Научная статья на тему 'Черлидинг как новая форма двигательной активности'

Черлидинг как новая форма двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1971
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимофеева О. В.

В исследовании приняли участие студентки Омского государственного технического университета факультетов экономического управления и гуманитарного образования, поступившие на первый курс. По результатам анкетирования и контрольных испытаний были зачислены в экспериментальную группу черлидинга и контрольную группу аэробики. Участие в показательных выступлениях групп черлидинга на соревнованиях различных видов спорта способствует повышению интереса к спортивной деятельности, что создаёт все условия для улучшения двигательной активности и здоровья человека. В результате занятий по разработанной нами методике групп черлидинга показатели физической подготовленности значительно выше у студенток экспериментальной группы, чем в контрольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тимофеева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cheerleading as a new form of motional activity

Female students of Omsk State Technical University from economic and human departments entered the first course, took part in the research. Over the results of questionairings and control examinations they were entered an experimental group of cheerleading and pilot aerobics group. The experiment was held on the base of Omsk State Technical University for the period of one year. The performance of cheerleading groups at competitions of different kinds of sport promotes the rise of interest to athletic activity. It creates all the conditions to improve motional activity and persons health. As the result of training according to the method developed by the author physical trainings indexes of cheerleadings groups consisting of female students from the experimental group were considerably higher than the same indexes of female students from the pilot group.

Текст научной работы на тему «Черлидинг как новая форма двигательной активности»

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

УДК 796 / 799. О. В. ТИМОФЕЕВА

Омский государственный технический университет

ЧЕРЛИДИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В исследовании приняли участие студентки Омского государственного технического университета факультетов экономического управления и гуманитарного образования, поступившие на первый курс. По результатам анкетирования и контрольных испытаний были зачислены в экспериментальную группу черлидинга и контрольную группу аэробики. Участие в показательных выступлениях групп черлидинга на соревнованиях различных видов спорта способствует повышению интереса к спортивной деятельности, что создаёт все условия для улучшения двигательной активности и здоровья человека. В результате занятий по разработанной нами методике групп черлидинга показатели физической подготовленности значительно выше у студенток экспериментальной группы, чем в контрольной.

В настоящее время в Российской Федерации отмечается негативная тенденция, связанная с ухудшением здоровья, снижением физической и функциональной подготовленности студенческой молодёжи. Одна из наиболее тревожных проблем — неспособность молодёжи адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья молодёжи предопределяют невозможность её противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического и экономического устройства общества [1,2,3]. Несмотря на законодательные и директивные инициативы структур Российской Федерации, предпринятые в последние годы, каких-либо позитивных изменений в создавшейся ситуации не происходит [4,5]. Центром внимания в деятельности кафедр физического воспитания остаются предусмотренные учебными программами нормативы и тесты, но специалисты указывают на необходимость поиска новых нетрадиционных технологий для организации занятий по физическому воспитанию в вузе [6]. Из вышесказанного следует, что модернизация образования, являющаяся общенациональной задачей, требует повышения качества обучения, разработки новых педагогических технологий, обеспечивающих осознанные потребности в занятиях физическими упражнениями в обучение и воспитание молодого поколения [7]. Необходимость новых подходов к активизации двигательной деятельности студентов, с учётом мотивационной сферы, предусматривающие развитие интереса к двигательной активности создаёт предпосылки для обновления содержание физического воспитания. [8,9].

В поиске новых эффективных средств физического воспитания для студенток имеющих слабый уровень физической подготовленности, учитывая их мотивационные потребности, мы обратили своё внимание на новый вид двигательной активности черлидинг. С таким названием большинство людей сталкиваются впервые, но с тем, что стоит за ним, наверняка знакомы очень многие. Ведь болельщикам на соревнованиях по различным видам спорта часто приходилось наблюдать за выступлениями групп поддержки. Девушки в ярких костюмах с помпонами

в руках — черлидеры — призваны для «разогрева» публики, собравшейся на трибунах. Этот молодой вид двигательной активности сочетает в себе такие виды спорта, как художественная гимнастика, акробатика, аэробика и хореография. Главная задача девушек не только ярко и красиво выступить на соревнованиях, но и «зажечь» публику, болельщиков, подчинить её активно поддерживать свою любимую команду Занятия к подготовке показательных выступлений в этих группах помогают студенткам не только улучшить физическое и функциональное состояние, но и способствуют воспитанию эстетики и культуры движений. Привлекательность этого молодого вида двигательной активности заключается в естественном желании девушек быть всегда на виду, быть красивыми и грациозными, участие в показательных выступлениях помогают приобрести уверенность, получить положительный эмоциональный заряд, хорошее настроение и повысить уровень самооценки. А это, в свою очередь, является одним из важных мотивов к занятиям.

