Научная статья на тему 'Формирование у учащихся интереса к занятиям спортомв процессе обучения игре в бадминтон (из опыта работы)'

Формирование у учащихся интереса к занятиям спортомв процессе обучения игре в бадминтон (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ / МОТИВАЦИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА В БАДМИНТОН / PHYSICAL TRAINING AT SCHOOL / MOTIVATION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / BADMINTON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жесткова Юлия Константиновна, Галимов Ильнур Абулкаесович

В статье рассмотрены актуальные проблемы физического воспитания в школах. Предложена идея решения этих проблем путем введения игры в бадминтон в процесс обучения как внеурочного занятия. Выявлены преимущества игры в бадминтон как средства формирования у учащихся интереса к занятиям спортом. Описан процесс внедрения данной игры во внеурочные занятия в школе, проанализированы результаты анкетирования родителей. На основе проведенного анализа автором даны рекомендации по ведению внеурочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жесткова Юлия Константиновна, Галимов Ильнур Абулкаесович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of students’ interest in sports in the process of learning to play badminton (from experience)

The topical problems of physical training in schools are considered. The idea of solving these problems by introducing badminton in the learning process as the extracurricular activities is offered. Advantages of badminton as a means of formation of students ‘ interests in sports are identified. The process of implementing the game in extracurricular activities in the school is described; the results of questionnaires completed by parents are analyzed. On the basis of the conducted analysis the author gives recommendations on conducting extra-curricular activities.

Текст научной работы на тему «Формирование у учащихся интереса к занятиям спортомв процессе обучения игре в бадминтон (из опыта работы)»

14. Khabermas Yu. The involvement of the other. Essays on political theory. St. Petersburg, Nauka Publ., 2008. P. 89.

15. Chusovitin A.G. Dialektika vzaimodeystviya i otrazheniya [Dialectics of interaction and reflection]. Novosibirsk, 1985. P. 176. [in Russian].

Сведения об авторах:

Гребенщикова Александра Вячеславовна,

кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра английского языка, Челябинский государственный университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the authors: Grebenshchikova Aleksandra Vyacheslavovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of the English Language, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 796(07):796.3 ББК 74.267.5:75.565

Ю.К. Жесткова, И.А. Галимов

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В БАДМИНТОН (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье рассмотрены актуальные проблемы физического воспитания в школах. Предложена идея решения этих проблем путем введения игры в бадминтон в процесс обучения как внеурочного занятия. Выявлены преимущества игры в бадминтон как средства формирования у учащихся интереса к занятиям спортом. Описан процесс внедрения данной игры во внеурочные занятия в школе, проанализированы результаты анкетирования родителей. На основе проведенного анализа автором даны рекомендации по ведению внеурочных занятий.

Ключевые слова: физическая культура в школе, мотивация, внеурочная деятельность, игра в бадминтон.

Yu.K.. Zhestkova, I.A. Galimov

THE FORMATION OF STUDENTS' INTEREST IN SPORTS IN THE PROCESS OF LEARNING TO PLAY BADMINTON

(FROM EXPERIENCE)

The topical problems of physical training in schools are considered. The idea of solving these problems by introducing badminton in the learning process as the extracurricular activities is offered. Advantages of badminton as a means of formation of students ' interests in sports are identified. The process of implementing the game in extracurricular activities in the school is described; the results of questionnaires completed by parents are analyzed. On the basis of the conducted analysis the author gives recommendations on conducting extra-curricular activities.

Key words: physical training at school, motivation, extracurricular activities, badminton.

Внеурочные занятия в школе яв- гательной активности, способности ляются одним из самых эффективных к преодолению трудностей, предупре-средств компенсации дефицита дви- ждения заболеваний, укрепления за-

щитных сил организма школьников.

Внеурочная деятельность педагога является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, помогает решать задачи физического воспитания, формирования устойчивых мотивов для занятий спортом. Образовательная школа является базой для создания условий для проявления и развития у ребенка своих интересов на основе свободного выбора. Грамотно организованные занятия физической культурой стимулируют тонус сосудов, способствуют активной мобилизации жизненно важных физических качеств и свойств организма - выносливости, силы, быстроты, гибкости, а также волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и умственных напряжений. Расписание и время занятий в рамках внеурочной деятельности формируются с учётом пожеланий обучающихся и их родителей [1].

