СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
УДК 378
Б.Ш. Алиева
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
М.Х. Рабаданов
В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация. В статье аргументируется актуальность поднятой проблемы, обосновывается необходимость создания программы координации усилений семьи и вуза в воспитании учащейся молодежи, раскрываются основные направления деятельности вуза как организующего центра по объединению усилий университетского образования, семьи и общественности, обосновываются педагогические условия социокультурной воспитательной среды университета, способствующие формированию ценностно-ориентированной и духовно здоровой личности.
Ключевые слова: вуз, семья, педагогические условия, кураторство, воспитание студентов, педагогический коллектив, задачи воспитания, родительские собрания, педагогические консультации, день открытых дверей.
Annotation. The article discusses the relevance of the issues raised, the necessity of the program coordination reinforcements offamily and school in the education of students, reveals the main directions of activities of the university as an organizing center for the combined efforts of university education, family and community, grounded pedagogical conditions of socio-cultural educational environment of the university, contributing to the formation of value-oriented and spiritually healthy person is treated.
Keywords: university, family, pedagogical conditions, supervision, education of students, teaching staff, tasks ofparenting, parent meetings, educational counseling, day of open doors.
На рубеже XX и XXI в. высшая школа переживает период реформ, обусловленных принятием Россией Болонских соглашений и интеграцией российской системы образования в мировую, переходом к новой образовательной парадигме, ключевыми моментами которых выступают:
- интересы личности, адекватные тенденциям развития общества;
- модернизация образования, требующая осуществления подготовки специалиста, способного решать профессиональные задачи в инновационном режиме.
В значительной степени эти преобразования касаются создания целостной системы непрерывного образования, направленного на координацию цели «семья - школа - вуз», позволяющей повысить качество учебной деятельности, унифицировать уровни образования, типы и виды образовательных учреждений, обеспечить саморазвитие личности на последующих этапах ее профессионального развития. Приобщение системы высшего образования России к Болонскому процессу предполагает возвышение роли, с одной стороны, университетского образования в семейном воспитании, а с другой - этнокультурных традиций воспитания в образовательном процессе [2].
Важнейшей задачей воспитания подрастающего поколения является формирование гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятель-
Bika Aliyevа Murtazali Rabadanov
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY
© Алиева Б.Ш., Рабаданов М.Х., 2015
ности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. На это указывает целый ряд стратегических государственных документов последних лет в области образования: Перед обществом встает масштабная педагогическая задача изучения социального взаимодействия основных социальных институтов «семья» и «вуз» и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается и развивается личность, обладающая высоким уровнем национального самосознания, способного реализовать свой потенциал в новых условиях [1; 2; 3; 4].
Из-за системного (духовно-нравственного, этнокультурного, социально-экономического и социально-правового) кризиса в обществе в настоящее время накопилось много серьезных проблем, которые могут быть решены преимущественно на педагогической основе посредством координации субъектов воспитательного процесса, что делает чрезвычайно актуальной исследуемую проблему, которая связана с:
- низкой эффективностью и результативностью деятельности институтов воспитания, в том числе и профессиональных;
- кризисом семьи и семейного воспитания;
- падением престижа педагогической профессии и, как следствие, снижением качества и уровня образования, вымыванием «бесплатного» (практически неоплачиваемого как направления профессиональной деятельности) воспитания;
- низвержением прежних социальных и политических идеалов, приведших к смене «кругов ценностей» и неспособности системы образования в полной мере отразить этот факт в целях образования;
- активными поисками ориентиров для практических нужд воспитания в области ценностей, не подвергшихся сомнению и выдержавших многовековое испытание на прочность: православие (или другие религии), государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценностей нового времени: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность [6].
Сегодня есть надежда на то, что кризис будет преодолен, наметилась тенденция социокультурного развития России на основе глубинных ментальных ценностей, присущих народам России: соборности, гуманизма, патриотизма.
Все эти явления, перерастающие в весьма актуальную проблему, требуют стратегического, концептуального и программного подхода. Решение этой проблемы осложняется неполнотой и правовой ограниченностью педагогических, организационных и управленческих структур. Сближению вуза и семьи в единое социально-образовательное пространство, могут способствовать:
- разработка программы на основе идеи социально-педагогической солидарности, предусматривающей совпадение (взаимопринадлежность) личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально полезную деятельность как образ жизни;
- идеи социального партнерства как высшей формы взаимодействия гражданского общества и государства, действующих согласованно в достижении общей цели - создании и развитии общего пространства государственного, общественного и семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающих поколений;
- идеи проектирования и построения педагогически целесообразных отношений, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и принципах, способствующих личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания по взаимодействию семьи, вуза, государственных органов управления и органов местного самоуправления, духов-
ных, национальных и общественных организаций, с использованием духовно-нравственных, этнокультурных, социальных, материальных ресурсов воспитания.
