ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОК ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (на примере специальности «Пищевая инженерия»)
Н.В. КОСТРЮШИНА, А.К. ЗАХАРОВ, Т.А. СУХОДЕЕВА, Э.В. ЛЮБАРСКАЯ,
О.Д. ДАШИБАЛЬЖИРОВА, Г.Б. БАРБАЕВ, ВСГУТУ, г. Улан-Удэ, Россия;
В.Б. ГАРМАЕВ, БГУ, г. Улан-Удэ, Россия
Аннотация
В статье рассмотрено внедрение современных методик в учебный и тренировочный процесс, разрешение задач по мотивации занятий физическими упражнениями оздоровительного характера для девушек с учетом физиологических особенностей, таких как: гормональный фон, количество мышечных волокон, скорость обмена веществ, менструальный цикл. Влияние оздоровительной физической культуры, которая включает в себя не только процесс систематических целенаправленных занятий физическими упражнениями с целью улучшения здоровья, но и решение тесно связанных с ними проблем, а именно: питание, психическая регуляция, режим. Мотивация и свобода выбора студентками приоритетного средства физического воспитания оздоровительной направленности с использованием физических упражнений с профессиональным уклоном обеспечивают высокую приспособляемость организма к определенному виду двигательной активности, повышение его функциональных возможностей при осуществлении непрерывности дифференцированных физических нагрузок и двигательных заданий. Эффективность проведения учебно-тренировочных занятий с использованием физических упражнений оздоровительной направленности зависит как от характера самих нагрузок и протекания последовательно изменяющихся фаз ОМЦ, так и от индивидуальных особенностей девушек и степени проявления физических качеств, учет которых необходим при дозированном
применении физических нагрузок.
Ключевые слова: женский организм, мотивация занятий, физические упражнения оздоровительного характера,
ОМЦ, профессиональная адаптация.
EFFECTIVENESS OF PHYSICAL EXERCISES FOR HEALTH IMPROVEMENT IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF TECHNICAL EDUCATION STUDENTS (on the example of the specialty "Food Engineering")
N.V. KOSTRYUSHINA, A.K. ZAKHAROV, T.A. SUKHODEEVA, E.V. LYUBARSKAYA, O.D. DASmBALZHIROVA, G.B. BARBAEV,
ESSUTM, Ulan-Ude city, Russia;
V.B. GARMAEV, BSU, Ulan-Ude city, Russia
Abstract
The article considers the introduction of modern techniques in the educational and training process, the resolution of tasks for motivating physical fitness exercises for girls, taking into account physiological characteristics, such as: hormonal background, the number of muscle fibers, metabolic rate, menstrual cycle. The influence of recreational physical culture, which includes not only the process of systematic, purposeful physical exercises for the purpose of improving health, but also the solution of closely related problems, namely nutrition, psychic regulation, regimen. Motivation and freedom of choice by the students of the priority means of physical education of the health-improving orientation with the use of physical exercises with a professional bias ensure a high adaptability of the organism to a certain type of motor activity, an increase in its functional capabilities in the continuity of differentiated physical loads and motor tasks. The effectiveness of conducting training sessions with the use of physical exercises of health-oriented orientation depends both on the nature of the loads themselves and on the progression of the successively changing phases of the CMC, and on the individual characteristics of the girls and the degree of manifestation of physical qualities that are necessary for the metered use of physical exertion.
Keywords: female organism, motivation of occupations, physical exercises of improving character, CMC, professional
adaptation.
Введение
По данным авторов [1], на современном этапе развития социально-экономических отношений в России тема подготовки высококвалифицированных специалистов любого профиля, способных реализовать себя в условиях жесткой профессиональной конкуренции, достаточно актуальна. Указанный процесс невозможен без соблюдения здорового образа жизни, необходимым компонентом которого является физическая культура [2].
Одним из важнейших направлений в реализации комплексного подхода к оздоровлению и формированию здорового стиля жизни студенческой молодежи является модернизация действующей системы физического воспитания на основе внедрения новых нетрадиционных видов физкультурно-оздоровительной деятельности личностно-дифференцированного содержания, реализуемых в соответствии с потребностями в сфере физической культуры, образом жизни, социально-психологическим и морфо-функциональным статусом студентов [3, 4].
