DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-17 УДК 378: 316 (076)
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА И РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Стенина Т.Л.
Цель исследовательской работы состоит в поиске новых способов воспитательной работы, соотносящихся с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части формирования общекультурных компетенций. В статье раскрывается возможность решения поставленной задачи через использование технологии социального проектирования. Предлагается рассмотреть содержание социально-педагогического пространства вуза как комплекс социально-значимых идей, проектов и инноваций, участие в которых позволит студентам овладеть компетенциями, отвечающими требованиям ФГОС ВПО и современного рынка труда. Приведенные в статье примеры использования проектных технологий могут быть применимы в воспитательной работе высших учебных заведений.
Ключевые слова: общекультурные компетенции; социально-педагогическое пространство вуза; проектные технологии в воспитательной деятельности.
MAINTENANCE OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL SPACE OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION AND DEVELOPMENT OF COMMON CULTURAL COMPETENCES
Stenina T.L.
The purpose of research work - search of new ways of educational work, corresponding to requirements offederal state educational standards of higher education about formation of common cultural competences.
The author suggests to use a method of social design for the solution of a task. The maintenance of social and pedagogical space of higher education institution is a complex of socially important ideas, projects and innovations. Participation in projects will allow students to seize competences which labor market demands.
The author gives useful examples of use of design technologies for application in educational work of higher educational institutions.
Keywords: common cultural competences; social andpedagogical space of higher education institution; design technologies of educational activity.
Актуальность обсуждения в профессиональной среде вопросов развития общекультурных компетенций у студентов вузов аргументируется необходимостью определения вузом при разработке основных образовательных программ возможностей и условий для решения этой задачи. Обсуждаются роль и место в этом процессе дисциплин гуманитарного и естественнонаучного профиля, органов студенческого самоуправления, психологических служб [5]. Большинство ученых-педагогов сходятся во мнении, что гарантией качества реализуемых высшей школой образовательных программ является единство учебной и воспитательной деятельности образовательного учреждения.
Коллективом авторов РГПУ им. А.И. Герцена под руководством Р.У Богдановой [1] была предложена идея рассматривать формирование тех или иных общекультурных компетенций согласно их набору в основной образовательной программе в качестве результата воспитательной работы в вузе. Акцент здесь делается на активизации воспитательной деятельности на уровне кафедр, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы, и, значит, отвечающих за ее результат, в том числе и в части формирования общекультурных компетенций.
М.В. Бундин, Н.Ю. Кирюшина также считают целесообразным усиление воспитательной функции профессионального образования через изменение позиции в образовательном процессе студента и преподавателя, характера и форм их взаимодействия, увеличение объема самостоятельной работы студентов и использования новых педагогических технологий обучения и воспитания [3]. Таким образом, сформированность общекультурных компетенций может претендовать на роль наиболее значимого критерия оценки всей вузовской системы воспитательной работы.
Логику исследования педагогической проблемы развития общекультурных компетенций студентов мы выстраиваем на основе положения о том, что цели развития личности в образовании становятся достижимыми при условии особой организации пространства вуза, влияющей на разные аспекты и стороны личности, создающей условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концеп-ции».
Согласуется с нашим мнением формулировка воспитательного процесса, данная Л.Ю. Бронзино и М.Н. Филатовой: «Компетентностный подход ориентирован на осуществление в рамках вуза специфической управленческой модели, позволяющей организовать среду в воспитательное пространство, повысив степень целостности воспитательных влияний. Воспитание осуществляется через собственный опыт студентов, который корректируется социокультурной средой вуза. Организация и регулирование этой среды является важнейшим фактором в развитии общекультурных компетенций студенчества» [2].
Следовательно, условия и возможности, обеспечивающие процесс формирования общекультурных компетенций, являются характеристиками, описывающими пространство вуза, в котором протекает образовательный процесс. Мы полагаем, что понятие «пространство вуза» в большей степени адекватно рассматриваемой тематике, в силу того, что речь идет о личностно-ориентированном образовании и пространственной организации образовательных процессов. В данном контексте мы будем рассматривать «среду» как данность, а пространство как сферу ее развития.
Вслед за коллегами, определяющими в качестве компонентов пространства не только статические объекты (физическое окружение), но и духовные ее проявления (человеческие факторы, характер взаимодействия) [9], мы прилагаем к понятию «пространство вуза» характеристику «социально-педагогическое», и определяем его как пространство, форма которого задана физическим пространством вуза, содержание - комплексом социально-значимых идей, проектов и инноваций, отношения - ценностным педагогическим взаимодействием субъектов образовательного процесса.