Главное достоинство занятий бадминтоном заключается в том, что он не требует специальных условий и инвентаря, кроме ракетки, сетки и волана, что позволяет заниматься данным видом спорта даже в спортивных залах образовательных школ. Занятия бадминтоном создают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, делают уроки физкультуры яркими, что дополнительно создаёт положительный эмоциональный фон и поднимает командный дух [2].

В 2013/14 учебном году студентами Елабужского института КФУ(ЕИ КФУ) был проведен анкетный опрос родителей учащихся общеобразовательной школы № 5 г. Елабуга с целью изучения их мнения относительно потенциала занятий бадминтоном в условиях общеобразовательной школы. В анкетировании принимали участие 116 родителей. Им было предложено ответить на такие вопросы:

Нравится ли Вашему ребенку посещать занятия внеурочной деятельности?

Опрос показал, что 20% опрошенных выбрали ответ, чтовнеурочное занятие очень нравится, 45% респондентов ответили отрицательно. Причиной 15% опрошенных назвали усталость, 20%

утверждали, что занятие после уроков им не нравится.

Актуальным в ходе исследования был вопрос: 2. «Как часто Ваш ребенок посещает внеурочные занятия после основных занятий в школе?». 65% опрошенных ответили, что дети посещают занятия три раза в неделю. 20% - редко, их не устраивает расписание занятий, а 15% указали ответ «иногда».

Третий вопрос для родителей был сформулирован следующим образом: 3. Когда, на Ваш взгляд, удобнее посещать внеурочные занятия в школе?»

Были предложены варианты ответов: 1) после уроков (с 13 час.); 2) с 14 час.; 3) с 15 час. При беседе с родителями и детьми выяснилось, что многие живут далеко от школы, до школы им нужно добираться 25-30 минут. 80% респондентов ответили, что надо начинать внеурочные занятия после основных занятий, т.е. с 13 часов. 15% опрошенных указали, что удобнее заниматься с 14 часов. Некоторые родители (5%) предпочитают, чтобы дети занимались с 15 часов.

Вопрос четвертый был сформулирован следующим образом: «Посещают ли Ваши дети внеурочные занятия по какому-либо виду спорта?». Анализ ответов показал, что у большинства респондентов (60% - 70 чел.) детипосеща-ют внеурочные занятия, у 40% (46 чел.) не занимаются в секции.

При ответах на вопрос 5: «Какой из видов спорта целесообразно включать во внеурочные занятия в школе?», из возможных вариантов (гимнастика, футбол, бадминтон, аэробика, др.) родители отдают предпочтение гимнастике и бадминтону, на 3-е место ставят аэробику и футбол.

Вопрос 6 был сформулирован для родителей следующим образом: «Считаете ли вы бадминтон интересным для ребенка видом спорта?».

Согласно мнению родителей, игру в бадминтон как вид спорта считают: интересным - 69,6% (70 чел.); неинтересным - 37,2% (37 чел.); затруднились ответить - 9,2% (9 чел.).

Анализ результатов проведенной анкеты позволил выявить, что бадминтон

ф

X

ф

т >

ю о

О) о

о ф

^

о ^

с

о

I-

^

о с

о

I-

к

X

го

со ^

го

о ф

^ Р

5 о кю о Го X О.

р ф ^

X X

го о

СО I-

о х £11

£1 ГО

о ю В ш

является самым востребованным видом спорта для учеников младших классов. Проанализировав суждения и ответы родителей, мы, преподаватели и студенты факультета физической культуры, предложили вести в образовательной школе № 5 во внеурочное время занятия по бадминтону.

Поскольку в г. Елабуга Детско-юношеская спортивна школа (ДЮСШ) находятся на довольно большом расстоянии от места жительства школьников, то не у каждого ребенка есть возможность посещать занятия в спортивном клубе или секции. В старой части города Елабу-ги отсутствуют закрытые физкультурно-спортивные сооружения для занятий различными видами спорта, кроме спортзалов школ.

Мы проявили инициативу, для того чтобы заинтересовать учащихся этим видом спорта, посредством обучения игре в бадминтон формировать интерес учащихся к занятиям спортом. Проведение занятий по бадминтону стало своеобразной мотивацией для школьников, желающих заняться чем-то новым и интересным. Внеурочные занятия бадминтоном были организованы также для того, чтобы попытаться решить вышеупомянутую проблему привлечения учеников к систематическим занятиям физической культурой.

