Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
УДК: 81.271
Клопова М. А.
студентка 4 курса, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
Научный руководитель: Жесткова Е. А.
к.ф.н., доцент кафедры методики дошкольного и начального образования
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРОЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
В статье рассматриваются современные приемы и методы развития интереса к чтению научно-познавательной литературы у младших школьников.
Ключевые слова: научно-познавательная литература, процесс обучения, литературное развитие, формирование интереса, расширение кругозора, научные знания.
Научно-познавательная литература на протяжении двух последних десятилетий существенно изменилась, войдя прочно в жизнь детей и взрослых, проникнув в школьный процесс обучения. То есть пришло время, когда теоретически обосновывается методика изучения этой литературы в школе.
Достаточно давно в существующей методике преподавания в школе чтения закрепилось мнение о квалифицированном читателе, как о читателе, хорошо ориентирующемся в книжном мире, с устоявшимися предпочтениями и интересами, умеющим отличать посредственную от хорошей литературы, то есть от массовой художественную.
Вместе с тем, почти не упоминалось об ориентации в мире научно-познавательной литературы, эта литература редко включалась в списки рекомендательного чтения для определенного возраста, помимо некоторых научно-художественных произведений, предназначенных для детей 7-10 лет (начальной школы), при не мысленном развитии современного читателя-школьника без его обращения к такой категории как научно-познавательная литература.
Во-первых, это обуславливалось специфичностью научно-познавательной литературы как области искусства слова, которая направляет свои стремления на отражение в образной и доступной форме тех либо иных научных фактов, исторических, развития человеческой мысли и общества на основании чего, происходит расширение кругозора читателя.
Отсутствует возможность без чтения данной литературы становления ребёнка-читателя, дальнейшего его литературного развития, расширения кругозора школьника по разным сферам общественного и научного знания [2].
Во-вторых, литературоведы в конце ХХ века отмечали, что научно-художественная литература, выступая в качестве разновидности литературы научно-познавательной, выступает «особым родом литературы, которая преимущественно обращена к человеческому научному аспекту, духовному облику её творцов, психологии творчества науки, «драме идей», философским последствиям и истокам научных открытий. Она сочетает с научной достоверностью «общеинтересность», образность повествования с точностью документов» [1].
Языком художественной литературы, её методами и приёмами, доходчиво и просто научно-художественная литература раскрывает перед читателем логику и красоту науки, непостижимые полёты фантазии человека и глубину его мысли, тайны искусства и страдания души, пробуждая жажду жизни и познавательный интерес.
Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе
Безусловно, формирование, пробуждение и развитие познавательной детской активности происходит не в процессе чтения разного рода книг — на что направлена воспитательно-образовательная деятельность школы и семьи. При этом, она в состоянии оказать помощь в развитии мышления юного читателя, активизации всей его деятельности в окружающем мире, поскольку ее цель заключается в развитии и формировании познавательной активности у читателя [8].
Какова именно тематика научно-познавательных книг? Она многообразна. Благодаря научно-познавательной литературе учащиеся знакомятся с данными техники и науки, биографиями людей, историей научных изобретений и открытий. В детских произведениях изложение материала включает в себя научные знания, более просто и доступно, в целях большей понятности для ребенка. Школьник после прочтения такой книги знакомится с основами науки, познавая, открывая что-то неизведанное, интересное и новое [7].
Научно-познавательные книги пишут ученые для ребят, инженеры, путешественники, страстные любители природы, архитекторы, журналисты и натуралисты.
Нами в данной статье выделены приемы и методы развития у младших школьников интереса к чтению научно-познавательной литературы [6]:
1. Приемы привлечения внимания ребёнка к научно-познавательным текстам. На данном этапе ребенку предлагается:
- напрямую прочитать конкретное произведение (в иных случаях это сочетается с индивидуальным заданием);
- посетить выставку книг данной направленности;
- участвовать в литературных викторинах и олимпиадах научно-познавательной направленности.
Также учитель может использовать на уроке творческие задания как условие ознакомления детей с научно-познавательными произведениями.
2. Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся читать научно-познавательные тексты. На данном этапе ребенку предлагается:
- проработать название произведения, выяснить в чем загадка, почему именно такое название;
- продемонстрировать наличие интересных сведений о писателе;
- ставить перед собой вопросы, на которые учитель сознательно не дает ответа, а лишь предлагает обратиться к поиску ответа в той или иной научно-познавательной книге.