Педагогический личностно-развивающий потенциал социально-педагогического пространства вуза раскрывается через его характеристики: направленность на достижение цели -создание условий для развития как профессиональных, так и общекультурных компетенций студентов, что достигается через освоение и внедрение в обучение соответствующих технологий; возможность преобразования и саморазвития; создание условий для погружения студентов в сферу социально-значимой проектной деятельности; участие субъектов образовательного процесса преподавателей и студентов, в развитии социально-педагогического пространства; открытость.
Согласно заявленному выше определению, пространство должно развиваться через реализацию проектов и инноваций, в результате которых будет наблюдаться педагогический эффект в виде формирующихся компетенций.
Образование как социальный институт активно использует проектирование, опираясь на известный в науке метод проектов (Дж. Дьюи, У Килпатрик) и развивая новые методы и подходы. В.В. Сериков подчеркивает важную роль педагогических проектов в реализации технологий достижения образовательных целей в контексте личностно-ориентированного образования: «Проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика. Диалог выступает здесь не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ жизнедеятельности субъектов в образовании. Стирается принципиальная грань между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, игра) становится источником личностного опыта» [8].
Почему мы отдаем приоритет именно проектным технологиям в решении задачи формирования у студентов общекультурных компетенций? Во-первых, реализация проекта от идеи до воплощения включает различные виды деятельности, в том числе организационно-управленческого характера, во-вторых, проектирование является эффективным средством практического освоения всех видов научной информации, в-третьих, необходимой характеристикой субъекта социального является его социальная активность. И, наконец, осуществление социально-значимых проектов сегодня трудно себе представить без участия органов студенческого самоуправления и общественных молодежных организаций.
Обратимся к идеям, лежащим в основе проектирования как особого способа познания и преобразования действительности, выделенными в исследовании И.А. Колесниковой [6]. Среди них центральными являются:
- идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее);
- идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть);
- идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения будущего;
- идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
- идея «разветвляющейся активности» участников по мере следования намеченному плану выполнения совместных действий.
Проектная деятельность носит ярко выраженный общественный характер. Это связано с социальной обусловленностью выбора проблематики проектов, использованием при проектировании сложных видов коммуникации, необходимостью самоопределиться в общем с другими людьми предметном или профессиональном поле, получением социально значимо-
го результата. Характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть. Оно представляет собой особый тип научно-прогностического видения действительности, который охватывает и изменяет ее согласно требованиям развития практики. Проектная деятельность - это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее.
Практика показывает, что проектной деятельности объективно присущ педагогический потенциал. По мнению О.С. Газмана, это комплексная деятельность, одной из отличительных особенностей которой является автодидактизм - способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Это свойство связано с «неизбежностью» получения по ходу участия в проекте новой информации, освоения новых видов активности, в том числе совместной с другими, с переживанием позиции творца, позиции «управляющего обстоятельствами человека» [4]. За счет этого включение в проектную деятельность меняет позицию человека любого возраста, превращая ее в субъектную форму участия в преобразовании окружающего мира и социальном самоуправлении. В проектной деятельности реализуется деятельностный подход к формированию у студентов навыков социального взаимодействия. Личностно-деятельностное начало проектирования содержит в себе глубокий стимул к самосовершенствованию. Персонификация проектной деятельности, воплощение своего «Я» в проектируемом предмете имеет далеко идущие педагогические последствия. Проектная деятельность становится средством развития и саморазвития как специфических проектировочных способностей, так и личности студентов в целом, выступая универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия. Она способна развивать практически все личностные структуры человека, на каждом этапе проектной деятельности помимо продвижения к заявленной цели формируются определенные личностные «приращения» в когнитивной, ценностной, этической и рефлексивной сферах.
Стоит отметить, что содержание проектной деятельности за последнее десятилетие претерпело существенные изменения.
На современном этапе развития гражданского общества в России конкретные проблемы социального проектирования определяются особенностями развития социальных систем общественно-экономических формаций. Эти процессы определяют общую проблематику социального проектирования: наблюдаемые, ожидаемые и желательные изменения в системе социальных потребностей, в социальной структуре, в социальной организации и управлении,
создание изобилия материальных и культурных благ, развитие общества в направлении социальной однородности, активизация участия граждан в управлении обществом, повышение культуры быта, досуга, ликвидация антиобщественных явлений. Анализ различных источников информации: программных документов, публикаций, конкурсной документации по социальному проектированию позволили выделить стратегические составляющие социального проектирования в современной России:
- формирование нового типа руководителей, являющихся носителями проектной культуры, владеющих технологией проектного менеджмента;
- институционализация новых ценностей развития общества;
- актуализация интересов жителей регионов, в особенности - молодежи, развитие их социальной активности и инициативности;
- установление общественного диалога различных социальных групп;
- развитие социального партнерства государственных органов власти, общественных организаций, и бизнеса.
