Научная статья на тему 'Педагогические аспекты ориентации учащихся на здоровый стиль жизни'

Педагогические аспекты ориентации учащихся на здоровый стиль жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / АЭРОБИКА / САМОВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / HEALTHY LIFESTYLE / GENDER APPROACH / AEROBICS / SELF-EDUCATION / INTEGRATIVE STUDIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков B. C., Шондина И. А., Никифорова С. А.

Рассматриваются вопросы физического воспитания студентов, формирование здорового стиля жизни, используя интегративный подход на занятиях по аэробике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быков B. C., Шондина И. А., Никифорова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical aspect of students' orientation to a healthy lifestyle

the post-graduate student of chair of physical training

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты ориентации учащихся на здоровый стиль жизни»

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

УДК 796.4+378.037

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ

B.C. Быков, И.А. Шондина, С.А. Никифорова Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Рассматриваются вопросы физического воспитания студентов, формирование здорового стиля жизни, используя интегративный подход на занятиях по аэробике.

Ключевые слова: здоровый стиль жизни, гендерный подход, аэробика, самовоспитание, интегративные занятия.

Введение. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с ухудшением здоровья специали-стов-выпускников высшей школы, ростом заболеваемости в процессе их профессиональной подготовки и последующим снижением функциональных резервов организма, работоспособности, репродуктивных функций девушек и, как следствие, рождением ослабленного потомства. От того насколько успешно удается сформировать и закрепить здоровьесберегающие ориентации и навыки здорового стиля жизни в молодом возрасте, зависит благополучие человека на всем протяжении его жизнедеятельности [3, 6, 7, 9, 11].

Сегодня стало очевидно, что если не добиться заинтересованности к физической культуре, предусматривающей обращение к личности студента [1], то и дальше проблема неудовлетворительного состояния здоровья будет постоянно возникать. В связи с этим возникла необходимость совершенствования физического воспитания студентов с целью ориентации их на здоровый стиль жизни [2, 8].

В современной теории физической культуры все чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека, необходимо отметить, что в слове «физическое» традиционно акцент делается на двигательно-биологи-ческом аспекте, а в термине «физкультурное» присутствует понятие «культура», то есть воспитание через культуру посредством освоения ценностного потенциала и её развивающих возможностей, нравственных норм, способов деятельности. Потенциал физической культуры составляют ценности когнитивного, двигательного, технологического, интенционного и мобилизационного характера, для освоения которых создаются оптимальные условия в рамках личностно-ориентированного физического воспитания [2].

Анализ литературных источников показал, что понятия «образ» и «стиль» жизни неоднозначны, «образ жизни» отражает способ жизнедеятельности социальной общности, а «стиль жизни» -способ самовыражения индивидуальности в жизнедеятельности [3, 5] Таким образом, разграничение понятий «здоровый стиль жизни» и «здоровый образ жизни» позволяет согласовать «вариативность» и «норму», «индивидуальность» и «задан-ность», определить ту грань, что разделяет разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является нецелесообразным для другого. В контексте вышеизложенного М.Я. Виленский [4] определяет здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации личности в ней.

В педагогическом плане важнейшее значение имеет адекватность содержания и условий физической подготовки индивидуальному состоянию девушек, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора форм двигательной активности, самообразование студенток в сфере физической культуры.

Со студентками университета были проведены исследования. Изучение ценностных ориентации по опроснику Рокича показало, что наиболее значимыми ценностями у студенток 1-3 курсов являются здоровье, любовь, наличие верных друзей, счастливая семейная жизнь, материальная обеспеченность, интересная работа, хорошее образование. Наиболее значимыми факторами, по мнению студенток, отрицательно влияющими на организм человека явились экологическая обстановка, стрессовые ситуации и перегруженность учеб-

ной программы, низкое качество медицинской помощи, наследственность, курение, употребление алкоголя, наркотиков. Результаты опроса показали, что локус контроля у респондентов в основном направлен на внешние факторы, т.е. ответственность за сохранение здоровья студентки на себя не принимают, чаще всего они не задумываются о сохранении и поддержании здоровья, хотя и ставят его по значимости на первое место, при этом в нашем исследовании установлено, что 34,0 % студенток 1-3 курсов вуза курят. Анализ показателей физического развития в процессе традиционной постановки физического воспитания, позволил заключить, что у студенток происходит увеличение показателей массы тела на 3,5 % и состава тела (жировой массы) на 8,0 %. Вместе с тем показатели физической подготовленности у студенток при традиционной системе физического воспитания снижаются: силовая выносливость мышц-сгибателей туловища - на 11,5 %, сила мышц рук -на 11,2 %, жизненная ёмкость лёгких - на 5,9 %, кистевая динамометрия - на 6,9 %.

