УДК: 37.037.1
Ярлыкова О. В.
доцент,
Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске
Арутюнян А. А.
студентка 3 курса Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ ШКОЛЬНИКОВ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В статье рассматриваются вопросы состояния здоровья школьников. Обозначены факторы, оказывающие пагубное влияние на здоровье младших школьников. Рассмотрено применение педагогических технологий и различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий с целью повышения двигательной активности и для улучшения традиционного физического воспитания.
Ключевые слова: Двигательный режим школьников, здоровье, здоровьесберегающие технологии, физкультурно-оздоровительные занятия.
Yarlykova O. V.
associate professor of Branch of the Stavropol'skogo state pedagogical college in mountains Zheleznovodske
Arutyunyan A. A.
student 3 courses,
of Branch of the Stavropol'skogo state pedagogical college in mountains. Zheleznovodske
MOTIVE MODE OF SCHOOLBOYS AND ZDOROV'ESBEREGAYUSCHIE OF TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF EMPLOYMENTS BY PHYSICAL CULTURE
The questions of the state of health of schoolboys are examined in the article. Factors, rendering pernicious influence of on a health junior schoolboys, are marked. Application of pedagogical technologies and different forms of athletic-health measures is considered with the purpose of increase of motive activity and for the improvement of traditional physical education.
Keywords: Motive mode of schoolboys, health, zdorov'esberegayuschie technologies, athletic-health employments.
На сегодняшний день в организации и содержании учебного процесса современных школ происходит пересмотр учебных планов и программ, также набирает популярность использования технических средств программированного обучения. Благодаря этому происходит интенсификация учебной деятельности школьников. Повышенная напряженность в течение дня зачастую является причиной возникновения неадекватных реакций, вследствие которых проявляется утомление и переутомление. Как правило, в учебной деятельности детей в большей степени преобладают занятия статического характера. Школьной программой предусмотрены организованные формы физического воспитания: гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физкультурные паузы и др. Данные занятия занимают 13 часов в неделю, что составляет в среднем 40% от общей суточной двигательной потребности школьника, тогда как спонтанные движения составляют 18-20%. Это не может полностью удовлетворять потребности ребенка в движениях.
У школьников, которые ежедневно посещают группу продленного дня, и находятся
в классах 8-9 часов, наблюдается выраженный дефицит двигательной активности. На изометрический режим, в котором работают мышцы ребенка, затрачивается до 75% дневного времени. Уроки физической культуры посещают 70% обучающихся, и лишь 30 % школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями. Если целенаправленно увеличивать время педагогического воздействия продленного дня на ребенка, то это может вызвать перегрузку нервной системы обучающихся, значительно снизить двигательную активность, а также умственную и физическую работоспособность. Это отрицательно воздействует на здоровье и успеваемость школьников. Проблема физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья до настоящего времени не решена во многих учебных заведениях. Такие обучающиеся, чаще всего, освобождаются от занятий физической культуры, вследствие чего, уменьшается их двигательная активность [8].
Предупредить и ликвидировать отрицательные последствия гипокинезии возможно с помощью расширения двигательной активности обучающихся. Рекомендуется повышать интенсивность физических упражнений, включать в занятия подвижные игры и спортивно-оздоровительные упражнения на воздухе, которые носят значительный и общеукрепляющий характер.
При правильно поставленном физическом воспитании школьников, их мыслительные особенности и успеваемость значительно возрастают. Так, у обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой, к концу учебного года наблюдается повышение успеваемости на 7-8%, а у не занимающихся школьников успеваемость снижается на 2-3%. Таким образом, занятия физической культурой помимо укрепления здоровья совершенствуют физическое развитие детей и обеспечивают устойчивую умственную работоспособность. Кроме этого, у обучающихся, которые регулярно занимаются физической культурой отмечено ускорение процесса формирования сердца. У таких детей объем сердца значительно больше, чем у их сверстников, которые ведут малоподвижный образ жизни.
У школьников, имеющих высокую двигательную активность, увеличивается экскурсия грудной клетки. Частота дыхания реже, чем у их сверстников, не занимающихся физической культурой.
Сегодня большая часть детей рождается ослабленными, а в школу приходят, уже имея массу отклонения в состоянии здоровья. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает разрушать их здоровье. Статистика показывает, что абсолютно здоровыми являются лишь 5% выпускников школ, тогда как 80% детей имеют хронические заболевания, 50% — морфофизиологические отклонения, свыше 70% страдают от различных нервно-психических расстройств.
Самым главным фактором разрушения здоровья детей считается их поза во время учебного процесса.
Вторым фактором можно назвать вербальный принцип построения учебного процесса, некритическое восприятие готовой информации. Все это может привести к тому, что ученик превращается как бы в принимающее программируемое устройство.
Третий фактор — увеличение «интеллектуального» развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. Уже с детского сада, обучение детей чтению, счету, компьютеру нередко приводит к ухудшению сознания. Реальный образно-чувственный мир постепенно заменяет искусственно созданный мир букв, цифр, символов, слов, что ведет к распаду важнейшей психической функции — воображение.
Все перечисленные факторы представляют собой технологию психозомбирования детей, которая ставит своей целью формирование психозависимой личности.
