Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http ://naukovedenie.ru/PDF/159PVN315.pdf DOI: 10.15862/159PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/159PVN315)
УДК 378.172: 796.011
Казакова Ольга Александровна
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»
Россия, Самара1 Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: kazakova.kpn@gmail.com
Особенности развития двигательной активности
у детей-шестилеток
Аннотация. В научной литературе недостаточно изучен вопрос введения дополнительного двигательного режима, для роста двигательной активности и увеличения нагрузок в процессе физического воспитания детей шести лет. Поэтому, автор статьи, рассматривает изменение и увеличение двигательной активности посредством организации дополнительных кружковых занятий детским черлидингом. Идея внедрения детского черлидинга в образовательный процесс сада заключается во включении элементов данного направления в образовательную деятельность дошкольников по направлению «физическая культура» и создании дополнительных, кружковых занятий, с целью всестороннего развития у детей базы всевозможных движений; двигательной культуры; востребованных разносторонних жестов; умения формировать и воспроизводить двигательные образы, развивать воображение, фантазию и вместе с тем вырабатывать двигательные качества; воспитывать у дошкольников правильное отношение к здоровью, способствовать приобретению мотивации в постоянной двигательной активности.
Ключевые слова: двигательная активность; детский черлидинг; дополнительные кружковые занятия по физической культуре; физическое развитие детей - шестилеток; особенности развития двигательной активности; функциональные возможности; особенности детского черлидинга.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Казакова О.А. Особенности развития двигательной активности у детей-шестилеток // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/159PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/159PVN315
1 443125 Самара, Московское шоссе 252А-16 (Казакова Ольга Александровна) 1
Среди разнообразных проблем, стоящих перед организаторами дошкольного физического воспитания особое место занимают вопросы развития двигательной активности у детей - шестилеток. Это обусловлено тем, что в скором времени им предстоит, придя в школу, выйти на более организованный уровень обучения, выполнять более сложные задания на уроках физической культуры.
Опираясь на нормативно-правовые документам, регламентирующие санитарно -эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, наибольшая продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5 - 6 часов. Следовательно, надобность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности довольно велика, но не всегда она осуществляется на должном уровне. К сожалению, на данный момент дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телевизора. Все больше понижается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, не смотря на новые ФГОСы еще имеют место длительные образовательные занятия с доминированием статических поз.
Наблюдения, проведенные за применяемой методикой начального обучения развития двигательной активности детей в ряде дошкольных учреждений города Самары, показывают, что часть затрачиваемого времени расходуется не рационально. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что в настоящее время наиболее полное освещение получили вопросы, связанные преимущественно с повышением функциональных возможностей детей и выявлением тренирующего эффекта воздействия физических упражнений. В то же время работ, направленных на изучение и обоснование дополнительного двигательного режима, для повышения двигательной активности и увеличения нагрузок в процессе физического воспитания детей шести лет, крайне недостаточно.
В связи с этим представляется обоснованной и актуальной научно-экспериментальная работа, которая проводиться на базе дошкольного учреждения МБДОУ детский сад комбинированного вида № 61 г. Самара под руководством педагогического коллектива по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенстве посредством организации дополнительных кружковых занятий детским черлидингом. Идея внедрения детского черлидинга в образовательный процесс сада заключается во включении элементов данного направления в образовательную деятельность дошкольников по направлению «физическая культура» и создании дополнительных, кружковых занятий, с целью всестороннего развития у детей базы всевозможных движений; двигательной культуры; востребованных разносторонних жестов; умения формировать и воспроизводить двигательные образы, развивать воображение, фантазию и вместе с тем вырабатывать двигательные качества; воспитывать у дошкольников правильное отношение к здоровью, способствовать приобретению мотивации в постоянной двигательной активности.
Одним из направлений повышения качества учебных программ является модернизация их на основе новых педагогических технологии. В качестве объекта разработки и инновационного педагогического направления, нами выбрана методика, основу которой составляют упражнения черлидинга. Для выявления фактора оздоровления нами использовалась традиционная методология, выделяющая в любом педагогическом процессе средства и методы воздействия. Результатом анализа явилось вычленение и целостная реконструкция оздоровительного метода - черлидинга.
