Научная статья на тему 'Влияние стиля педагогической деятельности учителя на эффективность образовательного процесса'

Влияние стиля педагогической деятельности учителя на эффективность образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2759
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семендяева В. И.

Статья посвящена изучению особенностей стиля деятельности учителя. Автор выявляет влияние стиля деятельности учителя на показатели эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля педагогической деятельности учителя на эффективность образовательного процесса»

УДК: 37.037.1

Семендяева В. И.

студентка Б4Н группы психолого-педагогического факультета,

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: Сгонник Л.В.

д.п.н., доцент, Филиал СГПИ в г. Железноводске

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья посвящена изучению особенностей стиля деятельности учителя. Автор выявляет влияние стиля деятельности учителя на показатели эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: стиль деятельности, индивидуальный стиль педагогической деятельности, эффективность образовательного процесса.

Сегодня в условиях социально-экономических и духовных преобразований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности. Такую личность может воспитать только педагог, обладающий профессионализмом, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней, обладающий сформированным стилем индивидуальной деятельности.

В связи с этим становятся актуальными вопросы формирования у педагога наиболее оптимальных и эффективных способов и приемов осуществления педагогической деятельности, обеспечивающих ее значительную результативность, что подразумевает под собой становление стиля педагогической деятельности. Верно найденный стиль, обуславливающий выраженность индивидуальности педагога, содействует демократичности, эффективности педагогического воздействия на обучающихся, продуктивному общению участников данного процесса, максимальному раскрытию потенциала каждого обучаемого.

Вопросы формирования стиля педагогической деятельности и, как следствие, повышения качества образовательного процесса неоднократно попадали в поле зрения ученых-исследователей

К изучению стиля педагогической деятельности проявляли интерес такие ученые-исследователи, как А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, В. В. Шпалинский, М. Ю. Кондратьев, Н. Ф. Маслова, В. А. Кан-Калик.

Параметры оценки эффективности стиля педагогической деятельности рассматривались в работах И. А. Зимней, Н. В. Клюевой, Л. С. Колесникова, В. А. Крутецкого, Ю. А. Самарина. Теоретические аспекты данного вопроса отражены в работах Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, Л. А. Ситак в общепрофессиональных подходах к изучению эффективности деятельности, в исследованиях эффективности педагогической деятельности [2; 3; 5]. Неразрешенность проблемы критериев оценивания порождает сложность при определении субъектов оценки труда учителя.

От стиля педагогической деятельности учителя зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие обучающихся. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как заигрывание, устрашение и крайние формы общения — дистанции, опасны еще и в силу того, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и «въесться» в творческую индивидуальность учителя, а моментом становятся

штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность [4; 5].

Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений, которые должны характеризоваться:

1) взаимодействием факторов взаимодействия и сотрудничества при организации воспитательного процесса;

2) наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;

3) ориентировкой на вырабатывание адекватной самооценки;

4) отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия; использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;

5) единством делового и личностного общения;

6) включением обучающихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: творческие задания, кружки и т. п.

Если педагог будет руководствоваться этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.

При анализе стиля педагогической деятельности необходимым условием будет являться выявление критериев, по отношению к которым допустимо определение успешности или неуспешности педагогической деятельности. В качестве подобных критериев можно использовать понятия результативности и эффективности труда педагога или эффективности образовательного процесса.

Эффективность в труде учителя — это наличие качественных перемен (позитивных, прогрессивных и отрицательных, регрессивных) в психическом формировании обучающихся и самого преподавателя. Результативность же есть соотношение полученного результата выделенным задачам (непосредственно здесь родным по содержанию считается понятие успешность). Педагогическая же результативность есть степень реализации учебных целей согласно сопоставлению с установленными или вероятными (к примеру, переход ученика с необученности к обученности) присутствие условии нейтрализации остальных условий, влияющих кроме педагога на достижение установленных целей. В педагогических публикациях под отдачей образовательного процесса, как принцип, подразумевается эффективность, результативность педагогической деятельность, умение гарантировать цели. Эксперты предлагают ее определять, как подход завоеванного итога к целевым ориентирам педагогической работы, они рекомендуют осуществить и ещё одну операцию — сопоставить приобретенные итоги с достижениями прошлых лет, для того чтобы стали наиболее явными тенденции происходящих перемен. Таким образом, результативность педагогического движения — это соотнесенность приобретенных итогов с целями и прошлыми достижениями в педагогической практике. Эффективность в труде педагога — это наличие качественных перемен (позитивных, прогрессивных и отрицательных, регрессивных) В психическом развитии обучающихся и наиболее преподавателя. Эффективность же есть соотношение приобретенного итога установленным задачам (непосредственно здесь родным по содержанию считается представление успешность.) Педагогическая же эффективность имеется степень осуществлении учебных целей согласно сравнению с установленными или возможными (к примеру, переход учащегося с необученности к обученности) при обстоятельстве нейтрализации других условий, воздействующих кроме педагога на результат установленных целей. Оптимальность — результат лучшего итога в сведении обстоятельств и присутствие наименьших расходов периода и стараний соучастников.

