Научная статья на тему 'Идея совершенствования личности в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX в'

Идея совершенствования личности в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ XIX В. / PEOPLE'S EDUCATION IN RUSSIA IN THE 19THC. / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ / RUSSIAN PEDAGOGICAL THOUGHT / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / HARMONIOUS DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / П. Ф. ЛЕСГАФТ / P. F. LESGAFT / PERSONALITY PERFECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копейкина Т.Е.

В статье проанализировано развитие гуманистической идеи совершенствования личности в отечественной педагогической мысли. Охарактеризовано общественно-педагогическое движение на фоне противоречивых идеологических течений. Раскрыта педагогическая сущность понятия «совершенствование личности» в наследии П. Ф. Лесгафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the development of the humanistic idea of personality perfection in the history of Russian pedagogical reflection in the second half of the 19th beginning of the 20th century. The author characterizes social and pedagogical movement on the background of contradictory ideological movements and describes the pedagogical essence of the concept of perfecting personality as presented in P. F. Lesgafts works.

Текст научной работы на тему «Идея совершенствования личности в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX в»

ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX в.

Т. Е. Копейкина

Аннотация. В статье проанализировано развитие гуманистической идеи совер шенствования личности в отечественной педагогической мысли. Охарактеризовано общественно-педагогическое движение на фоне противоречивых идеологических течений. Раскрыта педагогическая сущность понятия «совершенствование личности» в наследии П. Ф. Лесгафта.

Ключевые слова: народное образование в России XIX в., педагогическая мысль России, совершенствование личности, гармоническое развитие личности, П. Ф. Лесгафт.

Summary. The article analyzes the development of the humanistic idea of personality perfection in the history of Russian pedagogical reflection in the second half of the 19th -beginning of the 20th century. The author characterizes social and pedagogical movement on the background of contradictory ideological movements and describes the pedagogical essence of the concept of ''perfecting personality' as presented in P. F. Lesgaft's works.

Keywords: people's education in Russia in the 19hc., Russian pedagogical thought, personality perfection, harmonious development of the personality, P. F. Lesgaft.

Во второй половине XIX - начале направления основывалось на идеа-

XX в. концепции отечественной ле самодостаточности, благородства,

философской мысли отражали ори- чести, честности, чистоты и света,

ентацию части общества на сохране- милосердия, покаяния, смирения, до-

ние устоявшейся традиционной об- броты (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков,

разовательной школы. Ученые по- Ф. М. Достоевский, В. В. Зеньковский,

ставили перед обществом философ- И. А. Ильин, Н. А. Клюев, Г И. Чул-

ские вопросы о цели образования в ков, Г. В. Флоровский, П. А. Флорен-

контексте сложных просветитель- ский, Н. Ф. Федоров и др.). ских идей: «духовно-нравственного Данный философский ракурс со-

совершенствования личности», «об- ответствовал позиции государствен-

щечеловеческого образования», «со- ной власти. Идеал святой Руси тракто-

циокультурного развития личности», вался через национальную самобыт-

«гармонического развития», «твор- ность, самоценность, соответствие

ческой личности» и др. Духовно- культурным и народным традициям.

нравственное совершенствование Представители религиозно-философ-

личности в традициях религиозного ской мысли (В. С. Соловьев, А. В. Стан-

145

кевич, Л. Н. Толстой, С. С. Уваров, П. А. Флоренский, С. Л. Франк, А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, Н. Г Чернышевский, П. Д. Юркевич и др.) проблемы совершенствования личности связывали с сохранением традиционных принципов народного образования («самодержавие, православие, народность»); воспитанием у человека веры в телесное и духовное начало (благочестие, отказ от соблазнов мира, изменение межчеловеческих отношений), с восприятием земных проблем (сохранение себя, совершенствование характера, вера в личность, идеализация природы человека).

Сторонники естественнонаучного подхода (В. О. Ключевский, П. Ф. Лес-гафт, Н. И. Пирогов, Д. И. Менделеев и др.) рассматривали человека как продукт социокультурной среды. Его сущность, по их мнению, заключалась в формировании целостной системы определенных качеств, соответствующих общечеловеческому идеалу (целостная личность, гармоническое развитие личности) в новом, изменяющемся обществе.

