Научная статья на тему 'Влияние педагогических технологий в процессе занятий физической культурой на формирование личности будущего педагога'

Влияние педагогических технологий в процессе занятий физической культурой на формирование личности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / PROFESSIONAL GROWTH / КАРЬЕР / CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В.

В статье рассматривается концепция формирования профессионального роста будущих педагогов педагогических вузов средствами педагогических технологий в процессе занятий физической культурой. Обучаясь в вузе, закладывается основа для самоопределения будущего специалиста, готового конкурировать в современном обществе. Физическая культура совокупность ценностей, которые способствуют профессиональному мастерству и карьерному росту.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the concept of formation of professional growth of the future teachers of pedagogical high schools by means of pedagogical technologies in the process of physical training is considered. Studying at the university, the foundation is laid for self-determination of the future specialist, ready to compete in modern society. Physical culture is a set of values that contribute to professional mastery and career growth.

Текст научной работы на тему «Влияние педагогических технологий в процессе занятий физической культурой на формирование личности будущего педагога»

УДК 37.037.1

О.В. Ярлыкова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО

ПЕДАГОГА

Аннотация: В статье рассматривается концепция формирования профессионального роста будущих педагогов педагогических вузов средствами педагогических технологий в процессе занятий физической культурой. Обучаясь в вузе, закладывается основа для самоопределения будущего специалиста, готового конкурировать в современном обществе. Физическая культура - совокупность ценностей, которые способствуют профессиональному мастерству и карьерному росту.

Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, профессиональная компетентность, мотивация, педагогические технологии, профессиональный рост, карьер.

Физическая культура самое широкое собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, а также материальные ценности. В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов, средство создания гармонично развитой личности. Происходящие социально-экономические, демографические,

оздоровительные и другие изменения в обществе отражаются и на сфере профессиональной деятельности будущего учителя.

Ориентация на формирование профессиональных компетенций в период профессиональной подготовки требует сбалансированного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач; упорядоченной системы воздействия на интеллектуально-волевую и практическую деятельность. В настоящее время исследователи утверждают, что актуальной является проблема становления такого педагога, который соединяет в себе личностные и профессиональные качества, проявляет потребность в непрерывном саморазвитии [2; 3;4;5].

Физкультурно-спортивная деятельность предстает не только как процесс формирования физических качеств студентов. Её потенциал может актуализировать процессы структурирования в сознании таких

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

общечеловеческих ценностей, как здоровье; признание уникальности и неповторимости человеческой личности.

Успехи в области физического воспитания, во многом зависят от того, насколько активно и сознательно студенты включены в учебный процесс, от их отношения к физкультурно-спортивной деятельности.

Одним из показателей сформированности ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности является степень удовлетворенности занятиями. Причинами снижения степени удовлетворенности студентов физкультурно-спортивной деятельностью могут являться: материально-техническое обеспечение - отсутствие бассейна, стандартной спортивной площадки; улучшенное обеспечение спортивных залов.

Большой вес приобретает роль личности педагога высшей школы, его ценностные ориентации, духовный и нравственный облик, его профессиональная компетентность, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами, педагогическое мастерство. Педагоги физической культуры становятся помощниками студенту в осознании себя как личности, в выявлении, раскрытии своих возможностей, становлении самосознания в занятиях спортом.

Физическая культура служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. У студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, вырабатывается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных» установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, у них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих вести за собой коллектив. Студентам, активно занимающихся физической культурой, присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль [1]. Эти данные подчеркивают основное положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Формирование физической культуры студентов наиболее эффективно осуществляется преподавателями вуза на основе качественного совершенствования образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура». Актуальность данной проблемы

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

определяется новой стратегией современных педагогических исследований, требующей интеграции наук о человеке, а также эффективных технологий.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие студентов: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости. Реализуются как на занятиях физической культуры, так и в работе спортивных секций.

В течение ряда лет нами изучается влияние современных игровых технологий на формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза. Их эффективность отмечается в период адаптации студентов первого курса к условиям ВУЗа. Для развития коммуникативной сферы личности студента используются коммуникативные и диагностические игровые технологии «Веревочного курса».

