Научная статья на тему 'Формы и организация внеурочной деятельности по физическому воспитанию в начальной школе'

Формы и организация внеурочной деятельности по физическому воспитанию в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8803
667
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / ВИДЫ ВНЕУРОЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ / THE TYPES OF EXTRACURRICULAR FORMS OF TRAINING / СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / THE CONTENT OF THE EXTRACURRICULAR PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Беляева Ю.В.

Статья посвящена рассмотрению основных форм внеурочной деятельности по физической культуре и их организации в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main forms of extracurricular activities physical culture and organization in the elementary school.

Текст научной работы на тему «Формы и организация внеурочной деятельности по физическому воспитанию в начальной школе»

УДК 37.037.1

О. В. Ярлыкова, Ю.В. Беляева Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводск, Россия

Формы и организация внеурочной деятельности по физическому воспитанию в начальной школе

Аннотация: статья посвящена рассмотрению основных форм внеурочной деятельности по физической культуре и их организации в начальной школе.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, виды внеурочных форм занятий, содержание внеурочных занятий по физической культуре.

Воспитательный потенциал внеурочной деятельности изучался в работах отечественных педагогов. Ситак Л.А. указывает на значимость культурологических аспектов внеурочной деятельности [1;2;3].

Внеурочная физкультурно-оздоровительная деятельность поддерживает активную жизненную позицию, формирует здоровый образ жизни у младших школьников. Внеурочная деятельность по физическому воспитанию представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой во внеурочное время и направленных на решение следующих педагогических задач:

- содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;

- содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию;

- углублять и расширять знания, умения, навыки, получаемые на уроках физической культуры;

- воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;

- воспитывать бережное отношение к инвентарю, оборудованию;

- организовывать здоровый отдых;

- воспитывать коллективизм;

- воспитывать привычку к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

- подготавливать к сдаче нормативов комплекса ГТО.

Содержание занятий определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников. Организм школьника стремительно растет и развивается. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей [6].Существует многообразие форм внеурочной деятельности по физическому воспитанию. Внеурочные занятия составляют совокупность процесса физического воспитания, направленного на обеспечение ежедневных занятий физической культурой и спортом при обязательном педагогическом руководстве. Такая работа будет значительно эффективней, если к ней будут привлечены родители. Тогда появится возможность охватить каждого школьника

такими видами внеурочных занятий, как кружки физической культуры, спортивные секции, секции общей физической подготовки, клубы оздоровительного бега, атлетической гимнастики, спортивные часы, Дни здоровья, секции по различным видам спорта: футбола, баскетбола, волейбола, художественной гимнастики.

Основная задача кружков - приобщить школьников к систематическим занятиям физической культурой, содействовать повышению их физической подготовленности. Занятия организуются 2-3 раза в неделю, продолжительностью 45-60 минут. Их проводят учитель по физической культуре. Основное содержание занятий в кружках - разносторонняя физическая подготовка. Но могут быть и профильные кружки, например по бадминтону, акробатике, художественной и ритмической гимнастике, спортивному ориентированию и другие, которые можно организовать в школе.

Группы общей физической подготовки создаются для желающих заниматься физической культурой, а также отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе. При наличии большого числа занимающихся они распределяются по группам в зависимости от возраста и подготовленности. Занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью 60 минут. Содержанием является общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, с набивными мячами, с гимнастической палкой, с гантелями, со скакалкой, упражнения силового характера: для мышц пресса, спины, рук, ног, занятия на тренажёрах.

В клубе атлетической гимнастики объединяются любители силовых упражнений, желающие улучшить осанку, стать сильными и выносливыми. На тренировках используют упражнения на координацию, расслабление всех групп мышц, для развития гибкости, а также различные беговые, прыжковые, метательные упражнения. В задачи тренировок входят: развитие силы, скоростной и силовой выносливости. Дети уже с 12 лет могут тренироваться с легкими снарядами вместе с родителями, под наблюдением тренера. Оптимальный возраст для начала занятий - с 15лет.

Клубы оздоровительного бега, атлетической гимнастики организуются как по месту жительства, но и в школах. Для организации клуба вначале создают инициативную группу, которая информирует родителей и детей о задачах и содержании предстоящих занятий, выявляет желающих принять участие и назначает общее собрание, на котором избирается правление клуба. Занятия проходят один раз в неделю. Сначала проводятся теоретические сведения, а потом разучиваются технические приемы и тактические действия, развиваются двигательные качества. Затем члены клуба разбиваются на группы и приступают к практическим занятиям. Основное содержание клуба оздоровительного бега составляют специальные подготовительные беговые упражнения, бег разной интенсивности и продолжительности, преодоление препятствий, бег по пересеченной местности, игры на местности. Каждый занимающийся должен научиться правильному ритму дыхания, оценивать посильность нагрузок, равномерно распределять силы [4; 5].

