Автор статьи рассматривает «Веселые старты» как одну из форм подведения итогов по физическому воспитанию, а также как достижения личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития младших школьников. Статья знакомит с некоторыми подходами к организации игровой деятельности детей в начальной школе, раскрывает возможности игровой деятельности на уроках физической культуры в начальной школе в свете федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Чигрина Светлана Георгиевна
старший научный сотрудник ФГУ ФИРО
г. Москва
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
В чем заключается новый подход к игровой деятельности на уроках физической культуры в начальной школе в свете ФГОС?
Ключевые слова: концепция федеральных государственных образовательных стандартов; игровая деятельность; «Веселые старты»; младшие школьники; подвижные игры; физическая культура; культурно - исторический системно - деятельностный подход; народные игры.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выдвигает ряд остросовременных задач и подходов к сущности всего образовательного процесса в школе. Не может это не коснуться и такого предмета как физическая культура в начальной школе, где закладывается фундамент личностного развития школьника.
Концепция ориентирует учителя рассматривать основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития, что в совокупности должно обеспечить широкие возможности школьников для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Чрезвычайно ценно, что концепция делает особый акцент на культурно - исторический системно - деятельностный подход, в основе которого лежат теоретические разработки Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в которых «раскрываются основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структура образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков».(1) Данный подход позволяет нам (каждому педагогу) рассматривать и свой собственный опыт и будущие шаги на нашем поприще не с позиций «все зачеркнуть и начать с чистого листа», а через призму переосмысления и совершенствования того, что сделано, в направлении движения к новым горизонтам. Страницей такого опыта представляются нам «Веселые старты» как одна из форм подведения итогов по физическому воспитанию в начальной школе. Инновационное начало, заложен-
ное в этой форме, как нельзя лучше соответствует системе образования, ориентированной на новые образовательные результаты.
Привычный взгляд на «Веселые старты» заключается в том, что это одна из игровых развлекательных форм детского досуга. Она вот уже в течение нескольких десятилетий очень популярна в детских лагерях, праздниках, фестивалях. Вместе с тем в последние годы ее используют учителя и воспитатели детских садов. «Веселые старты» включаются также в программы спортивных соревнований между школами, подобно тому, как проводятся первенства по различным спортивным играм.
Что предшествует проведению «Веселых стартов»? Во - первых, и это главное, прохождение программного материала по физической культуре. Во-вторых - определение функций детей и взрослых, которые заключаются в разработке положения и сценария проведения «Веселых стартов» и подготовке самих команд.
Что делает учитель на этапе подготовки к «Веселым стартам»? При разработке положения следует обратить внимание на новые подходы. Так в разделе «Цели и задачи», наряду с традиционными, отражающими результаты физической подготовленности, следует добавить и сделать акцент на результаты коммуникативного развития: партнерство, дружбу и коллективное творчество. В разделе «Руководство соревнованием» в нашем опыте включаются родители, старшеклассники. Для нас представляется особо важным принципиально новый и оправдавший себя подход к формированию команды: это весь класс! Исключение составляют учащиеся специальной группы и освобожденные от занятий физической культурой. В
разделе «Награждение», в соответствии с новыми целями устанавливаются и дополнительные номинации: «Самая дружная команда», «Самая веселая команда», «Самая творческая команда».
Что делают дети? На этом этапе особенно ярко проявляются такие качества, как умение общаться, договариваться, уважать мнение другого, что в свете новой Концепции тоже есть результат. Дети придумывают название и эмблему своей команды, выбирают капитана.
«Веселые старты» правомерно отнести к подвижным играм, которые включают всех детей в коллективную деятельность, помогают формировать компетентность в общении, овладение нормами партнерства, уважение к успехам победителя; учат коллективно обсуждать и принимать решения, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. В процессе этих игр развивается целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей и оптимизм. То есть ориентируют нас на результаты личностного развития, которые заложены в Концепции. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, прежде всего скорость и ловкость. Подвижные игры, как средство физического воспитания, имеют ряд особенностей - это сложные и разнообразные движения в игровой деятельности. Условия игрового соревнования требуют от участника не только больших физических нагрузок, но и эмоционального напряжения. Немаловажно, что подвижные игры уходят своими корнями в игры народные.
