Научная статья на тему 'Аэробные средства оздоровления студенток вуза'

Аэробные средства оздоровления студенток вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
913
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Устинов И. Е., Кириллова Е. Г., Кочергина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аэробные средства оздоровления студенток вуза»

ют, что диплом вуза имеет положительные характеристики, а 43% с этим не согласны. Для повышения имиджа вуза респонденты предлагают:

- превратить выпускников в носителей бренда;

- ввести современные технологии;

- чаще проводить рекламные акции;

- усилить активность в трудоустройстве выпускников;

- привлекать практиков к проведению занятий;

- изменить содержание программы;

- разработать фирменный стиль вуза.

Современная концепция развития и реформирования сферы образовательных услуг ориентируется на спрос населения на эти услуги. При формировании

стратегической модели имиджа вуз должен базироваться на успехах выпускников и максимальном их пропагандирова-нии. Имиджевая политика должна опираться на бренды ведущих фирм, руководителями которых являются выпускники

вуза. Современная тенденция инновационного развития рассматривает выпускника не только как носителя профессиональных знаний и навыков, но и как генератора новых идей, технологий решения насущных проблем.

Положительный имидж вуза невозможен без формирования у выпускника:

- профессиональной компетенции;

- коммуникативной готовности;

- развития творческого подхода к решению профессиональных задач;

- устойчивого, осознанно позитивного отношения к выбранной профессии;

- понимания ситуаций, тенденций развития социума, науки, техники. На современном этапе реформирования образования структуризация маркетинговых стратегий образовательного учреждения, в том числе стратегии повышения имиджа, является важным фактором повышения конкурентоспособности вуза и выпускника.

ЛИТЕРАТУРА

1. Посталюк Н.Ю. Проектирование инновационных образовательных систем: Региональный аспект. Республи-каТатарстан. г. Казань. Региональный Центр образования Поволжья при ИССО РАО [Электронный ресурс]. URL: http://psYcology.narod.ru/121.html (дата обращения 13.12.11).

2. Субетго А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. СПб.- Кострома. 2004.

3. Оценка качества профессионального образования / Под общ. ред. В.И.Байденко, Дж. Ван Занворт. М., 2001.

УДК 796:338.28 ББК 75

АЭРОБНЫЕ СРЕДСТВА ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК ВУЗА

И.Е. Устинов, Е.Г.Кириллова, А.А.Кочергина

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

Здоровье нации и формирование здорового образа жизни (особенно у подрастающего поколения) - приоритет для нашего государства, залог успешного развития страны и благополучия ее граждан.

Однако увеличение темпа жизнедеятельности, усиление конкуренции в современном обществе, перераспределение доли физического труда в пользу интеллектуального, навязывание средствами массовой информации культуры не-

здорового образа жизни сказывается на качестве жизни людей и ухудшении их самочувствия и здоровья.

Здоровье человека определяется Всемирной организацией здравоохранения не только как отсутствие болезней, но и как социальное, нравственное, физическое и психическое благополучие. Укрепление здоровья при обучении в вузе и овладение студентами средствами оздоровления для самостоятельного применения является одной из ключевых общекультурных компетенций для будущих специалистов социальной сферы.

Аэробные виды физической активности предоставляют широкие возможности для оздоровления организма. Суть этих упражнений заключается в выполнении циклических и ациклических двигательных действий на фоне достаточного (для восполнения энергии) поступления в организм занимающихся кислорода и, как следствие, отсутствие кислородного долга. Пульсовая стоимость работы при аэробной тренировке находится на уровне 50-80% от максимальных значений частоты сердечных сокращений. Эти характеристики аэробного режима работы позволяют рекомендовать его к использованию в оздоровительных целях [1].

За счет систематических воздействий физических упражнений, выполняемых до уровня аэробно-анаэробного порога, происходит оздоровление организма на физическом, психическом и духовном уровне. На физическом уровне совершенствуется общая выносливость, способность управлять своим телом, укрепляются мышцы и связки, совершенствуется вегетативная регуляция всех органов и систем организма. На психическом уровне за счет выделения в кровь эндорфинов снимается напряжение и улучшается настроение. Двигательная активность приводит к активации центральной нервной системы, что в свою очередь вызывает улучшение свойств как произвольного, так и непроизвольного внимания, оперативной и долговременной памяти, сообразительности.

