятельности преподавателя на соотнесение студентами собственных смыслов, осознание их, формирование ценностных ориентиров в профессиональной деятельности, что основывается на поддержании непрерывного диалога, стимулировании активности студентов. Принцип активного, преобразующего отношения к информации предполагает интеллектуальное взаимодействие группы субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий. Принцип проективности и самореализации, как концептуализация своей позиции в социокультурной среде вуза, базируется на представлениях о способности к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания. Принцип рефлексивности как осмысление собственного опыта содействует осознанию и направленности на разрешение внутренних конфликтов через построение перспективы в среде вуза. Принцип открытости предполагает, что чем больше открыты для взаимодействий субъекты образовательно-профес-

сиональной среды, тем эффективнее результаты их деятельности, прежде всего проектировочной, как базы для развития.

Сложность механизмов реализации социально-воспитательной технологии связана с тем, что каждая из технологий обуславливается рядом факторов ее применимости: специфика жизнедеятельности вуза, мастерство педагога, готовность студентов к участию в данных технологиях, материальная, техническая и иная поддержка данных видов деятельности со стороны администрации вуза. Отсюда и подмена истинного внедрения социально-воспитательной технологии на моду в развитии социально-культурной среды вуза.

А. Р. Хунагова определяет моду как ключевое понятие структурированного знания о различных способах манифестации отношения социума и отдельных индивидов к выработанной обществом системе ценностей как на уровне внешних проявлений (одежда, аксессуары и т. п.), так и на уровне ментальной категоризации мира и поведенческих характеристик. Мода занимает одну из ключевых позиций в коллективном сознании. При этом в концепте «мода» сложным образом соединяется универсальное (присущее разным культурам и разным общественным формациям) и специфическое (этническое, локально и темпорально обусловленное) [9]. Поскольку в обобщенном понимании мода является своеобразным индикатором культурной динамики, определяющим и фиксирующим значимые социальные изменения, то мода на распространение социально-педагогических технологий связана с поощрением, пролонгацией педагогической эффективности определенной деятельности.

Если следовать данному обобщению, то распространение педагогического опыта и есть мода на социально-педагогические технологии, которую определяют следующие современные тенденции:

- векторное развитие воспитательных и социальных систем вуза через развитие корпоративной культуры, создание этических кодексов, концепций приоритетных направлений развития (при включении воспитательного направления) и др.;

139

- пролонгация модернизации как глобально-эволюционной хронологии образования при учете достижений образовательных технологий и особенностей национальных образовательных традиций;

- создание развивающей среды вуза, где воспитательная система представляет собой расширенное пространство для самоопределения и самореализации студентов и педагогов в активной разнообразной деятельности на основе сотрудничества и сотворчества;

- компетентностное основание в воспитательной деятельности;

- многообразие и вариативность форм и направлений воспитательной деятельности и др.

Тем не менее И. М. Осмоловская утверждает - если технология возникает и внедряется в практику как ответ на насущные проблемы системы образования, несет в себе потенциал, направленный на решение имеющихся проблем, то она востребована; зарождается, распространяется, переживает свой пик и либо медленно угасает, либо остается в качестве педагогического инструментария наравне с традиционными методами, формами, средствами педагогической деятельности. При этом источники инновационных педагогических идей при разработке воспитательных технологий различны: это может быть забытое старое, но рассмотренное под новым углом (социальное проектирование); авторская разработка, активно пропагандируемая самим автором, зарубежная педагогическая практика (портфолио) [6].

Мода, выступая индикатором культурной динамики, живет по законам жанра перформан-са - это искусство идеального мгновения. Следовательно, педагог, выбирая социально-воспитательную технологию, часто перестает следовать глубокому научно-практическому убеждению, соотношению цели-действия и результата, а начинает внедряет лишь те технологии, которые производят эффект или видимость мгновенного результата. Так, мода на тренинги лич-

ностного роста студентов привела к тому, что большая часть из них стала типично игровой формой взаимодействия и рефлексии, изменяя восприятие данной технологии как глубокой работы над личностными качествами, коллективным взаимодействием и др.

Мода предстает как социальная игра, развитие действия персонажа, его образности в социальном контексте, что отвлекает педагога-практика от осмысления социокультурной среды, в которой он реализует социокультурные технологии, и приводит к тому, что технология определяет только формат действительности. Так, результатом моды на развитие волонтерства часто становится создание особой группы людей, направляющих свою деятельность не на бескорыстное изменение действительности и помощь, а на разовые акции, не определяющие ни изменение среды, ни изменение личностных качеств студентов, не способствующие накоплению их жизненного опыта.

Таким образом, применение социально-воспитательных технологий в социокультурном пространстве вуза в современный период обнаруживает ряд существенных противоречий. Наиболее остро среди них определяется противоречие между необходимостью развития педагогической практики как научно обоснованной перспективы совершенствования передового педагогического опыта и повсеместной педагогической эмпирикой как модой на те или иные педагогические тактики. При этом, с одной стороны, в широком смысле мода придает характер быстрого распространения социально-воспитательным технологиям, а с другой - не определяет закрепление и развитие технологии как таковой. Актуальность проблемы профессионального воспитания студентов, ее теоретическая и практическая значимость и вместе с тем недостаточная разработанность требуют глубокого осмысления положительного практического опыта организации воспитательной работы.