Черлидинг - это отличная альтернатива классическим видам спорта: гимнастике, акробатике, аэробике, который сейчас является доступным и для детей шестилеток, где каждый из них может добиться выдающихся результатов. Родители с удовольствием отдают детей дошкольного и младшего школьного возраста в секции черлидинга, так как высоко оценивают возможности данного вида спорта в развитии двигательных навыков, совершенствовании
координации движений, укреплении общефизического состояния ребенка на высоком эмоциональном подъеме при помощи музыкального сопровождения. Спортивные навыки, общефизическая подготовка, полученные на регулярных дополнительных занятиях черлидингом, позволяют ребенку успешно заняться в дальнейшем любым видом спорта, формирует позитивное отношение к жизни, лидерские качества, учит работать в коллективе и соответствовать высокому уровню физической подготовленности дошкольников при выходе из детского сада в школу. Черлидинг не имеет медицинских противопоказаний, предполагает индивидуальный подход к каждому занимающемуся, позволяет во время занятия постоянно регулировать нагрузку, что в целом отлично подходит для дошкольного возрастного периода. Применение элементов черлидинга в образовательной работе детского сада расширяет возможности педагогического коллектива в укреплении не только физического, но и психического здоровья воспитанников, формирует двигательные умения и всевозможные навыки, создает правильную осанку.
Черлидинг - это красочный увлекательный вид спорта, в котором спортсмены поддерживают других спортсменов и сплачивают болельщиков, меняя их эмоции.
Этот новый, для России, многогранный вид спорт, который состоит из элементов гимнастики, акробатики, спортивных танцев, хореографии и многого другого, что в свою очень притягивает детей.
При занятиях черлидингом развиваются многие физические и психические качества, а именно: сила, выносливость, ловкость, координационные способности, двигательная память, внимание, мышление, умение работать в коллективе, мелкая моторика и речь, за счет разучивания кричалок. Поэтому черлидеры - это очень уверенные в себе люди. Чем раньше мы приобщим детей к черлидингу, тем выше вероятность вырастить из них профессиональных спортсменов-болельщиков.
Цель нашей работы: разработать и внедрить программу по формированию потребности дошкольников в двигательной активности и в физическом совершенствовании, через новые формы физического воспитания дошкольников - занятия детским черлидингом.
Новизна программы заключается в том, что как вид деятельности черлидинг в программах дошкольных учреждений не разработан, нет методических рекомендаций, разработок по данному направлению. Поэтому данная программа послужит одним из важнейших инструментов обновления содержания образования в дошкольных учреждениях и будет способствовать развитию физических способностей детей.
Программа рассчитана на одаренных детей с хорошими физическими данными 6 лет. Занятие проводится в группе по 10-15 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводиться занятие два раза в неделю, продолжительность 20-30 минут. Программа разбита на несколько этапов.
Основной формой работы по программе черлидинга является дополнительное кружковое занятие. Кроме этого, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности.
Для того чтобы сформировать у ребенка двигательный навык и выработать двигательную память необходимо учесть, что основным видом деятельности у детей в возрасте 5-7 лет является игра. Запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности. Исходя из этого, мы составили план занятий по черлидингу в игровой форме, так дети лучше усваивают информацию, внимание более сконцетрированно, что способствует формированию двигательной памяти.
Принимая во внимание психологические особенности нервной системы детей 6 лет, их невосприятие монотонной, однообразной продолжительной работы, следует использовать комбинированный метод. Он представляет собой совокупность методов строго регламентированного упражнения и элементов сюжетно-ролевых игр. Эмоциональная окраска продолжительных по времени упражнений позволяет детям выполнить значительный для данного возраста объем физических нагрузок без заметного утомления, а инструктору по физической культуре — четко дозировать нагрузку (по величине, скорости, количеству пробегаемых отрезков и др.).
