УДК 378.095
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ
© 2015 Т. Ц. Дугарова1, И. Ж. Шахмалова2
1докт. психол. наук, доцент, завкафедрой возрастной и педагогической психологии e-mail: dugarovatts@mail. ru
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
2ведущий психолог отдела по внеучебной работе e-mail: [email protected]
Технический институт (филиал) ФГАОУВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
В статье представлены направления внеучебной деятельности, способствующие адаптации первокурсников к вузу. Приводится опыт работы вуза по организационнометодическому, психолого-педагогическому и профилактическому направлениям.
Использование инновационных методов как case-rtady, фокус-контроль, диспут, дискуссии способствуют эффективности решения задач, касающихся адаптации первокурсников через внеучебную деятельность.
Ключевые слова: воспитание студентов, стратегия воспитания молодежи, внеучебная деятельность, адаптация первокурсников.
Развитие воспитания в России является стратегическим приоритетом, который предполагает соответствие процесса формирования личностных качеств
общенациональному идеалу, приоритетам, ценностям, смыслам деятельности отдельных социальных групп и общества в целом.
Содержание стратегии воспитания молодежи определяется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», Стратегией воспитания молодежи РФ на 2015-2025 годы, в которых отражаются актуальные и перспективные задачи воспитания молодежи в России.
Психолого-педагогические основания стратегии воспитания студентов
учитывают отечественный опыт организации воспитательной деятельности и опираются на современные концепции воспитания детей и молодежи, интегрируя новые непротиворечивые позиции различных научных школ и учитывают результаты исследования отечественных и зарубежных ученых, в основе которых лежат культурноисторический и личностно-деятельностный подходы, опора на активную позицию самого воспитуемого, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию
самосовершенствования.
Реализация стратегии воспитания личности предполагает качественные изменения в системе воспитания, которые обеспечат социальное и гражданское становление молодых людей, духовно-нравственную, ценностно-смысловую
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
ориентацию, мотивацию к самоопределению, непрерывному личностному росту, самореализации в жизни, обществе и профессии.
Основными приоритетами государственной политики развития воспитания являются:
- защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, подростка, молодого человека, включая право каждого на ценностное самоопределение;
- интеграция программ воспитания в основные виды деятельности обучающихся в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;
- сбережение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья ребенка, подростка, молодого человека;
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка;
- создание условий для достижения профессионализма, высокой квалификации и нравственности в воспитании каждого ребенка, подростка, молодого человека и социально-педагогической поддержки их семей;
- развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательнообразовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан России.
Заострение внимания на проблеме воспитания сопровождается его постепенным возвращением в образовательные учреждения разного уровня. Для вузов воспитательная деятельность также обозначается как приоритетная. При этом надо сказать, что высшие учебные заведения должны обеспечить воспитательную работу со студентами в условиях разрыва и противоречивости ценностных установок молодых людей. Сложность заключается в том, что необходимо качественно изменить характер педагогического взаимодействия между преподавателями и обучающимися, внедрить инновационные технологии обучения и воспитания в вузе.
В воспитании будущих профессионалов достаточную роль играют специально организованные воспитательные мероприятия, такие как КВН, вузовские смотры-конкурсы, праздники знаний, музыкальные и литературные вечера и т. п. Вместе с тем отметим, что указанное воздействие имеет зачастую ситуативный, несистемный характер и связано с активной деятельностью небольшого числа преподавателей и студентов и потребительским отношением большинства к результатам этой деятельности. Уклад не определяется отдельными мероприятиями, он должен выражать дух образовательного учреждения, стиль отношений между участниками образовательного процесса, общие приоритеты, традиции, причем не насажденные искусственно, а действительно принимаемые и разделяемые всем сообществом. Этический кодекс, который определяет тип уклада, обычно регламентирует главные аспекты корпоративной культуры, обязательные для администрации, преподавателей и студентов, содержит правила и стандарты поведения, распространяемые на всех членов коллектива независимо от занимаемой должности, статуса.
Безусловно, каждый вуз - это сложноорганизованное поликультурное пространство, тем не менее, с учетом уникальной субкультуры каждого представителя сообщества, всегда есть возможность гармонизации приоритетов, выбора тех ориентиров, целей-ценностей, которые выражают неповторимость вуза, его особое место в научном и образовательном пространстве, принципы его деятельности и построения системы отношений.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Внеучебная деятельность вуза как средство успешной адаптации первокурсников
Внеучебные аспекты формирования личности студента входят в число приоритетных направлений педагогической деятельности Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в г. Нерюнгри.
Внеучебная работа в институте осуществляется по следующим направлениям:
1. Организационно-методическое.
2. Социально-психологическое.
3. Профилактическое (спортивное, культурное, информационное, гражданскопатриотическое, формирование ЗОЖ и т.д.).
Рассмотрим каждое направление подробнее.