Однако многие вопросы методики проведения учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию со студентками высших учебных заведений до настоящего времени мало освещены, в определенной степени не учитываются особенности биоритмики женского организма. При этом следует отметить, что в отличие от спортсменок, студентки, регулярно не занимающиеся спортом, при выполнении любых физических нагрузок в неблагоприятные периоды овариально-менструального цикла испытывают более значительное функциональное и психофизиологическое напряжение, которое отражается на их умственной и физической работоспособности. Указанные обстоятельства в определенной степени ограничивают двигательную активность среди лиц женского пола, что и является основной причиной гиподинамии, а также вызывают ряд негативных явлений, таких, как лишний вес и т.д. [5, 6, 7].
Актуальность данного исследования заключается, прежде всего, в разрешении противоречий между объективной необходимостью широкого внедрения физических упражнений оздоровительного характера и отсутствием в существующих методиках подготовки учета особенностей биоритмики женского организма.
Предмет исследования - процесс физического воспитания студенток технического вуза, включая средства и методы физической культуры оздоровительной направленности, необходимые для повышения двигательной подготовленности студенток-технологов, используемые при формировании их профессиональных качеств в трудовой деятельности с учетом биоритмики их организма.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику занятий по физической культуре с оздоровительной направленностью со студентками технического вуза на примере специальности «Пищевая инженерия» с учетом особенностей,
как функционирования женского организма, так и их будущей профессии.
Задачи исследования
1. Определить влияние фаз овариально-менструаль-ного цикла женского организма на физиологическое состояние студенток в режиме учебного дня.
2. Разработать методику физического воспитания, повышающую оздоровительную эффективность занятий в процессе обучения в высшем учебном заведении для студенток с учетом особенностей женского организма и профессиональной подготовки.
Гипотеза
Предполагалось, что совершенствование процесса физической подготовки студенток технического вуза специальности «Пищевая инженерия» может быть достигнуто путем использования на занятиях по физической культуре специализированной методики, которая заключается в применении упражнений оздоровительной направленности и упражнений из нетрадиционных видов спорта (йоги и аэробики), а главное - учитывает особенности биоритмики и индивидуальные особенности изменений психофизиологических функций женского организма.
Научная новизна исследования состоит из следующих положений:
• теоретически разработана и экспериментально обоснована дифференцированная методика занятий упражнениями оздоровительного характера с испытуемыми женского пола с учетом цикличности колебаний функционального состояния их организма и будущей профессии;
• выявлены особенности протекания овариально-менструального цикла (ОМЦ) у студенток вуза и связанные с ними изменения морфофункциональных характеристик и уровня физической подготовленности, что позволило дифференцировать планирование учебно-тренировочных занятий по разработанной методике;
• определена динамика морфологических и функциональных показателей, уровня физической подготовленности студенток технического вуза.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение литературных источников;
- анкетный опрос;
- педагогические наблюдения;
- тестирование физического развития и физической подготовленности;
- педагогический эксперимент.
Полученные результаты исследования обработаны методами математической статистики (£ - распределение по Стьюденту, г - корреляционный анализ). Математическая обработка результатов исследования включала в себя: параметрические критерии, расчет статистиче-
ских характеристик данных [средние значения выборок (М), стандартные отклонения средних (5), ошибки средних (т)]. Все данные отражены в табл. 2 со сравнением. Достоверность различий данных определялась по ¿-критерию Стьюдента по таблице Митропольского и корреляционному анализу (г).
Изучение литературных данных позволило уяснить состояние вопроса о современных взглядах на систему исследований, выбрать методологическую основу и пути организации исследования по намеченной теме. Теоретический анализ научных и научно-методических литературных источников по теме позволяет заключить, что использование различных средств и методов на занятиях по физической культуре в женских учебных группах дает неоднозначные ответы на проблему изучаемого вопроса.
Поскольку количество научных исследований и развернутых методических разработок по вопросам физической культуры в образовательных учреждениях с учетом специфических особенностей различных профессий ограничено, проводился анкетный опрос студенток технических вузов. Это положение на фоне имеющихся научных и методических материалов придает актуальность проблеме разработки теоретико-методических основ совершенствования физической культуры в общеобразовательных учреждениях, сузах, вузах, и, в частности, проблеме профессионально-прикладной физической подготовки специалистов.
Опросный лист содержал вопросы, касающиеся следующих моментов:
1) общее состояние здоровья;
2) самочувствие девушек во время занятий физическими упражнениями в критические дни;
3) потребность заниматься физическими упражнениями;
4) интерес к проведению учебных занятий по физическому воспитанию в вузе (выбор специализаций, отношение к существующим формам занятий).
