Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 37.037.1
Ярлыкова О.В.
доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
Измаилова С. Р.
студентка 2 курса гуманитарного факультета Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На уроках физической культуры формируются различные физические навыки, происходит укрепление здоровья. Также на уроке происходит воспитание нравственности: честности, скромности и коллективизма. Основой воспитания нравственных качеств является игровая деятельность школьников. Умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определённых правил, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, коллективизм, самообладание.
Ключевые слова: нравственные качества, воспитание, подвижные игры, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Физическая культура играет важную роль в воспитании обучающихся. Воспитание можно определить как процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе [3; 4]. Особое место в общей системе физического воспитания школьников занимает школьный урок. На уроках физической культуры формируются различные физические навыки, происходит укрепление здоровья. Также на уроке происходит воспитание нравственности. На каждом уроке дети участвуют в различных играх. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности [6]. Конечно, уроки физической культуры не ограничиваются одним лишь выполнением различных упражнений на ловкость, силу и выносливость. Немаловажную роль играет развитие нравственных качеств обучающихся, а именно: честность, скромность и коллективизм. Всё это составляет физическую культуру личности [1, с.13].
В восприятии коллективизма необходимо сформировать ценностные ориентации. Основой коллективизма является игровая деятельность школьников, которая связана с возникновением и развитием между ними определённых контактов и взаимоотношений. В игре происходит тесное общение детей, симпатия или антипатия их друг к другу [1, с.14]. Сплачивание детей на уроках физической культуры начинается именно с коллективных игр. В таких играх детям необходимо согласовать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие игры включают в себя элементы состязаний. В состязаниях дети стремятся опередить друг друга в меткости, ловкости и быстроте. Школьники учатся справедливо относиться к проигравшим, помогать им и выручать. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. На уроках физической культуры необходимо специально создавать такую обстановку, которая способствовала бы развитию у обучающихся стремление к товарищескому и дружескому общению. На учебных занятиях, и особенно во время спортивных соревнований, учащиеся испытывают большие физические и моральные нагрузки. Умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
выполнение определённых правил соревнований, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, коллективизм, самообладание [2, с.14]. Воспитание товарищеских отношений берёт своё начало из чувства общительности и взаимопомощи. Например, на уроке стоит задача научиться выполнять расхождение вдвоем на бревне. Урок начинается с общеразвивающих упражнений, которые проводятся в парах. Цель учителя в данной ситуации — сконцентрировать внимание учеников на оказание взаимопомощи: «Не сбивай с ритма товарища», «помогай товарищу» и т.д. Взаимопомощь возникает в условиях совместной деятельности людей и способствует ее наилучшему выполнению. На занятиях физической культуры взаимопомощь требуется постоянно: при подготовке снарядов к уроку и их уборке после урока, при страховке во время выполнения упражнений, при взаимном анализе упражнений. От того, как учитель организует урок, зависит развитие товарищеских отношений и коллективизма. Немаловажное значение при воспитании коллектива имеет правильное подведение итогов занятия [1, с.16]. Очень часто случается, что обучающиеся отказываются выполнять какие-либо упражнения только потому, что боятся выглядеть нелепо, либо оказаться в неловкой ситуации и тем самым вызвать насмешки товарищей. На уроках физической культуры можно услышать недостаточно тактичные реплики и замечания по поводу неправильного, неловкого выполнения упражнений. Такая атмосфера еще больше сковывает ребят.
Главная задача учителя — влиять на формирование нравственных качеств школьников. На уроках физической культуры у детей развиваются волевые качества, воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленности, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей. Взаимная помощь при выполнении упражнений, совместное выполнение поручений учителя воспитывает чувство дружбы, товарищества.
Преподаватели физического воспитания формируют интерес к физическим упражнениям и потребность в здоровом стиле жизни, используя для их развития, совершенствования и укрепления здоровья нестандартные формы занятий: танцы, йога, игровые [5].
Формирование нравственных качеств происходит при проведении подвижных игр и эстафет в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Примером может служить:
1.«Эстафета с гимнастической палкой».
