Научная статья на тему 'Проблемы гуманизации общественных отношений в истории отечественной педагогики'

Проблемы гуманизации общественных отношений в истории отечественной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEOPLES' EDUCATION / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХРИСТИАНСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ИДЕАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / CHRISTIAN AND CULTURAL TRADITIONS / SPIRITUAL HERITAGE / ORTHODOX IDEAL / EDUCATION IDEAL / PERSONALITY PERFECTION / HARMONISTIC PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копейкина Татьяна Евгеньевна

В статье рассмотрены гуманистические тенденции в социальной и образовательной политике России, проблемы нравственного воспитания, вопросы материнства и детства, образования женщин, молодежи в идеях и взглядах отечественных ученых и выдающихся деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social relations humanization problems in the Russian pedagogy history

Humanistic tendencies in Russia's social and educational policy are examined in the article as well as the moral upbringing problems, maternity and childhood problems, women's education, youth in ideas and vies of Russian scientists and outstanding doers are examined in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы гуманизации общественных отношений в истории отечественной педагогики»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37(09)

Копейкина Татьяна Евгеньевна

Институт физической культуры, спорта и здоровья им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

tanyakop@atnet.ru

ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

В статье рассмотрены гуманистические тенденции в социальной и образовательной политике России, проблемы нравственного воспитания, вопросы материнства и детства, образования женщин, молодежи в идеях и взглядах отечественных ученых и выдающихся деятелей.

Ключевые слова: народное образование, христианские и культурные традиции, духовное наследие, православный идеал, образовательный идеал, совершенствование личности, гармоническое развитие личности.

Вторая половина XIX века в России характеризовалась изменением отношения общества к проблемам образования, формирования нового человека, осмысления воспитательно-образовательного идеала. Социокультурные изменения в России второй половины XIX - начала XX вв. повлекли за собой обострение общечеловеческих проблем (эпидемии, болезни, высокая смертность среди детей, распущенность нравов, сиротство, низкая грамотность и др.), решение которых было делом государственной важности. Проблемы общечеловеческого и образовательного характера на основе общественных инициатив обсуждались на страницах журналов, в учебных заведениях, публичных лекциях и т.п.

Впервые проблемы нравственности древнеславянского народа описал икон Киевопечерского монастыря Нестор [8, с. 33-50]. История отечественного образования началась с крещения Древней Руси по инициативе Владимира Святославича в 988 г., с этого периода формировалась книжная лексика энциклопедического характера с элементами научных знаний по разным отраслям наук. Первые литературные источники давали представление о картине мира - Бог, мир, человек - во всем многообразии и широте. Реалии древней эпохи нашли отражение в христианских литературных памятниках «Слово Иоанна Златоуста», «Слово некоего Христолюб-ца» и др., в них отражалась борьба православной церкви с бытовавшими в народной жизни суевериями, двоеверными обрядами, верой в гадания и приметы. Человек осознавал себя гармоничной частью природы и с помощью ритуалов просил помощи у высших сил. Духовность народа проявлялась в зак-линательных песнях, астрологии изображений, сказаниях о чудесах, изображениях ангелов и демонов, сочинениях о загробном существовании, сборниках житий, слов, поучений [15, с. 22-160]. С введением христианства укреплялись международные связи. Киевская Русь вошла в число государств христианской Европы, происходил взаимообмен культурными традициями (наследие Древней Эллады, ци-

вилизаций Востока и др.). Появилась кириллическая письменность, архитектура, живопись, музыкальное искусство. Христианство сливалось с народной многонациональной культурой (Украина, Белоруссия и др.) [7, с. 6-198].

Как выделяет И.В. Можайскова, по библейской версии, Бог заложил в мир принцип саморазвития, эволюции. Библия начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». Воплощение божественного начала показано в лице Иисуса Христа, история развивается как процесс спасения человечества. Бог есть любовь. Через Благую Весть происходит восхождение к богу, к высшему устроению Бытия, которого нет на земле, но оно существует в идеале. Миф об Адаме и Еве трактуется как история первой культуры человечества, а жизнь в саду Эдема - как первая форма цивилизации [13, с. 6379]. Первый фактологический материал рассказывал о религиозно-мифологической картине мира. Бог выступал как материальный и духовный создатель мира и человека, где божий гнев являлся стимулом для совершенствования личности. Многовековое духовное наследие служило философским ориентиром для целой эпохи русских мыслителей и оставалось источником вдохновения философской, педагогической мысли.