Целью данной работы явилось изучение влияния подготовки показательных выступлений групп черли-динга на повышение уровня физического развития и динамику физической работоспособности студенток 1-го курса.

Методы и организация исследования

Для оценки уровня физического развития проводилось измерение антропометрических данных по методике И.В. Прохорцева [10]. Для оценки динамики физической работоспособности использовался Гарвардский степ-тест ИГСТ.

Исследование проводилось на базе Омского государственного технического университета (кафедра физического воспитания и спорта). В начале эксперимента было сформировано, две группы студенток, из них 50 человек составили экспериментальную группу и 50 — контрольную. В экспериментальной группе основными средствами физического воспитания служили базовые элементы черлидинга, на основе которых составлялись танцевальные композиции длительностью три минуты и в дальнейшем использовались для показательных выступлений на соревнованиях различных видов спорта как внутри вуза, так

Таблица 1

Оценка антропометрических показателей до и после проведения эксперимента

Показатели Этап тестирования ЭГ КГ Р3 и Р4 между ЭГ и КГ

X ± т п = 50 р1 X ± т п = 50 Р2

Вес, кг 1 54,7 ± 0,5 <0,01 54,9 ± 0,4 >0,05

2 50,4 ± 0,4 52,8 ± 0,3 <0,01

Обхваты, см

плечо 1 24,1 ± 0,1 <0,01 24,2 ±0,1 <0,05 >0,05

2 22,7 ±0,07 23,7±0,07 <0,05

грудь 1 86,5 ± 4,2 >0,05 87,2 ± 4,2 >0,05 >0,05

2 85,6 ± 5,6 86,5 ±4,7 >0,05

талия 1 64,3 ± 0,2 <0,01 65,4 ± 0,2 <0,05 <0,05

2 60,4 ±0,07 63,9±0,15 <0,001

ягодицы 1 92,4 ± 0,2 <0,01 92,3 ± 0,2 <0,05 <0,05

2 89,7 ± 0,6 90,8 ± 0,8 <0,001

бедро 1 53,2 ± 0,3 <0,01 54,2 ± 0,2 <0,05 >0,05

2 51,8 ±0,2 53,1 ± 0,2 <0,001

голень 35,6 ± 0,1 <0,05 34,8±0,04 <0,05 <0,05

34,8 ±0,05 34,4±0,02 <0,01

Примечание: 1— тестирование до начала эксперимента; 2 — тестирование после проведения эксперимента,

Р1 — достоверность различия конечных величин; Р2 — достоверность различия конечных величин; Р3 — достоверность прироста показателей экспериментальной группы; Р4 — достоверность прироста показателей контрольной группы.

и за эго пределами. Также дополнительно нами были использованы индивидуально подобранные силовые упражнения, направленные на коррекцию фигуры по методике И.В. Прохорцева, в конце каждого занятия использовался блок упражнений на развитие гибкости. В контрольной группе занятия проводились с применением средств аэробики (базовая программа для вузов) где использовались базовые шаги классической аэробики и степ-аэробики. На основе этих шагов составлялись танцевальные аэробные связки, в конце каждого занятия выполнялся блок упражнений, направленный на развитие силовых качеств. Во всех группах занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю и один раз дополнительно в виде элективных курсов. Занятия в группах черлидинга отличаются от такого популярного вида, как аэробика. С одной стороны, совершенно иным характером, где не будут использоваться движения с резкими механическими сотрясениями (прыжки, падения, ударные упражнения и др.), с другой — продолжительностью танцевальной композиции (3 мин) и возможностью участвовать в показательных выступлениях на соревнованиях различных специализаций.

Особенностью разработанной нами методики явилось включение в программу физического воспитания (в вариативную часть) подготовку к показательным выступлениям групп черлидинга. Кроме того, исполь-

зовались индивидуально подобранные, направленные на коррекцию фигуры силовые упражнения.