Нагрузки аэробной направленности положительно сказываются на учебной деятельности. Они обеспечивают повышение умственной работоспособности сразу после занятия, в отличие от нагрузок более интенсивного характера, которые вызывают усталость и рассеянность внимания.

В здоровом теле - здоровый дух. На занятиях оздоровительной физической культурой формируются нравственные качества, связанные со взаимопомощью, уважением норм и правил, бытующих в обществе. Благодаря такому комплексному воздействию аэробные физические упражнения получили широкое распространение в практике коррекции нозологических и донозологических форм нарушения здоровья и в тренировке здоровых людей.

Изучая ценностные ориентации и здоровье студенток Санкт-

Петербургского университета сервиса и экономики с помощью анкетного опроса и анализа данных медицинского осмотра, мы пришли к выводу о том, что они во многом определяются «школьной патологией» и отношением к культуре здорового образа жизни в семье.

Основные заболевания школьников связаны с нарушениями соотношения роста и веса, проблемной кожей, понижением зрения, с неправильным прикусом, кариесом, сколиозом, дефектами функции равновесия, центральной и периферической гемодинамики, внешнего дыхания. В возрастном диапазоне 7-17 лет постоянно снижается адаптационный потенциал кардиореспираторной системы [2].

Поступая в высшее учебное заведение, бывший школьник к своему багажу болезней получает новые психотрав-мирующие ситуации. Это неизвестность, множество новых требований, незнание правил студенческой жизни, большое количество незнакомых людей. Для иногородних студентов актуализируется проблема «крыши над головой». В период сессии к данным проблемам прибавляются страхи морально-этического плана,

страх получения плохой оценки, забыть выученное и т.д.

Во время зачетно-

экзаменационной сессии из-за отсутствия общеобязательных занятий по физической культуре происходит снижение уровня физической активности и, в то же время, увеличивается доля интеллектуальной нагрузки, что приводит к увеличению личностной тревожности. За время каникул уровень тревожности возвращается к исходному. Напряженное психическое состояние студенток отражается на показателях центральной гемодинамики и влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. На первом году обучения у студенток (по сравнению с периодом сразу после окончания школы) регистрируется повышенное артериальное давление и частота сердечных сокращений.

Данные факторы приводят к тому, что уровень физического здоровья студентов снижается, а количество хронических больных возрастает [3]. На втором и третьем году обучения наблюдается стабилизация эмоционального состояния студенток, что проявляется в снижении уровня реактивной тревожности и в повышении показателя субъективной оценки самочувствия по сравнению с первыми сессиями. У девушек со слабым здоровьем, по сравнению с юношами, более выражен повышенный уровень нервно-психической напряженности, утомляемости, а также отмечается снижение скорости и подвижности нервных процессов

[4].

Исследованием образа жизни студенческой молодежи установлено, что около трети анкетированных считают условия организации учебного процесса неблагоприятными для здоровья [5]. Однако объективный анализ условий обучения (наличие столовой, обеспеченность иногородних студентов общежитием, рациональное использование учебного времени для распределения аудиторной работы) позволяет усомниться в объективности ответов студентов. Единственным, на наш взгляд, объективным фактором, негативно влияющим на учебную дея-

тельность и здоровье студентов, является высокая (относительно средней заработной платы в стране) стоимость обучения в вузах и стоимость проживания для иногородних. Эти обстоятельства подталкивают студентов чрезвычайно рано выходить на рынок рабочей силы и искать места подработки или основной работы уже с первого курса и, зачастую, не по специальности. Это не может не сказываться на отношении к здоровью, здоровому образу жизни и к учебе.

В начале 2011/2012 учебного года был проведен социологический опрос студенток юридического института и института социологии и управления социальными процессами СПбГУСЭ. В анкетировании приняли участие студентки первого, второго и третьего курсов с различным уровнем здоровья и физической подготовленности в количестве 100 человек.

Результаты данного опроса позволили установить, что духовные ценности (помочь как можно большему числу людей, найти свое предназначение в жизни, смирение и познание Бога, стать личностью, познать мир и сделать его лучше и чище) ставят на первое место только 10% опрошенных студенток. 30% студенток в иерархии ценностей отдают предпочтение семейному благополучию (вырастить здоровых детей, иметь счастливую семью).

У 60 % студенток на первом месте материальные или карьерные цели (хорошая зарплата по окончании вуза, наличие машины, дачи, квартиры).

