Научная статья на тему 'Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза'

Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1394
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТ / МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сгонник Л. В., Иваненко Н. Н.

В статье проанализированы проблемы двигательной активности студентов педагогического вуза. Выявлены направления совершенствования состояния здоровья студентов в системе педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сгонник Л. В., Иваненко Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза»

УДК 37.037.1

Сгонник Л.В.

д.п.н., доцент,

Филиал СГПИ в г. Железноводске, Россия

Иваненко Н.Н.

студентка 4 курса, Филиал СГПИ в г. Железноводске, Россия

АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье проанализированы проблемы двигательной активности студентов педагогического вуза. Выявлены направления совершенствования состояния здоровья студентов в системе педагогического образования

Ключевые слова: активность, студент, малоподвижный образ жизни, педагогический процесс, движение.

Вопросы укрепления состояния здоровья подростков и молодежи в системе современного образования сегодня актуальны как никогда. Комплекс проблем современного общества: нарушения питания, неправильный образ жизни, низкая двигательная активность, стрессы, информационные перегрузки — все это повышает значимость двигательной активности.

Сегодня нет необходимости в изложении многочисленных фактов о значении мышечной деятельности как факторе повышения физической работоспособности студента. Выраженным стимулирующим эффектом обладает лишь достаточная степень двигательной активности, т.е. физические нагрузки, которые служат для студента укрепляющим здоровье фактором (обязательное условие при этом — учет функционального состояния, индивидуальных возможностей и уровня двигательной подготовленности студента) [7].

Как показало наше исследование, студенты педагогического вуза все больше времени проводят в виртуальной реальности, отдавая предпочтение онлайн играм, социальным сетям и пребыванию в информационном пространстве. Данные факторы, несомненно, снижают двигательную активность, а также негативно сказываются на здоровье молодежи: стрессы, снижение зрения, нарушения сна, неустойчивое эмоциональное состояние. Нами было установлено, что между физической нагрузкой, функциональным и физическим состоянием имеется достаточно высокая взаимосвязь. Следовательно, физическая нагрузка влияет на функциональное состояние студента. Поэтому эффективность занятий физической культурой возрастает, если они будут индивидуализированы в соответствии с двигательными возможностями студента [5, с. 43].

Если до недавнего времени наши представления о двигательной активности студентов связывались с возможностью ее проявления в трех основных формах (обязательной, факультативной, самостоятельной), то в условиях новых жизненных реалий в Филиале СГПИ в г.Железноводске можно говорить преимущественно только о двух: обязательной и самостоятельной.

При анализе учебно-методической литературы мы выявили, что обязательные формы двигательной активности студентов в имеющейся литературе оцениваются с множественных позиций: социальной, политической, педагогической, психологической, медицинской и т.д. Общей для всех них является точка зрения, что физическая нагрузка, создаваемая двухразовыми в неделю занятиями по физическому воспитанию, должна дополняться самостоятельными занятиями [2]. Разнонаправленность тематической ориентации авторов нашла свое отражение и в их рекомендациях по суммарным (за неделю) затратам времени на

занятия физическими упражнениями, которые различаются столь существенно, что на это нельзя не обратить внимание.

В иерархической структуре двигательной активности студентов можно выделить четыре относительно самостоятельных уровня, отличающихся друг от друга характером двигательных режимов. Поскольку речь идет об уровнях, то взаимосвязь между ними должна выстраиваться по вертикали, например в виде пирамиды с основанием, обращенным вверх (рис.1) [3].

1

Рис.1 — Иерархическая структура двигательной активности студентов

Каждый из двух нижних уровней потенциально способен трансформироваться в уровень более высокого порядка за счет увеличения количества его составляющих.

Вершина пирамиды (1) соответствует первому уровню двигательной активности или, точнее говоря, уровню двигательной пассивности. Вся сумма накопленных здесь движений (за сутки, неделю и т. д.), называемая обычной [9].

Двигательная активность, целиком обусловлена условиями повседневной учебной и бытовой деятельности студентов, в ней отсутствуют элементы целенаправленного использования физических упражнений. Это состояние гипокинезии, соответствующее, по принятой в литературе классификации, определению «низкий уровень двигательной активности» [4, а 98].

В этом состоянии пребывают студенты, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья, а также студенты старших курсов тех вузов, в которых занятия по физическому воспитанию не планируются.

Вторая часть пирамиды (2) образует второй уровень двигательной активности, в котором помимо движений, обусловленных повседневной деятельностью студентов, присутствуют обязательные формы двигательной активности, в основном в виде уроков физической культуры [9].

