Научная статья на тему 'Воспитание нравственных качеств младших школьников на уроках физической культуры'

Воспитание нравственных качеств младших школьников на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2282
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / ВОСПИТАНИЕ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О. В., Измаилова С. Р.

На уроках физической культуры формируются различные физические навыки, происходит укрепление здоровья. Также на уроке происходит воспитание нравственности: честности, скромности и коллективизма. Основой воспитания нравственных качеств является игровая деятельность школьников. Умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определённых правил, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, коллективизм, самообладание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание нравственных качеств младших школьников на уроках физической культуры»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 37.037.1

Ярлыкова О.В.

доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Измаилова С. Р.

студентка 2 курса гуманитарного факультета Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На уроках физической культуры формируются различные физические навыки, происходит укрепление здоровья. Также на уроке происходит воспитание нравственности: честности, скромности и коллективизма. Основой воспитания нравственных качеств является игровая деятельность школьников. Умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определённых правил, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, коллективизм, самообладание.

Ключевые слова: нравственные качества, воспитание, подвижные игры, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Физическая культура играет важную роль в воспитании обучающихся. Воспитание можно определить как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе [3; 4]. Особое место в общей системе физического воспитания школьников занимает школьный урок. На уроках физической культуры формируются различные физические навыки, происходит укрепление здоровья. Также на уроке происходит воспитание нравственности. На каждом уроке дети участвуют в различных играх. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности [6]. Конечно, уроки физической культуры не ограничиваются одним лишь выполнением различных упражнений на ловкость, силу и выносливость. Немаловажную роль играет развитие нравственных качеств обучающихся, а именно: честность, скромность и коллективизм. Всё это составляет физическую культуру личности [1, с.13].

В восприятии коллективизма необходимо сформировать ценностные ориентации. Основой коллективизма является игровая деятельность школьников, которая связана с возникновением и развитием между ними определённых контактов и взаимоотношений. В игре происходит тесное общение детей, симпатия или антипатия их друг к другу [1, с.14]. Сплачивание детей на уроках физической культуры начинается именно с коллективных игр. В таких играх детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие игры включают в себя элементы состязаний. В состязаниях дети стремятся опередить друг друга в меткости, ловкости и быстроте. Школьники учатся справедливо относиться к проигравшим, помогать им и выручать. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. На уроках физической культуры необходимо специально создавать такую обстановку, которая способствовала бы развитию у обучающихся стремление к товарищескому и дружескому общению. На учебных занятиях, и особенно во время спортивных соревнований, учащиеся испытывают большие физические и моральные нагрузки. Умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

выполнение определённых правил соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, коллективизм, самообладание [2, с.14]. Воспитание товарищеских отношений берёт своё начало из чувства общительности и взаимопомощи. Например, на уроке стоит задача научиться выполнять расхождение вдвоем на бревне. Урок начинается с общеразвивающих упражнений, которые проводятся в парах. Цель учителя в данной ситуации — сконцентрировать внимание учеников на оказание взаимопомощи: «Не сбивай с ритма товарища», «помогай товарищу» и т.д. Взаимопомощь возникает в условиях совместной деятельности людей и способствует ее наилучшему выполнению. На занятиях физической культуры взаимопомощь требуется постоянно: при подготовке снарядов к уроку и их уборке после урока, при страховке во время выполнения упражнений, при взаимном анализе упражнений. От того, как учитель организует урок, зависит развитие товарищеских отношений и коллективизма. Немаловажное значение при воспитании коллектива имеет правильное подведение итогов занятия [1, с.16]. Очень часто случается, что обучающиеся отказываются выполнять какие-либо упражнения только потому, что боятся выглядеть нелепо, либо оказаться в неловкой ситуации и тем самым вызвать насмешки товарищей. На уроках физической культуры можно услышать недостаточно тактичные реплики и замечания по поводу неправильного, неловкого выполнения упражнений. Такая атмосфера еще больше сковывает ребят.

Главная задача учителя — влиять на формирование нравственных качеств школьников. На уроках физической культуры у детей развиваются волевые качества, воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленности, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение поручений учителя воспитывает чувство дружбы, товарищества.