146 Данная парадигма была протестом против утопических иллюзий, «мертвых методик» в образовании. Человек в их представлении выступал как универсальная, свободная, ответственная личность (В. М. Бехтерев, К. Д. Кавелин, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский и др.). Идеалом провозглашалась гармония между физическим, умственным и нравственным началами в человеке.

В отличие от сторонников религиозного и естественнонаучного подходов философская сущность идеи совершенствования личности в материалистическом понимании базирова-

лась на положении о том, что человек есть продукт общественных отношений, по мере развития которых создаются все более благоприятные условия для гармонизации личности (В. И. Засулич, Н. К. Крупская, В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Г. В. Плеханов и др.). Представители этого направления ориентировались на развитие таких личностных качеств, как дисциплинированность, ответственность, активность, творческое начало, взаимопомощь, равноправие, коллективизм, патриотизм и др. Идеалом должен быть, по их мнению, образованный и гармонически развитый человек.

Философская полемика отражала противоречивость многообразных направлений в поиске образовательного и воспитательного идеала. В этой связи развитие идеи совершенствования личности в историко-педагогической литературе рассмотрено в аспекте образовательной политики России второй половины XIX - начала XX в. Ретроспективный анализ Полного Собрания Законов Российской империи, законодательных актов, периодических изданий, исторической, современной литературы показал скрупулезность и своевременность принятых соответствующих образовательных документов государственной власти (Положение о начальных народных училищах (1864), Устав церковноприходских школ (1884), средних учебных заведений (1884), Устав Императорских Российских университетов (1884). С позиций образовательных инициатив идея совершенствования личности актуализировалась через развитие сети образовательных учреждений (церковно-приходских школ, частных гимназий, профессио-

нальных училищ, воскресных школ, высших учебных заведений, университетов и др.).

В отечественных исследованиях по истории классических, военных гимназий, реальных училищ, различных типов начальных школ второй половины XIX в. изучались факторы, тенденции становления и развития данных учебных заведений России (Ш. И. Ганелин, Л. Д. Глубоковский, П. В. Горностаев, Э. Д. Днепров, А. Л. Ка-рамышев, Н. Н. Кузьмин, М. В. Михайлова и др.). Исследовались вопросы становления учительских семинарий и школ (А. К. Рымаков, В. У. Сла-невский), проблемы совершенствования университетского образования (В. З. Смирнов, Г И. Щетинина, М. И. Эс-кин). Авторами выявлены причины, тормозившие реформы, в частности, в вопросах бессословного образования, его доступности. Исходя из этого, отражены противоречивые образовательные реформы о повышении оплаты за учебу, особых правилах приема в высшие учебные заведения и др. Показано совершенствование законодательных актов о положении женщин, социальной жизни в целом (закон об отмене телесных наказаний (1861), о разрешении венчаться освобожденным крестьянам и дворовым людям (1861)).

Важным социокультурным явлением стало расширение разнопланового женского образования (акушерские и врачебные, танцевальные и гимнастические курсы, педагогические классы и др.). Демократическая интеллигенция поддерживала стремление женщин к науке, отстаивала их равноправие с мужчинами (А. Н. Бекетов, А. М. Бутлеров, Н. А. Добролюбов, П. Ф. Лесгафт, Д. И. Менделе-

ев, М. Л. Михайлов, И. М. Сеченов и др.). В исследуемый период прослежена ориентация реформ на привлечение и приобщение населения к культурным ценностям, к проведению публичных мероприятий (например, промышленно-художествен-ных выставок) и т.п. Москва и С.Петербург вошли в число мировых европейских научных центров, проявились тенденции увеличения роста изданий учебной литературы (товарищество «Общественная польза» открыло добровольную подписку на издание дешевых книг для народного образования); вступило в силу разрешение на проведение публичных лекций и литературных чтений (1861); стимулировалось развитие педагогической прессы по разнообразным проблемам школьного, семейного воспитания, умственного и физического образования. Процесс совершенствования социальной сферы отмечен установлением льгот педагогам (пенсии, почетные должности, частичное медицинское обслуживание и др.).

Однако в историко-педагогической литературе имелись и негативные оценки происходящих перемен. Например, К. Д. Кавелин в работе «Задачи этики» увидел в них только внешний лоск. В отличие от его позиции, в современных исторических исследованиях (А. В. Бухарина) отмечено, что в начале XX в. в обществе происходило развитие демократических и социалистических идей, осуществлялся философ ско-нравственный поиск педагогической интеллигенцией идеи справедливости, идеи совершенствования.