Народные подвижные игры тесно связаны с народной педагогикой. В богатейшем фонде народных подвижных игр концентрируются глубинные народные знания о сущности человеческой личности, отражается уклад жизни, традиции, обычаи, вкусы, темперамент. Известно, что народным играм обучать детей нужно специально, так как естественная передача от поколения к поколению народной празднично-игровой культуры в настоящее время во многом прервана. Сохранение национальной самобытности, воспитание чувства уважения и дружбы к другим народам, толерантности обеспечиваются в значительной мере через освоение игр разных народов. Разучивание игр разных
народов особенно важно как элемент возрождения национальной культуры. Вот почему в нашей практике организации «Веселых стартов» в финале проводится народная игра, каждый раз новая.
Таким образом, опираясь на Концепцию, можно сказать: новый взгляд на «Веселые старты» заключается в том, что привычная форма открывает широкие возможности «измерять» ожидаемый результат по предмету «Физическая культура» нетрадиционно - в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
Предлагаем примерный план - сценарий, который может послужить основой для разработки авторских «Веселых стартов» в начальной школе.
Место проведения: спортивный зал школы. Участники: 2 команды по 8 человек (4 девочки, 4 мальчика от каждого класса - состав команд может меняться). Оформление спортивного зала: воздушные шары, плакаты. Музыкальное оформление: звук фанфар, веселая музыка, песни о спорте. Оборудование: музыкальный центр, стол для жюри, стулья, табло для оценок, карточки - цифры, гимнастические скамейки для участников и болельщиков, призы для участников.
Инвентарь: (прописывается для каждой эстафеты, чтобы было легче помощникам менять инвентарь)
1 эстафета - мяч б/б - 2 шт., обручи 2 шт.;
2 эстафета - стойки 2 шт., мяч в/б - 2 шт.;
3 эстафета - кегли - 16 шт., набивные мячики -16 шт., обручи 2 шт.;
4 эстафета - маты - 2 шт., перекладины - 8 шт., скамейки - 2 шт., стойки - 2 шт., эстафетные палочки -2 шт.
5 эстафета - стойки - 2 шт., мячи для большого тенниса - 2 шт., клюшки - 2 шт., фишки (стойки) - 6 шт..
Задание для капитанов - набивные мячики - 2 шт., гимнастические палки - 4 шт.
6 эстафета - волейбольный мяч - 2шт. (если хотим усложнить задачу - мяч от большого тенниса)
Домашнее задание - маты - 2 шт.
Награждение: команды награждаются грамотами за 1 и 2 место в соревнованиях, каждый участник награждается шоколадной медалью, отмечаются номинации.
Общие рекомендации:
- обеспечение техники безопасности;
- количественный состав команды определен, он неизменен - 8 человек (4 девочки, 4 мальчика), но личный состав команд устанавливается самими детьми с помощью классного руководителя. Принцип подбора: у кого лучше получается то или иное упражнение. Замена участников производится после каждой эстафеты;
- промежуточные итоги подводятся и объявляются после каждой эстафеты;
- заранее выбираются и подготавливаются помощники из числа старших учащихся, которые по мере необходимости будут устанавливать или убирать спортивный инвентарь, помогать соревнующимся, если это требуется , следить за правильностью действий участников;
- назначаются члены жюри (это могут быть родители, учителя, учащиеся старших классов - спортсмены школы).
Звучит торжественная музыка. Участники выстраиваются на исходную позицию. Звучат фанфары. Ведущие приветствуют всех присутствующих.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Ответ: Здравствуйте!
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости и болельщики! Мы рады видеть вас на нашем спортивном празднике! Сегодня мы проводим «Веселые старты», участниками которых будут юные спортсмены нашей школы. Они хотят показать нам, какие они сильные, смелые, ловкие, выносливые и дружные!
Ведущий: В нашей школе любят спорт -Все способны на рекорд.
Чья команда всех быстрее?
Всех сильнее, всех дружнее?
Пусть пока мы - детвора,
Завтра будем мастера.