Центральным предметом внимания у детей в черлидинге являются помпоны, благодаря им дети с удовольствием повторяют движения, которые показывает инструктор физической культуры. С другой стороны, следует подчеркнуть, что в этом возрасте начинают вызывать оживленный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов, поэтому необходимо включать в занятия эстафеты, которые должны носить сюжетный характер, например, «зайцы», «обезьяны», «собачки» и тому подобное. Все упражнения доступны для детей 6-7 лет.
Для обеспечения высокого эмоционального уровня занятий используются известные детям музыкальные произведения, не исключая и ознакомления с новыми. Характер музыкального сопровождения может и должен быть самым разнообразным.
Анализ режима дня шестилеток, обучающихся на базе дошкольного учреждения, показал, что в зимне-весенний период из-за ряда причин (погодные условия, трудности с переодеванием детей, малой продолжительности большой перемены для прогулок и др.) в первую половину дня дети не бывают на свежем воздухе. Это отрицательно сказывается на их здоровье (снижается двигательная активность, повышается утомляемость на уроках и т.д.). Поэтому, мы считаем, что целесообразно вводить дополнительные занятия физической культурой (в виде кружков) для развития двигательной активности.
Общеизвестно, что условием нормального развития организма является двигательная активность. Именно двигательная активность как основа жизнеобеспечения детского организма оказывает большое влияние на рост и развитие нервно — психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.
«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие» [7]. Хотя у ребенка возраста раннего детства важнейшим средством физического воспитания является самопроизвольная двигательная активность, тем не менее наблюдения показывают, что движения у каждого из малышей довольно монотонны и в работу вовлекаются не все мышечные группы. «Неправильно выполняемые в этом возрасте двигательные акты закрепляются в виде стереотипа, который может стать причиной развития функциональной асимметрии мышц, деформаций опорно-двигательного аппарата и даже нарушений в развитии деятельности вегетативных систем» [7]. Поэтому необходимо контролировать двигательную активность ребенка и помогать ему, подбирать новые упражнения, которые возмещали бы нагрузку на слабо участвующие в работе мышечные группы. [4]. К 6-7 годам заканчивается формирование головного мозга, а так как двигательная активность во многом определяет этот процесс, то роль физической культуры для детей возраста первого детства становится особенно заметной. В рассматриваемом возрасте у ребенка закладываются многие поведенческие установки, которые сохраняются затем во всей последующей жизни. Вот почему формирование у него стремления к организованному целенаправленному движению, к физической культуре следует считать одной из приоритетных задач воспитания. [7]. Базой для этого может быть то обстоятельство, что дети в возрасте первого детства отличаются высокой двигательной активностью, а их физическая работоспособность оказывается достаточно внушительной. Таким образом, чем разнообразнее будут проводиться занятия по физической культуре в
дошкольном учреждении, тем быстрее мы достигнем поставленных целей. Многие приемы руководства двигательной активностью одинаковы для детей разной подвижности, поэтому, необходимо предоставить детям для движения разноплановые площади.
Целью первого этапа нашей экспериментальной деятельности (2014г.) является разработка и внедрение программы по черлидингу для формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, способствующей развитию и совершенствованию физических качеств у старших дошкольников с использованием методов и приёмов развития двигательной активности воспитанников.
Для реализации поставленной цели на первом этапе решены следующие задачи:
1. Была изучена научная и методическая литература по данной тематике и на основе полученной информации разработана система занятий по физической культуре с использованием методов и приёмов, направленных на развитие двигательной активности (черлидинга).
2. Разработана программа и введена в дополнительную кружковую деятельность сада направление «детский черлидинг».
3. Был проведен констатирующий эксперимент (с формированием контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп, детей одного возраста). На начальном этапе было произведено тестирование физических качеств детей.
4. Разработан примерный оптимальный суточный двигательный режим, предусматривающий организацию работы с воспитанниками в зависимости от уровня их физической подготовленности и вызывающий эмоциональный положительный отклик.
5. Организованна творческая группа педагогов участвующих в проекте.
6. Началась совместная работа родителей и воспитанников через проведение физкультурных занятий и праздников на основе творческого подхода.
