Научная статья на тему 'Исследование физического развития и подготовленности студенток, занимающихся в секции черлидинга'

Исследование физического развития и подготовленности студенток, занимающихся в секции черлидинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1099
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЧЕРЛИДИНГ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / CHEERLEADING / MOTIVATION / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Патрушева Лариса Викторовна

Недостаточная вовлеченность во внеурочные занятия спортом и низкая двигательная активность приводят к ухудшению физического развития и подготовленности студенческой молодежи. Повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями во многом зависит от применения новых нетрадиционных видов двигательной активности. Одним из таких видов является черлидинг, основанный на синтезе аэробики, спортивных танцев, акробатики, современных шоу-программ, который выступает как самостоятельный вид спорта. При систематических занятиях черлидингом у занимающихся студенток отмечается улучшение показателей физического развития и подготовленности, повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование физического развития и подготовленности студенток, занимающихся в секции черлидинга»

УДК 796.015

ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

В СЕКЦИИ ЧЕРЛИДИНГА

Л.В. Патрушева

Недостаточная вовлеченность во внеурочные занятия спортом и низкая двигательная активность приводят к ухудшению физического развития и подготовленности студенческой молодежи. Повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями во многом зависит от применения новых нетрадиционных видов двигательной активности. Одним из таких видов является черлидинг, основанный на синтезе аэробики, спортивных танцев, акробатики, современных шоу-программ, который выступает как самостоятельный вид спорта. При систематических занятиях черлидингом у занимающихся студенток отмечается улучшение показателей физического развития и подготовленности, повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями.

Ключевые слова: студенты, черлидинг, мотивация, физическое развитие, физическая подготовленность.

Важнейшей задачей, поставленной перед вузами, является создание такой системы обучения, которая обеспечит будущим специалистам наряду с теоретической и практической подготовкой по специальности, оптимальное состояние здоровья и высокую работоспособность. Однако анализ научно-методической литературы свидетельствует, что в последние годы отмечается рост числа студентов, имеющих низкий уровень физического развития и подготовленности [2].

На изменение физического состояния студентов также влияют ухудшение экологической и экономической обстановки, низкий уровень санитарно-гигиенической культуры, недостаточная двигательная активность. Организованные занятия физической культурой, предусмотренные вузовской программой, удовлетворяют лишь 25-30 % общей суточной двигательной потребности студентов. Положение усугубляется отсутствием у большинства из них интереса к физической культуре. Это приводит к необходимости совершенствовать процесс физического воспитания, разрабатывать и внедрять новые подходы и технологии в работе со студентами [1].

У большинства девушек не сформирована мотивация к занятиям физическими упражнениями, которые выполняются ими только в рамках учебных занятий, причем, нерегулярно. Вовлеченность в систематические занятия физической культурой и спортом студенток во внеурочное время составляет 28 % от общего контингента опрошенных, что свидетельствует о недостаточной двигательной активности. Среди девушек 1-3 курсов

разных факультетов Амурского государственного университета (АмГУ) более 46 % заинтересовались новым видом спорта - черлидингом.

Повышение мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями во многом зависит от применения новых нетрадиционных видов двигательной активности. Традиционные подходы к занятиям физической культурой и спортом при всех их достоинствах нуждаются в переосмыслении их целей и задач. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» создал правовую базу для развития новых, нетрадиционных направлений физкультурно-спортивной деятельности. Программа, построенная на синтезе аэробики, спортивных танцев, акробатики, современных шоу-программ называется сЬеег1еаёт§ (черлидинг) и вызывает большой интерес у молодежи [3].

Черлидинг как вид спорта приобрел широкое распространение в 70-е гг. прошлого столетия в США. Он органично сочетает в себе элементы шоу и спорта. Кроме того, что черлидинг выступает как самостоятельный вид спорта, он успешно сопровождает многие спортивные соревнования, усиливает зрелищность других видов спорта. В настоящее время существуют два вида черлидинга: группы поддержки и соревновательный черлидинг. Черлидеры вдохновляют публику, заряжают ее положительной энергией, поддерживают спортивные программы спортивного клуба [3].

В Амурском государственном университете с 2011 г. существует группа поддержки спортивных команд. Девушки активно участвуют с выступлениями в спортивных соревнованиях по различным игровым видам спорта, а так же в показательных выступлениях. Из девушек основного состава 83 % занимаются три года, остальные два.