Полученные в предварительных исследованиях показатели свидетельствуют о том, что традиционная система физического воспитания в вузе не обеспечивает социальную мобильность, адаптивность личности в современных условиях жизни, не формирует здоровый стиль жизни и не нацеливает студенток на использование средств физической культуры в профилактике репродуктивного здоровья.

Организация исследования. Руководством по планированию учебных и внеучебных занятий явилась «Программа по физическому воспитанию для вузов» (2000), включающая в себя два взаимосвязанных содержательных компонента: обязательный или базовый, обеспечивающий формирование основ физической культуры личности, и вариативный, опирающийся на базовый, дополняющий его и учитывающий индивидуальность каждого студента, его мотивы, интересы, потребности, региональные условия и традиции развития культуры. На этой основе обеспечивается построение разнообразных по направленности и содержанию элективных и факультативных курсов. Программа интегративных занятий для девушек-студенток 2 и 3 курсов состояла из теоретического раздела, практического раздела, зачетов и экзамена. Теоретический раздел включает в содержание каждого занятия 8-10 минут информации по теории и методике физического воспитания об анатомофизиологических особенностях женского организма, по рациональному питанию, использованию средств восстановления, самоконтроля и самоорганизации и др. Практический раздел включает в содержание занятий овладение умениями и навыками разновидностей аэробики (степ-аэробика, пилатес, каланетика и др.), методиками восточных оздоровительных систем, выполнение учебноисследовательских заданий, презентацию фраг-

мента учебного занятия, выступление с докладом, обучение навыкам самоконтроля морфофункционального состояния, презентацию индивидуальных программ физического самосовершенствования.

Содержание интегративных занятий для девушек предполагало выполнение поэтапных действий [10]. В исследовании этапы обозначены условно и, не имея конкретных временных рамок, «перетекают» друг в друга. Переход от одного этапа формирования здорового стиля жизни личности к другому обусловливается изменениями соотношения управленческих воздействий преподавателя и субъектной активности студента - постепенного перехода от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным, а также и степенью осознания ценности здоровья и здорового стиля жизни для выполнения своего предназначения (вынашивание и рождение здоровых детей), достижения социального и профессионального успеха молодых людей: оценочную рефлексию, принятие, самоопределение, самоуправление, самовыражение.

Информационно-инструктивный этап. Деятельность преподавателя. Информирование студенток о роли физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ознакомление студенток с особенностями выбранного вида физкультурно-оздоровительной деятельности, способами формирования престижного для имиджа девушек вида двигательной деятельности, соблюдением техники безопасности, гигиенических норм и требований. Мотивация студенток к занятиям с позиции внутренней потребности в них. Информирование студенток о влиянии занятий аэробикой на ведущие системы организма и развитие физических качеств, о положительном влиянии занятий оздоровительными системами Востока (йога, цигун). В деятельности преобладают объяснение, показ, контроль.

Деятельность преподавателя и студента. Оценка индивидуального уровня физического развития и подготовленности (физической, функциональной, технической), выявление имеющихся особенностей развития организма занимающихся, анализ результатов медицинского осмотра.

Деятельность студента. Выполнение заданий и требований преподавателя, работа с индивидуальной картой морфофункционального состояния своего организма.

Рекомендательный этап. Деятельность преподавателя. Формирование у занимающихся целостного представления об организме, особенностях влияния занятий на женский организм (осанку, пластику, гармоничность развития, репродуктивные способности), ориентация на идею ценности здоровья как цели и средства достижения жизненных успехов. Информирование об общих положениях и правилах физкультурно-оздоровительной тренировки (систематичность, доступность, всесторонность, активность и др.), о значении рационального питания, режиме учебы, отдыха и

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

двигательной деятельности. Проведение практических занятий аэробикой с различной интенсивностью (регулирование нагрузки на занятии, изменение ЧСС, меры предупреждения травм) с учетом индивидуальных особенностей организма студенток, разучивание комплексов статодинамических упражнений цигун, элементов фитнес-йоги. Составление индивидуальных программ физического совершенствования, направленных на сохранение репродуктивного потенциала через навыки здорового стиля жизни. В деятельности преобладают объяснение, показ, организация взаимоконтроля, контроль.

