Научная статья на тему 'Развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя-лого педа в системе повышения квалификации'

Развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя-лого педа в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басаргина Людмила Владимировна

В данной статье рассматривается вариативный подход к организации психолого-педагогических условий профессионального развития учителей-логопедов посредством индивидуализации стиля профессиональной деятельности. Представлен подход к ранжированию индивидуализации стилей профессиональной деятельности учителя-логопеда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя-лого педа в системе повышения квалификации»

УДК 37:376

Басаргина Людмила Владилшровна

Методист кафедры психологии и специальной педагогики Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования, blv__79@mail.ru, Барнаул

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Basargina Lyudmila Vladimirovna

Methodist the chair of psychology and pedagogics for children with special needs Allair territory institute Improvement of professional skills educational, blv_79@mail.ru, Barnaul

SPEECH-THERAPIST'S PROFESSIONALACTIVITY INDIVIDUAL STYLE DEVELOPMENT IN ADVANCED TRAINING SYSTEM

В настоящее время система повышения квалификации учителей-логопедов находится на этапе активного развития, предполагающем решение целого комплекса многоплановых и разноуровневых задач. В условиях многомерных социально-экономических и ценностных изменений существенно переоцениваются приоритетные направления, цели и задачи дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Рассмотрим задачи развития индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя-логопеда, в системе повышения квалификации исходя из основных результатов исследования психолого-педагогических условий профессионального развития данной категории педагогических работников.

Профессиональную подготовку осуществляют внешние (по отношению к человеку) структуры (институты, академии, университеты), а профессиональное становление является в основном результатом собственного, внутреннего движения, когда профессионализм становится ценностью для личности. Стадиальность процесса, уровневая вариативность профессионального развития связаны с профессиогенезом. Профессиональное развитие соответственно является совокупностью стадиально-доминирующих то внутренних, то внешних условий. Соответственно тем самым определяются резервы совершенствования внешних условий, которые в свою очередь имеют интегрированную направленность оптимизации внутренних резервов личности посредством внешних и наоборот.

Профессиональное развитие учителя-логопеда рассматривается нами как базовая акмеологическая категория, а именно личностно-профессиональное развитие. Личностно-профессиональное развитие логопеда ~ процесс развития личности (в широком понимании), ориентированный на до-388

стижение высокого профессионального уровня и коррекционно-развивающих результатов, осуществляемый в ходе образования и саморазвития. Профессиональное развитие учите ля-логопеда становится условием повышения эффективности и результативности логопедического сопровождения образовательного процесса.

Анализ психологической, акмеологической, педагогической и литературы (Л. В. Абдулина, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, И. П. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Лобейко, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. С. Огнев, Е. И. Рогов и другие), научно-методической литературы в области специального образования (О. Е. Грибова, В. П. Дудьев, М. А. Орсшкина, Л. Ф. Сер-бина и другие) и опыта практической деятельности, обнаруживает большие резервы для совершенствования профессионализма педагога, в том числе в условиях повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Вопросы послевузовской профессиональной подготовки в системе специального образования становятся предметом изучения многих ученых (В. А. Жарова, В. Г1. Ермаков, В. А. Лапшин, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Н, М. Никитина, Б. П. Пузанов, Л. И. Сербина, Е. В. Худякова, С. Г. Шевченко и др.). Исследователи касаются определенных аспектов перепрофилирования. Вопросы совершенствования профессионального мастерства учителя-логопеда исследуются Н. А. Оскольской, Н. М.Поваляевой, С. Н. Сазоновой и другими. Вопросы непрерывного повышения квалификации специальных педагогов исследуют Н. А. Белогурова, В. А. Беляевский, Е. В. Колтакова, С. Л. Лиепиня, И. С. Сердюкова, Е. В. Тонков и другие. Особенности профессионального развития специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, рассматривают Е. А. Костылева, А. Н. Макарова, Е. А. Маралова, Н. М. Назарова, С. М. Петров и др.

В процессе повышения квалификации создаются информационно-методических условия обновления теоретических и практических знаний по специальности в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов каждой из ступеней непрерывного образования. Повышение квалификации, будучи внешним условием и движущей силой в сочетании с внутренними детерминантами педагога в совокупности с практической деятельностью обеспечивают профессиональное развитие специалиста.

Возможно, ли в условиях системы повышения квалификации создавать психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля профессиональной деятельности (ИСПД) учителя-логопеда?