С целью определения мотивации студенток к занятиям спортом было проведено анкетирование. В результате занятий черлидингом у 90 % респондентов произошли следующие изменения: они научились получать удовольствие от занятий спортивной деятельностью; радоваться победе команды, которую поддерживают. 81 % респондентов научились работать в едином спортивном коллективе и ведут здоровый образ жизни, 72 % отметили, что занятия данным видом двигательной активности помогают лучше общаться, контактировать и сотрудничать с людьми. Согласно анкетным данным 78 % отметили, что за время занятий произошло улучшение физического состояния и фигуры, 63 % девушек нашли благодаря тренировкам новых друзей, и стали чувствовать себя более здоровыми. Почувствовали себя лидерами 54 % опрошенных, такому же количеству человек стало легче учиться.

В результате проведенного анкетирования, мы можем заключить, что занятия таким видом спорта как черлидинг являются зрелищным и интересным для студенток АмГУ.

Так же нами было проведено исследование (с сентября 2011 г. по сентябрь 2014 г.), касающееся влияния занятий черлидингом на физическое развитие и подготовленность занимающихся (табл.1, 2).

Таблица 1

Динамика физического развития девушек, занимающихся в секции черлидинга (2011-2014 гг.)

Показатели физического развития Результаты Разница, % 2011 и 2014 гг.

2011 2012 2013 2014

Рост, см М ±ш Р 165,17 0,70 165,17 0,72 165,17 0,72 165,00 0,75 0,1 >0,05

Масса тела, кг М ± ш Р 59,57 1,31 57,43 1,76 56,50 1,60 56,47 1,23 5,2 <0,05

Окружность грудной клетки, см М ± ш Р 85,65 1,76 84,80 1,73 84,25 1,72 83,75 1,62 2,2 >0,05

Окружность талии, см М ± ш Р 70,30 0,90 68,95 0,92 67,00 0,98 67,20 0,97 4,4 <0,05

Окружность бедер, см М ±ш Р 97,35 2,11 95,00 2,20 94,25 2,17 93,95 2,16 3,5 >0,05

ЖЕЛ, л М ±ш Р 2,78 0,05 2,84 0,05 2,91 0,05 2,97 0,05 6,8 <0,05

Сила сильнейшей кисти, кг М ±ш Р 21,05 0,76 21,90 0,72 22,25 0,68 22,35 0,71 6,2 <0,05

АД сист мл рт/ст М ±ш Р 109,75 1,11 109,75 1,05 109,25 1,59 109,25 1,10 0,4 >0,05

АД диаст мл рт/ст М ±ш Р 70,65 1,41 70,65 1,36 70,45 1,39 70,50 1,33 0,2 >0,05

ЧСС в покое, уд/мин М ±ш Р 79,00 0,41 78,60 1,01 77,80 0,61 77,40 0,50 2,1 <0,05

Время восстановления после нагрузки, с М ±ш Р 118,60 1,91 118,25 1,96 116,60 1,88 115,95 1,67 2,3 >0,05

Задержка дыхания на вдохе, с М ±ш Р 35,55 0,67 35,85 0,87 36,25 1,01 37,00 0,60 4,2 <0,05

Задержка дыхания на выдохе, с М ±ш Р 24,85 0,88 25,35 0,94 26,40 0,94 26,70 0,92 7,4 <0,05

Таблица 2

Динамика физической подготовленности девушек, занимающихся в секции черлидинга (2011-2014 гг.)

Контрольные тесты Результаты

2011 2012 2013 2014 Разница, % 2011 и 2014 гг.

Прыжок в длину с места, см М ± т Р 153,55 3,99 154,25 3,85 155,65 3,66 157,45 3,43 2,5 >0,05

Вис на согнутых руках, с М ± т Р 8,53 0,19 8,99 0,20 9,02 0,19 9,10 0,22 6,7 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз М ± т Р 6,25 0,33 6,45 0,36 6,55 0,32 7,25 0,44 16 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа, кол-во раз за 30 с М ± т Р 18,50 0,53 18,75 0,64 19,15 0,62 19,30 0,63 4,3 <0,05

Наклон вперед из положения сидя, см М ±т Р 6,40 0,65 6,66 0,64 6,85 0,68 7,15 0,78 11,7 <0,05

Бег 1000 м, с М ±т Р 352,35 2,80 319,75 2,77 317,55 2,97 315,95 2,06 10,3 <0,05

Так было установлено, что за данный период у девушек было выявлено снижение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя на

2.1 %. Увеличилось время задержки дыхания на выдохе - 7,4 % , на вдохе - 4,2 %, жизненная емкость легких на 6,8 %. Достоверные изменения по данным показателям обусловлены, на наш взгляд, тем, что девушки занимались по программе, включающей использование аэробных нагрузок в сочетании со звуками (танцы с речевками), что наиболее эффективно влияет на функциональные показатели внешнего дыхания. Произношение звуков, в процессе выполнения упражнений, способствует развитию силы мускулатуры, осуществляющей дыхательные движения (диафрагмы, дыхательных мышц).