Профессионально-личностное развитие будущего педагога определяется прохождением педагогической практики. Студенты обучаются организации, подготовке и проведению физкультурно-оздоровительных занятий в образовательно-воспитательном пространстве современной школы. Владея современными педагогическими технологиями, студенты проявляют готовность к проведению, как традиционных так и не традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми и подростками: «Форт-Боярд», «Морское рандеву», «Экспресс Победы» и другие формы [6; 7].

Игровые технологии рационально применять на первоначальном этапе обучения физическим упражнениям, а также при совершенствовании двигательных умений и навыков. Рационально использовать развивающие игровые технологии. Это помогает сформировать мотивацию, к повышению двигательной активности.

Игровые технологии побуждают выполнять физические упражнения с повышенной нагрузкой, способствуют совершенствованию техники физических упражнений и способствует благотворному физическому развитию (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости). Физическое и интеллектуальное развитие взаимосвязано.

Познавательные игровые технологии развивают такие важнейшие психические процессы как мышление, внимание, воображение, память. Студенты в игре проявляют смекалку, находчивость, находят неординарные решения в проблемных ситуациях.

Зрелищные спортивно-массовые мероприятия с применением творческих, профориентационных игровых технологий, несут в себе огромный воспитательный потенциал и позволяют использовать системный подход для достижения основных целей и задач физического воспитания, будущих педагогов в их профессиональном самоопределении.

Опыт проведения праздника спорта и здоровья, дает мощный заряд энергии и желания к дальнейшему физическому и интеллектуальному совершенствованию.

Следует отметить, что для успешной подготовки специалиста требуется, чтобы студент не был пассивным потребителем преподносимых ему знаний, а сам активно включался в поиск профессиональных умений и навыков.

Становление педагога-профессионала происходит на протяжении всего периода обучения в вузе. Преподаватели физического воспитания формируют интерес к физическим упражнениям используя для их развития, совершенствования и укрепления здоровья нестандартные формы занятий: танцы, йога, игровые, а также активные методы обучения и новые оздоровительные технологии: аэробика, степ - аэробика, стретчинг - аэробика, калланетика, аква-аэробика, шейпинг, джампинг и др.

Именно в студенческом возрасте, в период высокой социальной активности, не только происходит становление интеллектуального и социального интегрирования в систему общественных отношений, но и определяется индивидуальный стиль жизни. Иными словами, закладываются компетенции будущего специалиста, с которой он вступает как в атмосферу профессиональной деятельности, так и в сферу своего стиля жизни [6; 7].

Важнейшим направлением в деятельности преподавателей физической культуры должна явиться разработка и внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий, предусматривающих применение широкого арсенала средств физической культуры с учетом индивидуальных особенностей каждого студента и состояния его организма в данный момент.

Для достижения высоких личностных и профессиональных качеств, социального становления, физического совершенства студентов, необходимо:

- понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

- знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

- сформировать мотивационно - ценностное отношение к физической культуре, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности;

- приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Библиографический список

1. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. - Ставрополь, 2001.

2. Осокина В.Н. Компетентностный подход - основа качества высшего образования. // Таврический научный обозреватель. 2016. №8-3 (13). С. 30-31.

3. Осокина В.Н. Ведущие образовательные технологии в реализации компетентностного подхода. // Материалы XI международной научно-практической конференции в 2-х частях. - Ч. 1 - Прага, Чешская Республика, 2015. - С. 347-349

4. Ситак Л.А.О проблеме готовности студентов педагогического вуза к формированию экологической культуры школьников в процессе внеклассной работы // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 12. С. 74-80.

5. Ситак Л.А. Актуальные вопросы формирования экологической культуры студентов - будущих педагогов // Таврический научный обозреватель. 2016. №1 (6). Часть 3. С. 24-28.

6. Ярлыкова О.В. Некоторые аспекты игровых технологий в образовательном процессе вуза. // Материалы I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке». Варна, 2015.

7. Ярлыкова О.В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов // Профессиональная ориентация. 2015. №1, С. 75-79.

O.V. Yarlykova

Influence of pedagogical technologies in the process of physical training on the formation of the future teacher's personality

Abstract. In the article the concept of formation of professional growth of the future teachers of pedagogical high schools by means of pedagogical technologies in the process of physical training is considered. Studying at the university, the foundation is laid for self-determination of the future specialist, ready to compete in modern society. Physical culture is a set of values that contribute to professional mastery and career growth.

Keywords: Physical culture, motor activity, professional competence, motivation, pedagogical technologies, professional growth, career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.