1. Организационно-методическое направление включает разработку
нормативных актов, проектов, инструкций института (Положение об отделе, о кураторах и наставниках, о старосте студенческой группы, о дисциплинарных взысканиях к студенту СВФУ и т.д.), регулирующих работу отдела и института в целом; работу с преподавательским составом и сотрудниками института по повышению квалификации в сфере педагогики и психологии. В течение года проводятся семинары, круглые столы, дискуссии по различным вопросам воспитания молодежи. С 2010 г. в институте функционирует «Школа кураторов», целью которого является социально-психологическое и педагогическое просвещение, а также профессиональная поддержка кураторов и наставников. Для реализации данной цели проводятся мероприятия, способствующие эффективной работе в системе «куратор -студент». В «Школе кураторов» рассматриваются актуальные психолого-
педагогические вопросы воспитания молодежи - «Психологические особенности юношеского возраста», «Адаптация первокурсников к обучению в вузе», «Развитие навыков эффективного взаимодействия»», «Мотивация обучения в вузе» и т.д. Для преподавателей проводятся круглые столы, семинары, дискуссии («Эффективное взаимодействие в системе «преподаватель-студент», «Портрет современного студента», «Применение инновационных методов обучения» и т.д.). Например, проведение круглого стола на тему «Портрет современного студента» для преподавателей и студентов вызвал активную дискуссию. В рамках подготовки к мероприятию был проведен опрос студентов и преподавателей с целью выявления портрета современного студента. Нужно сказать, что описанные портреты преподавателей и студентов не совпали. Преподаватели видели студента ленивым, порой безответственным, пассивным, немотивированным к учебе, а также общительным, активным и
самоуверенным, тогда как словесный портрет самих студентов включал в себя такие характеристики, как активность, современность, ответственность, целеустремленность, иногда ленивость и общительность. В ходе сравнения портретов, участники высказывали свою точку зрения и попытались убедить противоположную сторону в своей позиции. Мы предполагаем, что подобный диалог может способствовать уходу от стереотипов и явится толчком для продуктивного взаимодействия в системе «преподаватель-студент».
2. Организация социально-психологической поддержки является важным и необходимым направлением, целью которого является социальная и психологопедагогическая поддержка студентов. Ведущий психолог осуществляет работу по следующим направлениям:
- диагностическое (адаптация первокурсников к обучению в вузе; изучение личностных особенностей, этнической компетентности, мотивации, психологического климата группы);
- коррекционное (социально-психологический тренинг, кинотренинг, case-study, фокус-группа и т.д.);
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
- просветительское (лекция, семинар, дискуссия, диспут, круглый стол и т.д.);
- консультативное (индивидуальное и групповое).
Одним из эффективных современных методов работы со студентами (первокурсниками) является применение метода case-study. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация), - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).
Данный метод использовался нами при анализе результатов исследования адаптации первокурсников. Для нас было важным проанализировать ответы на вопрос «К кому вы обратитесь за помощью при учебных трудностях?». На первое место респонденты поставили друзей (42%), на второе - родителей, родственников (24%), на третье - никого (18%). Данные ответы вполне объяснимы, так как на момент поступления друзья и родители - самые близкие и авторитетные люди и себя первокурсники считают способными самостоятельно решить возникшие проблемы. Кураторы, преподаватели, психологи, администрация вуза стояли на последних местах. Данная картина нам также понятна, но в ходе анализа мы хотели показать вчерашним школьникам, что сотрудники института могут оказать посильную помощь при возникновении учебных трудностей, а порой быть более компетентными, чем друзья и родственники. Результаты работы по данному направлению актуализируют необходимость расширения копинг-стратегии студентов: от когнитивно-
познавательных (решение учебных трудностей) до личностно-поведенческих (расширение сотрудничества с преподавателями).
3. Профилактическое направление является неотъемлемым звеном организации внеучебной работы вуза.
В рамках данного направления осуществляется координация межведомственного взаимодействия вуза. Отдел по внеучебной работе тесно сотрудничает с муниципальными, социальными и иными структурами города и района. С ними заключаются двусторонние договоры, составляются планы работ. Например, в рамках сотрудничества с Центром социально-психологической поддержки молодежи проводятся мероприятия в общежитии с иногородними студентами по развитию этнокультурной и коммуникативной компетентности, жизненных и ценностных ориентиров. Особый интерес вызывают у студентов кинотренинги, просмотры фильмов с комментариями на жизнеутверждающие темы. Например, фильм «Девочка» (2008 г.) вызвал бурную реакцию и дискуссию. Часть студентов была на стороне девочки, по их мнению, «жизнь одна и надо все попробовать». Другие студенты были противоположного мнения. Они считали, что духовно-нравственные и семейные ценности, а не материальные должны быть на первом месте. Мы считаем, что просмотр подобных жизнеутверждающих фильмом будет способствовать пересмотру ценностных ориентаций и жизненных приоритетов.