1. Бурдуковская, Е. А. Информационное обеспечение воспитательной деятельности в социокультурной среде вуза / Е. А. Бурдуковская // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 6. - С. 105-108.

2. Васильева, В. Д. Социокультурная среда вуза - условие формирования профессиональной культуры специалиста / В. Д. Васильева, Р. М. Петрунева // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 113-117.

3. Колчина, А. А. Организация воспитательной деятельности в современном вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Колчина. - Санкт-Петербург, 2012. - 23 с.

140

4. Криницына, Е. В. Итерациональная программа адаптации студентов первого курса в социокультурном пространстве вуза / Е. В. Криницына // Молодежь в науке и культуре XXI в.: материалы междунар. на-уч.-творч. форума (Челябинск, 1-2 нояб. 2013 г.) / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2013.

5. Минина, М. Х. Технологии воспитательной работы в системе среднего профессионального образования / М. Х. Минина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2012. - № 17. - С. 90-95.

6. Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика / И. М. Осмоловская // Народное образование. - 2010. - № 6. - С. 182-188.

7. Резниченко, М. Г. Технология построения воспитательного пространства в вузе / М. Г. Резниченко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 140-148.

8. Руденко, И. В. Социально-воспитательные технологии в образовательном процессе вуза / И. В. Руденко // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 1. - С. 46-50.

9. Хунагова, А. Р. К определению понятия «мода» через определение понятия «концепт» / А. Р. Хунагова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. - 2012. -№ 2. - С. 268-271.

10. Шестопалова, Т. В. Управление качеством воспитательной работы в педагогическом вузе: процессный подход / Т. В. Шестопалова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Т. 13. - № 2. -Самара: Издательство СНЦ РАН, 2011. - С. 80-84. Сдано 01.09.2014

E. V. Krinitsiyna

PEDAGOGICAL EMPIRICS IN MODERN UNIVERSITY SOCIAL-CULTURAL ENVIRONMENT Abstract. The article considers the problem of adopting social-educational technologies in university social-cultural environment, discloses their adoption's peculiarities and principles, represents modern social-educational technologies and draws the conclusions of these technologies development perspectives in a certain university environment. Keywords: social-educational technologies, university social-cultural environment

References

1. Burdukovskaya, E. A. Educational activity in university social-cultural environment press coverage / E. A. Bur-dukovskaya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. - 2012. -№ 6. - P. 105-108.

2. Vasilyeva, V. D. University social-cultural environment - professional culture specialist formation term / V. D. Va-silyeva, R. M. Petruneva // Высшее образование в России [Higher Education in Russia]. - 2011. - № 6. - P. 113-117.

3. Kolchina, A. A. Organizatsiya vospitatel'noy deyatel'nosti v sovremennom vuze [Educational activities in modern high school]: abstract of a thesis ... of a Cand. of ped. sciences: 13.00.01 / A. A. Kolchina. - Saint Petersburg, 2012. - 23 p.

4. Krinitsiyna, E. V. Iterational programme of the first-year students adaptation in university social-cultural environment / E. V. Krinitsyna // Molodezh' v nauke i kul'ture XXI v. [Youth in science and culture of XXI century]: materials of intern. scien.-creative forum (Chelyabinsk, 1-2 Nov. 2013.) / Chelyab. State Acad. of Culture and Arts; compiled by E. V. Shvachko. - Chelyabinsk, 2013.

5. Minina, M. Kh. Educational activities technologies in secondary professional education system / M. Kh. Minina // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii [Russia's education development problems and perspectives]. - 2012. - № 17. - P. 90-95.

6. Osmolovskaya, I. M. Innovations and pedagogical practical work / I. M. Osmolovskaya // Narodnoe obrazovanie [Popular schooling]. - 2010. - № 6. - P. 182-188.

7. Reznichenko, M. G. University educational environment formation technologies / M. G. Reznichenko // Sibir-skiy pedagogicheskiy zhurnal [Sibirean pedagogical journal]. - 2009. - № 4. - P. 140-148.

8. Rudenko, I. V. Social-educational technologies in high-school educational process / I. V. Rudenko // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Humanities vector]. Series: Pedagogika, psikhologiya [Pedagogic, psychology]. - 2011. - № 1. - P. 46-50.

9. Khunagova, A. R. To the "fashion" notion definition through "concept" notion definition. / A. R. Khunagova // Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Herald of Adygeya State University]. Ser. 2: Filologiya i iskusst-vovedenie [Philology and Art History]. - 2012. - № 2 - P. 268-271.

10. Shestopalova, T. V. Educational activities quality management in pedagogical high-school: process approach / T. V. Shestopalova // Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk [Reports of the Samara Scientific center of the Russian Academy of Sciences]. - Vol. 13. - № 2. - Samara: Publishing house SSC of the Russian Academy of Sciences, 2011. - P. 80-84. Received 01.09.2014

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.