Деятельность преподавателя и студента. Совместный анализ индивидуального морфофункционального состояния организма, определение «сильных-слабых» сторон подготовленности, «проблемных зон» телосложения каждой студентки, особенностей восстановления после физических нагрузок.

Деятельность студента. Работа под руководством преподавателя. Определение генотипа, массоростовых индексов (индекс Кетле, ИМТ, Брока), противоречия «желаемое-действительное», целеполагание («процесс-субъективный идеал»), анкетирование.

Частично-преобразующий этап. Деятельность преподавателя. Сочетание различных видов аэробики, йоги, цигун. Объяснение и выполнение специальных упражнений для различных мышечных групп. Методы, средства и формы восстановления работоспособности студентов. Основные формы работы - аспектный контроль, коррекция, помощь в осуществлении самоконтроля.

Деятельность преподавателя и студента. Учет изменения ЧСС в процессе занятий, определение степени воздействия комплекса упражнений на занимающихся по внешним признакам утомления. Коррекция индивидуальных программ физического самосовершенствования.

Деятельность студента. Самостоятельная подготовка и проведение частей (фрагментов) занятий, подбор музыкального сопровождения. Самостоятельное планирование рационального режима дня, распределение бюджета свободного времени, рациона питания в зависимости от времени года, двигательной активности, самочувствия, социально-бытовых условий.

Этап самостоятельной творческой деятельности. Деятельность преподавателя. Повышает уровень своей профессиональной подготовки и качество учебных занятий, использует на занятиях новые комплексы упражнений и музыкальное сопровождение, что повышает мотивацию к физкультурно-оздоровительным занятиям и интерес к физическому самосовершенству студенток, продолжает формирование ценностных ориентаций, выстроенных по важности и необходимости, таких как создание семьи и рождение детей. Преобладающая форма работы - коррекция.

Деятельность преподавателя и студента. Анализируют использование средств закаливания, восстановление после физических нагрузок различной направленности, эффективность воздействия индивидуальных комплексов упражнений на психофизическое состояние, самокоррекции психических состояний.

Деятельность студента. Самостоятельно разрабатывает индивидуальную программу физического самосовершенствования с учетом гендерных особенностей. Готовит и проводит презентацию основной части занятия со студентами младших курсов. Систематически поддерживает свою физическую и функциональную подготовленность, проводит коррекцию осанки и телосложения. На основе полученных знаний, умений и навыков решает проблемы, связанные с распределением бюджета свободного времени, обобщает данные самоконтроля, применяет теоретические знания с целью физической самоподготовки, овладевает способами поиска новых знаний, саморазвития, усваивает связи между научными знаниями, умениями, навыками на основе самообразования, физического самовоспитания.

Обсуждение результатов исследования. В результате реализации программы интегративных занятий студенты овладевают определенным объемом знаний, благодаря которому у них меняется отношение к стилю жизни и гендерному поведению, обеспечивается понимание значимости физической активности. Они учатся решать проблемы распределения бюджета свободного времени, рационального питания, индивидуальной физической подготовки, учатся обобщать результаты самоконтроля морфофункционального состояния, применять теоретические знания на практике, овладевать методами поиска новых знаний, вводить новые знания, умения и навыки в область физического самовоспитания.

Результаты исследования показали, что студенты, занимающиеся по специально разработанной программе, наиболее рационально использовали бюджет свободного времени, так на просмотр телепередач и работу с компьютером тратят 14,0 % бюджета в сравнении с 27,0 % у студентов, неориентированных на физическое самовоспитание. На занятия физкультурно-оздоровительной направленности разница затрат времени у студенток контрольной и опытной групп ещё более существенна - 8,0 % и 27,0 % соответственно. После проведения опытно-эксперимен-тальной работы (см. рисунок) произошло улучшение показателей морфофункционального развития, физических качеств студенток: показатели силовой выносливости мышц туловища увеличились (в частности, сгибание-разгибание туловища за 1 и 2 мин до 20,0 % и 13,1 % соответственно), гипоксические пробы Штанге и Генча увеличились до 25,5 и 27,5 % соответственно, показатель ЖЕ Л увеличился на 13,1 %.

ей

5

а

к

6 я & о

□ КГ-1, КГ-2 ЕВ ОГ-1, ОГ-2

& 14,5

20

_7;Г

0,4

5,9

-ад-

6,5

25,5

27,5!

