Научная статья на тему 'Особенности обучения младших школьников на уроках физической культуры'

Особенности обучения младших школьников на уроках физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2590
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / EXERCISE / РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ / PHYSICAL QUALITIES DEVELOPMENT / ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / AND CONTROL OF KNOWLEDGE / EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Джабраилова А.К.

В статье рассматриваются вопросы физического развития младших школьников, особенности физического воспитания обучающихся на уроках физической культуры, применение эффективных методов обучения для активизации физической деятельности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the questions of physical development of younger students, especially physical education students in physical education lessons, use of effective teaching methods to enhance physical activities of students.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения младших школьников на уроках физической культуры»

УДК37.037.1

О.В.Ярлыкова, А.К.Джабраилова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, Россия

Особенности обучения младших школьников на уроках

физической культуры

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы физического развития младших школьников, особенности физического воспитания обучающихся на уроках физической культуры, применение эффективных методов обучения для активизации физической деятельности школьников.

Ключевые слова: Физическое развитие, физические упражнения, развитие физических качеств, оценка и контроль знаний

Физическое развитие - процесс изменения функциональных и морфологических особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, условиями жизни и наследственными факторами.

Для детей младшего школьного возраста естественной становится потребность в большой двигательной активности. Под двигательной активностью подразумевают всеобщее количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе обыденной жизни. За сутки при свободном режиме в летнее время дети 7-10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем мальчиков. Девочки нуждаются в организованных формах двигательной активности, потому что в меньшей степени проявляют двигательную активность самостоятельно. Дети должны не менее 1,5-2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, после окончания занятий в школе.

Организм школьника стремительно растет и развивается. Младший школьный возраст является наиболее благополучным для развития физических способностей [2]. Дети чрезвычайно подражательны и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам, которым следуют в его семье. Ребенка подрастающего в такой семье, не нужно заставлять заниматься спортом, так как он сам по привычке это делает.

Большую заботу о физическом воспитании детей школьного возраста должны проявлять и семья, и весь коллектив школы [4]. Преподаватель физического воспитания должен хорошо знать физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Отсутствие знаний особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике физического воспитания и причинению ущерба их здоровью. Заинтересованность младших школьников к урокам физической культуры во многом зависит от того, как они проходят. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие интереса предметом. Учителя физической культуры, которые используют творческий

подход, ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную и физическую деятельность школьников, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый обучающийся работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в младшем возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному виду физических упражнений.

Урок физической культуры обязан носить четкую целевую направленность, определенные и конкретные педагогические задачи, которые характеризуют содержание урока, способов организации обучающихся, средств обучения и воспитания. Как правило, на уроках физической культуры решается совокупность связанных между собой задач: воспитательных, образовательных и оздоровительных. Особенностью физических занятий младших школьников выступает акцент на решении образовательных задач: изучение школы движений, развитие простейших знаний о здоровом образе жизни и физической культуре. Данные задачи должны непосредственно решаться в тесной взаимосвязи с формированием, в первую очередь, кондиционных, а также координационных способностей.

Результатом решения задач урока должен стать интерес и умение младших школьников играть в подвижные игры и заниматься физическими упражнениями. В ходе урока учитель должен уметь определить склонность школьника к конкретным видам спорта.

Огромный интерес на уроке учитель обязан уделять развитию у детей таковых волевых и моральных качеств как, справедливость, честность, дисциплинированность, доброжелательное отношение к друзьям, решимость в период выполнения физических упражнений, и способствовать развитию таких психических процессов как память, мышление и т.д. Игры, эстафеты любят дети всех возрастов за эмоциональность, соревновательный характер, возможность проявить свои способности, умение преодолевать препятствия, а также находчивость, коллективизм, дружбу, взаимопомощь, волю, самообладание [2]. Благодаря соблюдению установленных правил в игровой и соревновательной деятельности формируются нравственные качества, такие как взаимопомощь, взаимовыручка, выдержка, которые блокируют негативные черты характера [5].