Педагогические наблюдения проводились систематически на всех этапах исследования. Этот метод, совмещенный с протоколированием экспериментальных данных, был одним из ведущих при изучении характерных особенностей учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию студенток вузов.
Для оценивания физического развития испытуемых использовались следующие показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ, л); масса тела (кг); работоспособность (РЦС^о). Тестировались следующие физические способности студенток: скорость - бег на 30 м (с); общая выносливость - бег на 1000 м (мин, с); силовая выносливость - сгибание и разгибание рук лежа в упоре от гимнастической скамейки (кол-во раз); гибкость - наклон вперед на гимнастической скамейке (см); «взрывная» сила - прыжок в длину с места (см).
Основные исследования проводились в два этапа с сентября 2014 по май 2017 г. на базе Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления на кафедре «Физическая культура и спорт» (ФКиС). На первом этапе (2014-2015 гг.) по итогам проведенных исследований (обзор литературных источников, анкетный опрос, педагогические наблюдения) были разработаны принципы планирования проведения занятий по физическому воспитанию оздоровительной направленности с учетом особенностей женского организма.
На втором этапе исследования (2015-2017 гг.) был проведен основной педагогический эксперимент. В нем приняли участие 46 студенток ИПИБ ВСГУТУ, в ходе которого исследуемые студентки были разделены на две однородные группы - контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 23 человека в каждой. Средний возраст занимающихся: 18,7 года; средняя масса тела: 56,1 кг; стаж занятий: 3-6 месяцев. Режим тренировочных занятий - 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия - 80 минут.
В начале педагогического эксперимента показатели по физической подготовленности и антропометрическим данным статистически не различались при Р > 0,05. Студентки КГ занимались по традиционной программе, ЭГ - по разработанной методике оздоровительной направленности, учитывающей особенности протекания ОМЦ. В начале педагогического эксперимента и по его окончании было проведено комплексное обследование, включающее определение морфологических, функциональных параметров и уровня физической подготовленности занимающихся.
Основная задача данного педагогического эксперимента заключалась в апробации эффективности разработанной программы по физическому воспитанию для студенток, занимающихся упражнениями с оздоровительной направленностью с учетом овариально-менструального цикла (ОМЦ) женщин в условиях вуза.
Экспериментальная группа занималась в основной части урока физическими упражнениями, развивающими психофизические качества, и специальными упражнениями для позвоночника «Йога в повседневной жизни», а в свободное от учебы время (самостоятельно) - аэробикой при ЧСС = 160 уд./мин, где использование музыкального фона работало эмоционально на состояние девушек. Контрольная группа занималась по традиционной программе общей физической подготовкой (ОФП). Занятия проводились 2 раза в неделю по 80 минут.
По результатам проведенного нами анкетного опроса, в котором участвовали 119 человек, выявлены мотива-ционные потребности студенток к занятиям по физическому воспитанию в технологическом университете. При ранжировании полученных ответов по анкетному опросу результаты расположились в следующей последовательности (табл. 1).
Таблица 1
Результаты анкетного опроса
№ п/п Показатель Ответ (%) Ранговое место
Состояние здоровья
1. Низкий уровень 52,36 6
2. Абсолютно здоровые 25,63 12
3. Временное заболевание (травмы, ушибы, ОРЗ) 9,13 16
Самочувствие во время занятий физической культурой
4. Пониженная работоспособность 86,79 2
5. Присутствие постоянной раздражительности 83,12 3
6. Повышенная возбудимость 62,35 5
Потребности заниматься физическими упражнениями
7. Нет потребности в двигательной активности 46,79 7
8. Слабо выраженное желание заниматься ФК 35,88 10
9. Безразличен 11,34 15
Интерес к занятиям по физическому воспитанию в вузе
10. Нет интересных видов спорта для выбора 88,25 1
11. Монотонное однообразие средств и методов по ФК 31,57 11
12. Безразличен 7,84 17
Предпочтение к видам спорта
13. Оздоровительная аэробика 80,69 4
14. Легкая атлетика (оздоровительный бег) 12,84 14
15. Спортивная игра (волейбол) 6,35 18
Отношение к формам занятий
16. Желание заниматься в фитнес-клубе 45,28 8
17. В спортивной секции с учетом личных интересов 36,79 9
18. На учебных занятиях по ФК в вузе 14,86 13
Система физических упражнений, разработанная Полем Брэггом (2003) применяется во многих странах мира как эффективное средство в сфере клинической медицины, восстановительного лечения, физической культуры и спорта, которую мы использовали в экспериментальной части исследования. Предложенная система физических упражнений направлена на постепенное, и целеустремленное их выполнение с приобретением психофизической закалки и систематического и ежедневного повторения указанных упражнений. Упражнения ориентированы на укрепление и расслабление мышц позвоночника - от головы до нижних конечностей, они благоприятно влияют на кровоснабжение малых и больших суставов, внутренние органы, весь нервно-мышечный аппарат и психику.
