ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37(09)
Копейкина Татьяна Евгеньевна
Институт физической культуры, спорта и здоровья им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье рассмотрены гуманистические тенденции в социальной и образовательной политике России, проблемы нравственного воспитания, вопросы материнства и детства, образования женщин, молодежи в идеях и взглядах отечественных ученых и выдающихся деятелей.
Ключевые слова: народное образование, христианские и культурные традиции, духовное наследие, православный идеал, образовательный идеал, совершенствование личности, гармоническое развитие личности.
Вторая половина XIX века в России характеризовалась изменением отношения общества к проблемам образования, формирования нового человека, осмысления воспитательно-образовательного идеала. Социокультурные изменения в России второй половины XIX - начала XX вв. повлекли за собой обострение общечеловеческих проблем (эпидемии, болезни, высокая смертность среди детей, распущенность нравов, сиротство, низкая грамотность и др.), решение которых было делом государственной важности. Проблемы общечеловеческого и образовательного характера на основе общественных инициатив обсуждались на страницах журналов, в учебных заведениях, публичных лекциях и т.п.
Впервые проблемы нравственности древнеславянского народа описал икон Киевопечерского монастыря Нестор [8, с. 33-50]. История отечественного образования началась с крещения Древней Руси по инициативе Владимира Святославича в 988 г., с этого периода формировалась книжная лексика энциклопедического характера с элементами научных знаний по разным отраслям наук. Первые литературные источники давали представление о картине мира - Бог, мир, человек - во всем многообразии и широте. Реалии древней эпохи нашли отражение в христианских литературных памятниках «Слово Иоанна Златоуста», «Слово некоего Христолюб-ца» и др., в них отражалась борьба православной церкви с бытовавшими в народной жизни суевериями, двоеверными обрядами, верой в гадания и приметы. Человек осознавал себя гармоничной частью природы и с помощью ритуалов просил помощи у высших сил. Духовность народа проявлялась в зак-линательных песнях, астрологии изображений, сказаниях о чудесах, изображениях ангелов и демонов, сочинениях о загробном существовании, сборниках житий, слов, поучений [15, с. 22-160]. С введением христианства укреплялись международные связи. Киевская Русь вошла в число государств христианской Европы, происходил взаимообмен культурными традициями (наследие Древней Эллады, ци-
вилизаций Востока и др.). Появилась кириллическая письменность, архитектура, живопись, музыкальное искусство. Христианство сливалось с народной многонациональной культурой (Украина, Белоруссия и др.) [7, с. 6-198].
Как выделяет И.В. Можайскова, по библейской версии, Бог заложил в мир принцип саморазвития, эволюции. Библия начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю». Воплощение божественного начала показано в лице Иисуса Христа, история развивается как процесс спасения человечества. Бог есть любовь. Через Благую Весть происходит восхождение к богу, к высшему устроению Бытия, которого нет на земле, но оно существует в идеале. Миф об Адаме и Еве трактуется как история первой культуры человечества, а жизнь в саду Эдема - как первая форма цивилизации [13, с. 6379]. Первый фактологический материал рассказывал о религиозно-мифологической картине мира. Бог выступал как материальный и духовный создатель мира и человека, где божий гнев являлся стимулом для совершенствования личности. Многовековое духовное наследие служило философским ориентиром для целой эпохи русских мыслителей и оставалось источником вдохновения философской, педагогической мысли.
Отечественный ученый М.В. Ломоносов (17111765) доказал закономерный характер развития природы, вечности материи, отстаивал общечеловеческие и духовные потребности народа. Ученый реально отразил проблемы духовной и нравственной жизни общества. В работе «О сохранении и размножении Российского народа» он вновь затронул проблемы нравов российского народа, случаи жестокого отношения в семьях. Он описал причины высокой смертности детей, указав на неравенство браков, культ церковных обрядов и др. Ученый много сделал для ограждения науки от вмешательства церкви [10].
К вопросу о рождаемости населения П.А. Кропоткин в своей книге «Взаимная помощь» привел ряд примеров взаимной помощи у животных одно-
© Копейкина Т.Е., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
231
го и того вида. Он доказывал, что «борьба за существование ведет не к большому совершенству, а к выживанию более примитивных организмов. Особи, у которых широко развита взаимная помощь, размножаются в большем числе, и таким образом, взаимная помощь оказывается самым важным фактором эволюции» [11, с. 382]. В отличие от П.А. Кропоткина, философия П.И. Новгородцева основывалась на анализе отношений между личностью и обществом. Он рекомендовал создавать идеал общества на земле, «свободу для бесконечного развития личности, а не гармонию законченного совершенства» [11, с. 387].