В ответе на вопрос о целях занятий физическими упражнениями (с возможностью самостоятельно сформулировать ответ) никто из студенток не указал на необходимость развития каких-либо двигательных качеств (возможно, в связи с низкой жизненной потребностью в их развитии и молодостью, позволяющей не замечать некоторые из них).

В то же время критически относятся к своей фигуре 75% опрошенных студенток. Основными проблемными зонами в анкетах были указаны спина (70%), талия и мышцы брюшного пресса

(50% ), ягодицы (26%), бедра (20%), руки (19%), грудь (12%). В анкетах четко прослеживается взаимосвязь между удовлетворенностью своей фигурой и занятиями физическими упражнениями. Однако мы не смогли по результатам опроса установить, является ли высокая самооценка (отсутствие критики своей фигуры) следствием занятий физическими упражнениями или на самооценку влияют изначально заложенные (генетически и в воспитании) установки и хорошая функциональная и физическая готовность, позволяющая реализовывать себя в различных видах физкультурной активности.

Такое отношение к внешнему виду в молодости сказывается и на мотивах занятий физическими упражнениями. В молодом возрасте эти мотивы больше связаны с внешним видом (снижение веса, коррекция фигуры), а состояние здоровья завершает рейтинговый список. С возрастом на лидирующие позиции выходят здоровье и общение, а внешний вид перестает быть главным [6].

Только 20% опрошенных студенток указали на то, что регулярно проводят выходные на свежем воздухе (ходят в походы, выезжают за город, гуляют в парке) и соблюдают гигиенические нормы нахождения на свежем воздухе после учебы (2-3 часа в день). Данный факт является настораживающим, так как в оздоровительном плане принятие воздушных ванн трудно заменить любыми дорогостоящими и модными занятиями на тренажерах, эра-процедурами и т.п. Это подтверждается тем, что в числе 20% опрошенных студенток, проводящих достаточное время на открытом воздухе, не оказалось тех, кто имеет проблемы с состоянием кожи и критически относится к своей фигуре.

80% студенток имеют хронические заболевания. По итогам опроса, самыми распространенными заболеваниями у студенток оказались нарушения опорно-двигательного аппарата - 78% (сколиоз, искривление позвоночника, плоскостопие), проблемы со зрением имеют 44% опрошенных, 55% - заболевания желудочно-кишечного тракта (га-

стродуоденит, эрозивный гастрит, диски-незия желчевыводящих путей), сниженный иммунитет (частые простудные заболевания, тонзиллит, гайморит, ларингит, бронхит) указали в ходе опроса 19% студенток. Среди студенток, имеющих хронические заболевания, на такие симптомы, как снижение концентрации внимания, недостаточная активность, усталость, проявляющаяся в течение дня, указывают 100%.

Анкетные данные о неблагополучном состоянии здоровья студенток подтверждаются результатами ежегодного медицинского осмотра. Анализ журналов учета посещаемости, где фиксируются ограничения физической активности, выявил большое количество студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной (до 30% в зависимости от факультета и специальности) и подготовительной (до 10%) медицинским группам.

По данным обзора литературы [7], на основе анкет и анализа справок, подтверждающих ограничение физической активности, не удается установить лидерство какой-либо нозологической группы в структуре заболеваний студенток. Причины этого мы видим как в субъективных трудностях (в способах выявления заболеваний, в различных методиках социологических опросов, особенностях авторских интерпретаций и самооценок студенток), так и в объективных закономерностях (климато-географические особенности региона, различные характеристики здоровья студенток, поступающих на разные специальности).

Особое беспокойство вызывают различные нарушения режима дня в студенческой среде. Так, по итогам опроса выяснилось, что в студенческом возрасте закладываются основы для сбоя биологических часов. 73% опрошенных студенток ложатся спать с полуночи до часу ночи, 12% - с часу до двух часов, 15% -позже двух часов ночи. Многие из опрошенных знают о наиболее качественном восстановлении адаптационных ресурсов организма во сне в период с 22 до 24 ча-

сов, однако пренебрегают соблюдением распорядка дня.

По 5-6 часов проводят за компьютером либо за просмотром телевизора 9% студенток, по 3-5 часов - 19% студенток, до 3 часов в день - 65% студенток. И только 7% студенток ограждают себя от действия данного неблагоприятного фактора. Необходимо отметить, что только 40% объяснили необходимость таких действий учебной или профессиональной деятельностью (при совмещении работы и учебы на старших курсах).