Спортивный час - основная форма занятий физическими упражнениями в группах продлённого дня и социальных гостиных. Продолжительность спортивного часа - не менее 1 часа.

Эти занятия направлены на укрепление здоровья школьников, организацию активного отдыха после уроков в школе, создание более высокой работоспособности перед выполнением домашних заданий. Очень важно, чтобы ежедневные занятия физическими упражнениями содействовали закреплению материала уроков физической культуры, способствовали лучшей подготовке школьников к сдаче нормативных требований комплекса ГТО. Поскольку занятия носят ежедневный характер, их следует планировать на 2-недельный отрезок времени-10 занятий в определенной системе связи с уроками физической культуры и домашними заданиями. Только в этом случае можно достичь высокого педагогического результата в решении задач физического воспитания.

Занятия физическими упражнениями в классе продленного школьного дня проводит учитель при систематической консультации и помощи учителя физической культуры. Школьники занимаются в спортивных костюмах. Занятия должны проводиться преимущественно на свежем воздухе, быть разнообразными по содержанию, интересными, строиться с учетом программы физического воспитания, быть достаточно интенсивными.

Особенностью является то, что они проводятся в свободной, непринужденной обстановке и носят игровой характер. Однако занятия четко организовывают. После построения обучающихся сообщаются задачи, проводится разминка, которая может проводиться в виде эстафет; или подвижных игр, включающих ходьбу, бег, преодоление препятствий, танцевальные и другие физические упражнения. Длительность разминки - 10-12 мин. Далее, при длительности всего занятия 60 мин, приблизительно 25-30 мин. отводится на организационную часть под руководством воспитателя (инструктора), 15-20 мин -на самостоятельную работу и 5-8 мин - на заключение в виде игр низкой интенсивности.

Задачи, которые решаются с помощью спортивного часа:

- снимает утомление, вызванное учебной деятельностью;

- повышение умственной работоспособности;

- повышение двигательной активности школьников;

- подготовка к сдаче нормативов;

- воспитание морально-волевых качеств;

- обеспечение активного отдыха.

Дни здоровья проводятся один раз в месяц. Физкультурные мероприятия в дни физической культуры и спорта снимают утомление и повышают работоспособность школьников на уроках. Они популяризируют физическую культуру, прививают у школьников любовь к ней и вовлекают их в систематические занятия. Массовые мероприятия сплачивают школьников в дружный коллектив. Члены такого коллектива готовы в любую минуту помочь друг другу. Следует так же отметить, что такие мероприятия, как игры на местности, прогулки и экскурсии, катание на лыжах, помогают школьникам

лучше познать богатство и красоту родного края, воспитывать любовь к своей Родине.

Огромный интерес необходимо уделять развитию у детей таковых волевых и моральных качеств как, справедливость, честность, дисциплинированность, доброжелательное отношение к друзьям, решимость в период выполнения физических упражнений, и способствовать развитию таких психических процессов как память, мышление и т.д. Игры, эстафеты любят дети всех возрастов за эмоциональность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности, умение преодолевать препятствия, а также находчивость, коллективизм, дружбу, взаимопомощь, волю, самообладание [7].

Дни здоровья и спорта организуются одновременно для всех классов или отдельно для первой, второй, третий ступени школы. В эти дни проводятся подвижные или спортивные игры на местности, спортивные соревнования. Физкультурные мероприятия проводимые, на местности, развивают у обучающихся многие ценные качества: настойчивость в преодолении трудностей, смелость, умение ориентироваться в сложной обстановке. Вместе с тем, у школьников вырабатывается «чувство локтя» умение действовать в интересах коллектива. Благодаря соблюдению установленных правил формируются нравственные качества, такие как взаимопомощь, взаимовыручка, выдержка, которые блокируют негативные черты характера [10].

Сроки проведения дней здоровья определяются с учётом климатических условий, состояния спортивной базы и установившихся традиций. К подготовке дней здоровья и спорта привлекается весь педагогический коллектив во главе с организатором внеурочной работы.