7. Закуплено специальное оборудование для реализации преобразующее -формирующего эксперимента.
Для определения исходного уровня физической подготовленности и физического развития детей, а также с целью формирования однородных групп, участвующих в основной научно-экспериментальной работе, в начале эксперимента мы исследовали показатели физического развития испытуемых экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ). Далее на протяжении первых 6 месяцев мы контролировали их изменения (таблица 1).
Таблица 1
Изменения показателей физического развития испытуемых
Показатель пол Эксперимента Контрольная Экспериментальна Контрольная
льная группа группа я Группа
0.5.2014г 0.5.2014г Группа 01.2015г
01.2015г
Прыжок в длину с м 95.0-132.0 84.0- 124.0 110-141.0 85.0-126.0
места д 64-83.0 62.0-82.0 76.0- 110.0 66.0- 88.0
Прыжки через м 7-9 6-10 9-11 7-10
скамейку за 10с. на д 6-7 6-7 8-9 6-7
двух ногах(
количество раз)
Прыжок через м 12-15 11-15 14-17 11-16
обруч за 15 сек. д 8-10 7-9 12-15 7-10
Сгибание и м 5-6 5-6 7-9 6-7
разгибание рук в д 3-5 4-5 5-7 5-6
упоре лежа опорой
руками о пол
(количество раз)
Поднимание м 10-12 9-11 10-14 9-12
туловища из д 8-11 7-9 10-12 9-10
положения лежа на
спине (количество
раз)
Наклон вперед из м 3-5 3-5 5-7 3-5
положения д 4-6 5-7 6-8 5-7
сидя.(см)
Из таблицы видно, что на период начала эксперимента экспериментальная и контрольная группы имели практически одинаковые показатели физического развития и отвечали естественному уровню развития дошкольников. За период шести месяцев работы экспериментальной площадки развитие детей занимающихся в кружке черлидинга увеличилось в среднем на 15-20% по отношению к контрольной группе, занимающейся по общей программе физического воспитания в ДОУ.
При этом оценку физической подготовленности следует рассматривать не как единовременное мероприятие, а как целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физического развития [2, 75С.].
Таким образом проведенные исследования, на промежуточном этапе формирующего эксперимента, позволили сделать следующий вывод, разработанная нами модель двигательного режима дошкольника с оздоровительной направленностью, включающая в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания (кружковые занятия черлидингом), позволяет создать необходимый объем двигательной активности детей в дошкольном учреждении.
Известно, что на развитие ребенка немаловажное воздействие оказывает среда и воспитание. Поэтому создание соответствующей здоровьеформирующей и развивающей среды в условиях детского сада определяет особенности личностного развития воспитанников, позволяет детям испытывать свои способности, проявлять самостоятельность утверждать себя через активную двигательную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гигиенические основы воспитания детей от 3до7лет:Кн.для работников дошк. учреждений/ Е.М. Белостоцкая,Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленчи; Сост.В.И.Теленчи.- М.:Просвещение,1987.- 143с.
2. Детский фитнес в ДОУ: учебно- методическое пособие. Составители: Л.А.Иванова, Е.В.Ненашева, Т.Н.Попова.- Самара.: Изд-во ООО «Порто-принт»,2013.-95с.
3. Двигательная активность и реакция вегетативных систем организма младших школьников на физические нагрузки: учебное пособие/отв. Ред. Р. А. Шабунин; Свердловский гос. пед. ин-т. — Свердловск: [б. и.], 1981. — 80 с.
4. Ермилова Е. Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Я. Ермилова // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 363-365.
5. Иванова Л.А. Формирование когнетивных способностей на занятиях в специальном учебном отделении [Текст] / Иванова Л.А., Казакова О.А., Звонова Т.А. // Вестник самарского Государственного Технического Университета. Серия «психолого-педагогические науки». - 2014.- №3(23). - С.70-80.
6. Лысова В. Я., Яковлева Т. С., Зацепина М. Б., Воробьева О. И. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. Методические рекомендации для работников дошкольных учреждений. Сценарии. Издательство «АРКТИ», 2001 г.