11,1

5,8

6,20

1,6 1,6 или

20,7

Изменения показателей морфофункционального состояния и подготовленности студенток, %: 1 - масса тела; 2 - состав тела (% жира); 3 - сгибание-разгибание туловища за одну минуту; 4 - сгибание-разгибание туловища за две минуты; 5 - сгибание-разгибание рук в упоре лёжа; 6 - жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ); 7 - гипоксическая проба (Штанге); 8 - гипоксическая проба(Генча)

В процессе реализации программы произошло значительное увеличение количества студенток, систематически использующих средства самооз-доровления: самомассаж - на 7,5 %, закаливающие процедуры - на 18,7%, психокоррекцию и аутотренинг - на 18,8 %, сбалансированное питание -на 32,4%. Результаты исследования позволяют констатировать, что в опытных группах произошли более выраженные изменения отношений студенток к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (см. таблицу).

У студенток опытной группы были отмечены снижение показателя на «отметку-зачет» с 71,6 % до 32,4 % и повышение показателя на «процесс-субъективный идеал» с 27,4% до 67,6 %. У студенток контрольной группы значительных изменений ориентации на «отметку-зачет» и «процесс-субъективный идеал» не выявлено.

Таким образом, применение разработанной программы интегративных занятий для девушек оказало выраженное положительное влияние на формирование здорового стиля жизни студенток и позволило сделать замечания - оптимальными условиями формирования здорового стиля жизни

студенческой молодёжи являются: учёт гендерных особенностей при предоставлении права свободы выбора видов физкультурно-оздоровительной деятельности; введение интегративных занятий для девушек в процесс организованного физического воспитания в вузе; реализация идеи индивидуальной ценности здоровья как цели и средства достижения жизненных успехов, карьерного роста, социального статуса и семейного благополучия; критериями здорового стиля жизни студенток являются: постоянные позитивные изменения в уровне физической и функциональной подготовленности; уровень знаний в области физического самовоспитания, навыков самоконтроля и самокоррекции; рациональное распределение бюджета свободного времени; построение иерархии жизненных ценностей, которую возглавляет создание семьи и рождение здоровых детей, ценностное отношение к средствам оздоровления и ориентации студенток в образовательной деятельности на «процесс-субъек-тивный идеал»; внедренная программа интегративных занятий для девушек является эффективным средством формирования здорового стиля жизни студенческой молодежи, стимулирует лич-

Изменения отношений студенток к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, чел. (%)

Отношения КГ-1, КГ-2 (п = 76) ОГ-1, ОГ-2 (п = 74)

Начало ОЭР Окончание ОЭР Начало ОЭР Окончание ОЭР

Активно занимающийся 18(23,7) 27 (35,5) 17 (23,0) 42 (56,7)

Болелыцик-союзник 21 (27,7) 30 (39,5) 20 (27,0) 22 (29,7)

Потенциальный союзник 25 (32,9) 11(14,5) 22 (29,7) 7 (9,5)

Пассивный наблюдатель 12 (15,7) 8 (10,5) 15 (20,3) 3 (4,1)

Откровенный противник 0 0 0 0

Примечание. ОЭР - опытно экспериментальная работа.

Оздоровительные технологии в образовательном процессе

ностно-значимую добровольную физкультурно-оздоровительную активность и решает образовательные запросы студенческой молодёжи, предъявляющие повышенные требования к качеству образования, открытости и доступности образовательных услуг в сфере «Физической культуры».

Литература

1. Амонашвипи, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд-во «Дом Ш. Амонашвили», 1996. - 496 с.

2. Балъсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубы-шева // Теория и практика физической культуры. -2003.-№> 5.-С. 19-22.

3. Быков, B.C. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук/B.C. Быков. — Челябинск: УралГАФК, 1999. -47 с.

4. Виленский, М.Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 11. — С. 2-7.

5. Загвязинский, В.К Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для сту-

дентов высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. - М., 2001. - 192 с.

6. Захарова, Т.Г Прогноз репродуктивного здоровья девушек-подростков и пути его укрепления/ Т.Г. Захарова, Г.Н. Гончарова, О.С. Филиппов// Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. -2002.-№2.-С. 34-37.

7. Комков, А.Г. Педагогическая технология процесса физического воспитания школьников: методические рекомендации / А.Г. Комков. - СПб., 2002. - 32 с.

8. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания: учеб. пособие / И.В. Манжелей. — М.: Науч.-издат. центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - 185 с.

9. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. -М.: Физкультура и спорт, 1991. - 224 с.

10. Чапаев, Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции: дис. ... д-ра пед. наук / Н.К. Чапаев. - Екатеринбург, 1998. - 359 с.

11. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья / А.Г.Щедрина: методол. аспекты / отв. ред. Ю.Н Бородин. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989.-254 с.

Поступила в редакцию 12 января 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.