Л.И. Паина, канд. пед. наук, доцент, В.В. Неволина, канд. психол. наук, доцент, кафедра общей психологии, Оренбургский государственный медицинский университет, г. Оренбург, Россия, [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Основное внимание авторы статьи уделяют влиянию социокультурной среды медицинского вуза на развитие коммуникативной толерантности студентов, подчеркивая, что ориентация на принятие партнера по общению является необходимой мотивационной тенденцией в профессии медицинского работника. Социокультурная среда вуза представляет собой систему социальных отношений, направленных на формирование социально-профессиональной активности студентов в период получения образования. Развитие коммуникативной толерантности можно осуществлять как в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла при формировании коммуникативных навыков, так и в учебно-воспитательных внеаудиторных мероприятиях. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной толерантности студентов, представленная авторами, направлена на реализацию системы психолого-педагогических условий: обогащение знаний студентов по данной проблематике на лекциях, семинарах, во внеаудиторной самостоятельной работе с использованием различных технологий (диалоговые формы работы, деловая игра, тренинги); развитие коммуникативной толерантности студентов в познавательной деятельности посредством участия в вузовских и вневу-зовских мероприятиях (фестивали, конференции, «круглые столы», лектории, кураторские часы); усвоение нравственных норм и эталонов поведения посредством включения студентов в совместную социальную деятельность в социокультурной среде вуза. В ходе работы выявлена положительная динамика, которая проявилась в тенденции перехода на более высокий уровень развития коммуникативной толерантности и эмпатического общения студентов. По результатам проведенного эксперимента предложены методические рекомендации для кураторов и других педагогических работников по развитию у студентов коммуникативной толерантности. Выводы и рекомендации исследования использовались в учебной и воспитательной работе медицинского университета.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, социокультурная среда медицинского вуза, студенты медицинского вуза, воспитательная работа.
На современном этапе развития общества важной задачей образования является развитие у студентов коммуникативной толерантности в социокультурной среде. Это имеет огромное значение для их профессионального и личностного становления. Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в специалисте-медике — ответственном, с чувством собственного достоинства, толерантно взаимодей-
ствующим с людьми из разных социальных групп, разного возраста, разной этнической принадлежности.
Коммуникативная толерантность представляет собой особый тип взаимодействия людей с другими лицами, проникнутый профессиональной необходимостью успешного коммуникативного поведения и доминантной направленностью сознания коммуникатора на толерантное взаимодействие.
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
Вслед за А.И. Тимониным считаем целесо образным выделение в структуре коммуни кативной толерантности следующих компо нентов: когнитивного (осознание и интери оризация идей толерантной коммуникации); инструментального (овладение совокупностью коммуникативных умений); конативного (инициативность, активность и социальная ответственность, диало-гизация общения); эмоционального (отношение личности к процессу и результатам толерантной коммуникации, удовлетворенность системой межличностных отношений). Такая структура коммуникативной толерантности отражает единство содержательного и процессуального аспектов развития у студентов коммуникативной толерантности в социокультурной среде вуза.
Социокультурная среда медицинского вуза рассматривается нами как система социальных отношений, направленная на формирование социально-профессиональной активности студентов в период получения образования. Развитие коммуникативной толерантности можно осуществлять как в рамках преподавания дисциплин гуманитарного цикла при формировании коммуникативных навыков, так и в учебно-воспитательных внеаудиторных мероприятиях1.
С целью научного обоснования и экспериментальной проверки комплекса психолого-педагогических условий, способствующих развитию коммуникативной толерантности у студентов в социокультурной среде вуза, авторами в 2012— 2014 гг. было организовано исследование, в котором приняло участие 500 студентов 1—2 курсов лечебного, педиатрического, фармацевтического, стоматологического факультетов и факультета клинической психологии Оренбургского государственного медицинского университета.
Ориентация на принятие партнера по общению является необходимой мотивационной тенденцией в профессии медицинского работника. В своей деятельности врач должен стремиться рассматривать его как личность и индивидуальность и принимать его таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками.
Студенты нуждаются в развитии коммуникативной толерантности, так как многие из них имеют довольно высокий уровень алекситимии, что проявляется в затруднении вербализации эмоциональных состояний.
Основными методами исследования явились: наблюдение, диагностический, линейный эксперимент, беседа, анкетирование; востребованными диагностическими = методиками — диагностика уровня эмпатийных способностей В.В. Бойко; диагностика моти-вационных ориентаций в межличностных коммуникациях И. Д. Ла-данова, В.А. Уразаевой; методика «Исследование коммуникативных характерологических тенденций» Т. Лири; = диагностика коммуникативной толерантности» В.В. Бойко; диагностика коммуникативной социальной компетентности» Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова.