Администрация школы предоставила все необходимые условия для плодотворной работы. Мы принимали на обучение детей 1-4-х классов. Была проведена работа с родителями, в ходе которой обсуждались вопросы, касающиеся проведения занятий во внеурочное время. Мы предположили, что использование игры в бадминтон позволит повысить интерес учащихся к физической культуре в целом. Игра в бадминтон делает занятия яркими и эмоциональными. Виды и формы работы, включаемые в урок, мы старались сделать разнообразными, чтобы заинтересовать ученика. Каждый из учащихся начальных классов должен попробовать реализовать себя в каждом из направлений, предусмотренных во внеурочных занятиях образовательных школ, для

того чтобы в старших классах сделать более осознанный выбор.

По нашему мнению, использование бадминтона на занятиях со школьниками, с одной стороны, позволит повысить их интерес к физической культуре вообще, а с другой - будет способствовать популяризации бадминтона в г. Елабуге, привлечению и приобщению учащихся к систематическим занятиям данным видом спорта.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, а именно на игру в бадминтон, для учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы № 5 г. Елабуги, которые мы организовали со студентами ЕИ КФУ, решают также задачи воспитания, развития интересов ребенка. Благодаря индивидуальной работе тренера-преподавателя глубже изучается материал в процессе обучения игре в бадминтон. Студенты стараются раскрыть у учащихся творческие, организаторские способности, приучают их быть активными и уметь нести ответственность за свой выбор.

Каждый ученик должен ощутить свою уникальность, нужность и востребованность в любой его деятельности, а внеурочные занятия способствуют повышению ответственности обучающихся и уверенности в своих действиях. Они занимаются тем, что им интересно, для них важно, чтобы их заметили и поддержали в стремлении творить и созидать. Занимаясь спортивной деятельностью, можно воспитывать в себе выдержку, силу воли, характер, а это, в свою очередь, будет способствовать избеганию разного рода неприятностей.

Формирование интереса к учению особенно важно в начальной школе, когда формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы сформировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Во время занятий важно, чтобы каждый ученик работал в меру своих способностей, чувствуя и развивая их. При обучении детей особое внимание стоит уделять использованию различных

активных форм работы во внеурочное время. Педагогу важно уметь работать и любить свою профессию, чтобы ученику было комфортно в таких условиях учиться и самосовершенствоваться. У ученика появляется заинтересованность, совершенствуются приобретенные навыки, проявляется мастерство. Он осознает, что реализовал себя и старается помочь другим, проявляет во время игры в бадминтон самостоятельность, инициативность, индивидуальный поиск и творчество.

Большое значение при формировании у школьников интереса к систематическим занятиям физкультурно-оздоровительными мероприятиями имеют согласованные действия школы и семьи. Значительным стимулом для активизации родителей в этом направлении является полезное воздействие занятий физическими упражнениями на детский организм. Во время физкультурно-оздоровительных мероприятий следует избегать монотонности, которая может притупить интерес детей. Одним из основных путей воспитания положительного интереса является понимание учащимися значения изучаемого материала.

В процессе обучения игре в бадминтон в школе мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, обеспечивали благоприятные условия обучения игре в бадминтон, оптимизировали учебную нагрузку обучающихся.

Повышение уровня учебной мотивации — это длительный, кропотливый и целенаправленный процесс [3]. Для того чтобы сформировать устойчивый интерес младших школьников к бадминтону, наши студенты организовывали игровую деятельность, проводили уроки-соревнования, уроки с использованием различных приемов и средств при игре в бадминтон. Дети во время занятий развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать и решать свойственные им задачи и получают удовлетворение от игровой деятельности; положительные эмоции на занятиях углубляют потребность в познании окружающей среды.

Обучая школьников начальных классов игре в бадминтон, мы стремились избегать монотонности, применять соревновательные игры, поддерживать интересы самих учащихся. Одним из основных путей воспитания у школьников положительного интереса является понимание учащимися значения изучаемого материала и применения знакомых двигательных действий. Ученик на своем опыте должен убедиться, что игровая деятельность дает значительный положительный эффект, так как всегда связана с возникновением и развитием между играющими партнерских отношений.

В настоящее время каждый родитель заинтересован, чтобы дети хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Освоение знаний не может осуществиться без внутренней мотивации и пробуждения интереса. Игра в бадминтон позволяет предвидеть результат, представляемый и осознаваемый человеком. Когнитивные мотивы связаны с содержанием учебного материала школьников.