Социологи отмечают, что в социально проектирование вовлекается все большее количество молодежи. В регионах развивается законодательная база, регламентирующая деятельность по реализации инновационной молодежной политики. Принимаются законы о реализации молодежной политики в регионах, областные Целевые программы «Молодежь», оказывается поддержка молодежных инициатив через конкурсы, гранты и др. Российские ВУЗы в течение трех последних лет на конкурсной основе получают реальную ощутимую финансовую поддержку в виде субсидии на реализацию Программ развития деятельности студенческих объединений.
На примере реализации такой Программы в Ульяновском государственном техническом университете (УлГТУ) покажем педагогический результат формирования общекультурных компетенций студентов в проектной деятельности.
Программа «Развитие деятельности студенческих объединений в целях становления и развития социально-активной личности студентов нового социокультурного типа, отвечающего требованиям инновационной России» нацелена на вовлечение студентов в процесс модернизации и повышения качества и результативности образовательной, научно-исследовательской и социокультурной деятельности университета, создание в вузе условий для формирования специалиста нового социокультурного типа, способного к нравственному выбору, работе в команде, ответственному за свои действия, имеющему высокий уровень социально-личностной компетентности, задающей вектор его развития в изменяющихся условиях общества. Главным
ожидаемым эффектом реализации Программы является развитие у студентов профессиональных и общекультурных компетенций и социально-значимых качеств.
УлГТУ является крупным центром прикладных исследований и изобретательства России, к приоритетным направлениям деятельности вуза относится, в первую очередь, развитие инновационной среды в целях формирования профессионально-компетентного инженера, способного решать различные задачи, в том числе с высокой степенью инновационной доминанты в профессиональной деятельности. Поэтому в Программе деятельности студенческих объединений акцент делается на активизацию деятельности Совета молодых ученых и Студенческого научного общества «СНО 2.0». В перечне проектов, включенных в Программу наиболее значимым, направленным на популяризацию научной деятельности, является проект «Молодежный инновационный Форум приволжского федерального округа». В рамках форума проводятся различные мероприятия по инновационной и научной тематике: конкурс научно-технического творчества молодежи (НТТМ) Приволжского федерального округа; окружной этап Всероссийского молодежного инновационного конвента в рамках федерального Зворы-кинского проекта; молодежный робототехнический фестиваль «УлРОБОФЕСТ»; молодежный конкурс «DIY-LAB» (DIY - «do it yourself») по проектированию и моделированию устройств с числовым программным управлением (3D-принтеров, фрезерно-гравировальных станков)
[7].
Ответственными за организацию научных мероприятий Форума являются Совет молодых ученых и студенческое научное сообщество СНО 2.0. PR-сопровождение осуществляет студенческий медиа-центр, функции менеджмента и логистики возложены на волонтерский центр. Важно, что форум проводится ежегодно и является традиционным мероприятием, итоговым в системе НИРС вуза. Следовательно, взрослея, от младших курсов к старшим, и далее, уже в статусе аспиранта или молодого ученого, участники форума повышают уровень развития компетенций.
Набор общекультурных компетенций, формирование которых обеспечивается за счет системного вовлечения студентов в подобного рода социальную практику достаточно широк. Приведем выборочно некоторые из них: владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способность логически верно, аргументировано и ясно стро-
ить устную и письменную речь (ОК-6); готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).
На формирование общекультурных компетенций определенным образом влияет специфика профессионального направления подготовки, поэтому студенты в процессе освоения основной образовательной программы должны включаться в проекты, содержание которых созвучно этой специфике, приоритетам и ценностям будущей профессии. Приведем примеры традиционных (важно подчеркнуть, что эти проекты являются частью системы внеучебной воспитательной работы, организуемой совместно с выпускающей кафедрой) проектов, реализуемых в УлГТУ Так, студенты факультета информационных систем и технологий ежегодно проводят конкурс «Мастер 1Т». В проект вовлечены не только студенты, но и учащиеся профильных классов школ и лицеев города с углубленным изучением информатики. Тьюторами выступают аспиранты и молодые ученые вуза, в качестве экспертов приглашаются руководители 1Т-компаний, входящих в региональный 1Т-кластер. В практике гуманитарного факультета имеется многолетний опыт проведения праздника специалистов по связям с общественностью с символическим названием «PRиОБЩЕНИЕ». Идея мероприятия - объединение в рамках совместной проектной деятельности студентов всех курсов и преподавателей, сохранение, передача и развитие профессиональных ценностей и лучших традиций, выработанных студентами и преподавателями. Готовят праздник студенты четвертого курса, таким образом, у них появляется уникальная возможность приобрести практические навыки профессии, опыт проведения PR-акции, который, безусловно, пригодится им за стенами вуза. А студенты младших курсов могут раскрыть свой потенциал, показать творческие способности и ощутить себя членом единого дружного коллектива, в этом смысл приобщения.