Задачи: совершенствование навыка выполнения упражнений с гимнастических палкой; развитие прыгучести, ловкости, координации движений; воспитание чувства коллективизма.
Инвентарь: гимнастические палки.
Место: спортивная площадка, гимнастический зал.
Команды строятся как для встречной эстафеты — на противоположных сторонах площадки, на расстоянии 10м.
Первые пары на одной из сторон держат за оба конца гимнастическую палку. По сигналу пары бегут навстречу друг другу: одна — взявшись за палку, а другая — за руки. При встрече игроки с палкой опускают ее как можно ниже, а вторая пара этой команды перепрыгивает через палку, не разъединяя рук. Добегая к команде, передают гимнастическую палку следующим, а игроки без гимнастической палки касаются плеча очередных игроков. Затем следующая пара продолжает начальное движение и становится в конец колонны.
Правила. Игра заканчивается, когда каждая пара сделает по две перебежки (с палкой и без нее) и снова окажется на своем месте.
Побеждает команда, игроки которой быстрее сумели выполнить задание. Быстрота выполнения эстафеты зависит от слаженности действий игроков, держащих палку, и умения принимать ее очередными игроками.
2. Физкультурно-оздоровительное мероприятие «День Здоровья».
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
День здоровья для младших школьников лучше проводить на воздухе.
Основные цели и задачи Дня здоровья: сохранение здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни, к нормам поведения в кругу сверстников, воспитание чувства ответственности за свои дела и поступки.
Необходимое оборудование: 2-е санок, натянутые веревки, кегли 5-7 штук, набор загадок, «клад»- пакет со сладостями.
Мероприятие проводится в игровой форме «Поиск клада». Участвуют две-три команды. Игра состоит из пяти этапов, на каждом из которых дети получают подсказку, где находится «клад». На последнем этапе получают основной ключ к разгадке.
1 этап: «Добавь слова»: При выполнении задания дети получают слово «образ».
2 этап: «Любишь кататься, люби и саночки возить». Две пары берут санки. Один человек садится, другой везет. Тот, кто ехал, берет санки, бежит назад, садится в них, следующий везет и т.д. Пока все не окажутся на другой стороне. При выполнении задания дети получают слово «свалка».
3 этап: «Туристическая переправа» (или маятник) При выполнении задания дети получают слово «канат».
4 этап: «Попади в цель». Устанавливаются кегли 5- 7 штук и на расстоянии 2-3 метров, нужно сбить снежками кегли. Один сбивает, другой устанавливает и т.д. При выполнении задания дети получают слово «девочка».
5 этап: «Загадки и вопросы». При выполнении задания дети получают «ключ» к разгадке. «Клад» находится в том месте, название которого получается из выделенных слогов. В данном случае «раздевалка». Остается определить только, где она находится, и найти «клад». Кладом могут быть конфеты, сладости и т.д. На втором, третьем, четвертом этапах, чтобы дети не ждали друг друга, выполняли задание, бегут дальше, последний из команды получает слово — подсказку.
Игры, эстафеты и физкультурно-оздоровительные мероприятия любят дети всех возрастов за эмоциональность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности, умение преодолевать препятствия, а также находчивость, коллективизм, дружбу, взаимопомощь, волю, самообладание.
Литература
1. Дюбенок Ю. Л. Построение нравственного общества в России / Ю.Л. Дюбенок. — Иркутск, 2002. — http://podelise.ru/docs/index-235012-1.html
2. Решетников Н. В. Физическая культура / Н.В Решетников, Ю.Л. Кислицын. — М.: Академия. — 2007. — 152 с.
3. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М., 2004. — 182 с.
4. Шевченко С. В., Романенко Е. С., Ситак Л. А. Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры «Austrian chournal of Huma hitiesand Social Scienics,2014,№ 3-4,с.125-128
5. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — № 4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf
6. Ярлыкова О. В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза.//Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» — г. Варна, Болгария, 2015.