7. Маханева И,Д., ДышальС.Д., Кузнецова М.И. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников .- СПб.,2000.-186с.
8. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 368 с.
9. Фролов Ф.Г. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду.-М.:Просвещение,1984.- 156с.
10. Щебеко В. Н. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.
Статья рецензирована членами редколлегии журнала.
Kazakova Olga Aleksandrovna
Samara State University Russia, Samara E-mail: kazakova.kpn@gmail.com
Features of a movement activity development for the six-year-old kids
Abstract. In the scientific literature, there are no deep researches about additional movement regime integration for the movement activity rising and load increasing in the physical training process for the six-year-old kids. Because of this, the author of an article considers changes and increases in movement activity by organizing additional children's cheerleading studies. The idea of children's cheerleading integration in the educational process of a kindergarten consists in elements inserting from this type of sport in the Physical Education activities and in additional hobby studies creating in order to support: a comprehensive children movement's base development; a movement culture; relevant, versatile gestures; an ability to organize and repeat movement conceptions, to develop imagination, fantasy and also to draw up movement abilities; to cultivate right attitude to the health; to promote motivation gaining in the constant movement activity.
Keywords: movement activity; children's cheerleading; additional hobby studies in Physical Education; physical development for the six-year-old kids; features of the movement activity development.
REFERENCES
1. Gigienicheskie osnovy vospitaniya detey ot 3do7let:Kn.dlya rabotnikov doshk. uchrezhdeniy/ E.M. Belostotskaya,T.F. Vinogradova, L.Ya. Kanevskaya, V.I. Telenchi; Sost.V.I.Telenchi.- M.:Prosveshchenie,1987.- 143s.
2. Detskiy fitnes v DOU: uchebno- metodicheskoe posobie. Sostaviteli: L.A.Ivanova, E.V.Nenasheva, T.N.Popova.- Samara.: Izd-vo OOO «Porto-print»,2013.-95s.
3. Dvigatel'naya aktivnost' i reaktsiya vegetativnykh sistem organizma mladshikh shkol'nikov na fizicheskie nagruzki: uchebnoe posobie/otv. Red. R. A. Shabunin; Sverdlovskiy gos. ped. in-t. — Sverdlovsk: [b. i.], 1981. — 80 s.
4. Ermilova E. Ya. Rol' dvigatel'noy aktivnosti v formirovanii lichnosti detey doshkol'nogo vozrasta [Tekst] / E. Ya. Ermilova // Molodoy uchenyy. — 2013. — №9. — S. 363-365.
5. Ivanova L.A. Formirovanie kognetivnykh sposobnostey na zanyatiyakh v spetsial'nom uchebnom otdelenii [Tekst] / Ivanova L.A., Kazakova O.A., Zvonova T.A. // Vestnik samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo Universiteta. Seriya «psikhologo-pedagogicheskie nauki». - 2014.- №3(23). - S.70-80.
6. Lysova V. Ya., Yakovleva T. S., Zatsepina M. B., Vorob'eva O. I. Sportivnye prazdniki i razvlecheniya dlya doshkol'nikov. Starshiy doshkol'nyy vozrast. Metodicheskie rekomendatsii dlya rabotnikov doshkol'nykh uchrezhdeniy. Stsenarii. Izdatel'stvo «ARKTI», 2001 g.
7. Makhaneva I,D., Dyshal'S.D., Kuznetsova M.I. Dvigatel'nye kachestva i metodika ikh razvitiya u doshkol'nikov .- SPb.,2000.-186s.
8. Stepanenkova E. Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka: Uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. — M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2001. — 368 s.
9. Frolov F.G. Fizkul'turnye zanyatiya i sportivnye igry v detskom sadu.-M.:Prosveshchenie,1984.- 156s.
10. Shchebeko V. N. i dr. Fizicheskoe vospitanie doshkol'nikov: Uchebnoe posobie dlya studentov srednikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. — 3-e izd., stereotip. — M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 1998. — 192 s.