Таким образом, идея совершенствования личности в историко-педа-гогической литературе раскрыта в аспекте противоречивой образова-

147

тельной политики, через обращение к общечеловеческому, бессословному образованию с одной стороны, и через предоставление дворянству особых прав и привилегий, с другой стороны. Такой подход к школьной политике сдерживал развитие народного просвещения, что стимулировало возникновение своеобразной идеологической ситуации, которая являлась средством пробуждения революционного сознания, социальной активности педагогического сообщества. Исходя из этого, исследовались проблемы совершенствования личности в контексте развития общественно-педагогического движения в России второй половины XIX - начала XX в. Проводимые государством реформы способствовали подъему общественной и политической инициативы, в центре которой находились проблемы общечеловеческого воспитания и образования.

Одной из актуальных тем обсуждения являлась идея совершенствования личности и общества. В связи с этим большую полемику вызвали статьи Н. И. Пирогова «Вопросы жизни» об общечеловеческом воспитании и образовании, П. Г. Редкина «Что такое воспитание?». Они выступали против меркантильных взглядов на цели и задачи воспитания, распространенные в дворянской и мещанской среде. Их работы нашли отклик в статьях Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Мыслители того времени обсуждали проблемы воспитания, социальный характер образования, положение учительства. Так, Д. И. Писарев в статье «Наша университетская наука» высмеивал дробление образования на кирасирское и уланское, образование сенатского и почтамтского чиновника, кожевника и мыловара.

К. Д. Ушинский отстаивал идею совершенствования личности через развитие и преобразование отечественных школ, разъяснял необходимость перестройки учебного процесса в соответствии с природой ребенка. Соглашаясь с ним, П. Ф. Каптерев предлагал совершенствовать человеческую природу, начиная с воспитания ребенка в детском саду. Н. А. Корф настаивал на культурно-просветительской работе учителей с населением, на вовлечение родителей в дела школы. Активную общественную деятельность вел Г. В. Плеханов, поддерживавший организацию митингов и выступлений, на которых поднимались проблемы просвещения народа, вопросы формирования самосознания рабочих, обсуждались идеи совершенствования общества и личности.

Влияние общественно-педагогического движения проявлялось через педагогическую журналистику, через пропаганду новых идей об «общечеловеческом образовании», «воспитании нового человека», «гармоническом развитии личности», формировании «творческой личности», «совершенствовании личности» и др. Однако демократическое педагогическое движение (съезды, педагогические общества, митинги и т.п.) вызывало противоречивую реакцию власти и находилось под политическим надзором. Общественные и педагогические деятели поддерживали различные политические течения: консервативное (М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой и др.), выдвигавшее идею народности, сохранения частной собственности и сословности, традиционной русской самобытности через единство православия, самодержавия, народности; либеральное, счи-

тавшее реформы главным методом социально-политической модернизации России (В. А. Гольцев, П. А. Долгоруков, К. Д. Кавелин, Ф. И. Родичев, Б. Н. Чичерин, Д. И. Шаховский и др.). По их мнению, Россия должна следовать единым историческим путем с западноевропейскими странами. Идея совершенствования личности была частью демократической свободы. Народническое движение восприняло идеи радикальных мыслителей -М. А. Бакунина, В. И. Засулич, П. Л. Лаврова, Г. В. Плеханова, П. Н. Ткачева и др. Они настаивали на смене власти и провозглашении общинного социализма, совершенствовании общественных отношений, повышении благосостояния народа. Конец XIX - начало XX в. стал периодом острой идеологической борьбы, революционного политического движения и одновременно явился периодом расцвета российской науки.

Значительный вклад в развитие отечественной педагогической науки внес выдающийся деятель эпохи реформ и преобразований П. Ф. Лес-гафт (1837-1909). Его творческая биография, мировоззренческие позиции, интерес к общественной, просветительской, научно-педагогической деятельности побудил его к изучению идеи совершенствования личности с позиции единства умственного, физического и нравственного образования. Комплексный подход к изучению человека явился основой для создания им программы совершенствования личности. Она построена на основе историко-педагогических, сравнительных исследований человека, анализа западноевропейских и отечественных систем образования и др. По инициативе П. Ф. Лесгафта был соз-

дан антропологический музей в Казани, Общество естествоиспытателей, Санкт-Петербургская биологическая лаборатория. Он поддерживал развитие женского медицинского образования, изучение истории педагогики, образования и др. Участвовал в работе благотворительной организации «Помощи больным и бедным», в обществе Народных Университетов, Коломенском обществе, в комиссиях, международных съездах и др. Реализация комплексной программы была осуществлена П. Ф. Лесгафтом в созданном им «Обществе содействия физическому развитию» (1893) и на высших курсах для подготовки «Воспитательниц и руководительниц физического образования» (1896-1898) (в настоящее время Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), в его просветительской деятельности.