Повышение активности и релаксация организма очень тесно связаны с дыханием, которое в йоге является полноценным компонентом системы упражнений. Все это также отражает специфику профессии инженеров пищевой промышленности. Мы рекомендовали постепенно и систематически выполнять все упражнения
и к следующему упражнению переходить только тогда, когда в совершенстве будет освоено предыдущее.
В рамках предварительного этапа педагогического эксперимента проводилось исследование функциональных показателей студенток, занимающихся аэробикой на протяжении ОМЦ. С помощью педагогического тестирования были оценены уровень и динамика проявления физических качеств студентками в течение фаз специфического биологического цикла женщин. В результате выявлено, что дозированные тренировочные занятия оздоровительной аэробикой оказывают положительное воздействие на течение ОМЦ. У девушек, занимающихся оздоровительной аэробикой менее выражен предменструальный синдром, проявляющийся в головных болях и болях в области малого таза, повышении утомляемости и раздражительности. Аэробика в целом способствует мотивации заниматься физической культурой, оптимизирует психофизическое состояние, улучшает физическую подготовленность, позитивную динамику психических свойств и приспособления студенток в период их обучения в условиях вуза. Полученные в процессе
исследования данные свидетельствуют о том, что функциональное состояние студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой, достоверно изменяется на протяжении ОМЦ.
В завершающей части исследования оценки в ЭГ достоверно повысились в восьми показателях из девяти при довольно высоких уровнях значимости (табл. 2):
1. ЖЕЛ - при Р < 0,001.
2. Общая выносливость (бег на 1000 м) - при Р < 0,05 и координация при Р < 0,01.
3. Работоспособность (PW*C170) и скоростные способности (бег на 30 м) - при Р < 0,01.
4. По гибкости (наклон туловища вперед) и «взрывной» силе (прыжок в длину с места) - при Р < 0,05.
5. В обеих группах показатели тестов по массе тела (кг) статистически не различаются при Р > 0,05.
У студенток КГ также обнаружены достоверные различия в трех показателях из девяти:
1. Работоспособность (PW*C170), скоростные способности (бег на 30 м) и гибкость (наклон туловища вперед) -при Р < 0,05.
2. В показателях ЖЕЛ обнаружены тенденции к улучшению при t = 1,04-1,22, но статистически не различаются (Р > 0,05).
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовленности студенток по результатам основного педагогического эксперимента
№ п/п Показатель Экспериментальная группа (п = 23) Контрольная группа (п = 23)
До После ¿-критерий Стьюдента; Р До После ¿-критерий Стьюдента; Р
эксперимента (М ± т) эксперимента (М ± т)
1. ЖЕЛ (л) 2,03 ± 0,04 2,38 ± 0,05 3,73 < 0,001 2,11 ± 0,11 2,20 ± 0,04 1,22 > 0,05
2. Масса тела (кг) 56,49 ± 2,21 54,14 ± 2,21 0,12 > 0,05 56,64 ± 2,21 55,01 ± 2,21 0,15 > 0,05
3. PWCl70 1077 ± 23 1209±20 3,33 < 0,01 1069 ± 22 1151± 18 2,24 < 0,05
4. Скоростные способности: бег на 30 м (с) 6,13 ± 0,06 4,76 ± 0,08 3,41 < 0,01 6,04 ± 0,07 5,54 ± 0,06 2,21 < 0,05
5. Общая выносливость: бег на 1000 м (мин, с) 5,28 ± 0,33 4,25 ± 0,68 2,63 < 0,05 5,41 ± 0,36 5,03 ± 0,52 0,63 > 0,05
6. Силовая выносливость: сгибание и разгибание рук в упоре лежа от скамейки (кол-во раз) 13,81 ± 1,78 23,76 ± 1,99 3,81 < 0,001 17,22 ± 1,65 19,29 ± 2,31 0,76 > 0,05
7. Гибкость: наклон вперед (см) 14,97 ± 0,99 18,30 ± 0,93 2,41 < 0,05 15,22 ± 1,07 16,29 ± 1,12 2,24 < 0,05
8. Взрывная сила: прыжок в длину с места (см) 170,12 ± 2,43 190,82 ± 3,51 2,69 < 0,05 165,29 ± 3,75 186,11 ± 0,13 0,11 > 0,05
9. Координация: челночный бег на 3x10 м (с) 9,45 ± 0,06 7,81 ± 0,08 2,41 < 0,01 9,50 ± 0,07 9,01 ± 0,06 2,21 < 0,05
Результаты, полученные по итогам педагогического эксперимента, полностью подтвердили рабочую гипотезу исследования, доказали ее высокую эффективность в отношении достоверного прироста большинства параметров подготовленности испытуемых ЭГ. Это достигнуто путем использования в основной части урока элементов из йоги и аэробики при физических нагрузках (аэробно-анаэробной производительности), где ЧСС варьировала от 160 уд./мин.