Отечественный ученый М.В. Ломоносов (17111765) доказал закономерный характер развития природы, вечности материи, отстаивал общечеловеческие и духовные потребности народа. Ученый реально отразил проблемы духовной и нравственной жизни общества. В работе «О сохранении и размножении Российского народа» он вновь затронул проблемы нравов российского народа, случаи жестокого отношения в семьях. Он описал причины высокой смертности детей, указав на неравенство браков, культ церковных обрядов и др. Ученый много сделал для ограждения науки от вмешательства церкви [10].

К вопросу о рождаемости населения П.А. Кропоткин в своей книге «Взаимная помощь» привел ряд примеров взаимной помощи у животных одно-

© Копейкина Т.Е., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

231

го и того вида. Он доказывал, что «борьба за существование ведет не к большому совершенству, а к выживанию более примитивных организмов. Особи, у которых широко развита взаимная помощь, размножаются в большем числе, и таким образом, взаимная помощь оказывается самым важным фактором эволюции» [11, с. 382]. В отличие от П.А. Кропоткина, философия П.И. Новгородцева основывалась на анализе отношений между личностью и обществом. Он рекомендовал создавать идеал общества на земле, «свободу для бесконечного развития личности, а не гармонию законченного совершенства» [11, с. 387].

В исследованиях Н.Н. Макарцевой показано значение русской культуры в общемировом прогрессе. Ею прослежена национальная, народная, смысловая глубина мироздания и человеческой мудрости, которая сохранилась в символах народной культуры (прялка, праздничные костюмы, символика русского орнамента, крест, круг, дерево и т.п.). Глубинные идеи древнеславянского народа отражены в «творении богини-матери», «плодородии», «обновления и возрождения», «гармонии», «единства природы, космоса и человека». Прослежен уникальный опыт русской народной педагогики (пословицы, поговорки, сказки, колыбельные песни), который позволил реализовать идеи гармонизации человека с окружающей действительностью и создать педагогическую среду, условия для сохранения ценностей Святой Руси [12, с. 81-86].

Свои взгляды на проблемы женщин отразил

Н.В. Станкевич, считавший женщину священным существом. Он писал, что «дева Мария и божья матерь суть главные символы нашей религии», советовал «думать о том прекрасном, что есть в мире, а не о том, что несовершенно в нем» [11, с. 57]. В поисках общечеловеческого идеала Н.А. Бердяев характеризовал реальную картину жизни: «Всякий человеческий идеал совершенства, благородства, чести, честности, чистоты, света представляется русскому человеку малоценным, слишком мирским, средне-культурным. И колеблется русский человек между началом звериным и ангельским, мимо начала человеческого. Для русского человека так характерно, это качание между святостью и свинством» [2, с. 291]. Н.А. Бердяев оценивал христианский смысл любви, сопоставляя «любовь к богу, есть познание бога, любовь к миру и есть познание мира, любовь к человеку и есть познание человека» [3, с. 80]. Ярко выраженным религиозным характером у П.Я. Чаадаева обладала жизненная энергия проявляющаяся в двух субстанциях. Одна находится внутри нас - «несовершенная», а другая вне нас совершенная». От совершенной мы получаем «...идеи о добре, долге, добродетели, законе.» [11, с. 52].

В христианской антропологии решение проблемы нравственного совершенствования личности

прослеживалось через целостное духовное совершенствование человека, воспитание в нем высоких нравственных качеств - любви к ближнему, совестливости, доброты, терпению, милосердию, привычки и воли действовать сообразно православному идеалу человека. Как отмечала И.С. Беганцова, «Человек должен стремиться к идеалу. Бог - высшая мудрость, идеал для человека. Человек богоподобен, образ Бога вложен в него изначально. Как и Бог, человек является творцом, что проявляется в духовной сфере» [1, с. 14]. Н.О. Лосский в религиозных поисках выделял эстетические каноны, исследовав проблему идеальной красоты, реализованной в царстве божьем. Под идеальной красотой он подразумевал «совершенную духовную жизнь, посвященную творению и ассимилированию абсолютных ценностей, получивших телесное воплощение, так что оно может быть чувственно представлено» [11, с. 307]. С развитием народного образования в России второй половины XIX века решение нравственных проблем, общественных отношений в большей части возлагались на учителей, которые должны были нести в народ культуру и передовые научные идеи. В трудах А.В. Бухариной отмечено, что развитие русской культуры, оказывало влияние на быт и нравы людей, на развитие в обществе демократических и социалистических идей [4]. Например, Л.Н. Толстой утверждал, что «качество - это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он -совершенный учитель» [14, с. 190-195].

