Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
Кафедра общей и социальной педагогики и психологии
УДК: 37.037
Сгонник Л. В.
д.п.н., доцент, Филиал СГПИ в г.Железноводске
О ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ КАК СЛУЖЕНИЮ
Статья посвящена проблеме выбора педагогической профессии. Автор анализирует мотивы выбора профессии будущими педагогами.
Ключевые слова: мотивы, профессия, служение, педагогическая направленность.
В мире существуют различные профессии и ремесла, которые нужны и востребованы обществом, ориентированы на общественную пользу, практический результат, связаны с творчеством, однако, служением их не назовешь. Традиционно к служению были отнесены: служение богу, служение Отечеству, служение искусству и, наконец, служение людям. Деятельность, связанная со служением людям — это врачевание, социальная работа и, конечно же, педагогическая деятельность. Педагогическая профессия, на наш взгляд, является служением людям, так как учитель пестует душу ребенка, образует и воспитывает Человека. По каким же признакам можно отнести педагогическую профессию к служению?
На наш взгляд, это:
- готовность быть лидером, вести людей за собой;
- готовность быть духовным наставником;
- это огромное чувство ответственности и долга;
- это работа в социальной сфере, работа с людьми и для людей;
- это работа за малое вознаграждение, не ради денег;
- это готовность к постоянному саморазвитию;
- это дело, которое становится образом жизни человека.
Все профессии, отнесенные к категории «служение», имеют общее в образе жизни его представителей и их деятельности. Их отличает, во-первых, то, что предметом деятельности является другой человек, а инструментально представители всех выше названных профессий работают личностью, своим личностным ресурсом, подразумевающим энергетику, харизму, интеллект, талант, мировоззрение, волю, юмор и т.п. Профессии, отнесенные нами к категории «служение», содержат элементы социального управления и предполагают владение развитой рефлексией, умением предвидеть ошибки, трудности, мнения и решения другого участника взаимодействия. (В. А. Сластенин). А, главное, в этих профессиях невозможно себя реализовать без сформированной мотивации, направленности на участника взаимодействия. Профессиональная мотивация выполняет ряд функций: побуждающую, направляющую и регулирующую. Наиболее важными компонентами профессиональной мотивации являются: профессиональные намерения и призвание, потребность в педагогическом труде, ценностные ориентации самой деятельности, цель и смысл педагогического труда, готовность к труду, удовлетворенность деятельностью.
Педагогическая направленность, являясь разновидностью профессиональной, может быть определена как совокупность устойчивых потребностей, мотивов, склонностей, установок, интересов, влечений и желаний, связанных со стремлением человека освоить профессию учителя, сознательно принять ее нормы в качестве составных элементов своих убеждений, мировоззренческих ориентиров и идеалов. Важнейшим показателем педагогической направленности является стремление учителя к самоактуализации в сфере педагогической деятельности. В иерархической структуре педагогической направленности
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
можно выделить направленность на ребенка, направленность на себя, направленность на предметную сторону профессии учителя. Называя педагогическую направленность каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога, В. А. Сластенин относит к ней: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности [3]. Таким образом, в педагогической направленности запрограммированы лишь потенциальные возможности педагогической деятельности. Их реализация — дело длительного периода развития профессионально-личностных качеств педагога.
Вместе с тем, в педагогической профессии имеют место и честолюбивые мотивы, такие как доминирование или мотив власти, что нашло отражение в исследованиях Г. А. Мюррея, А. Адлера, Д. Картрайта, Дж. Френча, В. Равена, Д. Мак-Клелланда, обобщенных и проанализированных в литературе Н. А. Аминовым. Согласно его выводам, существуют следующие виды мотивов: власть вознаграждения, власть наказания, нормативная власть, власть эталона, власть знатока, информационная власть.
Процесс профессионального становления учителя начинается задолго до поступления в систему педагогического образования. Сначала проявляется интерес к профессии, возникают профессиональные ожидания, затем, адаптация к будущей социальной роли. В ходе овладения профессией происходит корректировка профессиональных целей и мотивов, формируются нормы и образцы поведения, возникают мотивы самореализации в учительском труде. На стадии расцвета профессионального мастерства укрепляются мотивы профессионального педагогического творчества, которые становятся смыслом деятельности. У педагога с опытом работы могут формироваться мотивы самореализации в научной деятельности или наставничестве.
Длительное время в теории и практике преобладал функциональный подход к анализу профессиональной деятельности. Однако, индивидуально-личностная ориентация профессии учителя побуждает нас говорить о личностной направленности педагогического образования. Подобный подход предполагает тесное и нерасторжимое единство «личности» и «деятельности», так как задает педагогу определенные границы, в которых адекватно отражается функциональная структура личности, тем самым способствуя ее реализации. Таким образом, подготовка к профессиональной деятельности и формирование личности педагога есть взаимосвязанный неделимый процесс, который означает не только приобретение новых знаний и необходимых личных качеств, но и совершенствование, обогащение и усиление взаимодействия уже имеющихся. Профессионально-личностное развитие студента педагогического вуза- будущего учителя есть единство, взаимодействие его индивидуально-личностных и профессионально значимых характеристик, необходимых для последующей успешной деятельности на избранном поприще.