Учитель: Настало время познакомиться с участниками.
Учитель: Команда 2 «А» класса
Участники команды 2 «А» класса: Звезда!
Учитель: Команда 2 «Б» класса
Участники команды 2 «Б» класса: Победа!
Учитель: Команды! Равняйсь! Смирно! На месте шагом марш!
По залу шагом марш!
(Обе команды проходят по залу, демонстрируя строевой шаг).
Учитель: Команды! На месте стой! Раз! Два! Команды продемонстрировали свою готовность к «Веселым стартам».
Ведущий: Настало время представить членов жюри. ( Называет имена и приглашает жюри занять свои места).
Учитель: Чтобы правильно выполнить задания, нужно быть внимательными. Удачи всем! Мы начинаем!
1. Эстафета «Спортивная ходьба»
Инвентарь: у каждой команды -1 баскетбольный мяч, обруч.
Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 10 находятся обруч, в котором лежит баскетбольный мяч.
Описание эстафеты: от линии старта первый игрок команды идет спортивным шагом до обруча, берет мяч, бежит к команде, передает мяч следующему участнику, который должен положить мяч на прежнее место. Главное - не забывать: с мячом участники бегут, а без мяча продвигаются спортивной ходьбой.
2. Эстафета «Бег с мячом»
Инвентарь: у каждой команды - 1 волейбольный мяч.
Подготовка к эстафете: игроки стоят в парах лицом друг к другу в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 15 м находятся стойка.
Описание эстафеты: по сигналу судьи первых два участника зажимают лбами мяч, при этом руки держат за спиной. В таком положении оббегают стойку и в том
же положении возвращаются к своей команде, передают мяч следующей паре.
В случае потери мяча его должен подобрать один из пары, затем вернуться на свое место и продолжить эстафету.
3. Эстафета «Стрельба»
Инвентарь: у каждого участника команды - по 1 набивному мячу, мишени - кегли.
Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 15 м находятся кегли - мишени (по количеству игроков). В 4 м от мишеней лежит обруч.
Описание эстафеты: по сигналу судьи участник каждой команды с набивным мячиком в руках бежит к обручу, встает в него, и выполняет бросок в мишень. Затем бегом возвращается к своей команде и касанием руки передает эстафету второму игроку.
Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету и больше выбьет кегель.
4. Эстафета «Разведчики»
Инвентарь: у каждой команды - 1 эстафетная палочка.
Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 5м лежит мат, а над ним 3 перекладины, на расстоянии 10 м стоит скамейка и на расстоянии 15 м находится стойка. Описание эстафеты: по сигналу судьи участник каждой команды с эстафетной палочкой в руках бежит к мату, проползает под перекладинами, не задевая их, пробегает по скамейке. Оббегает стойку и по прямой бежит до команды. Передает эстафетную палочку.
Учитель: Прежде чем мы приступим к следующей эстафете, сначала предлагаю вспомнить зимние виды спорта. А теперь будьте внимательны. Называйте по одному виду спорта по очереди от каждой команды. Выигрывает та команда, которая назовет зимний вид спорта последней. Учитель: Молодцы, ребята! Настоящие любители спорта!
Эта эстафета будет посвящена Олимпийским играм, которые проходят сейчас в Ванкувере. (Можно назвать иное значительное событие в стране или в мире, проходящее в данное время).
5. Эстафета «Хоккеист»
Инвентарь: у каждой команды - 1 клюшка ,1 мяч для большого тенниса, 3 фишки (стойки), 1 стойка с флажком.
Подготовка к эстафете: игроки стоят в колонне за стартовой линией. Перед каждой командой на расстоянии 5, 10 и 15 м находятся 3 фишки (стойки). В руках у впереди стоящего игрока каждой команды - клюшка и мяч для большого тенниса.
Описание эстафеты: от линии старта каждый игрок команды обводит клюшкой мяч «змейкой» между фишками (стойками); возвращаясь обратно, ведет мяч так же. На стартовой линии он передает клюшку следующему игроку из рук в руки. Однако тот не может начать эстафету, пока предыдущий игрок не пересечет стартовую линию.