В эпоху реформ и социальных преобразований была заложена основа конституционных прав человека (свободные дворовые люди и крестьяне получили права), начат поиск гуманизации общественных отношений в законах об освобождении от телесных наказаний крестьянок и дворовых женского пола, вышедших из крепостной зависимости [з.№37333]. Случаи насильственных действий в отношении женщин рассматривались на государственном уровне. В свете этих фактов, освободившимся крестьянам и дворовым людям разрешили венчаться [з.№37345]. Огромный вклад в рассмотрение нравственных проблем внесли общественные и педагогические деятели, ученые, интеллигенция. По их мнению, русский народ обладал особою миссией служению обществу, идеям демократизма, либерализма, гражданственных ценностей, справедливости, веры [4, с. 57]. Образовательная политика царской России склонилась к развитию народного образования, так по отчетам министерства образования России, количество детей посещающих школы с 27% в 1894 г. увеличилось до 35% в 1902 г. Возросло чис-

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

ло девочек учащихся в школах на 70% (с 660659 до 1132153 чел.) [5, с. 48-49].

Большой вклад в развитие гуманистических тенденций в отечественном образовании внес П.Ф. Лес-гафт. В научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта огромное место уделено решению проблем материнства и детства, естественному развитию ребенка и др. Ученый считал, что серьезное общее образование женщины должно быть идеалом действительно интеллигентного общества. Он с глубокой любовью относился к детям, к их проблемам и нуждам, связывал это с образованием и воспитанием. Свой научный и педагогический опыт П.Ф. Лесгафт отразил в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение». В своей книге он раскрыл огромный круг сложнейших психологических проблем, описал семь типов детей (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостный, угнетенный, нормальный). Он выявил влияние условий жизни ребенка на формирование его типа, характера, становление личности, выбора профессии. Замысел ученого, заключался в создании условий для гармонического развития и совершенствования личности в семейных и общественных отношениях, в поиске воспитательно-образовательного идеала в системе образования России. П.Ф. Лес-гафт полагал, что условия среды являются неотъемлемым фактором совершенствования личности. Под средой он понимал совокупность семейной, школьной и общественной жизни, обязательным считал изучение индивидуальных особенностей человека через медицинские, психологические и педагогические исследования. Одной из проблем дореволюционной России являлась «высокая смертность новорожденных детей, подростков до 15 лет - 51,37%, а без мертворожденных - 48,96%» [9, с. 122]. П.Ф. Лес-гафт основную причину смертности связывал с отсутствием знаний о физиологии развития ребенка у женщин, отсутствие достаточных гигиенических условий, слабым вниманием к воспитанию детей и др. Особое отношение у П.Ф. Лесгафта было к нравственности членов семьи, к матери - как естественной воспитательнице. В работе «Утробная жизнь ребенка» он подробно описал значение процесса зачатия, развития ребенка в организме матери, появление его на свет и жизни в условиях семьи. П.Ф. Лесгафт существенное значение отвел атмосфере любви во время «зачатия», как важном моменте, отражающемся на психике будущего ребенка. Ученый утверждал, что «новорожденный является на свет с определенным темпераментом, сформировавшимся в условиях развития зародыша во время утробной жизни. Темпераментом выражается степень силы и степень быстроты проявления особи» [9, с. 302]. По его мнению, на развитие ребенка после рождения влияет совершенствование нравственности родителей. Как отмечал П.Ф. Лес-

гафт: «На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и правоты - это и есть нравственность» [9, с. 32]. Целью семейного воспитания ребенка должно быть гармоничное развитие способностей, опираясь на семейные ценности, традиции, местные нравы, обычаи. Проблематикой семейных отношений и одним из условий воспитания являлось признание личности ребенка, соблюдение его прав. П.Ф. Лесгафт рассматривал идею нравственного совершенствования личности и через отношение к наказаниям в семье. Он утверждал: «Всякие меры наказания угнетают молодого человека и понижают его энергию, делают человека суровым и злым, ограничивают человека» [ф. 2165, оп. 1, ед. хр. 65]. Проводя исследования в одном из учебных заведений, П.Ф. Лесгафт был поражен сведениями о том, что на 325 воспитанников было наложено около 750 взысканий (выговор, стойка, таскание за ухо, за чуб и др.), за незначительные нарушения, так как серьезные решались на педагогическом совете [9, с. 123]. Одним из педагогических условий совершенствования личности, он считал соединение традиционного духовно-нравственного, умственного, физического образования и воспитания в семейной и общественной среде. П.Ф. Лесгафт выяснил, что образование и воспитание играют решающую роль в формировании личности, сохраняют значимость и ценность семейной жизни, гражданского долга, общечеловеческих понятий, профессиональной направленности личности.

Таким образом, проблемы гуманизации общественных и семейных взаимоотношений в истории отечественной педагогики были рассмотрены с позиций религиозного, естественнонаучного подходов в идеях и взглядах отечественных ученых, выдающихся деятелей и реализованы в образовательной системе России во второй половине XIX - начала XX в.

