Научная статья на тему 'Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры'

Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24410
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СИЛА / БЫСТРОТА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ГИБКОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Пешехонова Е.С.

На уроках физической культуры в младших классах необходимо развивать физические качества. Физическими качествами принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Педагог по физической культуре всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания физических качеств обучающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренных программой по физическому воспитанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие физических качеств младших школьников на уроках физической культуры»

УДК: 37.037.1

Ярлыкова О.В.

Доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института, в г. Железноводске, Россия

Пешехонова Е.С.

студентка 2курса гуманитарного факультета, Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

На уроках физической культуры в младших классах необходимо развивать физические качества. Физическими качествами принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Педагог по физической культуре всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания физических качеств обучающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренных программой по физическому воспитанию.

Ключевые слова: физические качества, сила, быстрота, выносливость, гибкость, физические упражнения.

Одной из основных проблем, решаемой на уроках физической культуры, является обеспечение рационального развития физических качеств, свойственных человеку. Физическими качествами принято называть врожденные качества (генетически заложенные), благодаря которым возможна физическая активность человека. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. У каждого человека двигательные способности развиты по-своему [4, с.64].

В учебном процессе игровые технологии рационально применять на первоначальном этапе обучения физическим упражнениям, а также при совершенствовании двигательных умений и навыков. Рационально использовать развивающие игровые технологии в вводной части занятия, во время бега и общеразвивающих упражнений. Это помогает сформировать мотивацию, к повышению двигательной активности на занятиях. В основной части занятия, тренировочные, контролирующие игровые технологии побуждают выполнять физические упражнения с повышенной нагрузкой, способствуют совершенствованию техники физических упражнений и способствует благотворному физическому развитию силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости [5]. Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Эффект тренировки этих способностей зависит от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей — высоком, среднем, низком, можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений) [2; 3].

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Для развития силы можно выполнять самые разнообразные упражнения. Их характерная особенность — наличие отягощения —

собственный вес, сопротивляемость амортизатора, вес гантелей, которое необходимо преодолевать. Для развития силы мышц у мальчиков можно использовать: общеразвивающие упражнения с предметами — гантелями, набивными мячами, гимнастическими палками, амортизаторами и др., гимнастические упражнения на снарядах, упражнения акробатики, упражнения с гирями, приседания на одной ноге и с партнером на плечах, поднимание прямых ног в висе, элементы единоборств, плавание, прыжки с набивным мячом, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, переход из виса в упор на перекладине, бег в медленном темпе в сочетании с выпрыгиванием вверх-вперед.

Для развития силы мышц у девочек рекомендуются выпады вперед и назад, выпады в стороны, вис на гимнастической стенке, поднимание прямых ног, лежа на спине, отведение прямых ног вправо и влево, прыжки с ноги на ногу с набивным мячом (вес 1 кг), прыжковые эстафеты, акробатические упражнения [1, с. 117].

После упражнений на развитие силы мышцы надо расслабить, для чего несколько раз выполните упражнения на расслабление. Это обеспечит быстрое восстановление мышечной работоспособности.

Под быстротой понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный промежуток времени. Это комплексное качество, в состав которого входит: быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Быстрота движений хорошо развивается под влиянием упражнений, выполняемых с максимально возможной скоростью и темпом. Продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу повторения скорость выполнения не снижалась (8-10 с). Наиболее распространенные упражнения для этой цели: бег с максимальной скоростью на 30-60 м, челночный бег 3*10м.

При развитии быстроты следует воздействовать на все основные компоненты.

Для развития быстроты у мальчиков рекомендуются следующие упражнения: бег на 30-60 м, бег в переменном темпе в различных направлениях, бег с внезапно изменяющейся скоростью, приседания на двух ногах в максимальном темпе, ловля падающего предмета — мяча, гимнастической палки, старты из разных положений, передачи мяча двумя руками от груди в максимальном темпе, эстафеты и подвижные игры, различные виды легкоатлетического бега с максимальной скоростью.