Выявлено, что из 100 опрошенных студенток - 21 систематически курит. 4 из них выкуривают более 100 сигарет в неделю, 2 студентки - более 80 сигарет в неделю, 8 студенток - 60 сигарет в неделю, а 7 студенток - более 40 сигарет в неделю. Необходимо отметить, что табакокурение девушек приводит к понижению у них артериального давления (относительно нормальных величин) [8].

Указывая в анкетах на необходимость сбалансированного питания для сохранения здоровья, лишь 10% студенток считают, что питаются правильно. Остальные отметили однообразность рациона питания, недостаток получения с пищей витаминов, отсутствие грамотного рациона и замена его «сухим пайком» (бутербродами и супами быстрого приготовления), повышенное содержание в рационе быстрорастворимых углеводов (сладостей, крахмалистой пищи, макарон, булочек). Основные проблемы, связанные с приемом пищи, на которые обратили внимание студентки в своих анкетах, -это плохая переработка пищи в ротовой полости из-за реального дефицита времени, совмещения приема пищи и дополнительной деятельности. Важность пережевывания пищи объясняется тем, что только тщательно размельченные углеводы расщепляются во рту под действием ферментов неразбавленной слюны, амилазы и лактазы. Низкой культурой приема пищи мы объясняем большое количество заболеваний желудочно-кишечного тракта в среде студенческой молодежи.

38% опрошенных студенток употребляют слабоалкогольные напитки не чаще 1-2 раз в год, а 4% - 4—5 раз в месяц. Фактов употребления наркотиков среди девушек по результатам анкетирования не зафиксировано. Однако это может быть связано не с реальным положением дел, а с боязнью ответственности (несмотря на то, что анкеты являются анонимными).

Интерпретируя ответы студенток на вопрос о средствах оздоровления, необходимо отметить, что подавляющее большинство осознают необходимость комплексного подхода. 97% респондентов в ответе на открытый вопрос отнесли к таковым физические упражнения различных видов и форм, 90% — отказ от вредных привычек, 82% - правильное питание, 70% - закаливание организма для повышения иммунитета (водные воздушные и солнечные ванны, контрастный душ, обливание), 65% - рациональный режим дня, 49% - полноценный сон.

Обращает на себя внимание то, что 50% респонденток связывают отдых с занятиями физической культурой и спортом. На первое место выходят занятия физическими упражнениями в режиме аэробной нагрузки. Среди предпочтений студенток (в порядке уменьшения значимости) можно отметить занятия с танцевальной направленностью, классические виды аэробики, подвижные игры (волейбол, настольный теннис, дартс), катание на роликах, бег, йогу.

26% студенток связывает отдых с творческой деятельностью: чтением, сочинением стихов, прозы, музыки, рисованием, фотографированием, игрой на музыкальных инструментах, вышиванием.

24 % предпочитают отдых на свежем воздухе (прогулки в лесу, отдых на природе).

Факт активной жизненной позиции студенток связан с тем, что лишь 4% опрошенных не имеют любимого дела и предпочитают пассивно проводить свободное время.

Необходимо констатировать разрыв между желанием студенток зани-

маться физической активностью и реальностью. Из опрошенных студенток не нашлось ни одной, кто поставил под сомнение факт положительного влияния физических упражнений на организм. Активной жизненной позиции придерживается абсолютное большинство студенток. Меньшее количество студенток выбирает для самореализации физические упражнения. И лишь небольшое число опрошенных девушек видят себя в массовых соревнованиях.

Приоритет соревновательной активности среди девушек заметно ниже, чем у юношей. 22% студенток ответили положительно на вопрос о желании участвовать в соревнованиях массового характера. Среди перечисленных вариантов были соревнования по баскетболу, волейболу, настольному теннису, бегу. В основном такое желание проявляется у студенток, ранее занимавшихся или сейчас занимающихся определенным видом спорта. Причем к старшим курсам данная активность среди девушек существенно снижается. Анализ участников соревнований (среди девушек) доказывает факт резкого падения численности участниц спартакиады СПбГУСЭ с переходом на третий и четвертый курс.

Социологический опрос, анализ научной литературы по методике оздоровительной тренировки и собственный опыт применения аэробных оздоровительных средств позволяет выделить ряд методических особенностей в использовании средств физической культуры у девушек студенческого возраста.