Третий уровень двигательной активности (3), составляющий третью часть пирамиды, объединяет в себе два предыдущих вида моторики плюс объем двигательных действий, получаемых в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями, а также в спортивных секциях, мероприятиях выходного дня и пр. Но занимающихся в секциях, включая и такие специфические, как спортивные и бальные танцы, согласно данным анкетного опроса только 11% среди девушек и 2% среди юношей. Подтверждается мысль, высказанная Матвеевым Л.П. [6, а 35] о том, что в дальнейшем продолжают заниматься те, кто приобщился к занятиям спортом до 15-16-летнего возраста. Это в основном городские жители.

Четвертый, самый высокий в рамках базовой физической культуры, уровень двигательной активности, присущий помимо студентов выпускных курсов, у которых уже нет обязательных занятий по физическому воспитанию, всем сторонникам здорового образа жизни, включает в себя только два вида двигательной активности: повседневные движения и самостоятельные занятия физическими упражнениями [10].

Большое значение в структуре жизнедеятельности студентов приобретает организация целесообразного режима двигательной активности, включающего ежедневную утреннюю гимнастику, прогулку на свежем воздухе, две-три физкульт-паузы по 5-7 минут для

активного отдыха во время учебы или работы в библиотеке или дома, занятия каким-либо видом физических упражнений, а также активный дневной и вечерний отдых.

На базе Филиала СГПИ в г. Железноводске систематически проводится работа по развитию двигательной активности студентов. Такими мероприятиями являются: занятия физической культурой (в спортивных залах и на воздухе), соревнования по волейболу и баскетболу, соревнования по легкой атлетике, конкурс среди первокурсников по ритмической гимнастике, Дни здоровья, походы выходного дня, программа «Интенсив» для 1 курса.

Учитывая специфику учебного труда, основу двигательной нагрузки для студентов должны составлять циклические упражнения, такие как ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах, велосипеде и т.п. Они исключительно благотворно влияют на работу сердечнососудистой и дыхательной систем, развивают общую выносливость. Кроме того, эти двигательные действия более энергоемки, нежели ациклические. Поэтому завершать утренние гигиенические процедуры лучше всего тренирующей оздоровительной ходьбой . Это закрепит эффект гимнастических упражнений и приведет организм в нормальное рабочее состояние [1, с. 154]

Давно доказано, что одним из эффективных средств физического совершенствования и укрепления здоровья человека является физическая культура, которая оказывает значительное влияние на процессы профессионального роста будущих специалистов. Физическая культура оказывает значительное влияние на развитие человека в частности, так и в обществе в целом, являясь неотъемлемой частью общей культуры.

Информационные, умственные и психологические нагрузки на организм студентов в процессе обучения в вузе неуклонно возрастают. Неумение расслабляться, правильно дышать, гиподинамия и неправильное питание приводят к прогрессирующему ухудшению здоровья, к различным заболеваниям, и снижению работоспособности. Все это обуславливает необходимость формирования физической культуры личности на этапе профессиональной подготовки.

С целью устранения последствий малоподвижного образа жизни студентов целесообразно использовать занятия и другими, самыми разнообразными видами двигательных действий, которые должны максимально применяться для активного отдыха в режиме рабочего дня как средство производственной физической культуры, а также выполнение отдельных упражнений тренировочного характера в повседневном режиме дня. В результате таких занятий повышается тонус центральной нервной системы, возрастает сила и подвижность нервных процессов, что, в конечном счете, способствует восстановлению работоспособности и повышению качества учебного труда студента.

Таким образом, приобретение студентами навыков и привычек систематически применять физические упражнения в режиме рабочего дня будет способствовать максимальному сохранению здоровья и повышению работоспособности.

Литература

1. Агаджанян Н. А. (ред.). Здоровье студентов. М.: Россия, 2010. 300 с.

2. Амосов Н. М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. Киев: Здоровье, 2011.— 216 с.

3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: ФиС, 2010. —

208 с.

4. Виленский М. Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья. В. кн.: Физическая культура студента. М.: Гардарики, 2011, — с. 174.

5. Виленский М. Я., Минаев Б. Н. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха // Теория и практика физ. культуры. 2010, № 3, — с. 207.

6. Матвеев Л. П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 2012, № 7, — с. 47.

7. Назаров П. А. Прогноз некоторых затрат времени студенческой молодежи к 2000 году // Теория и практика физ. культуры. 2010, № 11- с. 106.

8. Паффеенбаргер Р. С., Ольсен Э. Здоровый образ жизни. — Киев: Олимпийские виды, 2011. — 320 с.

9.Смирнов К. М., Гапон А. Я., Железовская Д. Г., Ледовская Н. М. Обычная двигательная активность, потребность в движениях и физическое воспитание // Теория и практика физ. культуры. 2010, № 12 — с. 164.

10.Фидельский В. В., Лебедев В. М. Двигательная активность и максимальное потребление кислорода у студентов с различным профилем обучения // Теория и практика физ. культуры. 2010, № 4,- с. 123.

11.Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с. 75-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.