В исследованиях Н.Н. Макарцевой показано значение русской культуры в общемировом прогрессе. Ею прослежена национальная, народная, смысловая глубина мироздания и человеческой мудрости, которая сохранилась в символах народной культуры (прялка, праздничные костюмы, символика русского орнамента, крест, круг, дерево и т.п.). Глубинные идеи древнеславянского народа отражены в «творении богини-матери», «плодородии», «обновления и возрождения», «гармонии», «единства природы, космоса и человека». Прослежен уникальный опыт русской народной педагогики (пословицы, поговорки, сказки, колыбельные песни), который позволил реализовать идеи гармонизации человека с окружающей действительностью и создать педагогическую среду, условия для сохранения ценностей Святой Руси [12, с. 81-86].
Свои взгляды на проблемы женщин отразил
Н.В. Станкевич, считавший женщину священным существом. Он писал, что «дева Мария и божья матерь суть главные символы нашей религии», советовал «думать о том прекрасном, что есть в мире, а не о том, что несовершенно в нем» [11, с. 57]. В поисках общечеловеческого идеала Н.А. Бердяев характеризовал реальную картину жизни: «Всякий человеческий идеал совершенства, благородства, чести, честности, чистоты, света представляется русскому человеку малоценным, слишком мирским, средне-культурным. И колеблется русский человек между началом звериным и ангельским, мимо начала человеческого. Для русского человека так характерно, это качание между святостью и свинством» [2, с. 291]. Н.А. Бердяев оценивал христианский смысл любви, сопоставляя «любовь к богу, есть познание бога, любовь к миру и есть познание мира, любовь к человеку и есть познание человека» [3, с. 80]. Ярко выраженным религиозным характером у П.Я. Чаадаева обладала жизненная энергия проявляющаяся в двух субстанциях. Одна находится внутри нас - «несовершенная», а другая вне нас совершенная». От совершенной мы получаем «...идеи о добре, долге, добродетели, законе.» [11, с. 52].
В христианской антропологии решение проблемы нравственного совершенствования личности
прослеживалось через целостное духовное совершенствование человека, воспитание в нем высоких нравственных качеств - любви к ближнему, совестливости, доброты, терпению, милосердию, привычки и воли действовать сообразно православному идеалу человека. Как отмечала И.С. Беганцова, «Человек должен стремиться к идеалу. Бог - высшая мудрость, идеал для человека. Человек богоподобен, образ Бога вложен в него изначально. Как и Бог, человек является творцом, что проявляется в духовной сфере» [1, с. 14]. Н.О. Лосский в религиозных поисках выделял эстетические каноны, исследовав проблему идеальной красоты, реализованной в царстве божьем. Под идеальной красотой он подразумевал «совершенную духовную жизнь, посвященную творению и ассимилированию абсолютных ценностей, получивших телесное воплощение, так что оно может быть чувственно представлено» [11, с. 307]. С развитием народного образования в России второй половины XIX века решение нравственных проблем, общественных отношений в большей части возлагались на учителей, которые должны были нести в народ культуру и передовые научные идеи. В трудах А.В. Бухариной отмечено, что развитие русской культуры, оказывало влияние на быт и нравы людей, на развитие в обществе демократических и социалистических идей [4]. Например, Л.Н. Толстой утверждал, что «качество - это есть любовь. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он -совершенный учитель» [14, с. 190-195].
В эпоху реформ и социальных преобразований была заложена основа конституционных прав человека (свободные дворовые люди и крестьяне получили права), начат поиск гуманизации общественных отношений в законах об освобождении от телесных наказаний крестьянок и дворовых женского пола, вышедших из крепостной зависимости [з.№37333]. Случаи насильственных действий в отношении женщин рассматривались на государственном уровне. В свете этих фактов, освободившимся крестьянам и дворовым людям разрешили венчаться [з.№37345]. Огромный вклад в рассмотрение нравственных проблем внесли общественные и педагогические деятели, ученые, интеллигенция. По их мнению, русский народ обладал особою миссией служению обществу, идеям демократизма, либерализма, гражданственных ценностей, справедливости, веры [4, с. 57]. Образовательная политика царской России склонилась к развитию народного образования, так по отчетам министерства образования России, количество детей посещающих школы с 27% в 1894 г. увеличилось до 35% в 1902 г. Возросло чис-
232
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
ло девочек учащихся в школах на 70% (с 660659 до 1132153 чел.) [5, с. 48-49].
