Научная статья на тему 'Интегративная технология повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе'

Интегративная технология повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
722
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СТУДЕНТЫ / МОДЕЛЬ / ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ / MOTOR ACTIVITY / INTEGRATIVE TECHNOLOGY / STUDENTS / MODEL / PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL BLOCKS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пономарев Василий Викторович, Козлов Дмитрий Викторович, Близневский Андрей Александрович, Стручков Владимир Ильич

Двигательная активность является естественной потребностью гармоничного развития человеческого организма. Если человек в детском возрасте ограничен в естественной потребности двигаться, то его природные умственные и физические задатки не получат должного поступательного развития. Особое значение приобретает гармонизация двигательной активности и профессионального становления молодого человека в период получения высшего образования. Разработка современных форм и педагогических технологий стимулирования двигательной активности студентов в вузе, является актуальной задачей педагогов и специалистов физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пономарев Василий Викторович, Козлов Дмитрий Викторович, Близневский Андрей Александрович, Стручков Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motor activity is the natural requirement for the balanced development of a human organism. If a person in his childhood has limited possibilities for motor activity, his mental and physical dispositions are not properly developed. The harmonization of motor activity and professional establishment of a young person studying at the University assumes great importance. Working out modern forms and pedagogical technologies of stimulation of the motor activity of students at the University is the topical concern of teachers and physical education specialists.

Текст научной работы на тему «Интегративная технология повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе»

УДК 378.02:378.8

Д.В. Козлов, В.В. Пономарёв, Л.Г. Близневский, В.И. Стручков

ИНТЕГРАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

Вступление человечества в третье тысячелетие ставит перед ним новые ориентиры, направленные на совершенствование системы образования, подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих интегративными знаниями для принятия оперативных решений в резкоменяющихся отношениях между людьми и изменениями в природе. Данная актуальность обусловлена прежде всего рядом следующих негативных факторов: изменением экологической обстановки на Земле, снижением природных ресурсов, обостренными взаимоотношениями между людьми в обществе и государствами. Все это требует от молодых людей в процессе обучения в вузе высокого напряжения

умственного и физического труда. В данной неблагоприятной ситуации важной задачей становится укрепление и поддержание здоровья студентов, поиск новых форм и технологий физического воспитания молодежи. Сохранение здоровья студентов и полноценное развитие личности, подготовка компетентных специалистов являются составной частью современного образовательного процесса в высшей школе [1—3].

В то же время у современных студентов отмечаются негативные тенденции в состоянии здоровья, всего 2-3 % молодежи имеют высокий уровень общесоматического здоровья, большинство студентов испытывают психоэмоциональное напряжение,

не соблюдают элементарные основы здорового образа жизни [4-6].

Характерными особенностями студенческой молодежи являются низкий уровень ответственности за собственное здоровье, распространенность факторов риска здоровью (курение, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.). Необходимы неотложные социальнопедагогические и лечебно-профилактические меры по сохранению и укреплению здоровья современной молодежи. В связи с этим процесс физического воспитания в вузе должен быть направлен, прежде всего, на формирование у студентов здорового образа жизни, активного стиля поведения, направленного на активизацию у молодежи двигательной активности [7-9].

Двигательная активность (ДА) является естественной потребностью гармоничного развития человеческого организма. Если человек в детском возрасте ограничен в естественной потребности двигаться, то его природные умственные и физические задатки не получат должного поступательного развития. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме, снижению умственной и физической работоспособности человека. Особое значение приобретает гармонизация двигательной активности и профессионального становления молодого человека в период получения высшего образования. Таким образом, возникают противоречия между возросшей необходимостью интенсификации умственного труда студентов в современном образовательном пространстве и недостаточной двигательной активностью молодежи в процессе обучения в вузе [9, 10].

На фоне данных противоречий обозначилась проблема, которая заключается в поиске современных форм и технологий стимулирования двигательной активности у студенческой молодежи в процессе обучения в вузе и в повседневной жизнедеятельности.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что физическое воспитание в вузе будет способствовать повышению двигательной активности у студентов, если включить в учебный процесс интегративную технологию, состоящую из следующих организационно-педагогических блоков:

- учебно-практический: комплексные учебнопрактические занятия, включающие различные виды физических упражнений игровой и соревновательной направленности;

- физкультурно-оздоровительный: организация и проведение во внеучебное время различных спартакиад, тематических валеад, спортивных вечеров; работа клубов оздоровительного бега, лыжной ходьбы, выходного дня; КВНы и т.д.;

- индивидуально-самостоятельный блок позволяет студентам индивидуально подходить к своему

здоровью, дополнительно регулировать двигательную активность на каникулах, во время сессии, после перенесенных заболеваний на основе паспорта «здоровье и движение».

Реализация интегративной технологии, направленной на повышение ДА студентов в процессе физического воспитания в вузе, будет способствовать укреплению и поддержанию здоровья, стимулированию умственной работоспособности и академической мобильности, что в итоге позволит готовить компетентных и конкурентоспособных специалистов для рынка современного труда.