С девочками можно использовать передачи мяча в максимальном темпе, упражнения с гимнастической скакалкой, бег с максимальной скоростью.

Под выносливостью понимают способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения работоспособности. Существует много видов выносливости: скоростная, силовая, статическая, динамическая, игровая, координационная. Наиболее значимой для школьной практики физического воспитания является общая и специальная выносливость.

Общей называют выносливость, проявляемую во время длительной работы умеренной интенсивности с использованием всего мышечного аппарата человека. Она зависит преимущественно от функциональных возможностей вегетативных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной системой [4, с. 103].

Под специальной выносливостью понимают выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Она зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов энергии, от техники владения двигательным действием, уровня развития физических качеств.

Выносливость у мальчиков развивают следующими упражнениями: повторный бег на 30-60 м сериями, прыжки со скакалкой, кросс, максимально высокие прыжки из глубокого приседа, подвижные игры, эстафеты с бегом и прыжками, эстафеты с ведением мяча руками и ногами и др.

Девочкам можно выполнять повторный бег на 30 м в течение 3-5 мин в доступном темпе, кросс, плавание, подвижные игры.

Надо рекомендовать обучающимся бегать ежедневно, желательно утром, но можно и в другие удобные часы. При ухудшении состояния здоровья или после перенесенного заболевания проводить и возобновлять тренировки можно только с разрешения врача.

Существуют два наиболее распространенных определения гибкости. Гибкость — способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Упражнения на гибкость — одно из важных средств улучшения здоровья, формирования правильной осанки, гармонического физического развития и подготовленности. Различают два вида гибкости — активная и пассивная.

При активной гибкости движения с большой амплитудой выполняются за счет собственных мышечных усилий. При пассивной гибкости — под воздействием внешних растягивающих сил — усилия партнера, внешнее отягощение. Проявления гибкости зависят от внешних условий: времени суток, под влиянием разминки, температуры воздуха. Утром гибкость меньше, чем днем и вечером; при 20-30°С гибкость выше, чем при 5-10 °С. Гибкость лучше после разминки.

Фактором, влияющим на развитие гибкости, является функциональное состояние организма в данный момент: утомление влияет отрицательно на показатели активной гибкости, но способствует улучшению пассивной.

Возраст и пол также влияют на уровень развития гибкости. С возрастом без специальных занятий она ухудшается, у девушек гибкость выше, чем у юношей.

Развитие гибкости можно осуществлять при помощи маховых движений руками и ногами, наклонов вперед, назад, в стороны с максимальной амплитудой, круговых движений туловищем, наклонов вперед из положения лежа на спине, прогибания туловища лежа на спине, наклонов вперед из положения стоя ноги шире плеч, выпадов вперед и назад [1, с.134].

Ловкость — это способность человека к осуществлению сложных координированных двигательных актов. Она характеризуется также быстротой овладения новыми движениями и наиболее целесообразным их применением в изменяющихся условиях. Поэтому основной задачей при воспитании ловкости должно быть овладение новыми многообразными двигательными навыками и их компонентами.

Упражнения для развития общей ловкости:

1. Кувырок вперед.

2. Кувырок назад.

3. Прыжки через длинную скакалку в парах.

4. Подвижные игры: «Салки», «Бездомный заяц», «Кенгуру», «Челночный бег» и другие [1, с. 137].

Педагог по физической культуре всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания физических способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренных программой по физическому воспитанию и характером соревновательной деятельности. Также возрастает роль физической культуры, как средство борьбы со стрессом, средства, которые повышают стрессоустойчивость, нормализует психоэмоциональное состояние при напряженной интеллектуальной, или физической работе [5].

Литература

1. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учеб.пособие / В. П. Лукьяненко. — М.: Советский спорт. — 2003.

2. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. — М.: Терра-Спорт, 2000.

3. Лях В. И. Учение и обучение двигательным действиям // Физическая культура в школе. — 2005.

Таврический научный обозреватель

шшшЛауг.Баепсе № 1 (январь), 2016

4 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. — Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: «Академия», 2004.

5. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с. 75-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.