Алиева Раиса Раджабовна, Алиева Гюльнара Низамовна, Раджабова Гюльчимен Сейфуллаховна, Гасанова Патимат Абдулмуминовна
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Статья посвящена систематизации способов создания социокультурной среды в неязыковом вузе современного Дагестана в процессе воспитательной работы, проводимой его кураторами. Показано, как в рамках кураторской работы необходимо интегрировать в практику модель социокультурной среды вуза как пространства для личностного становления студентов. Выявлены и обоснованы технологии, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа в неязыковых вузах. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/4-2/52.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 4(70): в 2-х ч. Ч. 2. C. 186-188. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
186
^БЫ 1997-2911. № 4 (70) 2017. Ч. 2
13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37; 37.06
Статья посвящена систематизации способов создания социокультурной среды в неязыковом вузе современного Дагестана в процессе воспитательной работы, проводимой его кураторами. Показано, как в рамках кураторской работы необходимо интегрировать в практику модель социокультурной среды вуза как пространства для личностного становления студентов. Выявлены и обоснованы технологии, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа в неязыковых вузах.
Ключевые слова и фразы: социокультурная среда; самореализация; внеаудиторная работа; культурная личность; благотворительная деятельность; толерантность.
Алиева Раиса Раджабовна, к. филол. н., доцент
Дагестанский государственный университет, г. Махачкала [email protected]
Алиева Гюльнара Низамовна, д. филол. н., профессор Раджабова Гюльчимен Сейфуллаховна, к. филол. н. Гасанова Патимат Абдулмуминовна, к. филол. н.
Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала dagalieva@mail. ги
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА
Как известно, необходимым принципом функционирования системы высшего образования является обеспечение деятельности вузов как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей страны в высококвалифицированных специалистах, которые могут плодотворно трудиться в различных сферах народного хозяйства. Осуществление этой задачи невозможно без пристального внимания к развитию способностей студентов в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношениях.
Социокультурная среда вуза должна способствовать ускорению процесса самореализации студента, что, несомненно, является условием успешного его обучения в нем.
В данной статье предпринята попытка систематизации способов создания социокультурной среды в неязыковом вузе.
Реализация закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ) [8] и Федерального закона от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) [7], провозгласивших приоритет свободного развития личности и плюрализм в образовании, включает два тесно связанных между собой аспекта. Первый закон направлен на усиление самостоятельной культуросозидающей функции образования, его открытости инновациям, тесной связи с динамично меняющимся социумом; второй закон ориентирован на утверждение личностной самоценности, превращение образования по его глубинной сути во внутренний процесс личностного становления.
Общеизвестна истина о том, что подготовка современного специалиста может быть успешной только тогда, когда он обогатится в вузе не только основательной и новейшей информацией по избранной специальности, но и сформируется как личность культурная, т.е. коммуникабельная, высоконравственная, гуманная, ощущающая потребность в общении с прекрасным и возвышенным в жизни, природе, искусстве, человеческих отношениях.
В вузе необходимо создать ту социокультурную среду, в которой успешно осуществляется процесс воспитания и культурного развития студентов. На факультетах, имеющих отношение к искусству и культуре, таких как архитектурно-строительный, технологический и факультет информационных систем, этому способствует сам ход учебного процесса. На других факультетах он активизируется на лекциях по этике, культурологии, этнографии, на практических занятиях по русскому языку и культуре речи, иностранным языкам и др. Весьма плодотворной является внеаудиторная работа, которая проводится на всех факультетах и состоит в привлечении студентов к участию в художественной самодеятельности, что способствует развитию их творческих способностей. Это подготовка к Дням факультетов, Студенческой весне, Посвящению первокурсников в студенты, организация культпоходов в театры, музеи, на выставки, концерты симфонической музыки, вокалистов и т.д.
13.00.00 Педагогические науки
187
К сочувствию, состраданию, доброте, отзывчивости приучает студентов участие в благотворительной деятельности: посещение студентами и преподавателями детских домов, домов ребенка, домов-интернатов, участие в акции «Я донор». Чувство патриотизма у учащихся воспитывают мероприятия, посвященные Дню Победы: «Мы помним!», «Великая Отечественная война глазами солдат-дагестанцев», вечера песен военных лет, конкурсы на лучшего чтеца о Великой Отечественной войне, рассказы о выдающихся полководцах и героях войны, диспуты о героическом поведении людей, о массовом и индивидуальном героизме и др.