Методологической основой и теоретической базой исследования стали: современные проблемы физического воспитания и состояния здоровья студенческой молодежи (Г.Л. Апанасенко, В.А. Ананьев, А.А. Кокшаров, Л.А. Балашов, И.И. Брехман, Г.Н. Гончарова, А.В. Жарова, В.В. Колбанов, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская, О.Н. Москов-ченко, Ж.Б. Сафонова, Г.Н. Светличная, А.Г. Сухарев, О.Л. Трещева, Л.Г. Харитонова, С.В. Хрущев, Е.И. Чазов и др.); современные педагогические теории и технологии физического воспитания студентов (В.К. Бальсевич, А.И. Завьяков, А.П. Исаев, С.А. Кабанов, Л.М. Калачанова, Л.И. Лубышева,

A.П. Матвеев, С.В. Михайлиди, Д.Г. Миндиашви-ли, В.В. Пономарев, Н.И. Пономарев, И.И. Сулейманов, В.И. Усаков, Е.В. Усова, В.Г. Шилько и др.); современные представления о двигательной потребности человека (Н.А.Фомин, Ю.Н. Вавилов, Л.К. Сидоров, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, П.Ф. Лесгафт, П.К. Анохин, В.С. Фарфель, Я.М. Коч,

B.К. Бальсевич, А.Г. Щедрина, В.И. Лях, И.А. Аршавский, Р.М. Баевский, Я.С. Вайстаум и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ медицинских карт студентов, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, антропометрические и функциональные методы измерений, методы оценки и контроля двигательных способностей студентов, теоретический контроль знаний, косвенные методы контроля иммунной системы, математико-статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В проведении опытно-экспериментальной работы участвовали студенты дневной формы обучения Сибирского государственного технологического университета (СибГТУ), на базе которого проводился педагогический эксперимент в естественной среде, где общее количество студентов, задействованных в эксперименте, составило 1200 человек (700 юношей и 500 девушек, где студентов 1-го курса - 400 чел., 2-го - 300 чел., 3-го - 250 чел., 4-го - 250 чел.), по состоянию здоровья отнесенных к основной и подго-

Д.В. Козлов, В.В. Пономарёв, Л.Г. Близневский, В.И. Стручков. Интегративная..

товительной группам. В качестве группы контроля были задействованы студенты Красноярского государственного торгово-экономического института и Усть-Илимского филиала Иркутского государственного педагогического университета, общее число ко -торых составило 2000 человек (1200 девушек и 800 юношей, где студентов 1-го курса - 700 чел., 2-го -500 чел., 3-го - 400 чел. и 4-го - 400 чел.). Исследование проходило с 2002 г. по 2007 г. в три этапа.

Первый этап исследования (2002-2003 гг.): проводились обзор и анализ учебно-методической и научно-исследовательской литературы по проблеме исследования; разрабатывались и формировались базовые положения, методологический аппарат и исследования; отбирались и формировались методы изучения и решения поставленных задач опытно-экспериментальной работы.

Второй этап исследования (2004-2006 гг.): организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации теоретических предположений повышения двигательной активности студентов в вузе посредством реализации интегративной технологии в физическом воспитании студентов. В процессе педагогического эксперимента корректировалось содержание интегративной технологии повышения двигательной активности студенческой молодежи, проводился в динамике оперативный, текущий и этапный контроль результатов опытно-экспериментальной работы. Результаты работы апробировались в других вузах региона.

Третий этап исследования (2007 г.): проводились анализ и обобщение полученного научного материала по результатам проведенной опытно-экспериментальной работы, публиковались в открытой печати основные результаты исследования, подготовлена программа и методические рекомендации.

Научная новизна исследования:

1. Разработаны структура и содержание интег-

ративной технологии повышения двигательной активности студентов, состоящей из следующих организационно-педагогических блоков: учебно-

практический, спортивно-массовый и индивидуально-самостоятельный.

2. Разработана педагогическая модель (рис. 1) последовательной реализации блоков интегративной технологии повышения двигательной активности молодежи в процессе обучения в вузе, где учебно-практический блок реализуется в первой половине дня, спортивно-массовый - во второй половине дня, в выходные дни; индивидуально-самостоятельный - на каникулах, в домашних условиях.

3. Выявлены уровни сформированности двигательной активности у студентов: низкий, средний и высокий, что позволяет индивидуально подходить к физическому воспитанию молодежи в вузе.

Теоретическая значимость исследования заключается в получении новых знаний о повышении двигательной активности студентов в процессе обучения в вузе, на основе использования интегративной технологии в физическом воспитании, что обогащает и расширяет общие теоретико-методологические основы и подходы в физическом образовании студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программного и методического обеспечения содержания интегративной технологии повышения двигательной активности студентов в процессе обучения в вузе.