Постепенно понятие стиля приобретает междисциплинарное значение, т, к. изучается различными науками в разных аспектах. Исследователи выделяют: эмоциональные стили (Л. Ю. Дорфман), стили взаимодействия (В. А. Горянина), стили управления (Л. П. Егидес, А. Л. Журавлев, Б. Ф. Ломов. А. Я. Никонова, Н. Н. Обозов) и другие стили. В. А. Толочек классифицирует выделенные авторами стили по 4 направлениям: «когнитивные стили», «индивидуальные стили деятельности», «стили руководства (ли-

дерства)», «стили жизни (поведения, общения, активности, саморегуляции), В отечественной психологии понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, где стиль понимается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека.

Детерминированность развития ключевых и базовых компетенций внутренними факторами оптимизируется в процессе реализации индивидуальных программ профессионального развития. Уровнево-модульная модель структурирования образовательных (учебных) программ повышения квалификации, направленных на профессиональное развитие позволяет учитывать спроектированное содержание, согласуя его с индивидуальными потребностями учителя-логопеда. Моделирование адаптивных программ повышения квалификации педагогических кадров на основе модульного построения представлены в ряде исследований (Е. В. Колтакова, С. В. Кулаков. Я. Б. Санжиева, А. Л. Фатыхова и другие).

Актуальный уровень и перспективы деятельности учителя-логопеда определяют индивидуальную траекторию профессионального развития специалиста .Напр авл ени я про ф е ссионального р аз вития у чите ля-логопед а д етерми -нированы совокупностью внешних и внутренних факторов. Компетентность специалиста позволяет согласовывать индивидуальные профессиональные задачи с внешними тенденциями развития теории и практики организации логопедического сопровождения в условиях образовательного учреждения.

Несмотря на достаточную разработанность способов организации повышения квалификации, направленных на профессиональное развитие, имеются трудности их реализации на региональном уровне и дифференциации содержания с учетом специфики деятельности учителя-логопеда. Специалист, получивший квалификацию учитель-логопед, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности, решению типовых профессиональных задач в общеобразовательных и специальных: (коррекционных) общеобразовательных школьных и дошкольных образовательных, медицинских учреждениях, центрах реабилитации и коррекции, психолого-медико-педагогических комиссиях согласно Государственному стандарту высшего профессионального образования.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда рассматривается как система профессиональных компетенций, совокупность знаний в области логопедии и смежных дисциплин, методики реализации направлений профессиональной деятельности, а также умений и навыков педагогического общения, развития и саморазвития личности. Совершенствование профессиональной педагогической компетентности учителя-логопеда детерминировано внутренними и внешними условиями и движущими силами. Интегративным с точки зрения внешних и внутренних условий является процесс повышения квалификации, направленный на профессиональное развитие учителя-логопеда в синтезе с самообразованием.

Основную идею концепции «стилей профессиональной деятельности» определяет стремление к раскрытию возможностей каждого человека, ис-

пользуя потенциал его индивидуальности, взаимодействия субъектов и закономерностей профессиональной деятельности.

Теоретические положения являются основой изучения стиля в области педагогики, под влиянием деятельностного подхода (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, В. Д. Небылицын, И. П. Павлов, Б. М. Теплов и др.), выделенного В. А. Толочеком [2] была сформирована концепция индивидуального стиля деятельности, где стиль рассматривался как деятельностная характеристика. Индивидуальный стиль деятельности (далее - ИСД) - обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности [1, с. 143]. Данное определение стиля деятельности, предложенное Е. А. Климовым, являясь классическим в отечественной педагогической психологии, отражает основное содержание, отечественной концепции ИСД.

Стиль является организующим началом, служит средством приспособления личности к требованиям деятельности, существенными признаками ИСД являются адаптивность, компенсаторность и оптимальность.

Индивидуально-психологические особенности субъекта являются доминирующими, но не единственными детерминантами стиля его профессиональной деятельности. Профессионально-деятельностные детерминанты, выражающиеся в объективных условиях и требованиях профессиональной деятельности учите ля-логопеда, во многом определяют особенности, специфику и вариативность стиля. Поскольку ИСПД является характеристикой деятельности и проявления личности в рамках ее объективных условий и требований, очевидной становится необходимость уточнения содержания данного понятия в сфере логопедической практики.