Формирование мотивационных предпосылок к ведению здорового образа жизни (соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек, занятия физическими упражнениями, гигиена питания, а отсюда увеличение адаптационных резервов организма, улучшение самочувствия) должно осуществляться через внешне привлекательные для студенток стимулы, связанные с сохранением и улучшением фигуры, получением положительных эмоций от движения, использованием нового оборудования и инвентаря на практических занятиях. Устранение факторов

психического дискомфорта студенток (страха осуждения, ощущения неполноценности, дискомфорта из-за слабого физического развития) позволяет им быстрее адаптироваться к занятиям физическими упражнениями.

Обеспечение комплексного решение задач оздоровительной физической культуры в рамках применения аэробных средств: экономизация деятельности кардиореспираторной системы в покое и увеличение адаптационных ресурсов для выполнения физической нагрузки, оптимизация нейро-эндокринных влияний, совершенствование межмышечной и внутримышечной координации, укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление иммунитета за счет неспецифических механизмов, снижение нервно-психической напряженности и последствий стресса от учебной деятельности, при совмещении работы и учебы на старших курсах, формирование умений работы в коллективе при соблюдении норм и традиций общества, обеспечение минимальным набором знаний и алгоритмом разработки и выполнения комплексов физических упражнений с целью оздоровления организма при столкновении со стрессорами (определение целей и задач, выявление эффективных средств и способов контроля и самоконтроля).

В процессе обучения в вузе студенткам предоставляется целый спектр различных по форме и содержанию аэробных средств физической культуры для поддержания и укрепления здоровья и развития функциональной подготовленности. Общеобязательные занятия физической культурой могут по выбору студенток дополняться секционными и самостоятельными занятиями в свободное от учебы время и участием в физкультурно-массовых мероприятиях. В каждом из перечисленных видов физической активности в обязательном порядке должны решаться оздоровительные задачи.

Формы оздоровительной активности определяют конкретные технологические решения управленческого характера. В целом процесс управления связан

с анализом здоровья и уровня подготовленности студенток, планированием учебно-тренировочных занятий, реализацией намеченных планов, контролем и учетом нагрузки, внесением коррективов в намеченные планы. В рамках урочных форм ранее описанную цепочку действий преподаватель проделывает совместно со студентом (приоритет остается за преподавателем). При выборе внеурочных форм физической активности также необходима совместная работа студента и специалиста в области физической культуры, но с приоритетом принятия решения, остающимся за студентом.

Основной принцип подбора физических упражнений в оздоровительной тренировке заключается в балансе возможностей и желаний занимающихся, с одной стороны, и наличием необходимой спортивной базы, качественного оборудования, высококлассных специалистов - с другой.

При распределении средств аэробной тренировки в течение года у девушек оптимальным будет комбинированное использование циклических и ациклических форм аэробной физической активности: ходьбы, плавания (в открытых водоемах), бега, оздоровительного туризма в летний период, передвижений на лыжах и занятия плаванием (в бассейне) в зимний период, использование современных форм фитнеса (занятия на тренажерах, аэробика) в весенне-осенний период.

Для аэробных средств оздоровительной физической культуры характерно использование умеренных по мощности, постепенно возрастающих по объему (в большей степени) и по интенсивности (в меньшей степени) физических упражнений циклического и ациклического характера. Максимальное использование естественно-средовых и гигиенических факторов, комплексное применение средств укрепления опорно-

двигательного аппарата, развития подвижности суставов и силовой выносливости мышц; «комфортный» режим двигательной активности на психическом (есть желание заниматься, улучшение настроения после занятий) и физическом

(отсутствие болевых ощущений, чувства недостатка кислорода) уровнях позволяет не переходить черту оздоровительной тренировки.

Надежным критерием выполнения упражнений в аэробном режиме и оздоровительной направленности тренировки является носовое дыхание. При любом виде аэробной активности (за исключением упражнений в воде) пока дыхание осуществляется через нос, пульс находится на уровне 130 ударов в минуту. При увеличении частоты сердечных сокращений до аэробно-анаэробного порога спортсмен ощущает непреодолимое желание выполнить вдох ртом [9].

Основные методы аэробной тренировки — равномерный (при использовании циклических упражнений) и переменный (при использовании ациклических форм физической активности, например, в аэробике). Специфической особенностью применения этих методов в оздоровительной аэробной тренировке будет являться непрерывное выполнение двигательных действий в зоне умеренной мощности. В первом случае с постоянными характеристиками техники двигательного действия (равномерный метод), а в другом (переменный метод) - с изменением пространственных, временных, пространственно-временных и динамических характеристик техники двигательного действия.