Заключение
Известный афоризм Бориса Крутиера звучит так: «Будущее приходит значительно быстрее, если идти ему навстречу». Те, кто двигается навстречу будущему, авторы проектов, совершив бросок в это самое будущее, открывают для себя новые смыслы, ставят новые цели и быстрее других изменяются сами. Проектирование стимулирует поиск своего предназначения, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, для организаторов воспитательной деятельности в вузах важно научиться использовать его развивающий потенциал.
Список литературы
1. Бордовский Г. А., Богданова Р.У Концептуальные основы воспитания студентов в Герценов-ском университете // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2003. №6. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-vospitaniya-studentov-v-gertsenovskom-universitete (дата обращения 04.08.2015).
2. Бронзино Л.Ю., Филатова М.Н. Компетентностный подход в образовании: проблема формирования общекультурных компетенций студентов в контексте социокультурной среды вуза / Л.Ю. Бронзино // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 6. С. 17.
3. Бундин М.В., Кирюшина Н.Ю. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов / М.В. Бундин. - Нижний Новгород, 2012. С. 29.
4. Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. / О.С. Газман // Редакторы-составители А.Н. Тубельский, А.О. Зверев. - М.: МИРОС, 2002. C. 34.
5. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза / Е.В. Леонова // Высшее образование в России. №2, 2010. С. 124-131.
6. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
7. Официальный сайт молодежного инновационного форума Приволжского федерального округа. URL: www.ify.ulstu.ru. (дата обращения 03.08.2015).
8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. 272 с.
9. Скрипай А.А., Александрова Е.А., Варламов Д.И., Шаш Н.Н.[и др.]. Развитие образовательного пространства художественного вуза / А.А. Скрипай. - М.: Экшэн, 2008. 178 с.
References
1. Bordovskij G.A., Bogdanova R.U. Izvestija Russian State Pedagogical University of name A.I. Herzen [News of Russian State Pedagogical University of name A.I. Herzen], no. 6. (2003) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n7kontseptualnye-osnovy-vospitaniya-studentov-v-gert-senovskom-universitete (accessed August 8, 2015).
2. Bronzino L.Ju., Filatova M.N. Sovremennye issledovanija social'nyh problem [Modern researches of social problems], no. 6. (2012): 11-17.
3. Bundin M.V., Kirjushina N.Ju. Formirovanie obshhekul'turnyh kompetencij u studentov vuzov [Formation of common cultural competences at students of higher education institutions]. - Nizh-nij Novgorod, 2012. 29 p.
4. Gazman O.S. Neklassicheskoe vospitanie: ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody [Nonclassical education: from authoritative pedagogics - to freedom pedagogics]. - Moscow: MIROS, 2002. 34 p.
5. Leonova E.V. Vysshee obrazovanie vRossii [The higher education in Russia], no. 2 (2010): 124131.
6. Kolesnikova I.A. Pedagogicheskoe proektirovanie: Ucheb. posobie dlja vyssh. ucheb. zavedenij [Pedagogical design: manual for higher educational institutions]. - Moscow: «Akademia»., 2005. 288 p.
7. Oficial'nyj sajt molodezhnogo innovacionnogo foruma Privolzhskogo federal'nogo okruga [Official site of the Youth innovative forum of the Volga Federal District]. http://www.ify.ulstu.ru. (accessed August 8, 2015).
8. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teorija ipraktikaproektirovanijapedagogicheskih sistem [Education and personality. Theory and practice of design of educational systems]. - Moscow: Logos, 1999. 272 p.
9. Skripaj A.A., Aleksandrova, E.A., Varlamov D.I., Shash N.N. Razvitie obrazovatel'nogo pros-transtva hudozhestvennogo vuza [Development of educational space of art higher education institution]. - Moscow: Jekshjen, 2008. 178 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Стенина Татьяна Львовна, проректор по работе с молодежью Ульяновского государственного технического университета, доктор педагогических наук, доцент Ульяновский государственный технический университет ул. Северный Венец, 32, г. Ульяновск, 432027, Россия e-mail: tstenina@bk.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Stenina Tatyana Lvovna, vice rector for work with youth, doctor of pedagogical sciences, associate professor
Ulyanovsk State Technical University Severnyy Venets st., 32, Ulyanovsk, 432027, Russia e-mail: tstenina@bk.ru