Занимаясь таким видом спорта, как бадминтон, школьники преодолевают отрицательные эмоции, неудачи, неверие в возможность успеха и т.д. У младших школьников интерес, как правило, рождают положительные эмоции, вызванные процессом выполнения упражнений. Игры способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы, помогают поддерживать её и с помощью неё формировать интерес к спортивно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного дня. Тем самым мы выполняем основную задачу - приучаем детей к здоровому образу жизни.

Достигнутые результаты в 20142015 гг.

Регулярное использование на занятиях по бадминтону интересных упражнений, ранее неизвестных ученикам, и увеличение количества таких упражнений до 20-35% от времени занятий, позволило наблюдать положительную динамику заинтересованности и удовлетворенности в занятиях, особенно у девочек. У испытуемых возникла потребность в до-

ф

X

Ф

т >

ю

о ф

о

о ф

^

о

С

о н

О С

о

н к

X

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со ^

го

о ф

Р

5 о кю о Го X О.

р

Ф ^ X X

го о

СО I-

о х £11

2 Ч £1 ГО О Ю

В ш

полнительных занятиях физкультурой и спортом.

В школьных мероприятиях и на спортивных соревнованиях отмечается высокий уровень участия. Учителя отмечают снижение уровня страха ответов у доски перед классом, отсутствие скованности перед своими выступлениями и бережное отношение к оборудованию и предметам быта школы.

В Елабужском институте КФУ организована группа студентов-практикантов, которые будут продолжать работу с учащимися школы № 5, обучая их игре в бадминтон. Многие родители довольны, что их дети приобщаются к этой игре, в арсенале которой имеется множество разнообразных движений.

В настоящее время продолжается работа со школьниками во внеурочное время. Увеличивается количество заинтересованных этим видом спорта учеников. Думается, что в дальнейшем этот процесс будет совершенствоваться.

Ожидаемые конечные результаты к концу 2015/16 учебного года:

1. Увеличение количества учащихся, умеющих играть в бадминтон, до 70% от общего числа детей,

посещающих внеурочные занятия.

2. Увеличение доли учащихся, регулярно посещающих внеурочные занятия по бадминтону.

3. Изменение динамики заболеваемости острыми респираторными заболеваниями у детей в сторону понижения негативных показателей.

4. Привлечение внимания родителей к необходимости занятий активным видом спорта как одного из средств формирования здорового образа жизни своих детей.

Контроль за ходом выполнения результата обучения игре в бадминтон будет осуществлять Елабужский институт КФУ, студенты факультета физической культуры и общеобразовательная школа № 5 ежегодно.

В 2013/14 учебном году нашими студентами была проведена исследовательская работа по выполнению учебных нормативов для школьников начальных классов: бег 30 м, челночный бег 3x10 м (сек.), прыжок в длину с места (см), прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.), подъём туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин). Результаты испытаний представлены в табл. 1.

Табл. 1. Динамика развития двигательных качеств

№ п/п Испытание Пол 2013/14 уч. г. 2014/15 уч. г.

1 Бег 30 м(с.) м 6,8±0,14 6,5±0,08

д 7,0±1,01 6,8±0,02

2 Челночный бег 3x10 м (сек.) м 10,3±2.11 9,8±2,00

д 10,7±1,90 10,4±1,81

3 Прыжок в длину с места (см) м 120±2,00 125±2,00

д 112±15 130±17

4 Прыжки через скакалку кол-во раз/мин.) м 59±10 73±16

д 71±9 84±11

5 Подъём туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) м 20±2,1 24±3,3

д 25±1,9 29±2,6

го ш о

¡з ф

* 2

Проанализировав показатели бега на 30 м, и у мальчиков в 2014/15 уч. году мы выявили, что они улучшились на 0,3 сек., и у девочек - на 0,2 сек. Результаты

челночного бега существенно изменились у мальчиков: в начале уч. года было 10,3 сек., а в конце учебного года стало 9,8 сек.

Значительные изменения наблюдались в прыжках в длину с места: если у мальчиков в 2013/14 учебном году было 120 см, то через год - 125 см., а у девочек улучшение составило 18 см. Положительная динамика наблюдалась в прыжке через скакалку как у девочек, так и у мальчиков.

Достоверное увеличение показателей подъёма туловища из положения лежа на спине выявлено как у мальчиков, так и у девочек и составило 4 раз/мин.

Выводы:

1. Анализ результатов исследования показал, что двигательные качества у учащихся после введения игры в бадминтон во внеурочное время улучшились по сравнению с прошлым годом. Использование бадминтона на занятиях позволяет воспитывать профессионально важные двигательные качества, что обеспечивает психофизическую готовность школьников к предстоящей профессиональной деятельности.