В оздоровительной тренировке необходима максимальная индивидуализация нагрузки, распределение заданий с учетом здоровья, функционального состояния, типа телосложения, особенностей протекания процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, тендерных и эстетических предпочтений занимающихся. Также должны учитываться временные ресурсы и материально-технические возможности, квалификация тренеров и преподавателей.

К часто применяемым средствам аэробной тренировки девушек в урочных формах занятий можно отнести ходьбу, бег, плавание. Аэробика, передвижение на лыжах, оздоровительный туризм и

упражнения на кардиотренажерах чаще используются во внеурочных формах.

Ходьба является наиболее естественным для человека двигательным действием. Она не предъявляет повышенных требований к сердечнососудистой, эндокринной и вегетативной нервной системе, в ней нет ударных нагрузок на опорно-двигательный аппарат. При активной ходьбе в движении задействованы все мышечные группы и усилена работа органов и систем организма, связанных с активацией функциональных ресурсов. При увеличении скорости передвижения (относительно ходьбы прогулочным шагом) увеличивается частота движений, активнее работают руки, осуществляется поворот таза и выполняется активное отталкивание за счет икроножных мышц. Благодаря отсутствию побочных явлений специфические виды ходьбы (на наружных сводах стопы, на передней части стопы, с высоким подниманием бедра и т.д.) применяют в лечебной физической культуре.

С биомеханической точки зрения бег отличается от ходьбы наличием безопорной фазы. С физиологической - более активной работой всех структур и систем, обеспечивающих срочную адаптацию при мышечной работе, а также наличием сотрясающих движений, которые стимулируют работу внутренних органов. Достоинством бега и ходьбы является их простота и минимальные временные затраты на обучение технике. Недостаток бега вытекает из биомеханических особенностей техники передвижения (наличие ударной нагрузки на позвоночник, коленный сустав и пяточную кость). Во время бега и вдох и выдох может происходить в течение всего цикла беговых движений. В зависимости от скорости бега один дыхательный цикл приходится на 3—5 беговых шагов.

Лучшим вариантом для проведения беговых тренировок являются специально подготовленные трассы в лесопарковой зоне. Для безопасного отталкивания и амортизации на нижний слой камня и щебня кладется смесь песка и опилок. Такие специально подготовленные

трассы для бега называют «финскими дорогами». Физическая нагрузка в зоне интенсивности ЧСС 100-130 ударов в минуту является поддерживающей, в зоне интенсивности ЧСС 130-150 ударов в минуту — развивающей. Развивающая нагрузка способствует положительным изменениям в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы занимающихся и повышению общего уровня их соматического здоровья. Поддерживающий режим работы больше распространен в начале систематических занятий либо в практике коррекции нозологических или донозологических форм снижения здоровья.

В условиях ограниченного пространства спортивного зала хорошим вариантом проведения аэробной тренировки является использование кардиотрена-жеров. На беговой дорожке можно задавать скорость ее движения и таким образом регулировать темп передвижения (ходьбы или бега), а также изменять угол ее наклона для имитации бега в гору. Отсутствием ударной нагрузки на позвоночник и активным включением в работу мышц пояса верхних конечностей и брюшного пресса выгодно отличаются велотренажеры, тренажеры, имитирующие греблю, езду на лошади, восхождение по ступенькам или передвижение на лыжах. Возможность получения обратной информации о пульсовой стоимости работы в режиме реального времени позволяет использовать тренажеры с целью максимальной индивидуализации занятия.

В отличие от предыдущих средств физической культуры (ходьба, бег, аэробная работа на кардиотренажерах), передвижение на лыжах всегда осуществляется в лесопарковой зоне и в условиях низких температур окружающей среды, что придает занятиям дополнительный оздоровительный и закаливающий эффект.

Передвижение на лыжах по равнине является циклической работой. При прохождении спусков, преодолении подъемов, а также при смене ходов характер работы лыжников меняется: вме-

сто циклической работы выполняется ациклическая работа с наличием элементов статической нагрузки. Одной из специфических характеристик передвижений на лыжах является чередование активных толчковых движений ногами и руками и фазы скольжения. При передвижении на лыжах более активно, чем в других видах циклической активности, загружаются мышцы рук и туловища: широчайшая мышца спины, дельтовидная мышца, мышцы брюшного пресса, трицепс и многие другие.

