Научная статья на тему 'Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов'

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6883
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Шипилова Г.В.

В статье говорится, что физическая культура как часть общей культуры общества представляет собой совокупность норм и знаний, которые создаются и используются обществом в целях физического развития студенческой молодежи, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 37.037.1

Ярлыкова О.В.

доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Шипилова Г.В.

студентка 1 курса психолого-педагогического факультета Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

В статье говорится, что физическая культура как часть общей культуры общества представляет собой совокупность норм и знаний, которые создаются и используются обществом в целях физического развития студенческой молодежи, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания.

Ключевые слова: физическая культура, физическое образование, физическое воспитание, физическое подготовка.

Одним из эффективных средств укрепления здоровья и физического совершенствования является физическая культура, которая оказывает значительное влияние на процессы профессионального роста студентов, как будущих специалистов. Физическая культура оказывает значительное влияние на развитие молодежи, являясь неотъемлемой частью общей культуры. Её положительное влияние может осуществляться в том случае, если она опирается на естественнонаучную основу теории физического воспитания, тесно связанную с физиологией, гигиеной, анатомией и другими науками.

В вузах физическая культура представлена как важнейший базовый компонент формирования общей культуры студентов, средство создания гармонично развитой личности [6, с.32].

Физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования в вузе, значимость которого проявляется через формирование общечеловеческих ценностей, таких как: здоровье, физическое совершенство, физическое и психическое благополучие.

Наиболее полно свои образовательные и развивающие функции физическая культура реализовывает в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания, которое способствует формированию морально-волевых качеств, улучшает социальную адаптацию, эффективно противостоит отрицательным последствиям нервной напряженности и стресса [1, с.5].

Физическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс воздействия на человека для его физического совершенствования, развития и образования. Образование рассматривается как совокупность знаний, полученных социальным путем, это специфическая форма социализации. Как отмечают С.В. Шевченко, Е.С. Романенко, Л.А. Ситак, физическое воспитание — это культурно-обусловленная и культурно-значимая деятельность, направленная на сохранение и ретрансляцию знаний данного общества с целью их сохранения путем формирования определенного типа общества и определенного типа личности [2, с. 36; 3].

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Основная задача физического воспитания заключается в том, чтобы доступное содержание физической культуры освоил каждый студент. Через физическое воспитание идет превращение достижений физической культуры в личное достояние человека.

Положительный эффект от занятий физической культуры будет достигнут лишь в том случае, когда сложные, длительные и интенсивные физические упражнения будут соответствовать индивидуальным возможностям человека, условиям его жизни и труда.

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении — это средство активного совершенствования индивидуальных, личностных и профессиональных качеств, социального становления и достижения физического совершенства студентов. Для этого необходимо решать воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

- понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

- сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установку на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Следует отметить тенденцию дальнейшего снижения у студентов:

- здоровья и удовлетворенности им;

- уровня физической подготовленности после прекращения регулярных занятий физическими упражнениями. Даже в тех вузах, где занятия на старших курсах проводятся регулярно достоверного роста показателей физической подготовленности, как правило, после первых двух лет обучения уже не наблюдается. Такое положение можно объяснить:

- беспечным отношением к своему здоровью самих студентов, неправильно сложившимся еще в школьном возрасте их взглядам на физическую культуру;

- малодейственной пропагандой, носящей, как правило, декларативный характер и не затрагивающей ценностные ориентации молодых людей.

Поэтому необходим поиск резервов повышения эффективности как учебных, так самостоятельных занятий, необходима целенаправленная работа всех социально-образовательных структур, особенно дошкольных учреждений и школ, по формированию сознательного отношения к своему здоровью с раннего возраста.

В последние годы увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. Мы опробовали технологии физического воспитания, способные улучшить традиционное физическое воспитание, положительно влияющие на здоровье и гармонию физического развития, а также на формирование двигательных способностей. Преподаватели физического воспитания формируют интерес к физическим упражнениям и потребность в здоровом стиле жизни, используя для их развития, совершенствования и укрепления здоровья нестандартные формы занятий: танцы, йога, игровые, а также активные методы обучения и новые оздоровительные технологии: аэробика, степ-аэробика, стретчинг-аэробика и др. [4].

Занимаясь физическими упражнениями, студенты познают закономерности развития физических качеств, двигательных умений и навыков, приобретают знания о структуре и функциях организма и его систем, что расширяет их образовательный уровень. Физическое воспитание является очень сложным и многофункциональным психофизиологическим процессом, особенно в условиях, когда люди уделяют недостаточное внимание физической культуре [5].

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Литература

1. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. — Ставрополь: Изд-во СГУ. — 2001. — 224 с.

2. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М., 2004. — 182 с.

3. Шевченко С. В., Романенко Е. С., Ситак Л. А. Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры «Austrian chournal of Humahities and Social Scienics,2014, № 3-4, с.125-128

4. Ярлыкова О. В. Формирование потребности в здоровом образе жизни в рамках учебно-воспитательной работы: обобщение результатов прикладного исследования// Крымский научный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 281-289. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/YarlykovaOV1.pdf

5. Ярлыкова О. В. Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов. // Профессиональная ориентация, №1, 2015, с. 75-79

6. Ярлыкова О. В. Формирование физической культуры в образовательном процессе.//Профессиональная ориентация, № 2, 2015, с. 32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.