7. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. ЮНЕСКО. - Париж, 1998.
8. Загрекова, Л.В. Методологические основы воспитания будущего учителя [Текст] / Л.В. Загрекова // Высшее образование в России. - 2001. - № 5. - С. 59 - 61.
9. Из стенограммы заседания госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. 23 декабря 2015 года, Кремль [Текст] : выступления и доклады // Вестник образования России. - 2016. - № 2.
- С. 5-12.
10. Каган, М.С. Философская теория ценности [Текст] / М.С. Каган. - СПб., 1997.
11. Макаренко, А.С. Сочинения [Текст]. Т. V / А.С. Макаренко. - М., 1985.
12. Мандель, Б.Р. Ценности образования: поиски решения вопроса [Текст] / Б.Р. Мандель // Alma mater. -2016. - № 1. - С. 45 -54.
13. Мартынова, Е.В. Роль смысложизненных ориентаций в системе профессиональной подготовки студентов педвузов [Текст] / Е.В. Мартынова // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 109 - 114
14. Москвина, Т.И. Рефлексивный практикум как средство формирования ценностного отношения к педагогической деятельности: в системе дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Т.И. Москвина. - Тюмень, 2009. - Доступ с сайта ЭБ диссертаций РГБ. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/. - 15.12.16.
15. Неустроев, Г.Н. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля деятельности студентов [Текст] / Г.Н. Неустроев : автореф. ... докт. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 39 с.
16. Остапенко, А.А. До основанья! А затем? Стратегические и тактические шаги по выходу российского образования из системного кризиса [Текст] / А.А. Остапенко //Alma mater. - 2016. - № 2-3. - С. 9-19.
17. Рабазанов, С.И. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у студентов вузов МВД России [Электронный ресурс] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С.И. Рабазанов. - М., 2011. -Доступ с сайта ЭБ диссертаций РГБ. - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/. - 15.12.16.
18. Сластёнин, В.А. Психология и педагогика [Текст] / В.А. Сластёнин. - М., 2001.
19. Сластёнин, В.А. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования [Текст] / В.А. Сластёнин, Е.И. Артамонова // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 3. - С. 4 - 9.
20. Ткаченко, Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе [Текст] / Е.В. Ткаченко // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. - 2000. - № 2.
- С. 15 - 24.
21. Законодательство об образовании (по состоянию на 1 января 1998 года). - Екатеринбург, 1998. - 220 с.
22. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (по состоянию на 3 октября 2016 года). - Режим доступа: http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/federal/?id_4=21634. - 05.12.16.
УДК 371
Н.С. Касьянова, г. Шадринск
Президентские состязания и президентские игры как форма внеурочной деятельности
В статье рассмотрены вопросы организации соревнований "Президентские состязания" и "Президентские игры", а также раскрыт их воспитательный потенциал и возможность использования как формы внеурочной деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность, спортивные соревнования.
N.S. Kasyanova, Shadrinsk
Presidential competitions and presidential games as a form of extracurricular activities
In the article the questions of organization of competitions "Presidential competitions" and "Presidential game", and also disclosed their educational potential and the ability to use both forms of extracurricular activities of pupils.
Keywords: extracurricular activities, sporting events.
Ежегодно увеличивается количество соревнований для обучающихся, однако по наблюдениям учителей физической культуры и классных руководителей более 50% обучающихся участия в них не принимает. В школьных соревнованиях в среднем участвует 30% обучающихся, и как правило, это одни и те же обучающиеся (спортивно одаренные и с хорошей физической подготовкой). Соревнований, требующих от обучающихся разносторонней подготовки, проводится недостаточно, а по игровым видам спорта, комплексных соревнований практически не проводится. Для изменения данной ситуации необходимо проводить работу по совершенствованию системы внеурочной деятельности по всем ее направлениям, включая спортивно-оздоровительное направление.
Согласно Положению «О Всероссийских спортивных соревнованиях школьников» «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» проводятся ежегодно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» и приказом Минобрнауки России и Минспорттуризма России от 27 сентября 2010 г. № 966/1009 «Об утверждении Порядка проведения Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и Порядка проведения Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2010 г., регистрационный № 18976) [2].
Своеобразие применения президентских состязаний и президентских игр во внеурочной деятельности проявляется в добровольном использовании обучающимися свободного времени для развития своих способностей в сфере физической культуры и спорта; в выборе направлений и содержания спортивной деятельности; в особенностях взаимоотношений ребенка и педагога (сотрудничество, индивидуальный подход к ребенку); реализации информационного досуга (общение с членами класс-команды и соперниками); в возможности получить специализированную спортивную подготовку по интересующим видам спорта.