В результате исследования выявлено, что у студентов преобладает средний (54%) и заниженный уровень развития эмпатии (33%). И только для 4% студентов характерен высокий уровень развития эмпатии и для 9% — низкий уровень. В целом, студенты ориентированы на понимание партнера по общению (у 43% студентов высокий уровень ориентации на понимание партнера, у 37% студентов — средний уровень данной ориентации). В процессе межличностного взаимодействия испытуемые стремятся принимать партнера по общению таким, какой он есть (для 31% характерно проявление уважения к личности партнера по коммуникации, принятие его индивидуальности и интересов). Ориентация на достижение компромисса имеет средний уровень выраженности у 68% студентов. Испытуемым свойственно проявлять сдержанность в конфликтных ситуациях, учитывать точку зрения собеседника и его интересы. У 53% студентов — средний уровень выраженности общей гармоничности мотивационных тенденций в межличностных отношениях. Для 56% студентов характерен средний уровень развития коммуникативной толерантности.
дискуссия
журнал научных публикаций
В целом, ориентация на принятие партнера по общению является необходимой мотива-ционной тенденцией в профессии медицинского работника. В своей деятельности врач должен стремиться рассматривать его как личность и индивидуальность и принимать его таким, какой он есть, с его достоинствами и недостатками.
Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной толерантности студентов направлена на реализацию выявленной нами системы психолого-педагогических условий и включает в себя:
— обогащение знаний студентов по данной проблематике на лекциях, семинарах, внеаудиторной самостоятельной работе по следующим дисциплинам: философия, педагогика, профессиональная этика, психология, человек и культура, с использованием различных технологий: диалоговые формы работы, работа в группах, деловая игра, тренинги, интерактивное общение на лекции, проблемные дискуссии;
— развитие коммуникативной толерантности студентов в познавательной деятельности посредством участия в вузовских и вневузовских мероприятиях: фестивалях,
конференциях, «круглых столах», лекториях, кураторских часах;
— усвоение нравственных норм и эталонов поведения посредством включения студентов в совместную социальную деятельность (волонтерская деятельность, участие в деятельности студенческих общественных организаций).
С учетом содержания коммуникативной толерантности в контексте идей лич-ностно ориентированного образования основными средствами создания педагогических ситуаций, направленных на развитие коммуникативной толерантности у студентов, являются диалог — как способ освоения личностного опыта и деловая и ролевая игра — как средство моделирования социокультурной среды. Применялась разработанная типология «диалога» и конструировались игры и тренинги: ролевые, ассоциативные, коммуникативные, деятель-ностные, совместное применение которых создавало условия для более эффективного достижения поставленных целей на каждом этапе. Работа по развитию коммуникативной толерантности предполагает два направления: первое — овладение теоретической и практической стороной коммуникативной толерантности под руководством
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Ц
преподавателя; второе — самостоятельная деятельность студентов на внеаудиторных занятиях2.
На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности практико ориентированной работы по уровневому критерию динамики развития коммуникативной толерантности. Исследование особенностей эмоциональной сферы студентов подтвердило наше предположение, что они нуждаются в развитии коммуникативной толерантности, так как многие из них имеют довольно высокий уровень алексити-мии, что проявляется в затруднении вербализации эмоциональных состояний. Однако в ходе эксперимента выявлены положительная динамика и тенденция перехода на более высокий уровень развития коммуникативной толерантности и эмпатическо-го общения. Показатели высокого уровня эмпатии увеличились с 4 до 9%, среднего — с 54 до 57%, а заниженного уменьшились с 33 до 29% и низкого — с 9 до 5%; склонность к коммуникативной толерантности увеличилась с 56 до 61%.
Итак, результаты экспериментального исследования подтверждают целесообразность выбора комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативной толерантности у студентов в социокультурной среде вуза. По результатам проведенного эксперимента в Оренбургском государственном медицинском университете авторами были предложены методические рекомендации для кураторов и других педагогических работников вуза, в частности разработан учебно-методический комплекс «Развитие коммуникативной толерантности у студентов в социокультурной среде вуза»3.