2. В разработке содержания внеурочного занятия по бадминтону следует считать приоритетными для исследования следующие направления: прогнозирование реально достижимых результатов в соревнованиях по бадминтону для каж-

дого ученика; разработку эффективных средств и методов внеурочного занятия для учащихся различных групп, а также разработку технологии проведения занятий для групп, занимающихся бадминтоном с учетом своих индивидуальных особенностей.

3. Практика показала, что в работе со школьниками на занятиях по физической культуре и во внеурочное время (1-4-е классы) только регулярные, систематические специальные физические упражнения способствуют развитию и укреплению организма, образуют новые двигательные навыки, помогают лучше приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.

В заключение необходимо отметить, что в современном обществе приоритетным стало здоровье человека. Педагогу необходимо очень точно и доступно разъяснить школьникам смысл, значение и содержание занятия. В любую задачу следует вкладывать личностный смысл и давать ученикам возможность ощутить результаты их деятельности, доводить до сознания школьников необходимость длительного и упорного труда для достижения результатов.

Библиографический список

1. Абаскалова, Н.А. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе «Школа - вуз» [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н.А. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 365 с.

2. Бугаев, В.С. Обучение игре в бадминтон [Текст]: учеб. пособие / В.С. Бугаев. - Сыктывкар: Коми филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития» в г. Сыктывкаре, 2009. - 47 с.

3. Михайлова, О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса [Электронный ресурс] / О.В. Михайлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». -Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/583615/

References

1. Abaskalova N.A. Theory and practice of formation of healthy lifestyle of pupils and students in the system "School -University". Dis. ... doctor of sciences (Education). Barnaul, 2000. P. 365 [in Russian].

2. Bugaev V.S. Learning to play badminton. Syktyvkar: Komi branch of Kirov state medical Academy of the Ministry of health and social development in Syktyvkar, 2009. P. 47. [in Russian].

3. Michailova O.V. Learning motivation as one of the criteria of efficiency of educational process. Festival pedagogicheskikh idei "Otkrytyi urok". Available at: http://festival.1september.ru/articles/583615/ [in Russian].

ф

x

ф

T >

Ю

о

О) о

о ф

^

о d с

о

Id о с

о

I-к

X

го

со ^

го

о ф

d ^

о кю о Го X о.

ф S S ^ X X

го о

СО I-

о х as s S S Ч О. го о ю В m

Сведения об авторах: Жесткова Юлия Константиновна,

старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета г. Елабуга, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the authors: Zhestkova Yulia Konstantinovna,

Senior lecturer,

Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Life Safety, Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University Elabuga, Russia. E-mail: [email protected]

Галимов Ильнур Абулкаесович,

старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и безопасности жизнедеятельности Елабужский институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета г. Елабуга, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Galimov Ilnur Abulkaesovich,

Senior lecturer,

Department of Theoretical Foundations of Physical Culture and Life Safety, Elabuga Institute of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga, Russia. E-mail: [email protected]

ro ca

о ç

о œ

od

LU

(О ca О

m

УДК 151.8 ББК 88.56

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО СОЦИУМА В ФОРМИРОВАНИИ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В статье освещены проблемы формирования отклоняющегося поведения детей под влиянием семейного социума. Рассматривается роль семейного воспитания в формировании личности, негативные факторы, оказывающие влияние на процесс социализации ребенка, причины семейного неблагополучия и их значение в процессе возникновения отклонений в поведении и развитии детей.

Ключевые слова: отклоняющееся поведение, девиантное поведение, семья, структура семьи, функции семьи, семейное воспитание.

M. V. Zhukova, E. V. Frolova, K.I. Shishkina

THE ROLE OF FAMILY SOCIAL MEDIUM IN THE FORMATION OF SCHOOLCHILDREN'S DEVIATING BEHAVIOR

In problems of the formation of children's deviating behavior under the family social medium's influence are discussed. The role of the family education in the personality formation, negative factors which influence on the process of the child's socialization, raisons of the family ill-being and their significance in the process of the appearing of deviations in children's behavior and growth are considered.

Key words: deviating behavior, family, family's structure, family's functions, family education.

В последние годы одной из наибо- отклоняющегося поведения детей, под лее серьезных социальных проблем ста- которым мы понимаем «...совокупность новится учащение случаев проявления действий и поступков ребенка, прояв-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.