Результаты исследования и их обсуждение

Для оценки уровня физического развития проводилось измерение антропометрических данных. Результаты показали, что в конце эксперимента в группе занимающихся по рекомендуемой нами методике, направленной на подготовку показательных выступлений групп черлидинга, было выявлено достоверное улучшение антропометрических данных. Сравнительный анализ обхватов в конце эксперимента показал достоверное различие между экспериментальной и контрольной группами. При сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп студенток было выявлено, что в экспериментальной группе вес уменьшился более значительно (<0,01) (за счёт достоверного уменьшения жировой массы тела). Указанное уменьшение произошло в результате уменьшения обхватов талии, ягодиц, бедра, голени при уменьшении кожно-жировых складок в данных областях. В КГ также произошли положительные сдвиги, но они были менее значительны, чем в ЭГ (<0,05) (табл. 1). Для оценки динамики физической работоспособности использовался Гарвардский степ-тест ИГСТ. Анализ первого этапа обследования показал примерно одинаковый уровень подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп. После физических

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

%

Рис. 1. Динамика физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту

тренировок в течение двух лет (в конце эксперимента) показатели улучшились в обеих группах, но динамика их была разнонаправленной. Так, работоспособность максимально достоверно возросла лишь в экспериментальной группе ( Р <0,001), в контрольной также произошли положительные сдвиги ( Р <0,05), но они были менее значительны, чем в ЭГ (рис. 1).

Заключение

В целом вышеизложенное указывает на более значимые и достоверные изменения антропометрических данных и физической работоспособности у студенток экспериментальной группы. Что подтверждает эффективность включения, подготовки и участия в показательных выступлениях групп черлидинга в программу физического воспитания студенток. Высокая заинтересованность девушек, целенаправленное воздействие индивидуально подобранных силовых упражнений, желание хорошо выглядеть, выступая перед большой аудиторией, и благоприятное эмоциональное состояние, полученное в результате включения показательных выступлений групп черлидинга, способствовали более положительной динамике исследуемых показателей у студенток экспериментальной группы.

Таким образом, полученные дынные свидетельствуют высокой эффективности разработанной экспериментальной методики показательных выступлений групп черлидинга. Следовательно, это позволило сделать ряд выводов и практических рекомендаций по разработке учебных программ физической подготовки студенток вузов.

Библиографический список

1. Курпан Ю.И. Оставайся изящной / Ю.И. Курпан. — М. : Советский спорт. — 1991. — 64с.

2. Манина Т.С. Эта многоликая гимнастика / Т.С. Мани-

на, Н.Е.Водопьянова. — Л.: Лениздат. — 1989. — 80 с.

3.Виленский М.Я.Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский. — Москва : Теория и практика физической культуры — 1999. — № 10. — 5 с.

4. Молчанов, С.В. Спорт как зрелище : учеб. пособие / С.В. Молчанов. — Минск : Изд-во МГПУ, 1984.— 18 с.

5. Семёнова М.А. Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в высшей школе на современном этапе / М.А. Семёнова. — Москва : автореф. дис. канд. пед. наук. — 2007. — 26 с.

6. Лубышева Л.И. Физкультурное воспитание в вузе: Сущность и ориентиры развития / Л.И. Лубышева. Тула : Теория и практика физического воспитания учащейся молодёжи : межвуз. сб. науч. трудов — Изд-во Тульского госпединститута, 1993. — 24 с.

7. Сальников, В.А. Индивидуализация в системе физкультурного образования / В.А,Сальников. — Омск : Актуализация принципов и технологии обучения в системе физкультурного образования : сб. науч. трудов. — 1996. — 6 с.

8.Виленский М.Я. Сравнительная характеристика восстановительного периода после напряженной физической и умственной работоспособности / М.Я. Виленский. Теория и практика физической культуры — 1971. — № 5. — 48 с.

9. Пилоян, Р.А. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности / Р.А.Пилоян, А.Д.Суханов. — Москва : Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 11. — 40 с.

10. Прохорцев Л.И. Способ тренировки тела человека типа «шейпинг» / Л.И. Прохорцев. — Санкт-Петербург, Патент № 2007205 на изобретение от 15 февраля 1994 года. Российская Федерация.

ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

Дата поступления статьи в редакцию: 29.08.2008 г.

© Тимофеева О.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.