Таким образом, идея совершенствования личности как историко-педагогический феномен сформировалась в условиях духовно-нравственного кризиса в целях поиска путей реформирования общественных отношений и нашла свое отражение в научно-педагогической деятельности П. Ф. Лесгафта. В контексте этой идеи П. Ф. Лесгафт систематизировал своеобразную педагогическую терминологию. Ученый обратился к анализу закономерностей образовательного процесса, общепедагогического категориально-понятийного аппарата: «образование», «воспитание», «обучение». Он обосновал значимость взаимосвязи образования и воспитания, актуализировал такие междисциплинарные понятия, как «общественное воспитание», «семейное воспита-

149

150

ние», «физическое образование», «наука» и др.; раскрыл ценностные качества идеала человека, используя термины «самообразование», «самосовершенствование», «совершенствование» и др.; показал смысл таких образовательных терминов, как «знания», «мышление», «рассуждение» и др.; проанализировал духовные, нравственные, этические и эстетические качества личности.

Проявление духовности человека П. Ф. Лесгафт видел в «терпимости», «любви», «самосовершенствовании», «гражданственности», «благородстве», «любви к отечеству». Результатом нравственного воспитания ученый считал проявление таких качеств, как «уважение личности другого», «правдивость», «трудолюбие», «дисциплинированность», «соблюдение прав» и др.

Физическое, этическое и эстетическое образование у П. Ф. Лесгафта связано с высокими и общепризнанными идеалами «красоты», «изящества», «пластичности», «легкости». Главной целью физического образования он считал здоровье ребенка. Ученый связывал психологические и физиологические процессы с развитием и формированием личности. В работе «Школьные типы» П. Ф. Лес-гафт описал семь типов детей (лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетенный, нормальный), показал их положительные и отрицательные стороны.

Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П. Ф. Лес-гафта на практике рассматривалась в аспекте комплексного подхода к изучению человека, с учетом условий семейной, школьной, общественной

среды. Он изучал медико-биологическое развитие детей, уровень их здоровья, функциональное состояние организма; статистические данные о смертности детей; осуществил анализ качеств физического развития; психологических особенностей (темперамент, тип личности, характер и т.п.); раскрыл и обосновал педагогические условия образования и воспитания детей (анализ состояния отечественного образования, его содержание, имеющиеся условия для гармонического развития, образ жизни семьи и т.д.). В этой связи им рассмотрены педагогические условия совершенствования личности в теории и практике, проанализирована возрастная периодизация детей, выявлены физиологические, психологические, характерологические особенности личности, отмеченные ученым. П. Ф. Лесгафтом выявлены общечеловеческие, семейные, образовательные проблемы, влияющие на гармоническое развитие молодежи (отсутствие определенных жизненных целей, готовности к самостоятельной деятельности; неразвитость интересов, инициативы, умения распоряжаться своими силами, временем; неподготовленность к физическому труду; отсутствие идеалов и др.).

Идея совершенствования личности раскрыта ученым в аспекте становления физического образования в европейских странах через сравнительный историко-педагогический анализ (Англии, Германии, Греции, Китая, Рима, Франции, Швеции и др.), характеристику педагогических систем (Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Пе-сталоцци, Г. У. Фит, И. Х. Ф. Гутс-Мутс, Ф. Аморос, П. Г. Клиас, Ф. Нах-тегал, Ф. Л. Ян, Ф. В. А. Фребель,

А. Шписс, П. Г. Линг и др.), выполненных П. Ф. Лесгафтом по заданию Главного управления военно-учебных заведений России (1875-1876 гг.). Взглядам П. Ф. Лесгафта импонировала система гармонического развития молодежи Греции, постановка образования в Англии, ориентированного на воспитание в детях свободолюбия, ответственности.