Президентские игры и состязания позволяют решать узкоспециальные задачи, которые влияют на отбор содержания. Содержание президентских игр и состязаний
должно соответствовать требованиям: наличие спортивной, оздоровительной направленности; актуальность развиваемых физических качеств и умений; интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся по физической культуре.
Президентские игры и состязания в соответствии с Положением «О проведении президентских состязаний и президентских спортивных игр» проводятся в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и всероссийский [2].
В положении «О проведении президентских состязаний и президентских спортивных игр» указаны требования для проведения школьного и муниципального этапов президентских состязаний и президентских спортивных игр:
1. создание организационных комитетов, состав утверждается организаторами
этапов;
2. разработка положений, в которых определены цели и задачи, место и сроки проведения, организаторы мероприятия, требования к участникам и условия их допуска, программа мероприятий, источники финансирования, порядок подведения итогов, награждения победителей и призеров, обеспечение безопасности участников и зрителей, порядок подачи заявок на участие.
3. создание судейской коллегии и жюри творческого конкурса, в задачи которых входит определение победителей и призеров этапов соревнований; рассмотрение протестов участников соревнований и спорных моментов.
4. разработка программы школьного и муниципального этапов президентских состязаний для обучающихся. В программу включаются соревнования по спортивному многоборью (тесты), эстафета «Веселые старты» и творческий конкурс. Программа соревнований по спортивному многоборью, форма проведения эстафеты «Веселые старты» и форма проведения творческого конкурса определяются организационным комитетом с учетом возраста обучающихся, региона (климатические и национальные), оснащения материально-технической базы общеобразовательных учреждений и муниципальных образований.
В программу соревнований по спортивному многоборью, как правило, входят
тесты:
- бег 30 м (юноши и девушки);
- челночный бег 3х10 м (юноши и девушки);
- подтягивание на перекладине (юноши);
- сгибание и разгибание рук в упоре «лежа» (девушки);
- подъем туловища из положения «лежа на спине» (юноши и девушки);
- прыжок в длину с места (юноши и девушки);
- наклон вперед из положения «сидя» (юноши и девушки);
- бег на лыжах 1000 метров (юноши и девушки) [2].
Содержание эстафет, включенных в программу «Веселые старты», должно соответствовать образовательной программе по физической культуре начального, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В программу соревнований по выбору учителей физической культуры и обучающихся могут быть включены традиционные игровые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол), народные (например, русская лапта, боча, петанг), а также
интегрированные спортивно-подвижные игры («стрит-бол», «футболей», «спиральбол», «стенбол» и др.).
Творческий конкурс, как правило, посвящается олимпийской тематике (музыкально-художественная композиция, теоретический конкурс по олимпийской тематике). Это могут быть конкурсы в различных видах творческой деятельности связанные со спортом и требующие проявления не только физических, но и интеллектуальных, художественных, эстетических и способностей, способствующих всестороннему и гармоничному развитию. Такими спортивно-ориентированными творческими конкурсами могут быть: конкурс эрудитов-знатоков в области здоровья, здорового образа жизни, физической культуры и спорта, конкурс технического и эстетического выполнения приемов игровых видов спорта, художественный конкурс или конкурс искусств на спортивную тематику (по выбору), конкурс групп поддержки и т.д.
5. Подведение итогов и определение победителей муниципального этапа президентских состязаний проводится отдельно среди городских классов-команд и классов-команд районных школ [2].
6. В программу школьного и муниципального этапов президентских спортивных игр включаются соревнования по наиболее популярным в общеобразовательных учреждениях видам спорта.
Участие в президентских играх и президентских состязаниях позволяет достичь обучающимися следующих результатов:
- развитие индивидуальности каждого обучающегося в процессе самоопределения и самореализации в ходе спортивных состязаний;
- приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности;
- формирование позитивных отношений обучающегося к общекультурным ценностям (здоровье, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников, нравственных качеств;
- формирование потребности в ведении здорового образа жизни и формирование здорового стиля жизни.
Остается открытым вопрос: «Как включить президентские игры и состязания во внеурочную деятельность в школе?»
Любая форма внеурочной деятельности осуществляется на основе образовательных и рабочих программ. Основываясь на принципе добровольности, внеурочная деятельность предоставляет возможность выбора спортивных занятий. Физкультурно-оздоровительная работа включает организацию подвижных и спортивных игр, в соответствии с Примерной учебной программой по физической культуре, спортивные упражнения, соревнования, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем.