Спортивные секции в школе создаются для обучающихся основной медицинской группы и желающих заняться каким-нибудь видом спорта. При создании секции учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу - наличие соответствующей базы и лиц, которым можно поручить проведение занятий. Руководство секций возлагается на учителей физической культуры. Спортивные секции в отличие от кружков организуют по какому-либо виду спорта. Секции формируются с учетом физической подготовленности, возраста и пола. При организации необходимо четко определить цели и задачи, которые необходимо решить в ближайшие годы, а именно: привлечение школьников к регулярным занятиям и привитие интереса к любимому виду спорта, укрепление их здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, воспитание у занимающихся морально-волевых качеств, совершенствование школьников на основе разносторонней двигательной подготовки, подготовка и участие во внутришкольных и межшкольных соревнованиях. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 60-90 минут. Разрешается комплектовать смешанные группы девочек и мальчиков. Работа секций проводится на основе школьной программы, включающей теоретический и практический материал, судейскую и инструкторскую практику. В теоретические занятия включается материал по истории развитии вида спорта, правил безопасности на занятиях, влияние физической нагрузки на организм,

режим дня, питания, закаливания, гигиена тела и спортивной формы, врачебный контроль, предупреждение травм и оказание первой помощи; основы техники и тактики игры; правила игры, организация и проведение занятий; оборудование и инвентарь; разбор проведенных игр и соревнований.

На практических занятиях овладевают техникой и тактикой упражнений, а также совершенствуют физическую подготовку школьников, используя такие виды, как акробатика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, занятия на тренажерах.

Важным аспектом физического воспитания являются самостоятельные занятия. Выполнение их - одна из форм работы школьников, особенностью которой является отсутствие помощи и руководства со стороны учителя. Главной задачей самостоятельных упражнений является - укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности, овладение техникой физических упражнений. Самостоятельные занятия помогают школьникам овладевать программным материалом. Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции [8].

Учебно-тренировочные занятия со школьниками не должны быть направлены сразу же на достижение высоких результатов. Форсированные физические нагрузки ведут к нарушению здоровья обучающихся, тормозят рост и развитие организма. К спортивным соревнованиям должна обязательно предшествовать достаточно продолжительная подготовка. Необходимо строго ограничивать и последовательно, постепенно наращивать нагрузки. Режим физических и умственных нагрузок тренирующегося школьника, должен строиться с учетом всех видов его занятий и гигиенических рекомендаций в отношении сна, дневного отдыха, питания.

Содержание и формы организации занятий определяются с учетом интересов большинства обучающихся и условий школы: школьникам предоставляется возможность выбора видов занятий в соответствии с их желаниями. Внеурочная работа строится на основе широкой общественной активности самих школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при постоянном контроле и руководстве их деятельностью со стороны администрации, учителя физической культуры и других педагогов школы. Педагогическое руководство в процессе внеурочной работы приобретает в большей мере инструктивно-методический и консультативно-рекомендательный характер, стимулирующий проявление творческой инициативы обучающихся в проведении различных форм внеурочной деятельности.

Важным направлением внеурочной деятельности по физической культуре является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья обучающихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3-4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в

походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д.). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей. Большую заботу о физическом воспитании детей школьного возраста должны проявлять и семья, и весь коллектив школы [9].

Систематическая внеурочная физкультурно-оздоровительная работа способствует укреплению здоровья детей. Без внеурочной деятельности не может быть полноценной работы по формированию двигательной активности. Она создаёт предпосылки для привлечения к регулярным занятиям школьников, еще не охваченных ей, содействует воспитанию высоких моральных качеств, становится эффективным средством активного отдыха.

Библиографический список

1. Ситак Л.А. О проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы. Социально-гуманитарные знания. 2015 №12. С. 74-78

2. Актуальные проблемы формирования экологической культуры студентов педагогического вуза. Научная интеграция. Сборник научных трудов. 2016. С. 1156-1159

3. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов - будущих педагогов. Таврический научный обозреватель. 2016 №1-3 (6) с.24-28

4. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М., 2004.

5. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2008.

6. Ярлыкова О.В., Воропаева А. Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6) с. 80-82.

7. Ярлыкова О.В. Измаилова С.Р. Воспитание нравственных качеств младших школьников на уроках физической культуры. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016 №1-3 (6) с. 83-85.

8. Ярлыкова О.В., Чубукова В.В. Влияние подвижных игр на развитие физически качеств младших школьников во внеурочной деятельности. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6) с. 99-100.

9. Ярлыкова О.В. Измаилова С.Р. Роль семьи в физическом воспитании школьников. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016 №8 (13) с. 47-49.

10. Ярлыкова О.В. Воспитание толерантности на занятиях физической культурой в вузе. Журнал Социально - гуманитарные знания. 2015. №12. С. 81-85

O.V.Yarlykova, U.V.Belyaeva

Shape and organization of extracurricular activities for physical education in elementary school

Abstract: the article considers the main forms of extracurricular activities physical culture and organization in the elementary school.

Key words: extracurricular activities, the types of extracurricular forms of training, the content of the extracurricular physical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.