Стиль занимает связующее положение между индивидуальностью личности и деятельностью. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова акцентируется внимание на деятельностной природе стиля, определяя его как совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности. С одной стороны, стиль формируется человеком на основе его индивидуально-психологических особенностей, с другой - с учетом требований сферы деятельности; двойственная природа формирования стиля обуславливает, соответственно, два подхода в изучении данного понятия - личностного и деятельностного, синтез которых позволяет осуществить более цельное исследование.

С позиций деятельностного подхода, принятого нами исходным индивидуальный стиль профессиональной деятельности учителя-логопеда можно определить как совокупность методов и приемов профессиональной деятельности, обеспечивающих конструктивное взаимодействие участников логопедического сопровождения, реализуемых с учетом информационно-коммуникативной, правовой и деонтологической составляющей компетентности учителя-логопеда.

Исходя из основной особенности профессиональной логопедической деятельности - ее многогранности, - мы выделяем три основных аспекта работы учителя-логопеда — коррекционно-педагогический, профилактичес-

кий, преемственно-перспективный, методический, и ИСД направленной на саморазвитие — определяющих главные составляющие индивидуального стиля деятельности учителя-логопеда.

Необходимость непрерывного профессионального развития, в том числе в процессе повышения квалификации, обусловлена следующими объективными причинами:

- штатное расписание общеобразовательного учреждение предполагает включение, как правило, одного учителя-логопеда, реализующего профессиональные задачи в рамках логопедического пункта, что обуславливает дистантность взаимодействия специалистов данной категории. В сравнении учителя начальных классов имеют возможность ежедневно взамообме-ниваться опытом работы и решать возникающие проблемы в коллективе коллег;

— процесс коррекции нарушений устной и письменной речи с учетом по-лисенсорной типологии речевых нарушений не может быть организован по единой программе, предопределяя индивидуально-групповое ежедневное планирование.

Организация психолого-педагогических и организационно-педагогических условий процесса повышения квалификации учителей-логопедов, реализацию ряда задач. Сложившийся в регионе достаточно высокий уровень теоретической и методической подготовки в области непосредственной коррекционно-развивающей работы, вместе с тем наблюдается недостаточный уровень готовности в области организации и реализации направлений профессиональной деятельности: создание и совершенствования коррекционно-развивающего пространства, специфики взаимодействия с участниками процесса логопедического сопровождения. Анализ практической деятельности в должности учителя-логопеда и куратора, преподавателя курсов повышения квалификации учителей-логопедов и научно-методической литературы в области психолого-гтедагогического сопровождения и коррекционно-развивающего обучения определили необходимость введения термина логопедическое сопровождение. К определению содержания профессиональной деятельности учителя-логопеда используется множество понятий: логопедическая, коррекционная, коррекционно-логопедическая, коррекционно-образовательная, коррекционно-педагогическая, коррекционно-развивающая работа, воздействие или помощь. Данный подход предопределяет дискретное понимание задач профессиональной деятельности учителя-логопед а, как участниками процесса логопедического сопровождения, так и зачастую самими специалистами. Анализ анкет, аттестационных работ, материалов, выполненных в процессе курсов повышения квалификации, определил существующую недостаточно комплексную реализацию направлений собственной профессиональных деятельности учителя-логопеда. На различных этапах профессионального развития необъективно актуализируется, как правило, одно направление деятельности и недостаточно полно реализуются остальные. Учитель-логопед с оптимальным стилем

деятельности испытывает удовлетворенность от работы, ощущает субъективный комфорт, достигает высоких результатов с наименьшими затратами, т. к. совпадение объективных требований профессиональной деятельности и его индивидуальных особенностей максимально. Нецелесообразный ИСПД учителя-логопеда ведет к негативному влиянию стиля на субъектов деятельности, ее непродуктивности и эмоциональной негармоничности. В данных случаях необходима коррекция ИСПД, которая осуществляется учителем-логопедом путем самоанализа и саморазвития. Исходя из основного свойства ИСПД - его вариативности, - можно утверждать, что любой стиль деятельности, возможно, скорректировать до оптимального уровня. Кроме того, вариативность ИСПД позволяет учителго-л ого н еду быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям профессиональной деятельности.

Возможно, сделать вывод о том, что в условиях системы повышения квалификации целесообразно создавать психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Библиографический список

1. Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной деятельности [Текст]! Е. А. Климов—Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. - 278 с.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов / Под. Ред. Н. Ю. Шведовой. — М., 1990 - 638 с.

3. Толочек, С. А. Стили профессиональной деятельности [Текст] / С. А. Толо-чек - М.: Смысл, 2000. - 199 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.