Единство воспитательной деятельности вуза, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой вуза, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению. Важным направлением деятельности вуза как организующего центра воспитания является объединение усилий вуза, семье и общественности. В этой работе есть своя специфика, проявляющаяся в содержании, методах и формах деятельности. Специфика этой деятельности обусловлена следующими факторами:
- знанием объективных закономерностей педагогического процесса;
- четким представлением социальных функций вуза в современных условиях; пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;
- практической подготовленностью преподавателя к работе с родителями, общественностью по воспитанию подрастающего поколения.
Как важнейший социальный институт вуз прямо и непосредственно участвует в воспитании студентов, а также в педагогическом управлении семейным воспитанием. При этом важно учитывать, что подготовка к жизни молодого поколения ныне приобретает принципиально новые качественные признаки, придает особую актуальность таким проблемам, как развитие индивидуальности и конкурентоспособности, профориентация и профотбор; образование и самообразование; ценностные ориентации и идеалы и др. Воспитание студенческой молодежи в современной системе высшей школы должно обеспечивать формирование личности, умеющей отстаивать свои интересы, а также интересы определенной социально-профессиональной группы и российского общества в целом, в том числе и в долговременной перспективе [8].
Студент за период обучения в вузе становится суверенной личностью. В стенах университета он учится определять для себя стиль жизни, соотнося его со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом. При этом самопроизвольно в студенческой среде рождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в современных процессах [9]. Учитывая это, вуз обязан контролировать и направлять процесс семейного воспитания, организовывать деятельность общественных и вневузовских организаций на активное участие в этом процессе. Система работы руководителя вуза в этом плане складывается годами и основывается на отборе самых рациональных форм и методов деятельности, обеспечивающих успех в работе.
Первое требование - целенаправленность деятельности всего педагогического коллектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, к семье.
Второе требование - повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры преподавателей. Пути могут быть самыми разнообразными: работа секции кураторов, работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания» и др., учет особенностей микрорайона, выявление неформальных групп по месту жительства, учет неблагополучных семей, обобщение положительного опыта семейного воспитания и передового педагогического опыта, педагогический анализ работы, проводимой с родителями; определение ее эффективности.
Третье требование - выработка единых требований педагогического коллектива к работе преподавателя и преподавателя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными. Надуманность, искажение требований приводят к конфликтам с родителями.
Четвертое требование - формирование действенной общественной родительской организации. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей студента. Прежде чем пе-
рейти к характеристике основных форм и методов работы учителей с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил такого взаимодействия и способах установления контактов с семьей [7].
В основе работы вуза и преподавателя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Установление контактов с родителями, с семьей студента - первостепенная задача куратора. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи студента, которое должно осуществляться по согласованию с родителями. Конечно, не каждая родительская семья готова к работе по этой форме. Но в некоторых случаях она может оказаться судьбоносной для студента, потерявшего социальные ориентиры в учебе и повседневной жизни.
При публичном отражении недочетов в учебном процессе студентов на собраниях, а также на всякого рода «Экранах успеваемости» или «Открытых журналах» на сайтах университета не способно принести необходимого результата. Более того, у родителей возрастает недовольство своими детьми, что иногда выливается даже в побоях. Да и к вузу в целом при этом у родителей формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в вуз, где об их детях говорят только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между матерью и отцом. В конечном итоге все это отражается на ребенке.
К посещению семьи студента куратор должен готовиться особенно серьезно. Эта подготовка включает определение самого интересного, положительного в своих питомцах. Но это ценное нужно осмыслить и оценить так, чтобы слова преподавателя прозвучали психологически тонко и педагогически правильно. Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания.
Во многих вузах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и покурсовым всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Преподаватель при выборе форм и методов работы должен исходить из задачи укрепления и повышения авторитета родителей в глазах детей.
Опыт показывает, что укрепление доверия родителей к воспитательным возможностям преподавателей способствует повышению уровня их педагогической культуры и грамотности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания вуза. С другой стороны, требуется исключительный педагогический такт со стороны преподавателя, совершенно недопустимы какие-либо неосторожные, тем более некорректные вмешательства в жизнь семьи. Преподаватель - лицо официальное, но, касаясь по роду своей деятельности внутрисемейных проблем конкретного студента, нередко становится вольным или невольным свидетелем чужих отношений. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества студентов, на сильные стороны семейного воспитания - вот девиз современного преподавателя университета в работе с семьями учащихся.
Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность в учебе. В данном вопросе очень многое зависит от кураторов как полномочных представителей администрации университета в студенческой группе [5].
Предтечей установления близких и доверительных отношений между преподавателем и ро-
дителями студентов выступают дни открытых дверей (или родительские дни), проведение которых требует очень большой подготовки. Обычно их приурочивают к каникулам перед началом семестра. Для этого специально оформляются помещения, назначаются дежурные, продумывается программа мероприятия и т.д.
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). Еще один важный вид индивидуальной работы - педагогические консультации. К сожалению, активность родителей заметно уменьшается по мере того, как учащиеся переходят из курса в курс. В основе консультации чаще всего лежат ответы на вопросы родителей об успеваемости студента.
К наиболее благоприятным педагогическим условиям социокультурной воспитательной среды университета, способствующим формированию ценностно-ориентированной и духовно здоровой личности относятся:
- создание развивающей этнокультурной среды как совокупности социальных отношений, проявление педагогическим коллективом преподавателей высокого уровня духовности, нравственности и культуры;
- создание сквозной модели «развивающей» среды, предполагающей создание педагогических ситуаций на основе сотрудничества семьи и вуза по использованию потенциала культурного наследия, направленного на понимание своей национальной культуры и культур и обычаев других народов, способность воспринимать разнообразие и культурные различия и работать в международном контексте, посредством реализации событийного подхода: читательские конференции, диспуты, литературные вечера, олимпиады, фестивали, викторины, обсуждение классической и современной дагестанской литературы, культуры, национальных традиций;
- изучение этнокультурного потенциала системы воспитания различных народов России, содействующее развитию у учащихся способности понимания культур, восприятия разнообразия и межкультурных различий, приверженности этическим ценностям.
Воспитание в университете - это не набор мероприятий, а целостный жизнетворный процесс духовно-нравственного самостановления личности, осуществляемый жизнью, образованием и собственными усилиями студентов при поддержке преподавателей и родителей. Идея университета - это идея человека, воспитуемого посредством культуры, науки, образования и способного удерживать и развивать культуру, науку, образование и создавать новые технологии. Таким образом, в современном вузе должны быть созданы условия для воспитания целостного человека, обладающего устойчивым, твердым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями, эффективно использоваться все педагогические способы и приемы воздействия на процесс воспитания студента, способствующие духовно-нравственной зрелости: духовности, нравственности, общей культуре, гражданской зрелости: свободе, ответственности, гражданственности, патриотизму, профессионально-личностной зрелости: адаптивности, самостоятельности, жизнетворчеству, профессионализму. Такой подход не может не возможен без совместных педагогических усилий преподавателей вузов и родителей студентов.
Библиографический список
1. Алибекова, З. Н. Ценности семейного воспитания народов Дагестана / З. Н. Алибекова, Б. Ш. Алиева // Педагогика. - 2009. - № 6. - С. 49-53.
2. Алиева, Б. Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи : дис.....д-ра пед. наук / Б. Ш. Алиева. - Пятигорск :
ПГЛУ, 2006. - 344 с.
3. Алиева, Б. Ш. Духовно-нравственное воспитание в этнопедагогике народов Дагестана / Б. Ш. Алиева, Д. Ш. Мехрабова // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. - 2013. -№ 1. - С. 8-13.
4. Алиева, Б. Ш. Семейное воспитание в этнокультуре народов Дагестана / Б. Ш. Алиева Д. Ш. Мехрабова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 9. - С. 51-57.
5. Гагарин, А. В. Психология и педагогика высшей школы : учебно-методический комплекс (метод, материалы, курс лекций, рабочие тетради, тесты) / А. В. Гагарин; под. ред. А. А. Деркача. - М. : РАГС, 2007. - 286 с.
6. Магомедова, И. М. Роль и значение средств народной педагогики в воспитании гармоничной личности / И. М. Магомедова, Б. Ш. Алиева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51).
7. Рабаданов, М. Х. Этнопедагогические идеи семейного воспитания / М. Х. Рабаданов // Семья как фактор возрождения России : проблемы и пути решения : Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Махачкала : ДГУ, 2010. - С. 21.
8. Скачкова, Л. П. К вопросу об исследовании проблемы развития конкурентоспособности студентов университета / Л. П. Скачкова // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования : Матер. III междун. научн.-практ. конф. - Прага : Sociosfera-CZ, 2013. - Ч. 2. - С. 49-51
9. Федорова, С. И. Воспитание социально активной личности студента в современном социуме / С. И. Федорова // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1. - Т. II. - С. 256-260.