В целом экспериментальная программа, которая была разработана с учетом потребностей респондентов к формам занятий, положительно влияет на все показатели испытуемых, о чем свидетельствуют полученные результаты исследования. Достоверные изменения обнаружены в восьми показателях из девяти. У сту-
денток КГ также обнаружены достоверные сдвиги в трех показателях из восьми. В обеих группах показатели по массе тела статистически не различаются при Р > 0,05, по-видимому, из-за того, что экспериментальные исследования начались на первом курсе обучения, когда гормональные изменения в организме испытуемых незначительные.
Выводы
Экспериментальная программа оказалась эффективной в физическом воспитании студенток с учетом индивидуальных особенностей. Доказана доступность и эффективность разработанной методики по оздоровительной направленности для студенток в условиях учебы в вузах.
Литература
1. Киселев, Ф.Л. Оздоровительная направленность учебных занятий по физической культуре в гуманитарном вузе / Ф.Л Киселев // Современные проблемы физической культуры и спорта: сборник науч.-метод. трудов. - М.: МПГУ, 2006. - С. 32-34.
2. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. - СПб, 2000. - 484 с.
3. Алтанчулуу. Повышение эффективности физического воспитания в вузе средствами психофизического тренинга ушу: автореф. ... дис. канд. пед. наук / Алтанчулуу. - Улан-Удэ: БГУ, 2007. - 24 с.
4. Кононов С.В. Развитие специальных физических качеств в процессе обучения прикладному плаванию студентов железнодорожных вузов: автореф. ... дис. канд. пед. наук. - СПб: СПбГУФК, 2007. -23 с.
5. Гурвич, А.В. Эффективность использования инновационных оздоровительных фитнес-технологий в образовательных учреждениях // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта». - 2007. - № 4 (26). - С. 27-30.
6. Лифанов, А.Д. Структура мотивации студенток, имеющих отклонения в состоянии здоровья, к занятиям физической культурой и ее динамика в процессе обучения в вузе // Вестник спортивной науки. - 2018. - № 1. -С. 49-54.
7. Лукьяненко, В.П. Формирование здорового образа жизни. Телосложение и его формирование // Физическая культура в школе. - 2002. - № 2. - С. 28-32.
References
1. Kiselev, F.L. (2006), Wellness focus of training sessions on physical culture in a liberal arts university, in: Sovremenniye problemi fizicheskoy kul'turi i sporta: sbornik nauch.-metod. trudov, Moscow: MPGU, pp. 32-34.
2. Ilyin E.P. (2000), Psychology of physical education, Sankt-Peterbourg, 484 p.
3. Altanchuluu, (2007), Increase the effectiveness of physical education in the university means of wushu psychophysical training, Avtoref. Dis. Kand. Ded. Nauk, Ulan-Ude: BGU, 24 p.
4. Kononov, S.V. (2007), Development of special physical qualities in the teaching of applied swimming for students of railway universities. Avtoref. Dis. Kand. Ped. Nauk, Saint-Petersburg: SPb: GUFK, 23 p.
5. Gurvich A.V. (2007), Efficiency of innovative health-improving fitness technologies in educational institutions, "Ucheniye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta", no. 4 (26), pp. 27-30.
6. Lifanov, A.D. (2018), The structure of the motivation of students who have deviations in the state of health, to physical training and its dynamics in the process of studying at a university, Vestnik sportivnoy nauki, no. 1, pp. 49-54.
7. Lukiyanenko, V.P. (2002), Formation of a healthy lifestyle. Constitution and its formation, Fizicheskaya kul'tura v shkole, no. 2, pp. 28-32.
e*)