3. Активизация детского чтения. На данном этапе учитель может использовать следующие методы для развития у младших школьников интереса к чтению научно-познавательной литературы:
- использование научно-познавательной литературы на уроках чтения, природы, внеклассного чтения, ИЗО;
- беседы о содержании научно-познавательной литературы применительно к темам уроков; рекомендация отдельных книг для обязательного и добровольного чтения;
- чтение учителем на уроке сказок, стихов, отрывков из научно-познавательных книг;
- рассказы детей о том, что они прочитали в той или иной книге;
- сочинения, основанные на материале научно-познавательной литературы или как подведение итога по какой-либо теме;
- домысливание сказанных событий и др.
В целях полноценного обучения работы с научными «трудами» возникает у учащихся необходимость обладания соответствующими знаниями, умениями и навыками. Им предоставлена возможность на уроках поработать с различными источниками, которыми являются энциклопедии, справочники, словари, схемы, таблицы, художественные литературные произведения. Умения и навыки должны соответствовать специфике, осуществляемой с конкретным источником работы (учебником по литературе, словарем, энциклопедией) [5].
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
В целях формирования у ребенка интереса к научно-познавательной литературе, необходимо с первых дней делать попытки предоставления ученику лишь самых хороших, добрых, интересных книг, чтобы ребенок находился в мире интересных произведений [9].
В.А. Сухомлинский писал: «За свою жизнь человек в состоянии прочитать максимум 2000 книг — следовательно, в детстве и ранней юности необходим вдумчивый отбор материала для чтения. Пусть ребенком будет прочтено немного, но каждая из книг оставит собственный след в его сознании и сердце, чтобы человек обращался с ней несколько раз, открывая новые духовные богатства» [3].
Нужно в классе создать свою библиотеку, которую надо пополнять регулярно все вместе. И что интересно, зачастую родители проявляют огромный интерес к тому, что читают сейчас современные дети. Это не только сказки и загадки, но и красочные энциклопедии, старинные словари, фантастические рассказы и многое другое.
Со стороны педагога можно приучать детей посещать школьные, городские библиотеки, проводить беседы о создании домашних библиотек, обновлять рекомендации по выбору книги, рекомендовать книги для подготовки к внеклассному чтению, проводить мероприятия, участвовать в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах [10].
В заключении хочется сказать, несмотря на господство в нашем мире интернета, телевидения, компьютерных технологий, надо сделать все возможное, чтобы ребенок не потерял интерес к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю огромное наслаждение. И в этом отношении предмет «Литературное чтение» — союзник учителя и его единомышленник.
Литература
1. Библиотечно-библиографические знания — школьникам. — М: Книж. палата,
2009.
2. Гусев Д.А. Сельская школа: возвращение к истокам народного прикладного творчества // Фундаментальные исследования. 2014. — № 12-8. — С. 1742-1745.
3. Дружинина Н.М. Уроки руководства самостоятельным чтением детей в младших классах школы (внеклассное чтение). Ч. I: Учеб. пособие / Н.М. Дружинина. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2006. — С. 3-4.
4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 1 классе: Уроки слушания: Метод. пособие. — 2-е изд., дораб. / Л.А. Ефросинина. — М.: Вентана — Граф, 2005. — 224 с.
5. Жесткова Е.А. Литературный кружок как форма организации внеурочной деятельности с одаренными детьми / Е.А. Жесткова, Е.Н. Рыбакова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1. URL: http://www.science-education.ru/125-19783 (дата обращения: 20.11.2015).
6. Жесткова Е.А. Пословицы и поговорки как лингводидактический материал на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / Е.А. Жесткова, В.В. Казакова // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2; URL: www.science-education.ru/129-22008 (дата обращения: 20.11.2015).
7. Жесткова Е.А. Творческие задания как средство формирования читательской компетентности младших школьников [Текст] / Е.А. Жесткова, Л.В. Филиппова // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». — 2013. — №3 (10). — С.17-20.
8. Жесткова Е.А. Н. М. Карамзин и А. К. Толстой. К вопросу о художественном осмыслении исторической эпохи Иоанна Грозного [Текст] / Е.А. Жесткова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. — 2013. — № 4. — С.58-63.
9. Жесткова Е.А. Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12
Таврический научный обозреватель www.tavг.science
[Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues/2014/12/42197 (дата обращения: 17.12.2014).
10. Жесткова Е.А. Мир детства и способы его воплощения в цикле рассказов В.И. Даля «Картины из быта русских детей» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2014. — № 2 (3). — С.34-38.