Занятия в группе поддержки способствовали уменьшению массы тела - на 5,2 %, окружности талии на 4,4 %, увеличению силы кисти на

6.2 %. Такой положительный результат связан с тем, что в основной части занятия используются два вида тренировки: аэробная и силовая, которые способствуют уменьшению жировой массы тела, увеличению тонуса и силы мышц.

В показателях физической подготовленности у студенток произошли достоверные улучшения практически по всем параметрам. Так наибольший прирост произошел в показателе силовой выносливости на 16 %, а так же общей выносливости (бег 1000 м) на 10,3 %, скоростно-силовые способности улучшились на 4,3 % (поднимание туловища из положения лежа на спине). Показатель гибкости улучшился на 11,7 %, что стало возможно благодаря включению на каждом тренировочном занятии упражнений на растягивание и стретчинг.

Таким образом, анализ динамики показателей уровня физического развития и подготовленности показал, что если в сентябре 2011 г. студентки имели невысокие результаты тестирования, то в сентябре 2014 г., у девушек наблюдались статистически достоверные улучшения практически по всем показателям. Это доказывает, что занятия в спортивной секции черлидинга не только интересны для студенток, но и оказывают положительный эффект на их физическое развитие и подготовленность.

Список литературы

1. Давиденко Д.Н. Основы здорового образа жизни // Вестник Балтийской академии. 1996. Вып. 9. С. 15-23.

2. Коваленко Т.Г. Биоинформационные технологии при проблемно-модульном обучении в системе физического воспитания и реабилитации студентов с ослабленным здоровьем: автореф. дис ...канд. пед. наук:. Волгоград, 1999. 54 с.

3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. В 2-х томах. Том 1. Теория и методика. М.: Федерация аэробики России, 2002. 232 с.

4. Физическая активность и здоровье студенческой молодежи: монография / В.П. Колосов [и др.]. Владивосток: Дальнаука, 2007. 223 с.

Патрушева Лариса Викторовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Амурская область, Благовещенск, Амурский государственный университет

STUDYPHYSICAL DEVELOPMENTAND TRAINEDSTUDENTSDEALING IN SECTION

CHEERLEADING

L.V. Patrusheva

The lack of involvement in extracurricular sports and low physical activity lead to reconditioning and increase in disease students. Increased motivation to physical exercises largely depends on the application new unconventional views locomotors activity. One such species is cheerleading, based on a synthesis of aerobic, sport dances, acrobatics, modern show-program, which performs as an independent sport. When systematic classes of cheerleading, dealing students marked improvement physical development and qualification, increased motivation to physical exercises.

Key words: students, cheerleading, motivation, physical development, physical

fitness

Patrushevа LarisaViktorovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Amur Region, Blagoveshchensk, Amur State University

УДК 796.011.3

К ПРОБЛЕМЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Н.В.Савкина, А.Н. Савкин

В рамках ежегодных вступительных испытаний для оптимизации и быстроты подсчета оценок по дисциплине «Физическая культура» была создана предлагаемая компьютерная программа на основе Microsoft Excel.

Ключевые слова: виды испытания, абитуриент, компьютерная программа.

В настоящее время в «Госуниверситете - УНПК» г. Орел проводится набор и подготовка студентов по специальности 036401 «Таможенное дело». До 2014 г., согласно приказу Министерства образования и науки РФ, конкурс на поступление по данной специальности в высших учебных заведениях России складывался не только из результатов Единого Государственного экзамена по русскому языку и математике, но и из дополнительных испытаний на базе вуза. Эти испытания до 2012 г. на базе «Госуниверситет - УНПК» проводились по иностранному языку, в то время как во многих других высших учебных заведениях, проводящих обучение по данной специальности в качестве дополнительных вступительных испытаний проводился экзамен по физической культуре. Это было обосновано тем, что в дальнейшем для работы специалиста по Таможенному делу необходима хорошая физическая подготовка. Начиная с 2012 г. по 2014 г. руководством «Госуниверситет - УНПК» перед автором данной статьи была поставлена задача определить виды испытаний и разработать критерии оценки для проведения дополнительного вступительного практического испытания по дисциплине «Физическая культура».

В более ранних работах подробно рассматривались критерии, на основании которых авторами принято решение о включении определенных наиболее информативных тестов в программу вступительных испытаний по физической культуре, а также была разработана шкала оценки (табл. 1) и описание правильности выполнения предлагаемых для абитуриентов упражнений во время прохождения тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.