В оздоровительной тренировке используются наиболее простые (в техническом плане) и менее требовательные (к силовым способностям) способы передвижений: попеременный двухшажный или попеременный четырехшажный ход. При съезде со спуска под минимальным углом возможно использование одновременного бесшажного хода. При использовании попеременных ходов в работе участвуют все мышечные группы в динамическом режиме. При бесшажном ходе основная нагрузка по передвижению падает на мышцы рук и туловища, мышцы ног работают в режиме удержания динамического равновесия.

Вдох и выдох осуществляются при передвижении классическим ходом (свойственным для оздоровительной тренировки) произвольно: вдох через нос (по причине минусовой температуры на улице ), а выдох через рот. При выполнении подъемов пульс может переходить границы аэробно-анаэробного порога, поэтому для оздоровительной тренировки лучше выбирать равнинные участки трасс, или трассы с пологими подъемами.

Режим аэробной активности достигается не только в циклических, но и в ациклических движениях в процессе занятий аэробикой. Аэробика представляет собой комбинирование различных двигательных действий циклического и ациклического характера с возможностью сопряженного совершенствования функций кардиореспираторной системы и механизмов межмышечной и внутримышечной координации, чувства ритма и других способностей, позволяющих в

совершенстве владеть своим телом. Существуют десятки и сотни программ, ориентированных на новичков, функционально подготовленных лиц, профессионалов как в видах аэробики, направленных на кардиотренировку, так и танцевальных [10, 11].

Дифференциация и становление новых видов происходит во многом за счет гиперболизации нового технического устройства (степ-платформы в степ-аэробике, дорожки для скольжения в боковом направлении в слайд-аэробике, ве-лотренажера в сайкл-аэробике), инвентаря (большого мяча в фитбол-аэробике), введения какого-либо элемента техники (имитации ударных действий в тай-бо-аэробике, различных танцевальных шагов в латина-, джаз- сальса-аэробике и т.д.), изменения внешней среды (в аква-аэробике). Именно за это однообразие и узкую направленность программ аэробики авторы данных методик, во многом справедливо, подвергаются критике специалистов традиционной гимнастической школы [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные элементы аэробики -различные виды ходьбы, бега, выполняемые на месте и с передвижением по различным траекториям, - прыжки, приставные шаги, подскоки, скрестные шаги, выпады, махи, сгибания-разгибания, отведения-приведения, круговые движения, выполняемые в различных суставах и с различной амплитудой. В видах аэробики с эстетической направленностью в дополнение к классическим элементам добавляются движения из профилирующих танцевальных дисциплин.

И в классической, и в танцевальной аэробике, в отличие от других форм аэробных упражнений, решающую роль в эмоциональную насыщенность занятий вносит музыкальное сопровождение. Основное требование к нему — соответствовать по темпо-ритмовой структуре желаемым характеристикам выполняемых двигательных действий. Музыкальное сопровождение используется как звуко-лидер. Интенсивность нагрузки в циклических видах аэробики регулируется изменением в процессе занятия временных,

пространственных, пространственно-временных и динамических характеристик. В танцевальных видах - выбором стиля танцевальной программы и выполняемых элементов. Темп музыкального сопровождения в оздоровительной аэробике может находиться в районе 120 акцентов в минуту.

Танцевальные виды аэробики в большей степени воздействуют на функции управления движениями. К таким видам аэробики мы можем отнести хип-хоп-^робику, брейк-данс, клубный танец, джаз-модерн, сальса-, джаз-, латина-аэробику, ритмопластику, использование на занятиях по аэробике элементов рок-н-рома, народных танцев.

В танцевальных видах физической активности (например, в ритмопластика) развивается пластичность, грациозность, музыкальность, вырабатывается культура движений. Духовный мир человека выражается через его двигательную сферу. Осознанное выполнение плавных движений в рамках ритмопластики позволяет гармонизировать внутренний мир человека. Быстрые и резкие движения позволяют выразить эмоции радости и счастья.

Основными приемами, позволяющими совершенствовать координацию в рамках танцевальной аэробики, являются упражнения, выполняемые одной частью тела при неподвижном положении другой, движения, раскладывающиеся на множество составляющих (движения робота), движения одной частью тела навстречу другой, ускорение и замедление движений, различного вида волны, фиксации положений, особенности перемещения в танце [13].

