Научная статья на тему 'Содержательные аспекты технологической культуры учителя'

Содержательные аспекты технологической культуры учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ПАРАДИГМА / САМОРАЗВИТИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланцова Т. И., Кондрина В. В.

Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли технологической культуры. В общей и профессионально-педагогической культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал преподавателя. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержательные аспекты технологической культуры учителя»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

№ 8(13) — август 2016

Кафедра начального и дошкольного образования

УДК: 929

Ланцова Т. И.

доцент кафедры начального и дошкольного образования Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске

Кондрина В. В.

студент

Филиала ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ

Развитие высшей школы невозможно без осознания огромной роли технологической культуры. В общей и профессионально-педагогической культуре проявляется социокультурный, интеллектуальный, нравственный потенциал преподавателя. Этот потенциал составляет национальное богатство и должен быть своевременно востребован и рационально использован.

Ключевые слова: профессионализм, технологическая культура, педагогическая подготовка, педагогическое мастерство, образование, учитель, концепция, парадигма, саморазвитие, самообразование, адаптация.

Основной смысл концепций современного обучения заключается в переходе от парадигмы «наполнения» обучаемого знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, к парадигме развития личности, формирования базы для достижения вершин педагогического мастерства [5; 6; 7; 8]. В целом, структура концепции современного образования в контексте задач реализации технологического подхода в условиях вуза должна включать в себя следующие составляющие:

- основные цели, принципы и закономерности развивающего образования;

- содержание образования (структура информационного поля, принципы его формирования, структурирования, оптимизации);

- развивающие образовательные технологии, методологию их разработки и применение;

- эффективные способы педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- психологическое сопровождение образовательного процесса, главной целью которого является изучение особенностей личности обучающихся, формирование индивидуальных образовательных траекторий, помощь в развитии сильных сторон интеллекта, гармонизации личности [1].

Сущность и пути формирования технологической культуры учителя наиболее полно раскрыты в исследованиях М. М. Левиной, Н. В. Кузьминой, В. А. Барабанщикова, В. А. Сластенина, В. А. Беспалько, Н. Е. Щурковой. Под технологической культурой педагога отечественные педагоги понимают овладение логикой профессионального поведения преподавателя, опытом креативной деятельности, способами организации технологических процессов, адаптацию их к целям гуманизации и гуманитаризации образования [2, с. 466].

Рассмотрим структуру технологической культуры учителя.

Целью технологического образования является формирование технологической культуры, выражающейся в овладении на креативном уровне педагогическими технологиями и готовности к их использованию в профессиональной деятельности.

Задачи технологической культуры учителя:

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

№ 8(13) — август 2016

- развитие в потребности самообразовании;

- формирование знаний, умений и навыков;

- воспитание технологических качеств личности.

Содержание технологического образования включает теоретические основы педагогики, методика обучения, основы технологической культуры учителя, педагогические технологии, основы психологии.

Рассмотрим уровни технологической культуры учителя: репродуктивный, алгоритмический, уровень знакомства, адаптивно-эвристический уровень, креативный.

Преобразование процесса обучения в общеобразовательной школе на основе технологии обучения позволит:

- осуществлять в диалектическом единстве интеграцию и дифференциацию содержания обучения путём разработки программы учебного предмета в полном, сокращённом и углублённом вариантах, что поможет решить проблему дифференциации процесса обучения;

- преобразовать содержание образования с целью формирования системности знаний и обобщённых умений обучающихся при сохранении целостности и логики учебного предмета [3, с. 220].

Таким образом, технологическая культура предполагает технологическую, личностную, профессиональную готовность учителя к построению педагогического процесса, который будет отвечать заданным целям и давать эффективный результат, отвечать требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Она включает в себя технологические умения, технологические знания, технологическое мировоззрение, педагогическую позицию, профессионально-личностные качества [4, с. 65].

Литература

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения — М.: Народное образование, 2009. — 279 с.

2. Бояринов Д. А. Новые информационные технологии в системе управления качеством учебного процесса // Известия Смоленского государственного университета, 2012.

— № 4. — С. 464-471.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 318 с.

4. Коротеева О. С. Новые образовательные технологии в информационном пространстве // Образовательные технологии, 2008. — №2. — С. 64-74.

5. Ланцова Т. И. Возможности театральной педагогики в процессе развития творческих способностей педагога-психолога // «Профессиональная ориентация». — 2015. — №2. — С. 11-15.

6. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова. — М., 2004.

7. Ситак Л. А.. Актуальные проблемы формирования экологической культуры студентов педагогического вуза. В сборнике: Научная интеграция. Сборник научных трудов. — М., 2016. — С. 1156-1159.

8. Ситак Л. А. Профессиональная готовность будущего педагога к процессу формирования экологической культуры // Профессиональная ориентация. — Саратов, 2015.

— № 1. — С. 51-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.