Однако в вузах и школах (нефилологического профиля) заметно резкое падение интереса молодежи к чтению художественной литературы, газет, толстых журналов. «Но... каждый специалист, каждый инженер, врач... должны обладать культурным кругозором. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. А для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. Филология - наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур», - считал Д. С. Лихачев [6, с. 201-202]. Отход от этих духовных ценностей не может не отразиться на культурном уровне студента, делает его безоружным перед вульгарностью, пошлостью, распущенностью, которые порой исходят с экранов телевизоров, сайтов Интернета. По мнению Дени Дидро, человек перестает мыслить, когда перестает читать [3]. И эта истина не устарела и в наши дни
Поэтому приобщение студентов к знакомству с новинками художественной литературы, искусства, пробуждение в них интереса к чтению должно стать одной из серьезных задач воспитательной работы в вузе. Успех этой работы зависит, прежде всего, от начитанности, высоты уровня художественной культуры самого куратора. Формы работы могут быть различны: поэтические пятиминутки на кураторских часах, знакомство с новинками поэзии и прозы, организация диспутов, читательских конференций, посвященных одному произведению писателя, его творчеству в целом, одной проблеме в творчестве двух писателей-современников и др. Полезно студентам-«технарям» выступать с сообщениями о биографии, мотивах творчества ярких, талантливых писателей Дагестана, России, Европы, стран Востока, а также выдающихся композиторов, художников, журналистов. Это повлияет на нравственное воспитание студентов, формирование их эстетического, художественного вкуса.
Главное условие успешности воспитательной работы, связанной с формированием эстетического, художественного вкуса студентов, - в ее продуманности, регулярности, систематичности, а не в проведении скучных формальных «мероприятий» от случая к случаю. Начинать эту работу важно с истоков, т.е. с фольклора и античной литературы, включая шедевры мировой литературы: творения Ф. Рабле, М. Сервантеса, В. Шекспира, Ф. Шиллера, М.-Ф. Вольтера, Ф. Стендаля, О. Бальзака, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Д. Голсуорси, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого -и заканчивая литературой XX - начала XXI века.
Истинная культура, подлинная интеллигентность несовместимы с проявлениями национализма, фашизма, идеи национальной исключительности, они состоят в толерантности, высоком искусстве и тактичности межнационального общения, межкультурного взаимодействия, в «тоске по мировой культуре» (О. Мандельштам), в уважительном отношении к культуре, религии разных народов.
Действенным средством приобщения студентов к явлениям мировой культуры может стать регулярная демонстрация шедевров мирового кинематографа. К ним относятся английские фильмы - экранизации произведений литературной классики: «Ромео и Джульетта» режиссера Ф. Дзеффирелли, «Сага о Форсайтах», «Домби и сын», американские фильмы: «Великий Гэтсби», «Шоколад» (по роману Джоаны Харрис), французский фильм «Студентка», советские фильмы: «Дама с собачкой» режиссера Л. Хейфеца, «Идиот» режиссера В. Бортко, «Гамлет» М. Калатозова, «Король Лир», «Братья Карамазовы» Г. Козинцева, «Тихий Дон» С. Герасимова и многие другие.
Кураторские часы в группах, на курсах и факультетах, а также мероприятия в общежитиях могут проводиться на темы: моя родословная (или история моей семьи), мой Дагестан (о каждой народности, ее традициях, обычаях, блюдах национальной кухни, предметах материальной культуры, особенностях национальных танцев, современных и национальных костюмах), направлениях современной моды и т.д.
В целях усиления нравственного воспитания студентов следует регулярно проводить беседы о культуре поведения в аудитории, учебном корпусе, в столовой, ресторане, общежитии, театре, на улице, в музее. Сюда же относятся вопросы о горском национальном менталитете, этикете, намусе (приверженность высоким нравственным принципам, нормам, уважительное отношение к старшим, к гостю, деликатность, доброжелательность, этикет застолья, чувство собственного достоинства), беседы о дагестанцах на разных широтах. Хорошее впечатление у студентов оставляют их путешествия по республике, по ее культурным центрам, к уникальным природным памятникам, а по возможности следует расширять их границы, например, можно запланировать поездки в Пятигорск к лермонтовским местам, в дома-музеи писателей, композиторов, художников России: А. С. Пушкина - в Михайловское, П. И. Чайковского - в г. Клин, Л. Н. Толстого -в Ясную Поляну, Н. А. Некрасова - в Карабиху и др.
