Научная статья на тему 'Роль самостоятельных занятий физическими упражнениями младшими школьниками в режиме дня'

Роль самостоятельных занятий физическими упражнениями младшими школьниками в режиме дня Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3561
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ярлыкова О. В., Таланова М. С.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями имеют огромное значение в жизни школьника. Они приучают к ежедневным занятиям физическими упражнениями, к здоровому образу жизни, активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы и других систем. Регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма школьников, улучшает работоспособность, физическая подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельных занятий физическими упражнениями младшими школьниками в режиме дня»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК: 37.037.1

Ярлыкова О. В.

доцент,

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске Email: [email protected]

Таланова М. С.

студентка

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ

Самостоятельные занятия физическими упражнениями имеют огромное значение в жизни школьника. Они приучают к ежедневным занятиям физическими упражнениями, к здоровому образу жизни, активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы и других систем. Регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма школьников, улучшает работоспособность, физическая подготовленность.

Ключевые слова: Самостоятельные занятия, формы занятий физической культуры, воспитание, здоровье, работоспособность.

В настоящее время важную роль получают самостоятельные занятия физическим воспитанием. На уроках физической культуры учитель отводит значительное место для формирования навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Педагог дает задания для самостоятельного выполнения упражнений дома, чаще всего они направлены на развитие физических качеств, повторение простейших двигательных действий, осваиваемых на уроках.

Благодаря самостоятельному физическому воспитанию у младших школьников повышается работоспособность, укрепляется здоровье, улучшается настроение, а все внутренние ресурсы организма сосредоточены на достижение поставленной цели. Медицинская наука установила, что ежедневные физические занятия, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима — это одно из мощнейших средств предупреждения большинства заболеваний, поддержания нормального уровня деятельности, а также работоспособности всего организма. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания [4].

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, массажа. Регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма школьников, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность.

Определенное направление и организационная форма использования самостоятельных занятий зависят от ряда факторов: возраста, состояния здоровья, пола, уровня подготовленности занимающихся.

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

Гигиеническая физическая культура — это различные формы физической культуры, они включены в повседневный быт: утренняя гимнастика, прогулка, физические упражнения, подвижные игры. Эти формы физической культуры применяются для совершенствования функционального состояния организма и для активного отдыха, для повышения общей физической подготовки, повышения результатов. Упражнения позволяют эффективно решать задачи всестороннего физического развития, являются фундаментом для совершенствования основных видов движения [2].

Упражнения утренней гигиенической гимнастики помогают организму быстрее активизироваться после сна и обрести бодрость. Утренняя гимнастика приучает школьников к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Такую гимнастику необходимо выполнять каждый день независимо от времени года. Ярлыкова О. В. отмечает, что правильно подобранные физические упражнения, с учетом уровня физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей, способствуют развитию образовательной, оздоровительной, воспитательной, функции [2]. Наибольший оздоровительный эффект достигается тогда, когда утренняя гигиеническая гимнастика проводится в проветренном помещении, или на открытом воздухе. Продолжительность ее — 15-30 мин. В выходные дни и в период каникул, отводимое время на утреннюю гигиеническую гимнастику, может быть увеличено.

В целях предупреждения утомляемости и повышения работоспособности рекомендуется проводить общефизические упражнения. Их можно проводить в течение дня в перерывах между какими-либо занятиями. Выполнение физических упражнений в течение 10-15 мин через каждые 1-1,5 часа работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности. Также очень полезно выполнять их на открытом воздухе, либо в хорошо проветренных помещениях.

В современном мире популярной является скандинавская ходьба — вид физической активности, в котором используются определенная методика занятия и техника ходьбы при помощи специально разработанных палок. Она улучшает работу сердца и легких, увеличивает пульс на 10-15 ударов в минуту по сравнению с обычной ходьбой, улучшает чувство равновесия и координацию, возвращает к полноценной жизни людей с проблемами опорно-двигательного аппарата, идеальна для исправления осанки и решения проблем шеи и плеч [3].

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить как индивидуально, так и в группе, состоящей из 3 человек и более. Стоит отметить, что групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Рекомендуют заниматься 2-7 раз в неделю по 1-1,5 ч. Лучшим временем для тренировок считается вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. В процессе смены поколений через физическое воспитание происходит передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных возможностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или иной мере направленное физическое развитие школьников. В процессе занятий физической культурой воспитывается патриотизм, развивается чувство дружбы, любви ...[3]. Общим прикладным результатом физического воспитания, если рассматривать его относительно учебной, трудовой и других видов практической деятельности обучающихся, является физическая подготовленность, воплощенная в повышенной работоспособности, двигательных умениях и навыках.

Именно поэтому самостоятельные занятия физической культурой являются неотъемлемой частью повседневной жизни каждого школьника, а их роль и значение достаточно велики в современном обществе.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Литература

1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.

2. Ярлыкова О. В. Воспитание толерантности на занятиях физической культуры в вузе // Социально-гуманитарные знания. — 2015. — №12. — С. 81-85.

3. Ярлыкова О. В. Патриотическое воспитание студентов на примере героизма советских спортсменов в битвах за родину // Таврический научный обозреватель. — 2016. — №1-3(6) — С. 29-33.

4. Medicine & Science in Sports & Exercise VOL. 27, NO. 4 April1995:607-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.