По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен анализ эффективности интегративных форм повышения двигательной активности студентов: около 40 % студентов занимается самоподготовкой и в выходные дни, предназначенные для отдыха и восстановления организма после трудовой учебной недели. До 70 % молодежи бывает на свежем воздухе менее 30 мин. в день, 30 % - до одного часа при гигиенической норме два часа в день. Всего два процента студентов прибегают к закаливающим процедурам. Как следствие этого -вспышки простудных заболеваний в осенне-зимний и зимне-весенний периоды, которые охватывают до 79 % студентов в учебное время 1:3, а во внеучеб-ное 1:8, которое указывает на ограничение двигательной активности. Гигиенической нормой двигательной активности в день для студентов является 1.5-1.7 часа. Студенты, занимающиеся по Федеральной программе, на одном учебном занятии в среднем выполняли 110 455 различных движений, или 6 136 шагов, а девушки - 65 042 движений, или 3 826 шагов, что явно недостаточно для гигиенической нормы (10 000 шагов). На занятия физической культурой и спортом в неделю студенты затрачивают в среднем 6 часов. В то же время рекомендуется в неделю заниматься физической культурой и спортом 10-12 часов. Средние затраты времени на физическую культуру и спорт в структуре свободного времени у более половины студентов не превышают 5-7 %, при этом высокие показатели наблюдаются на 1 курсе - 6.5 %, 2 курсе - 5.8 % и низкие показатели на 3 курсе - 2.4 % и 4 курсе -1.7 %. У девушек данные показатели ниже на 19 %. В течение года у студентов выявлено следующее соотношение динамического и статического компонентов активности: студенты, занимающиеся по интегративным формам физического воспитания, показали следующий статистический материал: количество движений (локомоций) на отдельном занятии по физическому воспитанию у студентов экспериментальной группы поднялось с 6 128 до 9 500 шагов (р < 0.05), двигательная активность в течении дня у студентов экспериментальной группы

поднялась с 30 минут до 1.7 часа (р < 0.05); общее время занятий физическими упражнениями, спортом и т. д. в неделю у студентов с 5 часов увеличилось до 10-12 часов, количество участий в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях у студентов повысилось в неделю с 1 раза (30 мин.) до 3-4 раз (2.5-3 часа).

Выводы исследования:

1. Современный процесс обучения в вузе предъявляет высокие требования не только к учебной деятельности, но и к здоровью студенческой молодежи. Интенсификация учебного труда оказывает сильное психофизическое воздействие на молодой и еще не сформировавшийся организм студентов. Для сохранения и укрепления здоровья молодых людей, их полноценного развития необходимы современные интегративные формы и технологии стимулирования двигательной активности как необходимой физиологической потребности для гармоничного развития и реализации умственного и физического потенциала молодежи в процессе обучения в вузе.

2. Для повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе разработана интегративная технология, которая содержит следующие организационно-педагогические блоки: учебно-практический, физкультурно-оздоровительный и индивидуально-самостоятельный, а также этапы последовательного формирования двигательной активности на 1-4 курсах обучения.

3. Для коррекции двигательной активности студентов и индивидуального подхода к двигательному потенциалу молодых людей были выявлены уровни сформированности двигательной активности студентов: низкий, средний и высокий.

Заключение. Реализация интегративной технологии повышения двигательной активности студентов

Структура педагогической модели интегративной технологии повышения двигательной активности (ДА) студентов в процессе физического воспитания в вузе

в процессе физического воспитания в вузе способствует гармоничному и поступательному развитию интеллектуальных и физических способностей у молодых людей, повышению академической мобильности в условиях постоянно повышающих учебных и психофизических требований к настоящим и будущим компетентным специалистам, что являлось главной задачей экспериментальной работы.

Поступила в редакцию 18.09.2008

Литература

1. Виленский М.Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта и отдыха / Теория и практика физ. культуры. 1973. № 3.

2. Виленский М.Я. Основы здорового образа жизни студента. Роль физической культуры в обеспечении здоровья // Физическая культура студента. М., 2001.

3. Виленский М.Я. Пути компенсации дефицита двигательной активности и повышения уровня физической работоспособности и подготовленности студенток / Теория и практика физ. культуры. 1975. № 4.

4. Гриненко М.Ф. Сколько же надо двигаться. М., 1985. № 2. Сер.: Физкультура и здоровье.

5. Дзюбалов А.В. Двигательные и организационно-методические умения как факторы приобщения студентов к самостоятельной физкультурной деятельности; автореф. канд. дис. М., 1991.

6. Дедовская Н.М. Двигательная активность человека и гипокинезия. Новосибирск, 1972.

7. Зациорский В.М. Двигательная активность как фактор антириска ишемической болезни сердца // Теория и практика физ. культуры.

1986. № 9.

8. Завьялов А.И. Физическое воспитание студенческой молодежи: учебное пособие. Красноярск,1996.

9. Сидоров Л.К. Формирование и реализация двигательной потребности в системе непрерывного физкультурного образования: автореф.

дис. д-ра пед. наук. Улан-Удэ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.