Эффективность — более узкое понятие, чем результативность. Оптимальность более узкое представление, чем результативность. Таким образом, если мы стремимся оценивать эффективность работы педагога, то необходимо оценивать не непосредственно по себе результат, а взять его в соотношении с установленными целями. Присутствие оценке некорректно основываться на собственных индивидуальных эмоциях. Необходимо

основываться на объективное исследование работы педагога, а потом сопоставлять эти результаты с установленными целями. Можно изучать результативность работы педагога в разных условиях: взглянуть как одна и эта же задача (к примеру, обучаемость школьников) при варьировании педагогом разных способов преподавания достигается с разными итогами. Нельзя оценивать эффективность труда учителя только по внешним разрозненным признакам (оформление кабинета и т. д.) В эффективность труда учителя можно включить следующие характеристики: состояние мотивационной среды и личностная вовлеченность учителя в свой труд, владение современными технологиями организации и психологической интенсификации своего труда, в том числе сокращение потерь времени, и ненужного расхода сил обучающихся и учителя, наличие гуманных отношений в труде, продуктивность психического развития обучающихся, достижение высокого уровня в труде (мастерство) и нахождение новых форм его осуществления (творчество), открытость к дальнейшему профессиональному развитию (профессиональное самосовершенствование). Следует особо выделить результативные и процессуальные показатели эффективности труда учителя.

Результативные показатели раскрывают, каких результатов обученности достигает учитель, а также какие изменения в психическом развитии обучающихся возникают в ходе его труда. Процессуальные показатели обнаруживают не только внешнюю сторону процесса (действия учителя и обучающихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особенности (мотивы, ожидания, позиции, эмоциональные отношения и предпочтения и другие.) При анализе результативности не следует ограничиваться характеристикой знаний обучающихся, изолированных психических функций и отдельных качеств личности, а стремится к показателям, фиксирующим ученика как целостную личность, субъекта учебной деятельности, учитывать не только достижение программных требований, но и активизацию резервов личности обучающихся, учителя, их индивидуальности, принимать во внимание не только достигнутый наличный уровень психического развития обучающихся и учителя, но и их перспективу, зону ближайшего развития. При анализе целостной личности ученика и педагога необходимо обращать интерес на факторы, однозвучные современному дню (стремление личности к инновационной деятельности, обязанность за социальные результаты собственных действий, относительная независимость личности в контексте общественного сознания, стремление к саморазвитию и прочие).

Процессуальные данные показывают то, как педагог реализовывает педагогическую деятельность и общение, как реализовывает в процессе работы цели и задачи, каковы его трудоспособность и состояние здоровья, а также, которые процессы деятельности и общения обучающихся он организует.

Эффективным считается деятельность педагога, в которой высоки и процессуальные и продуктивные показатели. Под преподавательским стилем понимаются характерные черты педагогического профессионализма, традиционно складывающиеся в эксперименте учителей. Считается, что преподавательский стиль предполагает собою особенный «почерк», конкретную манеру педагогических действий и присущ каждому педагогу. В действительности стиль деятельности — это весьма обширное представление: это и образ управления коллективом, и индивидуально-психологические особенности самого педагога, и способы реализации самой педагогической деятельности, и то, как педагог реализовывает саму деятельность. Ведь не зря говорят: «Все зависит от учителя». Разные учителя — разные стили деятельности — разный результат. Стили деятельности бесспорно оказывают влияние на эффективность педагогической деятельности. Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления учителя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности. Реализовав программу совершенствования стилей педагогической деятельности и проанализировав результаты исследования, мы увидели необходимость в разработке психолого-педагогических рекомендаций для учителей начальных классов с

разными стилями педагогической деятельности по повышению эффективности образовательного процесса.

Таким образом, педагогический стиль — это система педагогических средств и методических приемов, применяемых педагогом в учебном процессе и во взаимоотношениях с обучающимися, характеризующая его педагогическую индивидуальность.

Стиль педагогической деятельности проявляется в особенностях взаимодействия между учителем и обучающимися. Личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, проходящее в рамках сотрудничества педагога и обучающегося, основанное на понимании, принятии и уважении личности обучающегося порождают в нем решительность и личную значимость, которые совершают его наиболее уверенным и способным преодолевать с проблемами жизни. Обучающийся обретает умение наиболее четко оценивать общество и осуществлять себя соответственно. Это облегчает взаимодействие с находящийся вокруг и в последующем устанавливает вид его отношений, его положение в коллективе. Непосредственно поэтому весьма немаловажно, чтобы образ педагогической деятельности был соответственным условия, доброжелательным, последовательным.

Рекомендации по совершенствованию стиля педагогической деятельности педагога:

- стимулировать учителей к постоянному самоанализу и самооценке своей личности, педагогического общения и педагогической деятельности;

- приглашать специалистов: физиологов, психотерапевтов, психологов для индивидуальной и групповой работы для повышения психолого-педагогической компетентности учителя с педагогическим коллективом;

- внедрять в школьную практику диагностические и коррекционные методики по самопознанию и саморегулированию педагогами своей личности, педагогического общения и педагогической деятельности.

Литература

1. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. [Текст] / Е. А. Климов. — Лен.: ЛГУ, 2011. — 66 с.

2. Маркова, А. К. Психология труда учителя. [Текст] / А. К. Маркова. — М., 2010. — С. 30-34.

3. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. [Текст] / Л. М. Митина. — М.: Академия, 2009. — С. 209.

4. Никандров Н. Д. Педагогические стили. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. [Текст] / Н. Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2010. — с. 56.

5. Ситак, Л. А. О проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы // [Текст] / Л. А. Ситак. Социально-гуманитарные знания. — М., 2015. — №12. — С. 74-80.

6. Толочек, В. А. Стили профессиональной деятельности. [Текст] / В. А. Толочек. — М.: Смысл, 2009 — 109 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.