Сравнительные исследования, проведенные ученым по изучению состояния физического развития, уровня здоровья молодых людей в Англии и России, выявили более низкие показатели физического развития учащихся отечественных школ. Именно полученные данные явились основой для разработки им комплексной программы совершенствования личности, с опорой на рациональные идеи русских и зарубежных ученых, в т.ч. по физическому воспитанию и образованию (А. Д. Бутовский, 1890; П. Иванов, 1891; Ф. Лагранж, 1890; П. Ф. Кап-терев, 1897 и др.).

П.Ф. Лесгафт критически осмыслил предлагаемые идеи организации систем физического образования молодежи. По его мнению, предложение А. Д. Бутовского об использовании жестких педагогических требований к детям в процессе занятий физическими упражнениями не соответствовало педагогической цели, не способствовало совершенствованию личности. П. Иванов, П. Ф. Каптерев советовали применять физические упражнения в школе с гигиеническими целями. Однако программа совершенствования личности П. Ф. Лесгафта объединяла традиционное духовно-нравственное, умственное образование с психологическим, физическим, эстетическим воспитанием, общим

развитием человека и ориентировала на гуманизацию образования. Идея совершенствования личности в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта охватила широкий спектр проблем семейной и общественной жизни. В авторской программе ученый использовал разнообразные средства физического воспитания и образования (физические упражнения, сюжетно-роле-вые, настольные игры, взаимосвязь с трудовой, туристической, экскурсионной деятельностью и др.) с учетом научно обоснованных методических указаний; он выявил методы преподавания, способствующие развитию умственных качеств. При этом П. Ф. Лес-гафт опирался на классические и современные принципы образования, создавал специальные условия для гармонического развития личности. Исходя из этого, показано, что центральная идея совершенствования личности в педагогическом наследии П. Ф. Лесгафта реализована им в комплексной программе изучения и развития человека.

Таким образом, совершенствование личности - это эволюционный процесс позитивных изменений индивидуальных свойств человека через деятельность, познание мира, других людей, самого себя. Развитие идеи совершенствования личности в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX в. происходило под влиянием борьбы противоречивых идеологических течений (либерального, консервативного, радикального), на фоне развивающегося демократического общественно-педагогического движения, гуманистических тенденций в педагогике. Основными доминантами отечественного воспитания в исследуемый пери-

151

152

од являлись, с одной стороны, духовный идеал (милосердия, покаяния, смирения, доброты), с другой - общечеловеческий идеал личности (целостность, гармоничность, целенаправленность).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беганцова И. С. Русская психологическая мысль конца XIX - начала XX века. - Арзамас: АГПИ, 2005. - 128 с.

2. Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. - М.: Сва-рог и К, 1997. - 541 с.

3. Бердяев Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Вступ. ст. А. В. Гулыга. - М.: Сварог и К, 1997. - 415 с.

4. Бухарина А. В., Кураев А. Н., Степанов А. И. История и культура императорской России, XIX век: учеб. пособие. -М.: Рос. заоч. ин-т текстил. и легкой пром-ти, 2005. - 76 с.

5. Вуич Н. И. Исторический обзор деятельности комитета министров / Под ред. Ку -ломзина. - СПб.: Канцелярия ком-та министров, 1902. - 5 т. Комитет министров в первые восемь лет царствования государя

императора Николая Александровича, 21окт. 1894. - 8 сент. 1902). - 127 с.

6. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. - Т. 3: Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - 439 с.

7. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: в 11 т. - Т. 6: Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747-1765 гг. - М.: Академия наук, 1952. - С. 382-402.

8. Лосский Н. О. История русской философии: Пер. с англ. - М.: Сов. писатель, 1991. - 480 с.

9. Макарцева Н. Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 81-86.

10. Можайскова И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России: в 4 ч.

- Ч. I: Религиозные начала цивилизованной структуры человечества и духовные истоки русской цивилизации. - М.: Студия «Вече», 2001. - 560 с.

11. Толстой Л. Н. Педагогические сочинении / Вступ. ст. В. А. Вейкшана. - М.: Учпедгиз, 1953. - 444 с.

12. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли: [сб. работ по исследованию русской духовности] / Отв. ред. М. Н. Громов, В. В. Мильков; Ин-т философии РАН. - М.: Наука, 2000.

- 376 с. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.