Конкурс капитанов
Инвентарь: у каждого капитана 2 гимнастические палки. Капитан должен подойти по команде к мячу, который лежат на середине зала, и двумя гимнастическими палками взять мяч и поднять его до уровня своих плеч. Выигрывает тот, кому удастся это сделать быстрее.
Конкурс капитанов (второй вариант)
Инвентарь: у каждого капитана - 1 футбольный мяч. Капитан жонглирует футбольным мячом с помощью любой части тела, кроме рук. Жонглирование прекращается в случае касания мячом пола или рук. Выигрывает тот, кто выполнит больше элементов жонглирования за 1 мин.
Конкурс капитанов (третий вариант)
Инвентарь: у каждого капитана - 1 ракетка для настольного тенниса, 1 теннисный шарик. Капитан должен сделать как можно больше подбрасываний теннисного шарика ракеткой для настольного тенниса. Выигрывает тот, кто выполнит больше подбрасываний за 1 мин. В случае падения шарика капитан подбирает его и продолжает выполнение задания.
6. Эстафета «Передал - садись»
Инвентарь: у каждой команды - 1 волейбольный мяч.
Подготовка к эстафете: На площадке на расстоянии 3 м чертят две параллельные линии: за одной встают команды, за другой - капитаны, каждый лицом к своей команде. У капитанов в руках по волейбольному мячу.
Описание эстафеты: по сигналу судьи капитаны одновременно бросают мячи впереди стоящим игрокам своих команд. Поймав мяч, игрок бросает его обратно капитану и сразу приседает. Затем капитан бросает мяч второму игроку, а получив его обратно -третьему, и т.д.
Игра заканчивается, когда последний игрок, передав мяч капитану, приседает, а капитан, поймав мяч, поднимает его вверх.
В случае потери мяча его должен подобрать тот, кому он был брошен (капитан или игрок команды), затем вернуться на свое место и выполнить передачу мяча.
Спортсмены - старшеклассники выполняют эстафеты. Во время выполнения заданий командами звучит музыка.
На протяжении всех эстафет, после каждого выступления, жюри подводит итоги. Заполняется табло результатов.
Между эстафетами можно включить выступления спортсменов или творческих коллективов школы.
Учитель: Сегодня участники «Веселых стартов» приготовили для нас сюрприз. Приглашаем участников на исходную позицию.
На середине зала 2 мата, на которых выступают участники соревнований. (Пояснение к домашнему заданию: дети показывают композиции из различных акробатических элементов, которыми они овладели на уроках физической культуры: кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках и др.).
Ведущий: Внимание! Внимание!
А теперь я приглашаю всех встать в большой общий круг: и участников, и болельщиков, и зрителей, и родителей, и гостей! Все взялись за руки. Как всегда, мы завершаем «Веселые старты» народной игрой.
(Ведущий проводит одну из народных игр: « 3 лишний», « Ворота», « Тетя Мотя», либо « Ручеек» или Хоровод).
Ведущий: Настало время подведения общих итогов. Слово предоставляется членам жюри. ( Жюри объявляет итоги соревнований и награждает всех, без исключения, участников соревнований.)
Учитель: Поздравляем победителей, всех участников сегодняшнего праздника! Спасибо вам, мамы и папы, что поддержали нас. Мы очень старались! Все молодцы! Наш праздник подошел к концу. Будьте здоровы и счастливы! Удачи!
Звучит музыка. Участники прощаются.
Ведущий: До свидания, до новых встреч!
Предлагаемый оценочный лист.
Эстафеты команды 1 2 3 4 5 Конкурс капита- нов 6 эмб- лема итог
2 «А»
2 «Б»
В результаты «Оценочного листа» можно внести такие показатели, как «Сплоченность команды» или «Чувство локтя».
Работая над сценарием учителю необходимо спрогнозировать ожидаемый результат, который бы показывал не только спортивные достижения учащихся, но и нравственный уровень ребят. Здесь многое зависит от подготовительной работы и создания благожелательной атмосферы на самом спортивном празднике.
Литература
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с. : ил.
3. Шмаков С.А. Учимся, играя: Методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2004, - 128 с.