Для формирования самодостаточной личности необходимо ее всестороннее развитие. С целью физического воспитания и воспитания культуры здорового образа жизни в институте действуют различные спортивные секции, которые работают на базе двух спортивных объектов. Студенты регулярно участвуют в районных, республиканских и всероссийских соревнованиях, где занимают призовые места. В институте работают традиционные секции: легкая атлетика, футбол, волейбол, пауэрлифтинг, стрельба из пневматического оружия. Особой популярностью пользуются национальные виды спорта (Хапсагай, масс-рестлинг, вольная борьба). Кроме того осуществляют свою работу такие спортивные секции как фитбол, фитнес, йога и т.д. Ежегодно с начала учебного года кафедра физического воспитания и спортактив проводят традиционную «Спартакиаду первокурсников», которая
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)
Дугарова Т. Ц., Шахмалова И. Ж. Внеучебная деятельность вуза как средство успешной адаптации первокурсников
способствует адаптации первокурсников. Дух соперничества и желание победить позволяет развить у первокурсников такие черты как сплоченность, активность, уверенность и целеустремленность.
Развитие творческого потенциала студенческой молодежи заключается в привлечении их в творческие коллективы, участию в культурной жизни института. В институте созданы максимально благоприятные условия для работы студенческих коллективов. В учебно-культурном центре осуществляют свою работу различные хореографические, вокальные и театральные студии. Одним из важных культурных мероприятий для первокурсников является «Посвящение в студенты», которое традиционно проходит в середине октября в стиле КВН. Репетиции проходят под чутким руководством членов студенческого профсоюзного комитета и студентов-активистов. Подготовка к данному мероприятию проходит на начальной стадии адаптации первокурсников и способствует реализации принципов воспитательного процесса.
В современной педагогике существуют различные классификации принципов внеучебной деятельности в вузе. Мы будем опираться на принципы, указанные в трудах А.Я. Шаиповой:
- гуманистической направленности (создание условий для раскрытия человеческого потенциала личности);
- воспитывающей среды (создание условий для самореализации личности в различных сферах деятельности);
- сотрудничества (творческое взаимодействие преподавателей и студентов, направленное на установление продуктивных связей со средой);
- регионализации (использование культурно-исторического наследия края, региона, области, города в работе со студентами);
- сочетания коллективной и индивидуальной работы (учет индивидуальных способностей и интересов личности студентов);
- профессиональной направленности (направленность на профессию на основе необходимых знаний, умений, навыков и системы ценностей).
Для развития активной жизненной позиции первокурсников в институте действует общественная организация «Студенческий профсоюзный комитет» (СПК).
Студенческое самоуправление воспитательной системы вуза выступает как средство развития личности и индивидуальности студента. Взаимовлияние студенческого объединения и его членов представлено позитивными изменениями, которые происходят в самой общности; мотивированием студентов на самосовершенствование, проявлением активной позиции в посильном решении проблем окружающего социума; реальными результатами преобразования
окружающей среды усилиями общности и каждого ее члена. Студенческие объединения обладают большим воспитательным потенциалом. Этот потенциал может быть использован для развития воспитательной системы вуза, развития самого коллектива, а также может способствовать новообразованиям личности каждого -участника коллектива. Включенность в различные виды общественных организаций, творческие коллективы способствует реализации деятельностного подхода, развитию навыков личностного становления студентов.
Содержанием гражданско-патриотического и духовно-нравственного
воспитания в вузе должно быть формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. К формам нравственного воспитания, кроме
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
специальных занятий, относятся этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. В институте традиционно отмечаются такие памятные дни, как «День вывода войск из Афганистана», «1 мая», «9 мая», «День памяти и скорби» и т.д. Студенты готовят презентации, организовывают встречи с интересными людьми, проводят благотворительные акции («Спасибо», «Свеча памяти», «Каждому ребенку по конфете») и т.д. Как отмечают участники акции, гражданскопатриотическое воспитание способствуют интериоризации духовных ценностей, гражданственности, ответственности, гуманного отношения к окружающим.
Внеучебная деятельность вуза по основным перечисленным выше направлениям может способствовать успешной адаптации первокурсников. Координация усилий различных категорий педагогических работников, органов студенческого
самоуправления и администрации вуза позволит качественно решить поставленные задачи в плане адаптации первокурсников через внеучебную деятельность.
Библиографический список
Данилюк А.Я. Основные направления воспитательной работы в современном вузе [Электронный ресурс]. URL: www.gup.ru/events/news/conference/daniluk.doc (дата обращения: 14.08.2015).
Дружинина Р.В. Внеучебная деятельность как средство повышения качества профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2010. 262 с.
Москвин В.А. Главные элементы качества работы вуза // Вест. Московского университета. 2014. № 1. С. 22-32.
Нефедова Н.А. Внеучебная деятельность как инновационный блок
воспитательной системы вуза// Вектор науки ТГУ. 2012. №3 (21). С. 250-252.
Очирова Е.А., Дугарова Т.Ц. Эмоциональная напряженность как фактор психологической дезадаптации студентов 1 курса // Сборник материалов III Всерос. науч.-практич. конф. студ. и аспирантов. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. Киров. 2014. С. 246-248.
Шаипова, А.Я. Формирование готовности преподавателей вуза квнеучебной работе со студентами (на примере реализации функций куратора в педвузе): дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2010. 211 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)