В последние годы стали больше уделять внимания работе по формированию физической культуры, здорового образа жизни. Но большинство школьников занимаются физической культурой эпизодически, много времени проводят у компьютера, телевизора [9].
Чтоб повысить двигательную активность школьников, необходимо внедрять в учебный процесс инновационные технологии. Инновационная технология может стать педагогически безупречной, если ее совершенствовать в условиях школы.
В настоящее время увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Мы опробовали технологии физического воспитания, способные улучшить традиционное физическое воспитание, положительно влияющие на здоровье и гармонию физического развития, а также на формирование двигательных способностей.
Преподаватели физического воспитания формируют интерес к физическим упражнениям и потребность в здоровом стиле жизни, используя для их развития, совершенствования и укрепления здоровья нестандартные формы занятий: танцы, йога, игровые, активные методы обучения и новые оздоровительные технологии: аэробика, степ-аэробика, стретчинг-аэробика и др. [3].
Важное место в занятиях физической подготовки занимает игровой метод, который позволяет отвлечь занимающихся от порой непрерывной монотонной работы на занятиях, повысить их эмоциональность, внести в них разнообразие. Из множества подвижных игр предлагаются именно те игры, которые помогли в кратчайший срок повысить технику физических упражнений [4]. Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершают реальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни. В игре ребенок никогда не устает. Ему радостно и комфортно. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции [7].
Для того чтобы внедрение педагогических технологий носило не только новаторский, но и здоровьесберегающий характер, необходимо учитывать оценку утомляемости школьников в течение учебного дня.
В оздоровительных целях рекомендуется проводить организованные занятия, которые значительно способствуют переключению школьников с умственной деятельности на двигательную деятельность. При проведении занятий необходимо создавать благоприятные условия для активного отдыха обучающихся, вызывающие положительные эмоции и хорошее настроение, повышенную работоспособность.
Организованные занятия имеют свою специфику, поэтому при их организации и проведении следует учитывать соответствующую методику. Занятия рекомендуется проводить в свободной форме, как правило, с использованием игрового метода. Подвижные игры — хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах, по окончанию уроков, в группе продленного дня и после прихода из школы [7]. Важное место в содержании занятий занимают упражнения для всестороннего развития школьников. Важной частью организации занятий является их двигательная плотность. Установлена закономерность: чем больше двигательная плотность занятий, тем больше их эмоциональная насыщенность. Высокая плотность занятий направлена на укрепление дисциплины, повышение интереса к занятиям. Для обеспечения высокой плотности занятий следует включать в процесс спортивный инвентарь — баскетбольные, волейбольные мячи, гимнастические скакалки, гимнастические палки, главным фактором является наличие в помещении спортивного оборудования — гимнастической стенки, гимнастических скамеек, перекладин, канатов, шестов и т.д., а на спортивной площадке — гимнастический городок, полоса препятствий.
Физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции [5]. Оптимальный двигательный режим — естественное средство профилактики соматических и психических заболеваний. С сожалением приходится констатировать, что большинство россиян (90%) не готовы к регулярным занятиям физическими упражнениями, недооценивают их оздоровительную ценность, в то время как в европейских странах, около 80% населения занимаются своим здоровьем, пока еще здоровы, используя различные виды
двигательной активности [6]. Правильно подобранные физические упражнения, с учетом уровня физического развития, физической подготовленности, индивидуальных особенностей, подвижные игры способствуют развитию образовательной, оздоровительной, воспитательной, коммуникативной, адаптивной, когнитивной функции [11]. В процессе занятий физической культурой и спортом воспитывается патриотизм, развивается чувство любви к Родине, преданности своему народу, чувство долга перед своей страной [10].
Литература
1. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы // Крымский научный вестник. — 2015. — № 4-2. — С. 242-248.
2. Ситак Л. А. О проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы // Социально-гуманитарные знания. — М., 2015. — №12. — С. 74-80.
3. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования. Крымский научный вестник. — 2015. — №4-2. — С. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим. доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf
4. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. Методика и практика преподавания в XXI веке I Международная научно-практическая конференция. ЦНИИ «Парадигма». 2015. С. 97-100.
5. Ярлыкова О. В. Формирование физической культуры студентов в образовательном процессе. Профессиональная ориентация. — 2015. — №2. — С. 32-36.
6. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. Профессиональная ориентация. — 2015. — №1. — С.75-79.
7. Ярлыкова О. В., Чубукова В. В. Влияние подвижных игр на развитие физических качеств младших школьников во внеурочной деятельности. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. — 2016. — №1-3 (6). — С. 99-101.
8. Ярлыкова О. В., Воропаева А. «Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья». Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. — 2016. — №1-3 (6). — С. 80-83.
9. Ярлыкова О. В., Корягина Е. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. — 2016. — №1-3 (6). — С. 89-92.
10. Ярлыкова О. В. Патриотическое воспитание студентов на примере героизма советских спортсменов в битвах за родину. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. — 2016. — №1-3 (6). — С. 29-34.
11. Ярлыкова О. В. Воспитание толерантности на занятиях физической культурой. Журнал Социально-гуманитарные знания. — 2015. — №12. — С. 81-85.