Большой вклад в развитие гуманистических тенденций в отечественном образовании внес П.Ф. Лес-гафт. В научно-педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта огромное место уделено решению проблем материнства и детства, естественному развитию ребенка и др. Ученый считал, что серьезное общее образование женщины должно быть идеалом действительно интеллигентного общества. Он с глубокой любовью относился к детям, к их проблемам и нуждам, связывал это с образованием и воспитанием. Свой научный и педагогический опыт П.Ф. Лесгафт отразил в книге «Семейное воспитание ребенка и его значение». В своей книге он раскрыл огромный круг сложнейших психологических проблем, описал семь типов детей (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостный, угнетенный, нормальный). Он выявил влияние условий жизни ребенка на формирование его типа, характера, становление личности, выбора профессии. Замысел ученого, заключался в создании условий для гармонического развития и совершенствования личности в семейных и общественных отношениях, в поиске воспитательно-образовательного идеала в системе образования России. П.Ф. Лес-гафт полагал, что условия среды являются неотъемлемым фактором совершенствования личности. Под средой он понимал совокупность семейной, школьной и общественной жизни, обязательным считал изучение индивидуальных особенностей человека через медицинские, психологические и педагогические исследования. Одной из проблем дореволюционной России являлась «высокая смертность новорожденных детей, подростков до 15 лет - 51,37%, а без мертворожденных - 48,96%» [9, с. 122]. П.Ф. Лес-гафт основную причину смертности связывал с отсутствием знаний о физиологии развития ребенка у женщин, отсутствие достаточных гигиенических условий, слабым вниманием к воспитанию детей и др. Особое отношение у П.Ф. Лесгафта было к нравственности членов семьи, к матери - как естественной воспитательнице. В работе «Утробная жизнь ребенка» он подробно описал значение процесса зачатия, развития ребенка в организме матери, появление его на свет и жизни в условиях семьи. П.Ф. Лесгафт существенное значение отвел атмосфере любви во время «зачатия», как важном моменте, отражающемся на психике будущего ребенка. Ученый утверждал, что «новорожденный является на свет с определенным темпераментом, сформировавшимся в условиях развития зародыша во время утробной жизни. Темпераментом выражается степень силы и степень быстроты проявления особи» [9, с. 302]. По его мнению, на развитие ребенка после рождения влияет совершенствование нравственности родителей. Как отмечал П.Ф. Лес-
гафт: «На самом деле ребенок должен являться серьезной причиной совершенствования представителей семьи, в особенности относительно их правдивости, искренности и правоты - это и есть нравственность» [9, с. 32]. Целью семейного воспитания ребенка должно быть гармоничное развитие способностей, опираясь на семейные ценности, традиции, местные нравы, обычаи. Проблематикой семейных отношений и одним из условий воспитания являлось признание личности ребенка, соблюдение его прав. П.Ф. Лесгафт рассматривал идею нравственного совершенствования личности и через отношение к наказаниям в семье. Он утверждал: «Всякие меры наказания угнетают молодого человека и понижают его энергию, делают человека суровым и злым, ограничивают человека» [ф. 2165, оп. 1, ед. хр. 65]. Проводя исследования в одном из учебных заведений, П.Ф. Лесгафт был поражен сведениями о том, что на 325 воспитанников было наложено около 750 взысканий (выговор, стойка, таскание за ухо, за чуб и др.), за незначительные нарушения, так как серьезные решались на педагогическом совете [9, с. 123]. Одним из педагогических условий совершенствования личности, он считал соединение традиционного духовно-нравственного, умственного, физического образования и воспитания в семейной и общественной среде. П.Ф. Лесгафт выяснил, что образование и воспитание играют решающую роль в формировании личности, сохраняют значимость и ценность семейной жизни, гражданского долга, общечеловеческих понятий, профессиональной направленности личности.
Таким образом, проблемы гуманизации общественных и семейных взаимоотношений в истории отечественной педагогики были рассмотрены с позиций религиозного, естественнонаучного подходов в идеях и взглядах отечественных ученых, выдающихся деятелей и реализованы в образовательной системе России во второй половине XIX - начала XX в.
Библиографический список
1. Беганцова И.С. Русская психологическая мысль конца XIX - начала XX века: монография. -Арзамас: АГПИ, 2005. - 128 с.
2. Бердяев Н.А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М.: Сварог и К, 1997. - 541 с.
3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Сварог и К,
1997. - 415 с.