Живым словом, художественным словом можно пробуждать и воспитывать чувства высокие и благородные. Флобер назвал свой роман «Воспитание чувств», и это очень верное словосочетание. Чувства должны именно воспитываться, формироваться умелыми воспитателями, которые сами являются людьми воспитанными и тактичными.
«Скрытая теплота патриотизма» только тогда проявляется свободно и искренне, если она сформирована в человеке «с младых ногтей», впитана с молоком и песнями матери, если постепенно поддерживается,
188
ISSN 1997-2911. № 4 (70) 2017. Ч. 2
подпитывается на уроках литературы в средней школе, а затем - в процессе воспитательной работы в вузе. Вот почему в жизни каждого россиянина должна присутствовать художественная литература, родной и русский фольклор, главные мотивы которого - победа добра над злом, апофеоз высокой нравственности: правды, добра, искренности, любви и преданности, трудолюбия и мастерства. Мотивы высокой нравственности, патриотизма, человеколюбия пронизывают все основные произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая современной прозой.
Кураторам необходимо знать, что особенным нравственно-эстетическим совершенством отличаются такие шедевры русской классической литературы XIX-XX вв., как: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», лирика А. С. Пушкина, творчество М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. А. Шолохова и многих других. Безусловно, некоторые из произведений этих писателей изучаются в современной школе, но нередко - поверхностно, формально. Куратор неязыкового вуза должен иметь возможность не отсылать учащихся к самостоятельному изучению произведений, а стараться читать и кратко анализировать художественные произведения на самом кураторском часе. Студентам младших курсов надо привить некоторые умения и навыки анализа художественного текста. В связи с этим становится особенно востребованной воспитательная работа педагогов-филологов. Мы убеждены, что комплексное применение вышеназванных способов сделает воспитательную и образовательную работу со студентами неязыковых вузов особенно успешной.
Таким образом, использование вышеназванной модели создания социокультурной среды в неязыковом вузе позволит существенно активизировать процесс патриотического, нравственного и эстетического воспитания студентов, что позволит сформировать гуманистическую личность, отвечающую всем запроса социума.
Список источников
1. Бурдуковская Е. А. Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента: дисс. ... к. пед. н. Благовещенск, 2004. 201 с.
2. Гердер И. Г. Избранные афоризмы, мысли, цитаты, изречения [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/5_ 160682_i-g-gerder-gumannost--osnova-kulturi.html (дата обращения: 01.03.2017).
3. Дидро Д. Афоризмы. Цитаты. Высказывания [Электронный ресурс]. URL: http://aphorism-citation.ru/index/0-50 (дата обращения: 01.03.2017).
4. Калашникова Н. Ю. Воспитательная среда вуза как фактор личностно-профессионального становления студентов: дисс. ... к. пед. н. Чита, 2007. 192 с.
5. Кормакова В. Н. Влияние социокультурной среды вуза на учебно-профессиональную самореализацию студентов // Фундаментальные исследования. 2013. № 8: в 6-ти ч. Ч. 5. С. 1198-1202.
6. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1985. 205 с.
7. О высшем и послевузовском профессиональном образовании [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г., с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Об образовании [Электронный ресурс]: Закон РФ (в ред. Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
9. Романов В. А., Кормакова В. Н. Коучинг-технология в тьюторском сопровождении учебно-профессиональной самореализации будущих специалистов // Известия Тульского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Вып. 3. С. 439-447.
10. Ситникова М. И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: монография. Белгород, 2006. 144 с.
THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT MODEL IN THE PROCESS OF EDUCATIONAL WORK WITH STUDENTS OF NON-LINGUISTIC UNIVERSITY
Alieva Raisa Radzhabovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Dagestan State University, Makhachkala rutul2010@yandex. ru
Alieva Gyul'nara Nizamovna, Doctor in Philology, Professor Radzhabova Gyul'chimen Seifullakhovna, Ph. D. in Philology Gasanova Patimat Abdulmuminovna, Ph. D. in Philology Dagestan State Technical University, Makhachkala dagalieva@mail. ru
The article is devoted to systematization of the ways of creating socio-cultural environment in non-linguistic higher school of modern Dagestan in the process of the educational work of its tutors. It is shown how in the framework of tutorial activity it is necessary to integrate the model of social and cultural environment of the University into the practice as a space for personal development of students. The authors reveal and substantiate the technologies, with the help of which the educational work in non-linguistic universities should be carried out.
Key words and phrases: socio-cultural environment; self-realization; extracurricular activity; cultural identity; charitable activity; tolerance.