Факторами, способствующими развитию коммуникативной толерантности, следует назвать:
— формирование духовной культуры студенческого социума: совместное пере-
живание студентами чувства сопричастности к студенческой субкультуре, принадлежности к престижному образовательному учреждению, приобщения к высоким жизненным целям и ценностям;
— функциональное включение преподавателей в совместную со студентами деятельность, в соответствии с организационным порядком, правилами и традициями, принятыми в вузе;
— насыщенность образовательного процесса групповыми и индивидуальными действиями различной направленности: мероприятия, спортивные состязания, конкурсы, художественное творчество.
Следовательно, основное значение развития коммуникативной толерантности студентов медицинского вуза состоит в повышении уровня эмпатии; способности описать собственные и чужие чувства и переживания через снижение уровня алекситимии; в развитии коммуникативных навыков. Это особенно важно на этапе становления и развития социально-профессиональной активности, поскольку будущая деятельность медицинского работника связана с общением, и ориентация на принятие партнера по общению является необходимой мотивационной тенденцией в профессии.
Литература
1. Паина Л.И., Неволина В.В., Самоделкина ТК. Специфика профессиональной мотивации студентов в социокультурной среде медицинского вуза // Дискуссия. 2014. № 6(47). С. 86-90.
2. Берулава М.Н. Проблема развития личности студента в вузе // Гуманизация образования. 2008. № 1. С. 11-15.
3. Паина Л.И., Мирошниченко И.В. Влияние социокультурной среды ОрГМА на формирование общекультурных компетенций студентов / Материалы итоговой учебно-методической конференции. Оренбург: изд-во ОрГМА, 2012. 212 с.
В ходе эксперимента выявлены положительная динамика и тенденция перехода на более высокий уровень развития коммуникативной толерантности и эмпатиче-ского общения. Показатели высокого уровня эмпатии увеличились с 4 до 9%, среднего - с 54 до 57%,
а заниженного уменьшились с 33 до 29% и низкого - с 9 до 5%; склонность к коммуникативной толерантности увеличилась с 56 до 61%.
MEANING OF COMMUNICATIVE TOLERANCE DEVELOPMENT FOR STUDENTS IN SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF MEDICAL UNIVERSITY
L.I. Paina, Candidate of pedagogy, Docent, V.V. Nevolina, Candidate of psychology, Docent, the department of general psychology, Orenburg State Medical Academy, Orenburg, Russia, [email protected]
The authors' attention is focused on the influence of socio-cultural environment of medical university on communicative tolerance development, taking into account the fact that orientation on partner's acceptance is a necessary motivational tendency of medical profession. The socio-cultural environment of university is a system of social relations aimed at formation of social and professional activity of students in the period of getting knowledge. Development of communicative tolerance can be conducted in the frames of teaching humanitarian disciplines with formation of communicative skills and also in studying-upbringing extracurricular events. The experience-experimental work of communicative tolerance development, presented by the authors, is aimed at realization of psycho-pedagogic conditions system: giving the special knowledge at lections, seminars, extracurricular unsupervised work with an application of different technologies (dialog forms of work, business game and trainings); students' communicative tolerance development in educational activities by means of participation in academic and non-academic events (festivals, conferences, roundtable discussions, lectures, curatorial time); learning moral norms and standards of behavior by means of students' introduction in cooperative social activity in socio-cultural environment of university. During the work the authors have observed a positive dynamics which has occurred during the transition tendency to higher level of communicative tolerance development and empathic communication of the students. According to the conducted experiment the methodological recommendations are suggested to curators and other pedagogic workers who are in charge of students' communicative tolerance development. The conclusions and recommendations are used in educational and upbringing work of medical university.
Key words: communicative tolerance, socio-cultural environment of medical school, students of medical school, educational work.
References
1. Paina L.I., Nevolina V.V., Samodelkina T.K. Spetsifika professional'noi motivatsii studentov v sotsiokul'turnoi srede meditsinskogo vuza [The specificity of the professional motivation of students in the socio-cultural environment of medical school]. Diskussiia — Discussion, 2014, no. 6(47), pp. 86-90.
2. Berulava M.N. Problema razvitiia lichnosti studenta v vuze [The problem of development of the individual
student at the University]. Gumanizatsiia obrazovaniia — Humanization of education, 2008, no. 1, pp. 11—15. 3. Paina L.I., Miroshnichenko I.V. Vliianie sotsiokul'turnoi sredy OrGMA na formirovanie obshchekul'turnykh kompe-tentsii studentov [The influence of the sociocultural environment of Orgy on the formation of common cultural competences of students]. Orenburg, izd-vo OrGMA Publ., 2012. 212 p.