4. Бухарина А.В., Кураев А.Н., Степанов А.И. История и культура императорской России, XIX век. - М.: Рос. заоч. ин-т текстил. и легкой пром-ти, 2005. - 76 с.
5. Вуич Н.И. Исторический обзор деятельности комитета министров / под ред. Куломзина. Т. 5: Комитет министров в первые восемь лет царствова-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
233
ния государя императора Николая Александровича, 21 окт. 1894. - 8 сент. 1902. - СПб.: Канцелярия ком-та министров, 1902. - 127 с.
6. Гордиенко Н. С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов: полем. заметки. - Л.: Лениздат, 1984. - 287 с.
7. Как была крещена Русь. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990. - 320 с.
8. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Полное издание в одном томе. - М.: «Изд-во АЛЬФА-КНИГА», 2009. - 1279 с.
9. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5-ти т. Т. 3: Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: ФиС, 1956. - 439 с.
10. ЛомоносовМ.В. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. 6: Труды по русской истории, общественноэкономическим вопросам и географии 1747-1765 гг. -М.: Академия наук, 1952. - С. 382-402.
11. Лосский Н. О. История русской философии. -М.: Сов. писатель, 1991. - 480 с.
12. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. -
1998. - №> 1. - С. 81-86.
13. Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: В 4 ч. Ч. I: Религиозные начала цивилизованной структуры человечества и духовные истоки русской цивилизации. - М.: Студия «Вече», 2001. - 560 с.
14. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с.
15. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли / отв. ред. М.Н. Громов, В.В. Мильков. - М.: Наука, 2000. - 376 с.
16. Христианство и Русь / под общ. науч. ред. А. Белова. - М.: Наука, 1988. - 136 с.
17. Государственный Архив Архангельской Области (ГААО). ПСЗРИ. Т. XXXVI, ч. I: 1861 г. от № 36490-37190. - Собрание второе. - СПб.: В тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1863. -1057 с.
18. ГААО. ПСЗРИ. Т. XXXVI, ч. II: 1861 г. от № 37191-37826. - Собрание второе. - СПб.: В тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1863. -1096 с.
19. ГААО. ПСЗРИ. Т. XXXVIII, ч. I, От-ние первое: 1863 г от № 39117-40024. - СПб.: В. тип. II От-ния собственной Его И.В. Канцелярии, 1866. - 1100 с.
20. ГААО. ПСЗРИ. Т. II: 1882 от № 586-1292 и дополнения. - Собрание третье. - СПб.: В гос. тип., 1886. - 1098 с.
21. Государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 2165. Оп. 1. Д. № 1-146: Лесгафт П.Ф. 1850-1909. Сведения о педагогической и научной деятельности. Рукописи. Личные документы // Ф. Лесгафт П.Ф. - Врач - анатом.
УДК 372.8 (091)
Борсук Вера Андреевна
Московский гуманитарный университет borsuk- vera@mail. т
ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИМНАЗИИ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
В статье рассматривается преподавание английского языка в отдельных гимназиях России в XIX — начале XX веков, в таких, как: в гимназии при Московском университете, в Архангельской гимназии и в гимназии имени И. и А. Медведниковых. Сначала гимназии в России в XIX веке не имели характерного метода при преподавании живых иностранных языков, в частности английского языка, а использовали старую методику древних языков. Только в начале XX века был применен новый — «натуральный» метод, приемлемый для живых иностранных языков, в частности для английского языка, когда надо было осваивать английский язык репродуктивно, т.е. научить гимназистов устному, разговорному английскому языку естественным путем, как был усвоен родной — русский, с погружением в языковую среду.
Ключевые слова: гимназия, гимназическое образование, преподавание английского языка.
Отечественная гимназия XIX-XX веков являлась элитарным учебным заведением, ориентированным на предоставление общего образования, с правом поступления в университет. Преподавание английского языка в гимназии ставило своей целью расширение диапазона образовательно-воспитательных функций английского языка, которое осуществлялось с 1828 года по новому Уставу гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве Университетов: Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского.
Преподавание английского языка вводилось в учебный курс гимназии постепенно, по мере необходимости.
Начиная с 1791/92 годов (8-12 часов), английский язык преподавали в академических гимназиях (для дворян и разночинцев) при Московском университете, так как первый ректор гимназий Иоганн Матиас Шаден видел необходимость в изучении иностранных языков и стремился поставить их преподавание на высокий уровень [2, с. 31; 3, с. 70].
В Архангельской Ломоносовской гимназии преподавание английского языка началось с 1835 года [ 1,
234
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Борсук В.А., 2012