Успех в организации президентских состязаний и президентских игр как форм внеурочной деятельности определяется дифференциацией результатов и эффектов этой деятельности. Результат - непосредственный итог участия обучающегося в физкультурно-спортивной деятельности: знание о спортсмене, о виде спорта, пережил и прочувствовал
эмоции волнения и переживания в стремлении к победе, приобрел опыт общения в спортивной команде и т.п. Эффект - последствие результата, то есть то, к чему привело достижение результата: стремление к самосовершенствованию в спортивной деятельности, посещение спортивной секции, кружка, самоопределение, приобретение статуса «принятого» в коллективе и т.п. [1]
Воспитательные результаты президентских состязаний и президентских игр как форм внеурочной деятельности обучающихся могут быть распределены по трем группам.
1. Социальные знания о нормах, принятых в конкретном социуме (спортивная секция, спортивная школа, спортивная дворовая команда), о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в данном обществе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся со своими учителями (в основном учителями дополнительного образования) как носителями этого социального знания и повседневного опыта. Достижение результатов этого уровня осуществляется через занятия спортивных секций, беседы о здоровом образе жизни, участии в оздоровительных процедурах и т.п.
2. Опыт переживания и позитивного отношения к общекультурным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, здоровье). Достижение результатов обеспечивает равноправное (субъект-субъектное) взаимодействие обучающихся в классе, спортивной команде, общеобразовательной или спортивной школе, то есть в той среде, где он себя реализует. Именно в такой социальной среде ребенок приобретает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Такой опыт и ценностное отношение достигаются через участие в школьных спортивных турнирах, соревнованиях.
3. Опыт самостоятельного общественного действия. Это самый сложный опыт, который доступен обучающимся, так как это взаимодействие обучающихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только за пределами школы и привычной ему социальной среды, обучающийся демонстрирует все то, что он усвоил ранее, а это и знания и ценности и адекватное данному обществу поведение. Такой опыт обучающийся приобретает через включение в социально значимые спортивные и оздоровительные акции и проекты, которыми и я являются президентские игры и состязания.
Президентские игры и состязания, как форма внеурочной деятельности, обеспечивают решение образовательных, педагогических и социокультурных задач:
1. элементы соревновательности и состязательности позволяют вовлекать обучающихся в физкультурно-спортивную деятельность, приобщать их к ценностям физической и спортивной культуры, формировать потребность в здоровом образе жизни;
2. участие в президентских играх и состязаниях способствует удовлетворению потребностей обучающихся в физическом, интеллектуальном, нравственном, эстетическом совершенствовании, повышению спортивного мастерства, отдыхе и развлечении, общении и т.д., и, конечно же, в данном аспекте физкультурно-спортивная деятельность наиболее привлекательна по сравнению с другими видами деятельности, в которые вовлекаются обучающиеся;
3. охват большого количества обучающихся: в соревнованиях могут принимать участие не только физически развитые, спортивно одаренные, но и лица с ослабленным
здоровьем, ограниченными возможностями, либо не имеющие спортивных навыков и умений, освобожденных от занятий физической культурой;
4. социализирующее значение спортивных соревнований.
5. меняется отношение к победе: стремление победить любой ценой даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов и т.д. заменяется на справедливую, честную победу [1].
Подведем итог вышесказанному.
Организация президентских состязаний и игр как формы внеурочной деятельности должна быть построена таким образом, чтобы каждый, изъявивший желание пройти через нее, смог найти себе в рамках этой системы дело по душе, реализовать себя, профессионально самоопределиться, смог эффективно использовать свои знания, умения и физические качества в учебной, творческой, самостоятельной, досуговой физкультурной и спортивной деятельности.
Президентские состязания и президентские спортивные игры - это универсальный комплекс мероприятий для детей и молодежи, являющийся одним из приоритетных направлений в рамках организации внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимся общеобразовательных учреждений.
Президентские состязания и президентские спортивные игры могут выступать приоритетным направлением в деятельности учителя физической культуры и каждого общеобразовательного учреждения по организации и проведению внеурочной физкультурно-спортивной работы с обучающимися.
Президентские состязания и президентские спортивные игры - это масштабные проекты, которые проводятся ежегодно на территории Российской Федерации с целью пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся, привлечения их к занятиям физической культурой и спортом, формирования позитивных жизненных установок подрастающего поколения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методические рекомендации по организации и проведению областных соревнований школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры» [Электронный ресурс] // Онлайн конвертация документов doc, rtf в html : [web-сайт]. - Режим доступа: http://lib.podelise.ru/docs/1819/index-1400.html.
2. Положение о Всероссийских спортивных соревнованиях школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/index-746648.html?page=2.