Преподаватели физического воспитания формируют интерес к физическим упражнениям и потребность в здоровом стиле жизни, используя для их развития, совершенствования и укрепления здоровья нестандартные формы занятий: танцы, йога, игровые [5].

Формирование нравственных качеств происходит при проведении подвижных игр и эстафет в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Примером может служить:

1.«Эстафета с гимнастической палкой».

Задачи: совершенствование навыка выполнения упражнений с гимнастических палкой; развитие прыгучести, ловкости, координации движений; воспитание чувства коллективизма.

Инвентарь: гимнастические палки.

Место: спортивная площадка, гимнастический зал.

Команды строятся как для встречной эстафеты — на противоположных сторонах площадки, на расстоянии 10м.

Первые пары на одной из сторон держат за оба конца гимнастическую палку. По сигналу пары бегут навстречу друг другу: одна — взявшись за палку, а другая — за руки. При встрече игроки с палкой опускают ее как можно ниже, а вторая пара этой команды перепрыгивает через палку, не разъединяя рук. Добегая к команде, передают гимнастическую палку следующим, а игроки без гимнастической палки касаются плеча очередных игроков. Затем следующая пара продолжает начальное движение и становится в конец колонны.

Правила. Игра заканчивается, когда каждая пара сделает по две перебежки (с палкой и без нее) и снова окажется на своем месте.

Побеждает команда, игроки которой быстрее сумели выполнить задание. Быстрота выполнения эстафеты зависит от слаженности действий игроков, держащих палку, и умения принимать ее очередными игроками.

2. Физкультурно-оздоровительное мероприятие «День Здоровья».

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

День здоровья для младших школьников лучше проводить на воздухе.

Основные цели и задачи Дня здоровья: сохранение здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, к нормам поведения в кругу сверстников, воспитание чувства ответственности за свои дела и поступки.

Необходимое оборудование: 2-е санок, натянутые веревки, кегли 5-7 штук, набор загадок, «клад»- пакет со сладостями.

Мероприятие проводится в игровой форме «Поиск клада». Участвуют две-три команды. Игра состоит из пяти этапов, на каждом из которых дети получают подсказку, где находится «клад». На последнем этапе получают основной ключ к разгадке.

1 этап: «Добавь слова»: При выполнении задания дети получают слово «образ».

2 этап: «Любишь кататься, люби и саночки возить». Две пары берут санки. Один человек садится, другой везет. Тот, кто ехал, берет санки, бежит назад, садится в них, следующий везет и т.д. Пока все не окажутся на другой стороне. При выполнении задания дети получают слово «свалка».

3 этап: «Туристическая переправа» (или маятник) При выполнении задания дети получают слово «канат».

4 этап: «Попади в цель». Устанавливаются кегли 5- 7 штук и на расстоянии 2-3 метров, нужно сбить снежками кегли. Один сбивает, другой устанавливает и т.д. При выполнении задания дети получают слово «девочка».

5 этап: «Загадки и вопросы». При выполнении задания дети получают «ключ» к разгадке. «Клад» находится в том месте, название которого получается из выделенных слогов. В данном случае «раздевалка». Остается определить только, где она находится, и найти «клад». Кладом могут быть конфеты, сладости и т.д. На втором, третьем, четвертом этапах, чтобы дети не ждали друг друга, выполняли задание, бегут дальше, последний из команды получает слово — подсказку.

Игры, эстафеты и физкультурно-оздоровительные мероприятия любят дети всех возрастов за эмоциональность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности, умение преодолевать препятствия, а также находчивость, коллективизм, дружбу, взаимопомощь, волю, самообладание.

Литература

1. Дюбенок Ю. Л. Построение нравственного общества в России / Ю.Л. Дюбенок. — Иркутск, 2002. — http://podelise.ru/docs/index-235012-1.html

2. Решетников Н. В. Физическая культура / Н.В Решетников, Ю.Л. Кислицын. — М.: Академия. — 2007. — 152 с.

3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М., 2004. — 182 с.

4. Шевченко С. В., Романенко Е. С., Ситак Л. А. Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры «Austrian chournal of Huma hitiesand Social Scienics,2014,№ 3-4,с.125-128

5. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — № 4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf

6. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.