УДК 37.037.1
О.В. Ярлыкова М.С. Белышева
Филиал Ставропольский государственный педагогический институт в г. Железноводск,
Россия
Физическое воспитание детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих разный уровень физической подготовленности. Исследуются формы и средства физического воспитания, применяемые в развитии физической подготовленности младших школьников.
Ключевые слова: физическая культура, средства физического воспитания, физические упражнения, здоровье, физическая подготовленность, формы физкультурно-оздоровительной деятельности.
За последние годы все чаще поднимается вопрос о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников. В обществе здоровый образ жизни не занимает первое место в жизни потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье обучающихся ухудшается и это связанно с обучением в школе. 25-30% младших школьников, приходящих в 1 -е классы, имеют те или иные отклонения в здоровье, а среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.
За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, это требует от учителя младших классов глубоких знаний физиологии и гигиены младшего школьника для эффективного построения учебного процесса. Физическая культура это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей детей младшего школьного возраста в процессе осознанной двигательной активности, организованная по определённым правилам деятельность, состоящая в сопоставлении их физических и интеллектуальных способностей. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить обучающимся в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Школьники меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего, возникает дефицит мышечной активности, и увеличивается статическое напряжение. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, а недостаточная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию целого ряда заболеваний. Наиболее распространены среди школьников заболевания нервной системы и вегето-сосудистая дистония, кифоз, сколиоз. Ухудшение здоровья детей в период их пребывания в школе происходит в силу причин отсутствия установки на сохранение здоровья. Состояние здоровья человека на 50% зависит, от образа жизни, занятия физической культурой и спортом, ведения здорового
образа жизни. Приходятся на экологию - 20%, наследственность - 20% и 10% на медицину, то есть на независящие от человека причины. Физическая культура эффективно способствует формированию здорового образа жизни, развитию физических качеств, повышению физической подготовленности младших школьников.
Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли ученик. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Ряд отдельных мероприятий: «час игр», традиционные Дни Здоровья, третий час физической культуры, динамический час, спортивные соревнования, «Веселые старты» направлены на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в начальной школе. Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры способствует развитию двигательной активности обучающихся средствами физической культуры: физических упражнений, естественных факторов природы, гигиенических условий. В процессе обучения необходимо, чтобы школьники овладели основами технических действий, приемов физических упражнений, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности, укрепили свое здоровье, повысили уровень физической подготовленности. Физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни [2;5]. Физические упражнения в сохранении и укреплении здоровья младших школьников, поддержании высокого уровня работоспособности доказана многочисленными исследованиями которые Дети младшего школьного возраста, много двигаются в течение дня, это характеризуются средним и высоким уровнем физического развития. Оптимальное физическое развитие и функциональное состояние достигается при занятиях физическими упражнениями не менее 2 - 2,5 часов в день. Ученые В. И. Дубровский и Я.С. Вайнбаум, предполагают постепенность возрастания физических нагрузок. Особого внимания требует дозирование физической нагрузки на уроке. Оно должно быть дифференцированным, потому что от этого в первую очередь зависит решение оздоровительной задачи и достижение эффекта повышения физической подготовленности учеников, имеющих разный уровень физической подготовленности. Для того чтобы более или менее точно определить на грузку на уроке, надо учитывать состояние здоровья и функциональные возможности всех обучающихся, их физическую подготовленность, индивидуальные особенности, а также степень предшествующих нагрузок при изучении ранее пройденного материала [1,
с.125].В сочетании с использованием естественных сил природы солнца, воздуха и воды, гигиенических факторов, режима питания и отдыха в зависимости от личных целей, физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные природой психофизические способности. Физические упражнения укрепляют кости, связки, мышцы, делают школьников более крепкими, устойчивыми к нагрузкам и травмам. При регулярных занятиях физическими упражнениями мышечная масса увеличивается, мышцы становятся более сильными. Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При выполнении физических упражнений кости становятся прочнее и соответственно развитые мышцы имеют достаточную опору. Более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам становится весь скелет. Хорошая двигательная нагрузка необходимое условие нормального роста и развития младших школьников. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью.
Физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и слабая физическая подготовленность, требуют совместных усилий школы и семьи. Двигательная активность необходима в любом возрасте, наиболее выражена она у обучающихся младших школьников. Движение способствует не только физическому развитию человека, но и является средством становления личности и ее особенностей. Для некоторых младших школьников, если активная двигательная деятельность недоступна, поэтому возникает дефицит в удовлетворении данной потребности. При этом гиподинамия вызывает еще большие функциональные и морфологические изменения в организме. Физические нагрузки следует подбирать с учетом возраста и пола младшего школьника. Физические возможности в младшем школьном возрасте могут быть ограничены. В этот период неравномерно развиваются кости, мышцы, внутренние органы; не завершены процессы окостенения [1,с.97]. Правильное физическое воспитания обучающихся укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором гармоничного роста и развития.
Двигательная активность для больных школьников крайне необходима. Давно известно, что мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы школьников. В современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм.
Достижение и поддержание высокого уровня здоровья средствами физической культуры возможно лишь при условии использования всего многooбразия различных видов упражнений и правильном их дозировании. Использование физических нагрузок не должно рассматриваться как временная компания, а как постоянный жизненный фактор. По мнению Я.С. Вайнбаума, оптимальный эффект достигается только при определённых величинах нагрузки, диапазон которых в общем невелик, и в очень большой степени индивидуален. Снижение нагрузки ниже этого диапазона вызывает не пропорционально резкое
снижение оздоровительного эффекта. Повышение нагрузки выше верхней границы оптимальности те приводит к столь жe значительному улучшению показателей здоровья, и более того, может oказать отрицательное воздействие на eго состояние [1, с. 87]. Следует иметь ввиду, что диапазон оптимальности нагрузок в значительной мере индивидуален. Ответная реакция организма на одни и те же нагрузки у школьников может быть различна в зависимости от уровня физической подготовленности, школьного возраста, пола.
Учеными установлено, что для значительных сдвигов в физической подготовленности, более эффективного, устойчивого влияния упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и других жизненно важных для человека качеств двухразовых занятий в неделю совершенно ж достаточно. Следовательно, школьнику должна быть привита любовь самостоятельно дополнительно, систематически работать над своим физическим развитием от одного до двух раз в неделю, а так же желание выполнять ежедневную утреннюю гимнастику, и желательно закаливание. Лишь в этом случае происходит значительное улучшение eго здоровья и физического состояния, даже если в начальной стадии имелись нарушения жизненных функций и заболевания. Ученые отмечают, что высокая оздоровительная эффективность рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с недостаточным уровнем развития физических качеств, уровнем физической подготовленности.
Необходимо всегда помнить, что для решения оздоровительных задач в практике школьной физической культуры главным является не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это те прибавит, а подтягивание дo необходимого уровня школьника с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предотвратить заболеваемость. Такое отношение должно быть в качестве главного критерия постановки физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе.
Очень часто изменения в развитии двигательных качеств происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное провидение и организацию физического воспитания, тех или иных двигательных качеств у школьников в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств обучающихся. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости. Развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры обучающиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение школьников двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у
них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества.
Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на физическое воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям. Результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у младших школьников путем увеличения в занятиях времени и объема средств [3; 6].
Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах [6; 7].
Организация и проведение физического воспитания младших школьников имеющих разный уровень подготовленности, будет более высокий прирост результатов, при комплексном воспитании основных физических качеств.
Библиографический список
1. Вайнбаун Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений //Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А.Родионова - М: Издательский центр «Академия», 2013
2. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура. - М. Физкультура и спорт, 2012.
3. Ланцова Т.И. Влияние игровой деятельности на развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста. Социально-гуманитарные знания. 2016.№12.с. 92-99
4. В.В. Макарова, Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник / Под ред. М. Советский спорт,2010.- 464 с.
5. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. Для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 10-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. - 480 с.: ил.
6. Ярлыкова О.В., Воропаева А. Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья. Таврический научный обозреватель. 2016 №1-3 (6) с.80-82
7. Ярлыкова О.В., Корягина Е.С. Формирование здорового образа жизни младших школьников средствами физической культуры. Таврический научный обозреватель. 2016 №1-3 (6) с.89-91
O.V. Yarlykova, M.S. Belysheva
Physical education of children of younger school age with different physical fitness level
Abstract. In the article the questions of physical education of children of younger school age with different physical fitness level. Examines the forms and means of physical training used in the development of physical preparedness of Junior high school students. Key words: physical culture, physical education, exercise, health, physical fitness, forms of physical activity.