Библиографический список

1. Беганцова И.С. Русская психологическая мысль конца XIX - начала XX века: монография. -Арзамас: АГПИ, 2005. - 128 с.

2. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М.: Сварог и К, 1997. - 541 с.

3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Сварог и К,

1997. - 415 с.

4. Бухарина А.В., Кураев А.Н., Степанов А.И. История и культура императорской России, XIX век. - М.: Рос. заоч. ин-т текстил. и легкой пром-ти, 2005. - 76 с.

5. Вуич Н.И. Исторический обзор деятельности комитета министров / под ред. Куломзина. Т. 5: Комитет министров в первые восемь лет царствова-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

233

ния государя императора Николая Александровича, 21 окт. 1894. - 8 сент. 1902. - СПб.: Канцелярия ком-та министров, 1902. - 127 с.

6. Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов: полем. заметки. - Л.: Лениздат, 1984. - 287 с.

7. Как была крещена Русь. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 320 с.

8. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. - М.: «Изд-во АЛЬФА-КНИГА», 2009. - 1279 с.

9. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5-ти т. Т. 3: Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: ФиС, 1956. - 439 с.

10. ЛомоносовМ.В. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. 6: Труды по русской истории, общественноэкономическим вопросам и географии 1747-1765 гг. -М.: Академия наук, 1952. - С. 382-402.

11. Лосский Н. О. История русской философии. -М.: Сов. писатель, 1991. - 480 с.

12. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. -

1998. - №> 1. - С. 81-86.

13. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: В 4 ч. Ч. I: Религиозные начала цивилизованной структуры человечества и духовные истоки русской цивилизации. - М.: Студия «Вече», 2001. - 560 с.

14. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с.

15. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли / отв. ред. М.Н. Громов, В.В. Мильков. - М.: Наука, 2000. - 376 с.

16. Христианство и Русь / под общ. науч. ред. А. Белова. - М.: Наука, 1988. - 136 с.

17. Государственный Архив Архангельской Области (ГААО). ПСЗРИ. Т. XXXVI, ч. I: 1861 г. от № 36490-37190. - Собрание второе. - СПб.: В тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1863. -1057 с.

18. ГААО. ПСЗРИ. Т. XXXVI, ч. II: 1861 г. от № 37191-37826. - Собрание второе. - СПб.: В тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1863. -1096 с.

19. ГААО. ПСЗРИ. Т. XXXVIII, ч. I, От-ние первое: 1863 г от № 39117-40024. - СПб.: В. тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1866. - 1100 с.

20. ГААО. ПСЗРИ. Т. II: 1882 от № 586-1292 и дополнения. - Собрание третье. - СПб.: В гос. тип., 1886. - 1098 с.

21. Государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 2165. Оп. 1. Д. № 1-146: Лесгафт П.Ф. 1850-1909. Сведения о педагогической и научной деятельности. Рукописи. Личные документы // Ф. Лесгафт П.Ф. - Врач - анатом.

УДК 372.8 (091)

Борсук Вера Андреевна

Московский гуманитарный университет borsuk- vera@mail. т

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИМНАЗИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

В статье рассматривается преподавание английского языка в отдельных гимназиях России в XIX — начале XX веков, в таких, как: в гимназии при Московском университете, в Архангельской гимназии и в гимназии имени И. и А. Медведниковых. Сначала гимназии в России в XIX веке не имели характерного метода при преподавании живых иностранных языков, в частности английского языка, а использовали старую методику древних языков. Только в начале XX века был применен новый — «натуральный» метод, приемлемый для живых иностранных языков, в частности для английского языка, когда надо было осваивать английский язык репродуктивно, т.е. научить гимназистов устному, разговорному английскому языку естественным путем, как был усвоен родной — русский, с погружением в языковую среду.

Ключевые слова: гимназия, гимназическое образование, преподавание английского языка.

Отечественная гимназия XIX-XX веков являлась элитарным учебным заведением, ориентированным на предоставление общего образования, с правом поступления в университет. Преподавание английского языка в гимназии ставило своей целью расширение диапазона образовательно-воспитательных функций английского языка, которое осуществлялось с 1828 года по новому Уставу гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского.

Преподавание английского языка вводилось в учебный курс гимназии постепенно, по мере необходимости.

Начиная с 1791/92 годов (8-12 часов), английский язык преподавали в академических гимназиях (для дворян и разночинцев) при Московском университете, так как первый ректор гимназий Иоганн Матиас Шаден видел необходимость в изучении иностранных языков и стремился поставить их преподавание на высокий уровень [2, с. 31; 3, с. 70].

В Архангельской Ломоносовской гимназии преподавание английского языка началось с 1835 года [ 1,

234

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Борсук В.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.