Любое занятие физической культуры считается звеном организации уроков, объединенных в закономерную цепочку, нацеленные на усвоение учебного материала определенной темы. Темы также следует утвердить, установить размер учебного материала с учетом периода обучения двигательным действиям, подготовленности обучающихся класса, возрастных отличительных черт.

Важным условием современного урока О.В. Ярлыкова и А. Воропаева отмечают, что для физического воспитания детей, требуется индивидуальный и дифференцированный подход [1].

При обучении двигательным действиям преимущество необходимо отдавать рациональному методу, уделяя большое внимание овладению школой движений.

Немаловажно верно называть упражнения, четко их показывать, вовремя поправлять ошибки. Дети очень подвижны, способны проявлять большую двигательную активность, быстро утомляются, особенно при однообразных и медленных движениях, а также при выполнении заданий, требующих большой точности действий. Их внимание недостаточно устойчиво и быстро рассеивается, часто переключается с одного предмета на другой. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Наиболее ярко, полно и глубоко дети запоминают все то, что они видят, наблюдают.

Возраст детей в начальной школе является благополучным для развития кондиционных и координационных способностей. Но наиболее большое внимание следует обращать широкому развитию выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых и координационных способностей.

Для повышения общей и моторной плотности урока по мнению Ярлыковой О.В., Чубуковой В.В. нужно применять различные виды физических упражнений, подвижные игры, игровые приемы, различные предметы, снаряды, тренажеры. Подвижные игры - хороший активный отдых после длительной умственной деятельности. Она создает защитные механизмы, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоции [3]. Характерным признаком младших школьников является их познавательная активность, большое желание, высокая эмоциональность во время занятий.

Исходя из вышеизложенного на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на четком соблюдении команд, распоряжений и указаний учителя, должна сочетаться с предоставлением им самостоятельности и определенной свободы, заданиями, стимулирующими инициативность и творчество.

Оценка и контроль в младшем школьном возрасте применяется соответственно, для того что бы развивать стремление школьника к личному физическому совершенствованию, повышению активности, самоопределению, улучшению результатов. Оценивание успеваемости необходимо складывать в основном из качественных критериев уровня успеваемости школьника, к которым можно отнести: качество овладения программным материалом, включающим методические и теоретические знания, способы двигательной, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Важного внимания заслуживают регулярность и систематичность занятий физическими упражнениями, вести здоровый образ жизни, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями. При оценке достижений младших школьников в основном следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей. Учитель обязан создать каждому ребенку равный доступ к основам физической культуры, опираться на гибкие и широкие средства и методы обучения для развития детей с разным уровнем психических и двигательных особенностей. Младший школьный возраст можно назвать благодатным, среди всех возрастов он отличается наименьшей заболеваемостью. У ребенка как бы накапливается силы для перехода к следующему возрасту,

значительно отличающемуся от младшего. В возрасте 7-10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.

Библиографический список

1. Ярлыкова О.В., Воропаева А. Физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016. № 1-3 (6) с. 80-82.

2. Ярлыкова О.В. Измаилова С.Р. Воспитание нравственных качеств младших школьников на уроках физической культуры. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016 №1-3 (б) с. 83-85.

3. Ярлыкова О.В., Чубукова В.В. Влияние подвижных игр на развитие физически качеств младших школьников во внеурочной деятельности. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6) с. 99-100.

4. Ярлыкова О.В. Измаилова С.Р. Роль семьи в физическом воспитании школьников. Электронный научный журнал. Таврический научный обозреватель. 2016 №8 (13) с. 47-49.

5.Ярлыкова О.В. Воспитание толерантности на занятиях физической культурой в вузе. Журнал Социально - гуманитарные знания. 2015. №12. С. 81-85

O.V.Yarlykova, A.K.Dzhabrailova

Features of training of younger schoolboys at lessons of physical culture

Abstract: the article considers the questions of physical development of younger students, especially physical education students in physical education lessons, use of effective teaching methods to enhance physical activities of students.

Key words: Physical development, exercise, physical qualities development, evaluation, and control of knowledge

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.