Важным аспектом профессионального становления будущего педагога является проблема профессионального отбора абитуриентов, выявление истинных мотивов выбора педагогической профессии. Вопрос отбора важен еще и потому, что чрезвычайно трудно измерить личностные качества молодого человека в связи с тем, что сложно диагностировать мотивацию абитуриента, в основном это возможно только на основе методов опроса, молодой человек развивается и его личностные качества подвержены динамике, которая зависит от очень многих факторов.
Каким инструментом сегодня можно измерить доброту, целеустремленность, веру в лучшее, уровень духовности, готовность не только изучать все богатство человеческой культуры, но и передавать другим, транслируя ее через образ своей жизни, отношение к труду, к себе, к людям, веру, профессионализм. Осуществляя сегодня профессиональный отбор, мы должны прогнозировать ход дальнейшего развития личности будущего педагога.
Какие процедуры проходит абитуриент при поступлении в педагогический вуз сегодня, и позволяют ли эти процедуры отобрать людей, способных в дальнейшем к служению людям? Это результаты ЕГЭ, тестирование знаний и умений, конкурс аттестатов,
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
ориентированный на сравнение школьных достижений, изучение портфолио. По сути можно принять документы абитуриента, готового стать в будущем педагогом даже без собеседования с ним.
Мы пытаемся повсеместно и на выходе молодого человека из школы, и при поступлении в профессионально-педагогическое учебное заведение выявить его готовность к профессии, которая потребует от него служения, самоотдачи и самопожертвования.
В Филиале Ставропольского государственного педагогического института в г.Железноводске мы уделяем большое внимание совершенствованию технологии профессионального отбора, изучению мотивов выбора педагогической профессии абитуриентами. Изучение типов мотивов выбора профессии, их иерархии позволило нам распределить абитуриентов на три типа направленности (в соответствии с методикой, разработанной Ю. В. Варданян): действительно педагогическая направленность (ДПН), частично педагогическая направленность (ЧПН), непедагогическая направленность (НН). Распределение абитуриентов по мотивам овладения профессией (с учетом выбранного
№ Направления подготовки Мотивы выбора профессии ДПН ЧПН НН
1 Учителя начальных классов 67% 28% 5%
2 Педагоги-психологи 61% 18% 21%
Полученные данные позволяют увидеть, что среди будущих учителей начальных классов преобладают более профессионально ориентированные абитуриенты, более целенаправленно и осознанно выбирающие профессию-служение. В то время как среди будущих психологов процент с действительной педагогической направленностью ниже, и возрастает количество абитуриентов с непедагогической направленностью. Также можно выделить виды и иерархию мотивов — 4 группы мотивов: внешние социально значимые; внутренние индивидуально значимые мотивы; внешние отрицательные мотивы; внешние положительные мотивы.
Будущие психологи в большей степени ориентированы на личностное саморазвитие, научные достижения, возможности познания предмета психологии вообще, но не на служение людям, в меньшей степени представляют сущность и трудности выбираемой профессии. Среди факторов, снижающих привлекательность педагогической профессии абитуриенты обоих направлений выделяют: невысокую заработную плату; ответственность за жизнь и здоровье ребенка; необходимость подготовки к занятиям дома; большие умственные и эмоциональные нагрузки; «трудные» дети. Молодой человек, выбирая профессию, до конца не представляет каких усилий она от него потребует, как повлияет на судьбу и личную жизнь. Педагогическая профессия как служение имеет оборотную сторону — быстрое эмоциональное выгорание, обусловленную необходимостью отдавать свой личностный ресурс людям: вещать, учить, воспитывать.
Безусловно, в ходе дальнейшего обучения в педагогическом вузе происходят изменения в мотивах выбора педагогической профессии, отношение становится более осознанным, возникает устойчивая мотивация, четкое представление о профессии и готовность посвятить ей жизнь. Однако, педагогические вузы уже сегодня должны иметь возможность выбора абитуриентов, готовых к профессии как служению людям, следует совершенствовать технологию профессионального отбора. Кроме того, служение предполагает сочетание единство личностных и профессиональных качеств, из которых складывается сложное личностное образование.
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
Литература
1. Мартьянов Е. В. Модернизация системы подготовки педагогических кадров в России начала xx века // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной научной конференции. — СПб.,2012. — С. 64-67.
2. Пискунова Е. В. Подготовка учителя к обеспечению современного качества образования: опыт России — СПб., 2007. — 79 с.
3. Сластенин В. А. педагогика: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений 8-изд. / И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М., 2008. — 576 с.