Важной чертой методики применения аэробных оздоровительных средств является контроль функционального состояния организма и формирование у студенток навыков самоконтроля. Наиболее подходят для этого функциональные пробы - оценка пульса, частоты дыхательных циклов и артериального давления в покое и после физической нагрузки, быстрота восстановле-

ния физиологических констант организма в процессе отдыха (степ-тест, сит-тест). При достаточной физической подготовленности - проведение теста «12-минутный тест Купера», расчет индекса, характеризующего баланс симпатических и парасимпатических влияний вегетативной нервной системы на сердечную деятельность (индекс Кердо), весо-ростового индекса Кетле, оценка пульса при изменении положении тела (ортостатическая проба), оценка стабильности нервной системы (проба Ромберга), оценка общей гибкости (наклон вниз из положения стоя на гимнастической скамейке) и различных асимметрий подвижности суставов (соединение рук в замок за спиной из положения стоя, правая (левая) рука - вверху, а левая (правая) - внизу), оценка способности управлять разнонаправленными движениями (одновременное поглаживание по затылку правой (левой) рукой и похлопывание по животу левой (правой) рукой в разных исходных положениях). Данные функциональные пробы достаточно просты при массовом применении и в рамках самостоятельных занятий.

В заключение необходимо отметить, что укрепление и сохранение здоровья студенческой молодежи - комплекс мероприятий с обязательным вовлечением студентов в процессы принятия решений и самостоятельные формы занятий физическими упражнениями. Роль педагога в сохранении здоровья занимающихся заключается (на начальном этапе) в постановке задач и выборе адекватных средств оздоровления студенток, сообщении способов самоконтроля и обучении элементарным способам саморегуляции функционального состояния. В дальнейшем знания, умения и навыки, сформированные в рамках дисциплины физическая культура, помогут молодым специалистам быстрее адаптироваться в трудовом коллективе, вести здоровый образ жизни, передавать заложенные знания детям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки II Теория и практика физ. культуры. 2002. N 8. С. 6-14.

2. Сивакова H.H. Использование методов донозологической диагностики в оценке уровня здоровья человека II Теория и практика физ. культуры. 2002. N 9. С. 8-11.

3. Шеметова Г.Н., Дудрова Е.В. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи и нерешенные вопросы организации лечебно-^офгааеттеской помощи // Саратовский научно-медицинский журнал, 2009. Том 5. № 4. С. 526-530.

4. Жуков М.В. Состояние системы кровообращения у студентов младших курсов со сниженным уровнем здоровья и возможности полифункционального биоуправления как средства реабилитации: Автореф. дис.... канд. биол.наук. Ульяновск, 2009.

5. Свиридова И. А. Медико-социальные детерминанты повышения качества жизни студенческой молодежи: Автореф. дис.... доктора мед. наук. Москва, 2011.

6. Колганова ЕЖ. Влияние занятий аквааэробикой на состояние организма женщин разного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2007.

7. Румба О.Г., Богоева М.Д. О состоянии здоровья студенческой молодежи некоторых регионов России II Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы IV международной научно-практической конференции 31 марта 2008 года. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. С.171-172.

8. Кривощапов М. В. Комплексная оценка функционального состояния организма студентов 16-18 лет и коррекция его нарушений: Автореф. дис.... канд. мед. наук. М., 2009.

9. Войнова С.Е. Оздоровительное значение занятий бегом II Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы. Сборник научных трудов. СПб.: БПА, 2009. С.127-136.

10. Григорьев В.И. Проблема развития сферы фитнес-услуг в системе высшего профессионального образования // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы. Сборник научных трудов. СПб.: БПА, 2005. С.15-33.

11. Ивченко Е.В., Ивченко Е.А. Общая характеристика программ аквафитнеса// Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические социальные и психологические проблемы: Сборник научных трудов. СПб.: БПА, 2010. С.73 - 79.

12. Гавердовский Ю.К. Аэробика или дискотека? (полемические заметки) II Теория и практика физ. культуры. №9. 2001. С.52-58.

13. Чаднова Е.А. Оздоровительные аспекты нетрадиционных видов двигательной активности (современных танцев) в СПбГУКИТ II Физическая культура студентов: материалы 60-й Санкт-Петербургской межвузовской научно-методической конференции по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений России, посвященной 100-летию олимпийского движения в России. СПб.: Изд-во «Олимп-СПб», 2011. С. 254-255.

14. Васильковская Ю. А. Физическое воспитание студентов вузов с использованием терренкура и туризма: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Краснодар, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.